Самоанализ педагогической деятельности
материал (английский язык) по теме

Михайленко Мария Васильевна

Анализ работы и материала по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Современное общество находится в процессе кардинальных изменений во всех сферах экономической, государственной, общественной жизни, отмечается  формирование парадигмы системы образования. В связи с этим целью школьного образования становится обеспечение успешной адаптации подростков в процессе обучения, реализация школьниками собственных способностей, возможностей, интересов. Это предполагает такие изменения в организации учебного процесса, которые бы способствовали развитию активной творческой личности, способной принимать нестандартные, творческие, иногда жизненно важные решения.

Главное стратегическое направление развития системы образования в мировой педагогике  -  это развивающее обучение - такое обучение, в котором развитие человека является прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения состоят  в:

- преобразовании учащихся на субъектов познавательной деятельности;

- развития школьников в процессе мышления, а не за счет работы памяти;

- усвоении познавательной деятельности в единстве эмпирического и теоретического познания;

- построении процесса обучения на приоритете дедукции в познании;

- активной учебно-познавательной деятельности в ходе выполнения учебных задач;

- формировании критического и творческого мышления как ведущих направлений интеллектуального развития человека.

Целью своей педагогической деятельности я считаю раскрытие возможностей организации учебно-познавательного процесса на основе использования коммуникативного метода обучения как средства развития творческой активности подростков.

 Важно отметить, что субъективная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на индивидуализированный характер познания, основанные на внимательном отношении к интересам и потребностям школьника.

Одной из задач современного общества является приобщение подрастающего поколения к универсальным ценностям, формирование у детей и подростков умения общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Иностранный язык позволяет продуктивно общаться в иноязычной среде, а также является действенным фактором личностного развития, саморазвития и самореализации личности.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме позволил определить понятие «творческая активность» как интенсивная умственная и практическая деятельность учащихся в процессе обучения, направленная на развитие творческих способностей учащихся. Как средство развития творческой активности детей я предлагаю использование учебного диалога в процессе обучения.

Гуманистически направленная педагогика характеризуется обращением к диалогу как важнейшему компоненту личностно-ориентированного обучения, в котором устанавливаются знания, выработанные многими поколениями прошлого и сохраняющие то, чем владеет школьник, что известно только ему. Эти две стороны составляют диалогику обучения.

Диалог (dia – через,  logos – слово, взаимодействие посредством слова) – не разговор двух или более лиц, не борьба мнений. Диалог понимается как определенная коммуникативная среда, заключающая в себе механизм становления и самообоснования личности в условиях множественных культур (В.В. Сериков).

Анализ теоретических работ о диалоге (Е.В. Бондаревская, В.С.Библер, В.В. Сериков и др.) позволяет выделить следующую классификацию диалогов:

- исследовательский

- риторический

- мотивационный

- критический рефлективный

- конфликтный

- смыслотворческий

- духовный.

В центре диалоговой ситуации – личность учащегося с его самобытными и уникальными отношениями с окружающим миром, с другими людьми. Любой диалог может состояться только при условии полноты проявления личностных функций субъекта (критичность, самооценивание, определение смысла вещей, построение собственной картины мира, творческая самореализация, ценностные ориентации). Каждый собеседник ведет диалог своей формы и на своем уровне. Значит, целесообразней говорить не о диалоге вообще, а о нескольких диалогах, объединенных в одном. Такой объединенный диалог может стать учебным, если в нем происходит прямое движение от потребностей и побуждений человека к неизвестному направлению его пожелания и обратное движение: от динамики мысли – к динамике проведения – и конкретной деятельности личности.

В учебном диалоге совершается продуктивная познавательная деятельность, производящая личностью для себя полезный продукт – знание, имеющее для нее практическую ценность. В учебном диалоге как компоненте личностно-ориентированного обучения, учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов; эти проблемы обсуждаются на уроке в споре с другими объектами.

В диалоге ребята имеют возможность поддержать высокий уровень положительной мотивации, потому что им предоставляется возможность перебивать объяснение, высказывания, задавать любые вопросы, формулировать свой смысл текста.

Основой учебного диалога является учебная ситуация, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции ребят и предполагает усвоение содержания и способов деятельности в условиях диалога как дидактико-коммуникативной среды.

