Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы
методическая разработка по английскому языку на тему

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы.

                                                                     

                                                                     

                                                                              Бобушкина Т.В.,

учитель английского языка

МБОУ СОШ № 35

г.Архангельска

                                     

        Изучение иностранного языка в общеобразовательной школе направлено на достижение следующих целей:

        развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

                  речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме)

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках;

         социокультурная компетенция (sociocultural  competence) – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

 компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

 учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в тои числе с использованием новых информационных технологий;

          развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Проект серии уроков на тему «Holidays in Russia», «Holidays in USA» and «Holidays in Great Britain».

Проблема: неготовность и неспособность к ведению диалога культур

Цель проекта: формирование социокультурной компетенции

Задачи:

Образовательные:

  • изучение собственной культуры и культуры страны изучаемого языка; на примере тем «Holidays in Russia», «Holidays in USA» and «Holidays in Great Britain»;
  • формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

Развивающие:

  • развитие умений сравнивать собственную культуру и  культуры страны изучаемого языка;
  • развитие умений общаться на предложенные темы;
  • расширение кругозора.

Воспитательные:

  • воспитание международно-ориентированной личности, осознающей взаимозависимость и целостность мира, необходимость межкультурного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества.

Методы: 

сравнительно-сопоставительный, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся.

Содержание проекта:

        Формирование социокультурной компетенции является важным этапом в обучении иностранному языку, потому что понимание того, как географическое положение и климат страны определяют ее быт и традиционные связи, знание основных вех истории, выдающихся событий и людей облегчают задачу межкультурного общения, умения находить общее и отличное в наших традициях и стилях жизни, вести диалог на равных.  

         Например, фраза “I  am going to the drugstore to buy a pen” не покажется странной тому, кто знает, что в Америке в аптеке можно купить не только лекарства, но и почтовые и писчие принадлежности, шоколад и другие мелочи. Знание фоновой, безэквивалентной лексики необходимо не только переводчикам, но и всем тем, кто хочет выйти на уровень независимо или компетентного пользования иностранным языком. Это поможет избежать и недопонимания на уровне межличностного общения, обусловленного зачастую незнанием социокультурных особенностей.

        

Данный проект предназначен для учащихся средней ступени обучения.

Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по времени период подросток проходит великий путь в своем развитии. Учеба в школе или училище занимает большое место в жизни подростка. Овладение учебным материалом требует от подростка более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков.

Этот возраст очень часто называют «трудным», переходным. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для подростка важным становится мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. В подростковом возрасте ярко начинает проявляться самостоятельность, учащиеся многое делают самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми.

У  подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира. Таким образом, необходимо подобрать такие упражнения, которые бы соответствовали психолого-возрастным особенностям детей подросткового возраста.

Данный проект рассчитан на серию уроков, исходя из чего можно прийти в выводу, что в ходе его проведения можно будет пронаблюдать уровень сформированности социокультурной компетенции у учащихся.

Для практической реализации проекта мною был выбран учебник по английскому языку «English» (А.П.Старков, Р.Р.Диксон, Б.С.Островский)  для 6 класса общеобразовательной школы. В его рамках рассматривается 3 темы: «Holidays in Russia», «Holidays in USA» and «Holidays in Great Britain».

 Проанализировав теоретическую литературу, я остановилась на следующих праздниках:

  • New Year’s Day;
  • Christmas;
  • Easter;
  • Halloween.

Урок № 1.

Цель:  познакомиться с праздником  New Year’s Day в США, Великобритании и России.

Задачи:

  • вспомнить способы проведения праздника в России;
  • изучить особенности проведения праздника в США и Великобритании;
  • сравнить их.

Ход урока:

  1. Приветствие учителя
  2. Беседа о праздниках
  3. Обсуждение данного праздника в России
  4. Рассказ о празднике в США и Великобритании

А) происхождение праздника

Б) проведение праздника

5.  Знакомство с лексикой

А) показать картинки

        Б) тренировка лексики

  1. Закрепление лексики

А) выполнение упражнений из учебника

Б) упражнения по карточкам

  1. Запись домашнего задания
  2. Подведение итогов урока

Урок № 2

Цель: познакомиться с праздником Christmas в  США, Великобритании и России.

Задачи:

  • повторить лексику прошлого урока;
  • познакомиться с новой лексикой по теме Christmas;
  • закрепить полученные знания.

