НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
статья по английскому языку на тему

 

Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности является одной из основных целей  учителя-предметника в 9-11 классах. Чтобы достичь этой цели, необходимо реализовывать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизировать их интеллектуальные качества, а так же, создавать оптимальные условия для поддержки и развития одаренных детей.

В статье описываются некоторые приёмы, которые автор применяет на уроках и во внеурочной деятельности при работе с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

С.А. Малышева

МОУ «гимназия № 5»

г. Волгоград, Россия

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

The article is devoted to some approaches to the work with gifted pupils at English lessons and during extracurricular activities.

     Одаренность как качественная характеристика учащегося означает проявление у ребенка значительно более высоких, в сравнении со статистической нормой, умственных и творческих возможностей (способностей). Проблема выявления одаренных детей состоит, прежде всего, в создании благоприятных условий для их развития, с тем, чтобы выявлять способных к интеллектуальному и личностному росту детей в самом учебно-воспитательном процессе.

Каждому педагогу необходимо выявлять таких детей уже на раннем этапе обучения. А в старшей школе для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар, учащемуся необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться.

По моему мнению, создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности является одной из основных целей  учителя-предметника в 9-11 классах. Чтобы достичь этой цели, необходимо реализовывать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизировать их интеллектуальные качества, а так же, создавать оптимальные условия для поддержки и развития одаренных детей.

На уроках английского языка создание условий для индивидуального, дифференцированного обучения имеет большое значение. Применение на уроках специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, работа на образовательные сайтах, в том числе сайтах Великобритании, on-line тесты по лексике и грамматике в формате ЕГЭ – всё

 это позволяет не только оптимизировать процесс обучения в общем, но и реализовать принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

Большое значение при работе с одаренными детьми приобретает внеурочная деятельность. В своей педагогической деятельности я выделяю следующие условия реализации программы во внеурочной деятельности:

- обеспечение участия одарённых детей в различных творческих инициативах разного уровня (школьный, районный, городской, областной, всероссийский, международный);

-применение  во внеурочной деятельности Интернет-ресурсов, расширяющих возможности участия школьников во Всероссийских и международных проектах, фестивалях;

-дистанционное обучение одаренных детей.

Формами работы с одаренными детьми могут быть как индивидуальная, так и работа в малых группах.

Учащиеся нашей гимназии с увлечением используют информацию на сайте "Hello on-line",  который создали российские учителя английского языка. Темы этого сайта призваны не только углублять знания в грамматике и лексике английского языка, но и знакомить пользователей с культурой англоязычных стран и России на английском языке. Имеется архив выпусков электронного журнала "Hello on-line", который был создан специально для людей, изучающих английский язык. Журнал содержит очень много статей, посвященных изучению Америки, ее истории, культуры, традициям, статей, посвященных комплексному сравнению России и Америки. Статьи электронной энциклопедии посвящены Америке. Одним из направлений деятельности этой организации является проведение  международных конкурсов сочинений, посвящённых  развитию российско-американских отношений. Темы сочинений довольно сложные. Например, в ознаменование 200-летия дипломатических отношений между США и Россией, которые были установлены в 1807 году, Посольство США в России, представительство программы Фулбрайт в России, факультет иностранных языков Московского государственного университета и Историческое общество штата Массачусетс объявили конкурс эссе для учеников старших классов российских и американских школ. Они предложили ученикам старших классов написать эссе, посвященное одному из аспектов двусторонних отношений. Эссе, представленное на конкурс, должно быть оригинальным, творческим и демонстрировать понимание одного из аспектов российско-американских отношений. Например: «В 1807 году Россия и США договорились об установлении официальных дипломатических отношений. По Вашему мнению, что можно считать самым лучшим примером российско-американского сотрудничества за прошедшие 200 лет?»

В своих эссе ученики могли писать о развитии отношений в следующих областях: наука, образование, культура, внешняя политика, торговля, международные отношения, искусство. Можно было выбрать одну из перечисленных тем для обсуждения, свое мнение необходимо было подкреплять примерами. Эссе могли быть также посвящены деятельности американского или российского лидера, такого, который способствовал расширению отношений между двумя странами.

Эссе должно было начинаться с убедительного высказывания и заканчиваться четкими выводами, т.е. учащиеся должны были придерживаться особой структуры написания эссе. Высказанные идеи должны были подкрепляться, по крайней мере, двумя примерами. Объем эссе не должен был превышать 750 слов. (Предлагалось пользоваться специальными ресурсами, которые были разработаны в связи с празднованием 200-летия дипломатических отношений России и США и представлены на следующих сайтах: www. hello-online.ru, на сайте Посольства США www.usembassy.ru,  на сайте Исторического общества штата Массачусетс www.masshist.org, на сайте Государственного департамента США www.state.gov.)

В последние годы в России создаются различные центры дистанционных инициатив, которые предоставляют школьникам отличные возможности для развития своих способностей в области изучения английского языка. Учащиеся нашей гимназии уже несколько лет принимают активное участие в  международном конкурсе «Британский бульдог». В России этот конкурс проводится под эгидой Института продуктивного обучения РАО. Целями и задачами конкурса являются:

-развитие интереса школьников к английскому языку и науке о нем;

-активизация внеклассной внешкольной работы по английскому языку;

-предоставление участникам возможности соревноваться в Российском масштабе.

Программа FLEX стала первой большой долгосрочной программой обменов для школьников старших классов. За семнадцать лет своего существования программа обменов для учащихся старших классов FLEX предоставила стипендии более 20000 старшеклассников. В рамках программы FLEX обучаются и ученики нашей гимназии.

По моему мнению, роль учителя при работе с одарёнными детьми в старшей  школе трудно переоценить. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с высоким интеллектом, в школе носит характер помощи и поддержки. Учитель разрабатывает индивидуализированные программы, создает условия для развития творческих способностей учеников, предоставляет учащимся обратную связь, проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Список литературы

  1. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", М., 1991.
  2. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. и др. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений./ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Академия, 2000.
  3. Рубцов В.В., Юркевич  В.С. Вестник практической психологии образования  №1/2011 Теория и практика работы с одаренными детьми №1(26) январь—март 2011

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Целью своей педагогической деятельности считаю создание такой среды, при которой возможно формирование ключевых компетентностей. Реализую данную цель через организацию деятельности учащихся на у...

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время в начальной школе

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящий сборник составлен по материалам регионального семинара «Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности», состоявшегося в апре...

Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности(из опыта работы)...

Работа с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Нужны ли России одаренные дети? Конечно, нужны. Одаренные дети – ресурс человеческого потенциала современной России....