Поэтому, проектируя учебный диалог, я должна продумать реализацию условий  творческой учебно-исследовательской деятельности, каковыми являются:

- устранение внутренних препятствий творческими проявлениями;

- фиксирование работы подсознания;

- развитие живости воображения, восприимчивости, насыщенности восприятия мира собеседников;

- помощь в обретении учащимися понимания смысла и общей направленности творческой деятельности, в которой развиваются их личностные возможности.

Анализируя труды многих исследователей, можно сделать вывод, что в учебном диалогическом взаимодействии важно для учителя не только «владеть словом», но и его доброжелательность, креативность, внимательное отношение к каждому, готовность соглашаться с верными доводами, отказ от привычки  во что бы то ни стало утверждать свою правоту. Тогда диалогические отношения становятся естественными и привычными для субъектов взаимодействия. Это способствует развитию творческой активности школьников.

Учебный диалог характеризуется использованием разного рода клише и разговорных формул. Развитие творческой активности и спонтанный характер речи может проявиться в паузах нерешительности, перебиваниях, перестройке фраз, изменении структуры диалогического единства, в широком использовании рекуррентных готовых фраз и разговорных формул.

Психологи отмечают, что творческие потенции заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и  реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей.

В среднем школьном возрасте процесс приобщения к творчеству протекает в учебной деятельности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала. А я, как учитель,  должна организовать такую адекватную учебную и внеучебную деятельность, при которой учение превращается в исследовательскую деятельность, которой, по моему мнению, можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований:

- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;

- стремится помогать ребенку понять самого себя;

- всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои творческие идеи.

Я считаю, что средний школьный возраст – благоприятный и значимый  период для развития творческого потенциала личности. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Таким образом, в вопросе формирования творческой личности и развития ее активности этапу средней школы отводится важное место. В вопросе развития творческой активности учащихся на уроках английского языка особую роль играют различные коммуникативные задачи (ситуации), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.

Систематическая работа учителя в режиме творческого обучения, когда ежедневно ученикам на уроках предлагается высказать свое мнение, вступить в коммуникацию, способствует формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействует проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений.

Я рассматривала развитие творческой активности как интегративное качество личности. Проаназирировав работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Р.С. Немова и др., я смогла выявить основные составляющие творческой личности подростка:

- уверенность в своих силах;

- доминирование эмоций радости;

- отсутствие боязни показаться странным и необычным;

- отсутствие конформности;

- любовь к фантазированию, способность быть самим собой, слышать свое «Я»;

- достаточная речевая активность.

В моей педагогической деятельности коммуникативный метод обучения выступает как инструментарий развития творческой активности подростков, который можно применять на отдельном занятии и как элемент урока. Одним из принципиальных положений организации диалога является отсутствие отметки по бальной системе, деятельность оценивается на основе суждений о правильности грамматического и стилистического строения речи.

Для доказательства эффективности использования коммуникативного метода обучения и учебного диалога в частности при развитии творческой активности подростков, я предлагаю  активизировать построение учебного процесса, разнообразить виды работы на уроках, стимулировать учащихся к развитию творческой активности посредством организации работы с произведениями искусства, ролевыми играми, работы с цитатами, высказываниями и поговорками, применения заданий по составлению диалогов с заранее отмеченными речевыми клише, проведения «творческих уроков».  Исследовательской площадкой в данном случае является учебный процесс в 8 классе.

Одна из форм работы на уроке – организация и проведение диалогового общения относительно предложенных ситуаций. В процессе использования данной формы работы происходит развитие умений диалогической речи, творческой активности. По просьбе учителя ученики должны прочитать предложенный диалог, расширить  его и разыграть по ролям в соответствии с предложенными ситуациями общения:

- два школьника торопятся в школу, бегут, сталкиваются друг с другом, произносят диалог, смотрят  на часы, разбегаются;

- мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит девочке цветы и они вместе уходят;

- кукольный театр;

- мальчик разговаривает со своей собакой;

- разговор двух деловых людей по телефону.

Дополнительным заданием в данном случае было расширение диалога на 5 – 6 реплик.

Другим способом привлечения элементов коммуникативного обучения является работа со стихотворениями, поговорками, т.е. чтение, перевод, осознание смысла и использование вопросов к ним с целью направления учащихся на выражение своего отношения к прочитанному, описание своих действий, чувств, мыслей, обсуждение содержания прочитанного в диалогах.

