«Моделирующие игры с использованием ИКТ как средство развития лингвистических коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка»
статья по английскому языку (6 класс) по теме

Топчий Наталья Борисовна

Предварительный просмотр:

Топчий Наталья Борисовна,

учитель английского языка

Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №213

Статья посвящена применению инновационных методов в преподавании английского языка. В ней также анализируется практика использования моделирующих игр, подчёркивается их роль в развитии навыков самостоятельной работы и творческих способностей учащихся. 

«Моделирующие игры с использованием ИКТ как средство развития лингвистических коммуникативных способностей учащихся на уроках  английского языка»

Ученик – не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь.

Плутарх

    В  работе учителя, на мой взгляд, творчество – неотъемлемая часть профессии.

Происходит чудо, когда ученик, не знающий даже английского алфавита, начинает говорить на другом языке, мыслить по-английски. И очень важно сделать так, чтобы ему захотелось узнавать с каждым уроком всё больше и больше. А это, прежде всего, зависит от учителя.

    Конечно, без традиционных методов и приёмов, в своей ежедневной практике мне не обойтись. Ведь в нашей школе с углублённым изучением английского языка ученики имеют по 5-6, а в старших классах по 7-8 часов английского в неделю. И развлекать весь урок невозможно, да и не нужно. Как же поддержать и преумножить мотивацию моих учеников? Действительно, без интереса к предмету никакое обучение не пойдёт впрок.

  Поэтому сегодня мне бы хотелось остановиться на интерактивных формах обучения английскому языку, таких, как моделирующие игры с использованием интерактивной доски и программы Mimio.

   Игра, по-моему, – один из лучших методов, имеющихся в арсенале образования. А информационные технологии создают условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию материала. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психоэмоциональное состояние обучаемого, активизируются его положительные эмоции. Поэтому даже трудные, на первый взгляд, темы становятся понятными, доступными и интересными.

    В связи с тем, что основная цель обучения иностранному языку — это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком, задача учителя — активизировать деятельность каждого ученика в процессе обучения, создать ситуации для творческой активности.

   Для повышения интереса к изучению английского языка, укрепления личной уверенности учащихся, развития умения объективно оценивать себя, сотрудничать, наряду с традиционными методами и приёмами, я использую метод моделирующей игры.    

        Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию.  Поэтому даже трудные, на первый взгляд, темы становятся понятными, доступными и интересными. Внедрение ИКТ в процесс обучения делает его разнообразным, ярким, мобильным, возрастает заинтересованность учащихся.      

   Имитационно-игровое моделирование - это воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной жизни.

   Применение игрового моделирования в учебном процессе позволяет имитировать конкретную ситуацию, когда предстоит найти правильное решение, соответствующее реальным обстоятельствам. При этом не только решаются учебные задачи по активизации определённой лексики и закреплению каких-то грамматических структур, но, что особенно важно, вырабатываются умения и навыки мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, к творчеству и коллективному взаимодействию. В игре формируются важные социальные установки, приобретаются практические навыки и умение находить решения конкретных задач. Помимо  этого, игры позволяют создать на уроке  благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию языкового  барьера.

Моделирующая игра проходит в три этапа:

I этап - подготовка

  • планирование игры;
  • проектирование моделируемой ситуации и подготовка презентационных материалов;
  • формирование заданий;

II этап – проведение игры

  • Постановка проблемы: коллективное обсуждение  целей, создание творческих групп.
  • Работа по творческим группам.
  • Общее обсуждение, защита позиций каждой группой.

Завершающий III этап - организация рефлексии

  • обсуждение результатов и анализ действий участников игры;
  • выявление трудностей, возникавших по ходу игры;
  • заполнение индивидуальной карты.

Урок-моделирующая игра «Our fragile planet (Наша хрупкая планета)».

Класс: 6 класс

Тип урока: обобщающий

Цели: формирование обобщённых знаний по теме и оперирование ими.

Учебный аспект: систематизация, обобщение и закрепление пройденного материала по теме, закрепление навыков говорения с использованием грамматических структур Conditionals Type I.

Развивающий аспект: развитие личностной активности учащихся, развитие способности к анализу, обобщению и формулированию собственных выводов.

Психологический аспект: радость совместного труда, создание ситуации успеха.

Воспитательный аспект: воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей среде, активной жизненной позиции, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе.

Практический аспект: коллективное создание микро-проекта.