Ход урока:

  1. Приветствие учителя
  2. Проверка домашнего задания
  3. Повторение лексики по теме прошлого урока
  4. Знакомство с новой лексикой
  5. Рассказ о празднике Christmas в США и Великобритании
  6. Обсуждение этого праздника в России, выявление сходств и различий
  7. Выполнение заданий у доски
  8. Запись домашнего задания
  9. Подведение итогов урока

Урок № 3

Цель:  познакомиться с праздником в Easter  США, Великобритании и России.

Задачи:

  • повторить лексику прошлого урока;
  • познакомиться с новой лексикой по теме Easter;
  • закрепить полученные знания.

Ход урока:

  1. Приветствие учителя
  2. Проверка домашнего задания
  3. Повторение лексики по теме прошлого урока
  4. Выполнение заданий по темам New Year’s Day and Christmas.
  5. Знакомство с новой лексикой по теме Easter
  6. Чтение текста из учебника об этом празднике
  7. Обсуждение
  8. Выполнение заданий после текста

Урок № 4

Цель: познакомиться с праздником  Halloween в  США, Великобритании и России.

Задачи:

  • повторить лексику прошлого урока;
  • выполнить проверочную работу;
  • познакомиться с новой лексикой по теме Easter;
  • закрепить полученные знания;

Ход урока:

  1. Приветствие учителя
  2. Повторение лексики по теме прошлого урока
  3. Выполнение проверочной работы по изученной лексике
  4. Знакомство с новой лексикой по теме Halloween

А) картинки: ghost, witch, skeleton, Dracula, cat, mask, pumkin

Б) тренировка лексики хором

  1. Halloween contest

А) соотнести картинки со словами

Б) составить новые слова из букв слова Halloween

  1. Знакомство с изготовлением привидений
  2. Скороговорка по теме Halloween
  3. Запись домашнего задания

Урок № 5

Цель: проверка сформированности социокультурной компетенции, активизация умений и навыков по пройденному материалу по темам «Holidays in Russia», «Holidays in USA» and «Holidays in Great Britain».

Задачи:

  • повторить изученную лексику;
  • выявить уровень сформированности социокультурной компетенции в ходе викторины.

Ход урока:

  1. Приветствие
  2. Повторение изученной лексики
  3. Проведение викторины

А) По приведенному отрывку из текста определить о каком празднике идет речь

Б) Составление диалога по ролевым карточкам

В) Кроссворд

Г) «Лотерея»  - рассказ о празднике

Ресурсы: наглядный материал, учащиеся 6 класса.

Возможные проблемы:

  1. проблемы с запоминанием лексики;
  2. неорганизованность учащихся;
  3. проблемы в представлении праздника одной из стран на иностранном языке.

Анализ:

На мой взгляд, данная серия уроков поможет учащимся  получить необходимые в 6 классе знания по темам «Holidays in Russia», «Holidays in USA» and «Holidays in Great Britain». У учащихся появиться неплохой запас новой лексики, у них расширится кругозор. Они  смогут приобщиться к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, отвечающих их опыту и  психологическим особенностям.

Таким образом, успешное выполнение всех заданий, на мой взгляд, приведет к формированию умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения на примере предложенных тем.

Список использованной литературы

  1. Е.П.Пассов, В.П.Кузовлев, Н.Е.Кузовлева, В.Б.Царькова. Мастерство и личность учителя. – 2-е изд. – М.:Флинта: Наука, 2001. – 240 с.
  2. К.И.Саломатов, С.Ф.Шатилов, И.П.Андреева. Практикум по методике преподавания иностранных языков. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
  3. А.П.Старков, Р.Р.Диксон, Б.С.Островский. English. Учебник. Санкт-Петербург, 1998 г.
  4. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. 2-е издание, Минск, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ребенок живет в мире электронной культуры и для того чтобы говорить с ним на одном языке учителю необходимо владеть современными методиками и новыми оьразовательными технологиями. Интернет...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социокультурной компетентности учащихся старшей ступени обучения английскому языку"

Введение.         Работа посвящена проблеме формирования социокультурной компетентности учащихся на уроках иностранного языка общеобразовательной школы....

Проект «Формирование учебных компетенций учащихся старшей ступени общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по химии через электронное пособие».

Проект включает в себя тесты по основным разделам общей химии, задания которой включены в контрольно-измерительные материала ЕГЭ....

Внеурочная деятельность по английскому языку как фактор формирования социокультурных компетенций младших школьников

В данных методических рекомендациях освещаются вопросы современных возможностей внеурочной деятельности по английскому языку при обучении младших школьников с целью достижения образовательных результа...

Доклад. "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".

Центральными проблемами модернизации обучения  иностранному языку  в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эф...