Учащимся было предложено прокомментировать свое согласие или несогласие относительно пословиц:

Friends are the thieves of time.

No man is useless while he has a friend.

A friend to everyone is a friend to nobody.

Во время организации и проведения этого вида деятельности по выражению своего мнения многие учащиеся приводили факты, аргументы, примеры из жизни, перефразировали известные поговорки в соответствии с заданной темой. Дети были достаточно активны и заинтересованы в ходе обсуждения. Следовательно, происходило интенсивное развитие творческой активности посредством включения заданий коммуникативного и проблемного характера.

Еще одна необычная форма урока – «снимаем фильм». Ребята разделены на несколько «киностудий», у каждой из них свой режиссер.  Каждая «киностудия» вносит в предложенный отрывок  диалога что-то свое.

Необходимо отметить, что подобные задания должны использоваться достаточно продолжительное время для получения необходимого результата. После проделанной работы можно отметить повышение уровня творческой активности учащихся, их заинтересованности в общении, повышение уровня мотивационной направленности и осуществлении коммуникации в монологической и диалогической формах.

Учебный диалог является одной из основных форм речевой активности, способствующей развитию творческой активности учащихся, потому что:

- диалог развивает коммуникативные умения учащихся;

- диалог способствует ориентации учащихся в ситуации общения;

- диалог формирует у учащихся умение выслушать собеседника и высказать свое мнение;

- диалог создает условия для реализации творческих способностей учащихся.

Теоретическое осмысление проблемы позволило мне определить пути и условия развития творческой активности учащихся и сделать следующие выводы:

1.  Развитие творческой активности  учащихся и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если учитель применяет в работе следующие рекомендации:

- подбирать диалоги – образцы, позволяющие ученикам соотносить содержание сообщения с их собственным опытом, стимулирующие их интерес и любознательность;

- осуществлять грамотный подбор диалогов – образцов, которые могут обеспечить восполнение определенных пробелов информационного плана;

- с целью развития творческой активности учащихся  опираться на уже сформированные умения и навыки творческой деятельности;

- осуществлять дифференцированный подход к развитию творческой активности детей;

- учитывать возрастные особенности при реализации коммуникативного обучения.

2.  Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность развития творческой активности школьников являются:

- возможность овладения школьниками опытом самостоятельной разнообразной деятельности через использование коммуникативного метода в учебном процессе;

- создание обогащенной информационной и развивающей среды;

- тесное взаимодействие творческой личности учителя и ученика;

- использование в учебном процессе творческих заданий;

- моделирование ситуаций, требующих проявления творческой активности учащихся.

Обобщая теоретические положения, выдвинутые многими исследователями по рассматриваемой проблеме, анализируя свой опыт работы и работу учителей иностранного языка, результаты практической деятельности, я пришла к следующему выводу:  внедрение элементов коммуникативного обучения и использование учебного диалога в частности, служит активизации учебного процесса, способствует превращению учащихся в равноправных участников общения, стимулирует развитие познавательных процессов, творческой активности учащихся, соответствует уровню развития подростков, их интересам, возможностям, социальному опыту, повышает мотивационную направленность в изучении иностранного языка.

        Применяя на уроках  формы  и методы работы, предлагаемые технологией коммуникативного подхода к обучению, обращаюсь к методическим приемам и других технологий: дифференцированный подход, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, в младшем и среднем звене часто использую игровые приемы. Все это позволяет сделать уроки нескучными, не похожими один на другой, вызывает интерес у учеников, повышает уровень активности их на занятии, развивает их коммуникативные навыки.

Самоанализ педагогической деятельности за четыре последних года подтверждает эффективность систематического, творческого применения в процессе обучения английскому языку элементов современных образовательных технологий и методик (ИКТ, здоровьесберегающие технологии, частично-поисковый и исследовательский методы, игровые методы обучения).  Наблюдается стабильность результатов оценок по английскому языку, итоговые оценки по предмету соответствуют результатам внешней оценки (результаты внешнего контроля (ЕГЭ) соответствуют  итоговым оценкам  и результатам  внутриучрежденческого контроля). Прослеживается позитивная динамика результатов учебных достижений обучающихся за  последние годы  (средний балл по году 2009-2010 составлял 3,8; в 2010-2011 году - 3,95); во 2 - 5  и в 3 – 6 классах с 2010 по 2013 год наблюдается позитивная динамика  качества обучения: с 78,5% до 84,6% и с 60% до 100% соответственно).

Позитивная динамика результатов учебных достижений обучающихся во многом определяется программно-методическим обеспечением образовательного процесса. Обучение английскому языку ведется по рабочим программам, составленным на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (2004г.), Примерной программы основного общего образования по английскому  языку, программы по английскому языку к учебному комплексу для 2 – 3 классов (УМК «Мир английского языка» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др.издательства «Просвещение»), УМК  М.З. Биболетовой «Enjoy English» (4 класс), на основе Обязательного минимума содержания основного общего образования по английскому языку, программы по английскому языку к УМК «Английский язык» серии «Новый курс английского языка для российских школ» О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой (5 – 9 класс),      рабочей  программы, составленной  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе  примерной программы по английскому языку среднего (полного) общего образования, УМК «Spotlight» (Английский в фокусе),  авт.Афанасьева О.В., Дж. Дули, Михеева И.В., Б. Оби, В.Эванс ; УМК Кузовлева В.П.  и УМК Афанасьевой О.В с соблюдением авторской линии.

 На формирование и развитие интереса к английскому языку и страноведению, углубление знаний учащихся ориентированы программы групповых занятий по английскому языку для 5 класса и кружка    «Funny English» для 3-5 классов.

 Контроль результатов обучения проводится с использованием разнообразных форм и видов (чаще стала применять тесты по английскому языку с целью подготовки учащихся к ЕГЭ), с использованием современных дидактических материалов разных издательств и самостоятельно разработанных материалов  разных уровней сложности.    

О результативности использования современных образовательных технологий можно говорить, обращаясь к результатам ЕГЭ по английскому  языку в 11 классе, к  итогам  интеллектуальных и творческих конкурсов муниципального, регионального, федерального уровней (среди обучаемых мною ребят есть победители и призеры всех уровней, подробнее см. раздел 4.3).

  Внеурочная деятельность – один из путей повышения интереса к изучаемому предмету, формирования чувства любви к изучаемому языку. Традиционным стало участие моих обучающихся в творческих и интеллектуальных конкурсах по предмету разных уровней, что позволяет им проявить свои способности, сравнить уровень достижений  со своими прежними результатами за несколько лет и испытать чувство радости и удовлетворения, видя свой рост, а мне позволят ощутить чувство гордости за успешно выступивших ребят и планировать внеурочную деятельность, внося коррективы.

 Доля школьников, участвующих во внеурочной деятельности на регулярной основе, от общего количества обучаемых мною за последние три года составила 27%.

 Увлечь, повести за собой может учитель, который не довольствуется сделанным, а который хочет идти вперед, продолжает повышать свой методический уровень, не устает учиться сам, желает открывать новое не только для себя, но и для учеников и коллег. Повысить свой педагогический уровень, перенять лучшее из опыта работы коллег мне дает возможность участие в работе МО, различных педагогических форумах, Интернет-ресурсы, здесь же могу представить свой опыт работы, будучи уверенной в понимании и поддержке коллег.

  Разработанными  учебными и методическими материалами по применяемым  современным технологиям поделилась с коллегами во время проведения  районного конкурса педагогического мастерства, участия в «Фестивале  медиауроков - 2012» среди работников образования Курганской области,  Всероссийском  интернет - конкурсе педагогического творчества.  В электронном варианте эти материалы представлены на  личном сайте  в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/mikhailenko-mariya-vasilevna

Непрерывное профессиональное саморазвитие - один из основных критериев оценки деятельности современного педагога. На повышение и совершенствование методического и практического уровней учителя ориентированы программные модули планового и внепланового повышения квалификации. Мною освоена индивидуальная  программа планового повышения квалификации длительностью 72 часа по теме «Обучение иностранному языку в начальной школе». По возможности принимаю участие в семинарах, вебинарах ( см. раздел 7.3).

Повышение квалификации позволяет мне сделать учебные и внеучебные занятия более интересными и результативными, быть в курсе новинок  методики и практики преподавания английского языка, чувствовать себя уверенно, идя на встречу с учащимися и коллегами.

  Самоанализ педагогической деятельности за четыре последних года  позволяет не только  увидеть положительные моменты в моей педагогической деятельности, но и  выявить  пробелы, недостатки, свидетельствующие о  необходимости дальнейшего повышения и совершенствования  методического и практического уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...