Ход урока

I Приветствие. Представление темы урока.

  Видео Слайд 2

Учащиеся просматривают клип, выражают свои мысли и определяют тему урока.

Распределение на 2 творческие группы.

Слайд 3 Тема урока «Наша хрупкая планета»

II Активизация лексики по теме «Защита окружающей среды» Слайды 4-5 

а) Дайте русские определения английским словам и выражениям.

b) Разделите глаголы на две группы: с позитивным и негативным значением по отношению к окружающей среде.

Ответы Слайд 24                          

III Грамматика

Активизация грамматических структур  Conditional sentences type I.

Задание: с опорой на картинки составить предложение условного типа I.

Слайды  7, 9, 11 для I группы учащихся.

Слайды  8, 10, 12 для II  группы учащихся.

III Видеоклипы.

Группы просматривают видеоклипы, обсуждают 15 сек. и создают «лозунг» к каждому ролику.

Слайды  13-20.

IV Создание мини-проекта «Дерево золотых правил». Слайд 21

Одна группа генерирует идеи о том, что люди должны делать, чтобы помочь Земле. Вторая – что люди не должны делать, чтобы не разрушать планету. Время ограничено 5 мин. Учащиеся пишут свои призывы на листиках жёлтого (-) и зелёного (+) цветов, и один за другим дают объяснения.

V Заключение. Слайды 23, 25.

«Берегите свою планету. Она у вас одна!» «Мы все связаны!»

 VI Учащиеся заполняют карту самооценки.

LESSON EVALUATION FORM

                  (Individual)

1.The most interesting thing(s) I’ve learned.

_________________________________

2.What I’m proudest of doing.

 _________________________________

3.My biggest problem(s).

__________________________________

4.What I could have done better.

__________________________________

Comments:________________________

КАРТА САМООЦЕНКИ

(Индивидуальная)

1.Самое интересное, что я узнал на уроке.

_________________________________

2.Что мне лучше всего удалось.

_________________________________

3.Что было для меня самым сложным.

__________________________________

4.Что я мог сделать лучше.

__________________________________

Комментарии:___________________


Я использую ИКТ не только для подготовки  и проведения моделирующих игр, обобщающих уроков по различным темам, но и включаю элементы ИКТ во внеклассные мероприятия и в свои повседневные уроки.

 Итак, в своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что могу использовать ИКТ в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.
     Очевидно, что использование компьютерных технологий помогает:

-привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- активизировать познавательный интерес учащихся;

- делать занятия более наглядными и интенсивными;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

- создавать на уроке  благоприятный эмоциональный фон;

- преодолевать языковой  барьер.

  Но я, несомненно, учитываю следующее: внедрение ИКТ в процесс преподавания английского языка должно вестись комплексно с опорой на традиционные методы и приёмы обучения. Иными словами применение ИКТ для меня не самоцель, а эффективный инструмент повышения мотивации к изучению языка, развития навыков и умений учащихся.

Презентация для урока в программе Mimio доступна на https://docs.google.com/open?id=0Bzezlx9VW85PdGRmRWpqVW9rVzQ или

http://depositfiles.com/folders/4R3SJUA5H

Список источников:

  1. УМК «Английский язык», 6 класс, Афанасьева О.В., Михеева И.В., издательство Просвещение  
  2. http://wwf.panda.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование веб-квеста для развития информационно-коммуникативной компетенции на занятиях английского языка

В статье рассматриваются способы использования учебных Интернет-материалов в проектной методике, их преимущества для формирования информационной, коммуникативной и других компетенций студентов. Описыв...

Совершенствование коммуникативных способностей учащихся по русскому языку с целью предупреждения и устранения языковых ошибок.

Хочу поделиться опытом по данной теме. Может быть, другим учителям мой опыт пригодится в работе. http://yadi.sk/d/9KvYlr2nG2bBW...

План работы по выявлению, развитию и оценке способностей учащихся по английскому языку

План работы по выявлению, развитию и оценке способностей учащихся по английскому языку...

КОНСТРУКТОРСКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В методическом пособии представлен обобщённый опыт педагогов дополнительного образования по развитию научно-технических способностей учащихся посредством конструкторско-коммуникативных игр. Все предст...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами.Метод проектов...

«Интерактивная игровая технология как эффективное средство развития креативных (творческих) способностей, учащихся на уроках технологии»

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены национальные...

Метод проектов как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Метод проектов как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка...