Формирование лексических навыков в обучении иностранному языку
методическая разработка (английский язык, 10 класс) по теме

Методическая разработка учебного занятия для 10 класса средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ,

САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 28 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

Методическая разработка учебного занятия

по теме:

«Формирование лексических навыков в обучении иностранному языку».

       

       Предмет АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

        Класс 10

        Учитель     ГАВАЛЯН Р.А.

г. РОСТОВ-НА-ДОНУ

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ    

    Пояснительная записка

    1 План учебного занятия

     2 Содержание занятия

     3 Упражнения, используемые при обучении лексике

     4 Приложения

    5 Список использованной литературы

Пояснительная записка

       Методическая разработка учебного занятия является составной частью темы: «Рабочий день. Отдых школьника». Занятие рассчитано на 2 часа.

       Дидактическими единицами занятия являются:

- лексические единицы, обозначающие дни недели;

- различные формы выражения времени в английском языке;

- виды отдыха и досуга;

- лексические единицы, служащие для обозначения рутинных, каждодневных занятий;

- формы выражения запрета, требования;

- порядковые и количественные числительные.

      Тип занятия: урок изучения нового лексико-грамматического материала.

      Вид занятия: практическое занятие с элементами игры-викторины.

  Виды деятельности: фонетическая зарядка, просмотр видеофильма, прослушивание аудиозаписи, работа в парах и группах, решение проблемного задания, участие в игре-викторине.

      Форма контроля: фронтальный опрос, игра-викторина.

      Основные понятия: дни недели, часы, время, досуг, отдых, количест-венные и порядковые числительные.

        Цели занятия:

 1. Создать условия для формирования и развития интереса к предмету.

 2. Способствовать расширению и углублению понимания роли иностранного

     языка в жизни человека.

3. Проанализировать различные формы выражения времени в английском

    языке.

4.  Научиться использовать новые лексические единицы в разговорной речи.

5. Выявить основные грамматические особенности числительных, выяснить

    отличия данной части речи в английском языке от аналогичной в русском.

     

 Задачи занятия:

                                Образовательные задачи

1. Проверить знания учащихся по пройденному учебному материалу темы:

   «Рабочий день. Отдых школьника».

2. Активизировать познавательную деятельность.

3. Закрепить полученные знания на практике,  с помощью игры-викторины.

                                Развивающие задачи

1. Развить у учащихся умения самостоятельно вести поиск информации, анализировать информацию, полученную с помощью аудио- и видеоматериалов.

2. Способствовать формированию умений применять полученные знания в коммуникативных актах (диалогах, монологах и других видах творческой деятельности).

                             

                               Воспитательные задачи

1. Развитие творческой, критически мыслящей, активной личности, понимающей роль иностранного языка в жизни современного человека в эпоху непрерывного диалога культур.

2. Способствовать воспитанию у учащихся уважения к своей культуре и культуре страны изучаемого языка.

 

          Выполнению целей и задач должны способствовать следующие

методы:

  • самостоятельная работа  учащихся;
  • использование аудио- и видеоматериалов;
  • анализ грамматических таблиц;
  • применение развивающих игр.

          Учащиеся должны иметь представление:

  • об основных формах выражения времени в английском языке;
  • о видах досуга и отдыха

   

         Учащиеся должны знать:

  • лексические единицы, обозначающие дни недели;
  • основные отличия порядковых и количественных числительных;
  • формы выражения запрета, требования.

         

         Учащиеся должны уметь:

  • анализировать информацию, полученную с помощью аудио- и

видеоматериалов;

  • анализировать грамматические таблицы;
  • использовать новые лексические единицы при составлении диалогов, монологов или устных тем;
  • применять на практике формы выражения запрета и требования.

Обеспечение занятия

1. Маркерная доска.

2. Магнитофон и фонозапись “My Working Day”.

3. Видеомагнитофон и фрагмент видеофильма “On the Job”.

4. Грамматическая таблица “Cardinal And ordinal numerals”.

5. Стихотворение   Роберта Бернса  “The Trees”.

6. Степанова Е. Н., Филатова Г. Е. Учебное пособие по английскому языку.

   Ростов-на-Дону, 1998.

7. Кравцова Л. И. Учебное пособие по английскому языку. М., 1997.

8. Рогова Г. В., Рожкова Г. И. Английский язык за два года. М., 1994

1. План учебного занятия


Дидактическая структура

занятия


Хронология занятия

(минуты)


1. Фонетическая зарядка  

  (прослушивание фонозаписи).


10


2. Целевая установка,      

     мотивация-проблема.


5


3. Изложение нового лексического и

    грамматического материала.


30


4. Просмотр видеофильма

  “On the job”.


20


5. Контроль эффективности    

    усвоения нового материала

    (игра-викторина).



10


6. Заключительная часть занятия.

    Подведение итогов.

    Объявление и комментирование

    полученных оценок.



5


Итого:


80

2. Содержание занятия

     Занятие начинается с вводной беседы преподавателя со студентами и фонетической зарядки, в ходе которой учащиеся прослушивают фонозапись стихотворения Роберта Бернса «Деревья». После прослушивания аудиозаписи стихотворение выразительно читает учитель, а затем  и сами учащиеся.

“The Trees”

Trees are the kindest things I know,

They do no harm,

They simply grow.

They are the best things as I know,

They help us live,

They help us grow.

Trees, trees, what do you know,

How can you blow.

I envy you, you are so happy.

       

      Перед началом изложения нового материала учитель проводит вступительную беседу с целью мотивации и актуализации учебной деятельности учащихся и ставит перед учащимися ряд вопросов:

     

      -Расскажите о своем режиме дня;

      -Как вы проводите свое свободное время?

      -Как часто вы посещаете музеи, выставки, театры и кинотеатры?

    Учащиеся отвечают на вопросы на английском языке.

    Перед объяснениемучитель формулирует проблему.

    Проблемное задание: подобрать английские эквиваленты к русским словам

   и выражениям, выданным заранее на карточках.

План изучения нового материала:

1. Введение новых лексических единиц по теме «Рабочий день.

   Отдых школьника».

2. Коммуникативное ядро: формы выражения запрета и требования.

3. Изложение нового грамматического материала: порядковые и

    количественные имена числительные, их отличия и основные особенности.

     Рассказ и объяснение сопровождается работой  учащихся по составлению конспекта.

1. Введение новых лексических единиц по теме “My Working Day” (отработка произношения и выражаемых лексических значений):

   

“A Daily Routine”

to get up - просыпаться, вставать

to have breakfast - завтракать

to have dinner - обедать

to have supper - ужинать

to make a bed - заправлять постель

to make tea - заваривать чай

to take a shower -  принимать душ

to clean (brush) teeth - чистить зубы

to have classes -  ходить на занятия

to prepare homework - делать домашнее задание

to tidy up the room - убираться в комнате

“Days of Week”:

Sunday, Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday.

Работа с текстом “My Working Day” (Кравцова Л. И. Учебное пособие по английскому языку, с. 110): чтение, перевод, выполнение послетекстовых упражнений.

2. Коммуникативное ядро: формы выражения запрета и требования.

      В английском языке существует группа глаголов, которые называются модальными, или недостаточными. Особенность этих глаголов состоит в том, что они не изменяются по лицам и числам. Модальные глаголы выполняют различные коммуникативные функции. Они могут выражать:

просьбу, предложение, приказ, требование, запрет. Они представляют ситуацию в качестве предполагаемой, желаемой, ожидаемой и очевидной.

  Для выражения запрета употребляются следующие модальные глаголы:

“Can” – You cannot pass here. Здесь прохода нет.

                You cannot cross the street when the street light is red.

                Нельзя переходить улицу на красный сигнал светофора.

“May” – You may not use the telephone in my office.

                 В моем офисе нельзя говорить по телефону.

“Must” – You must not discuss this problem now.

                Вы не должны обсуждать эту проблему сейчас.

3. Порядковые и  количественные имена числительные.

     В английском языке, также, как и в русском, числительные делятся на два разряда: количественные (обозначающие количество предметов) и порядковые (обозначающие порядок предметов при счете).

     Существительное, определяемое порядковым числительным, употребляется с определенным артиклем.

The first day of  spring is March.

   Для обозначения дат употребляются порядковые числительные с определенным артиклем. – the seventh of November.

    Если номер дома, комнаты, страницы обозначен количественным числительным, следующим за существительным, перед этим существительным артикль не употребляется:

   room five, page twenty-four, group three.

    В отличие от русского языка, в английском языке годы обозначаются количественными числительными:

1800- eighteen hundred

1917- nineteen seventeen

    При образовании составных порядковых числительных только последняя цифра выражена порядковым числительным, все предшествующие – количественными числительными:

  тридцать второй – thirty-second.

  Выполнение упражнений на закрепление нового материала.

(Рогова Г. В., Рожкова Г. И. Английский язык за два года, с. 54-55).

Просмотр видеофильма  “On the job”

Студенты отвечают на вопросы:

1. Who is the narrator?

2. Where does Nick Tailor work?

3. What is his duty?

4. Does he like his job?

5. Who is he by profession?

6. What was his plan for the future?

7. Why did he decide to leave his place of job?

8. Do you agree with his decision?

9. What would you do at his place?

10. Did he make the right choice of his future profession?

Игра-викторина

     1. Учащиеся должны определить, какое из приведенных значений подчеркнутых многозначных слов подходит по смыслу в каждом предложении, и проверить друг друга по ключу.

А

а) стекло, б) очки.

He was wearing glasses.

I want a new glass for my watch.

Ключ к карточке Б: 1) – а, 2) – в, 3) – б.

Б

а) область деятельности, б) поле, в) фон.

Jack wants to work in the field of medicine.

The painter painted his figures against a field of black.

The players have just cave out on the football field.

Ключ к карточке А: 1) — б, 2) — а.

   

       2. Make up a story on the topic given below. Use the guide words as the points for your plan. 

Topic: “Coronation street” is your favourite soap opera.

Guide words:

  • about everyday life
  • several families
  • a town in the North of England
  • pub and corner shop
  • to broadcast

       3. Make up a story on the topic given below. Use the guide words as the points for your plan.

Topic: “Last endens is a very popular serial story in Britain”

Guide words:

  • daily life
  • to be broadcasted on BBC1 since 1985
  • several families
  • Albert Square
  • to transmitt
  • twice a week.

     4. Discuss this problem.

Television and Theatre

Television is a powerful means of spreading news in modern society. They show all sorts of things on TV-films, plays, ballets, etc. Some people even say that the cinema and theatre have no future because of the development of television. What do you think about it?

       5. Discuss this problem.                

               Advertisment – yes or no?

Just look at advertisment! In ads kids are always healthy, happy and well-off. That’s not true! All the women seem to be beautiful and slim. All the men seem to love their household chores. All the teenagers seem to have wonderful time at parties and at school. And all of them seem to enjoy large family gatherings. But that’s not true at all! And what about you?

3. Упражнения, используемые при обучении лексике

     Комплекс лексико-грамматических упражнений на основе ситуативности для формирования лексического навыка общения на английском языке.

В процессе формирования лексического навыка общения в условиях ситуативности необходимо разработать такой комплекс лексико-грамматических упражнений, который можно использовать для формирования лексического навыка общения каждого учащегося, при этом максимально использовать принцип всемерной интенсификации учебного процесса. Данный принцип предполагает максимальное увеличение времени говорения каждого учащегося на занятии.

Также обязательными при составлении комплекса ситуативных упражнений являются следующие методические принципы:

  1. Функциональность (определяет содержание обучения, коммуникативную направленность, а также ситуативную обусловленность).
  2. Коммуникативность (осуществляется в отборе лексико-грамматического материала при создании опор).
  3. Устная основа обучения.
  4. Ситуативность.
  5. Структурный подход в обучении (предусматривает использование лексико-грамматического материала для формирования восприятия и порождения высказывания).

На основе темы “My Working Day” был разработан комплекс ситуативных упражнений, позволяющий стимулировать работу учащихся на уроке и их познавательную активность.

Данный комплекс ситуативных упражнений можно использовать при презентации лексического материала, грамматики, а также при закреплении и автоматизации навыков.

    1. Answer these questions (вопросно-ответное упражнение, направлено на развитие быстрой коммуникативной реакции).

  • When I have free time I prefer to watch TV or listen to the radio or sometimes to read newspapers/magazines. And what about you?
  • Do you like to watch TV?
  • Do you like to listen to the radio?
  • Do you like to read newspapers or magazines?
  • There are five very popular leisure activities in Britain. What do you think they are?

2. Agree with these statements. Say something additional. (репликовое упражнение; направлено на развитие быстрой коммуникативной реакции).

        TV watching is listed as the 1st most popular activity in British homes. Then comes visiting or entertaining friends and relatives, next comes listening to radio, after that – listening to records, compact discs and tapes. Reading is listed as the fifth most popular patime in Britain.

4. Let’s talk a little. On hearing a statement each of you should say something. Follow the scheme of typical responses (exclamation, question, statement, request, suggestion, etc.) (условная беседа, экспозиции по теме; направлено на развитие быстрой коммуникативной реакции).

  • A new film will be shown tomorrow.
  • A film in 15 parts will be shown on TV.

5.  Render this story in English. (репродуктивное упражнение; направлено на развитие языковой догадки).

Средства массовой информации, то есть печать, радио и телевидение играют важную роль в жизни общества. Задача их – информировать, воспитывать и развлекать читателей, слушателей и зрителей. Средства массовой информации также оказывают влияние на взгляды и мнения людей, другими словами, формируют общественное мнение.

  • that is – то есть
  • to play an important part – играть важную роль
  • society – общество
  • to educate smb. – воспитывать кого-либо
  • to entertain smb. – развлекать кого-либо
  • to influence smb/smth. – влиять, оказывать влияние на к-л., на ч-л.

6. Render this short story in English (репродуктивное упражнение; направлено на развитие языковой догадки).

В свободное время миллионы британцев читают газеты, слушают радио и смотрят телевизионные передачи. По радио можно услышать музыку, новости, комментарии и другие передачи. Часто организуются дискуссии (форумы), которые поднимают экономические, политические и социальные проблемы, представляющие интерес для большого числа людей. На форумы приглашаются специалисты, представляющие различные точки зрения.

7. Make up a dialogue. (композиционное упражнение; направлено на развитие коммуникативных умений).

  • Tell your friend about your favourite type of newspaper and ask him/her about him/her.
  • Tell your friend what you usually read when you have free time. Ask your friend what she/he usually reads.

8. Make up short stories on the following topics. (композиционное упражнение; направлено на формирование умения логичного, последовательно, связного высказывания).

  1. Speak about your favourite TV channels.
  2. Tell a few words about popular magazines in Great Britain/Russia.
  3. Say what kind of newspapers you and your friends prefer to read.
  4. Say about your view on advertising.
  5. You have a lot of free time. What do you prefer to read?

4. Приложение

          Игра «Домино». На карточки из плотной бумаги наклеиваются большие по размеру картинки, изображающие какие-либо действия. На отдельных, соответствующих им карточках даётся название этих действий на русском языке. Например: Мальчик пишет письмо. Карточки с картинками разрезаются на 3-4 части (в зависимости от числа слов в предложении) и на обратной их стороне даётся описание производимых действий на английском языке. Учитель зачитывает предложения, написанные на имеющихся у него карточках (на русском языке). Участвующие в игре определяют, у кого из них находится соответствующая картинка, подбирают составляющие её части и зачитывают предложение (на английском языке). Каждому ученику рекомендуется давать 2-3карточки, поэтому их следует готовить как можно больше. Проигравшими считаются последние, не закрывшие картинки на имеющихся у них карточках.

      Игра в ученика и учителя. Упражнение делится на две части, каждая из них записывается на отдельной карточке, снабженной своим индексом (А или Б) и ключом. Ключ к карточке А находится на карточке Б и наоборот. В пары для игры включаются ученики разного уровня подготовленности. Школьники работают самостоятельно, учитель осуществляет выборочный контроль. Один ученик выступает в роли учителя, другой — ученика. Учитель следит за правильностью действий ученика, который первым выполняет свою часть упражнения, после этого учащиеся меняются ролями. Поскольку задание у ребят в паре одинаковое, оно записано либо на карточке А, либо учитель сообщает его устно.

Например, для производных с суффиксом -ness учащимся предлагается прочитать предложения, назвать прилагательные, от которых образованы подчеркнутые слова и дать их русские эквиваленты.

А

He doesn’t like the dryness of a hot summer and the brightness of the sun.

There is coolness in the night air.

Ключ к карточке В: 1) счастье, 2) темнота.

B

I can see happiness in his face.

The room was so large that the lamp left it in darkness.

Ключ к карточке A: 1) сухость, сушь; яркость; 2) прохлада.

В следующем упражнении задание усложняется: требуется выделить основу из грамматической формы слова и образовать производное. Упражнение выполняется либо в форме игры в парах, либо как командное соревнование: кто правильно в быстрее других образует производное и даст его русский эквивалент. Пример упражнения для слов с суффиксом -er. (Дается образец выполнения.)

А

Ann dances in the Bolshoi Theatre. What is she? (She is a dancer).

Mr. Smith corrects mistakes in the newspaper. What is he? He is a....

Tom Brown writes books for children. What is he? He is....

Listen! Lena’s mother is singing over the radio. What is she? She is....

Ключ к карточке В: 1) listener – слушатель, 2) gardener - садовник,3) traveller - путешественник.

B

Nina always listens to people’s stories. She is a good....

There is much fruit in Mr. Brown’s garden. He is a good....

Robinson Crusoe traveled a lot. He was a great....

Ключ к карточке А: I) dancer — танцовщица, 2) corrector — корректор, 3) writer — писатель, 4) singer — певец. Можно предложить игру-задачу: Догадайтесь, какое слово пропущено в предложении. Цель ее — выделить из грамматической формы производящую основу и, образовав производное с заданным суффиксом, вставить его в предложение. Например, для производных с суффиксом -er предлагаются такие предложения (первое — образец выполнения) :

Jim lives in a village. He is a villager.

Steve skis in the forest. He is a..., and Ada skates on the ice, she is a....

Ann’s mother sings in the theatre, she is a..., and her brother dances there, he is a....

Основная задача учителя при работе с многозначными словами состоит в том, чтобы, во-первых, показать связь нового значения с уже известным учащимся и, во-вторых, обучать опоре на контекст при выведении неизвестного значения многозначного слова. Для формирования умения выделять семантическую связь между значениями многозначного слова учащимся предлагается ряд контекстов с заданием определить, какой сходный признак позволяет называть разные предметы (их признаки, качества), действия одним словом, например словом bad:

Milk turns bad if it isn’t kept cold.

There was a bad storm at night.

You’ve made a bad mistake.

          Игра в лото. Дидактический раздаточный материал: карточки (по одной на парту) с предложениями на английском языке и подчеркнутыми в них словами и карточки с русскими эквивалентами этих слов (находятся у учителя). Учитель (или ведущий) называет русское слово, учащиеся (по очереди) находят английский эквивалент этого слова и прочитывают предложение с ним. Если ответ верен, учитель вручает ученику карточку с русским словом. Еще одно упражнение с таким заданием:

Слово foot может иметь значения: а) ступня, б) подножие, в) ножка мебели. Какое значение имеет это слово в данных предложениях? Проверьте друг друга по ключу. (Ключ написан на доске или на карточке.)

It was evening when we came to the foot of the mountain.

One foot of the bed is shorter than the other.

Men have bigger feet than women.

       Предлагаемая методика обучения позволяет успешно формировать у студентов навыки самостоятельной семантизации производной лексики.

5. Список использованной литературы

Основная литература:

1. Степанова Е. Н., Филатова Г. Е. Учебное пособие по английскому языку.

   Ростов-на-Дону, 1998.

2. Кравцова Л. И. Учебное пособие по английскому языку. М., 1997.

3. Рогова Г. В., Рожкова Г. И. Английский язык за два года. М., 1994.

4. Гальскова Н. Д., Горчев А. Ю., Никитенко З. Н. Программа по иностранному языку: новые подходы к конструированию //Иностранные языки в школе. – 2008. №4.

5. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: 2004.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2001.

7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 2007.

8. Коростелов В.С. Пути совершенствования процесса формирования лексических навыков говорения//Иностранные языки в школе. –2001. - №1.

 9. Коростелев В.С., Пассов Е.И. Принципы создания системы   коммуникативного обучения иноязычной культуре //Иностранные языки в школе. –1998. №2.

10. Коростелев В.С. Пути совершенствования процесса формирования лексических навыков говорения//Иностранные языки в школе. – 2007. - №1.

11. Краснова И.Е., Марченко А.Н. Школьный словообразовательный минимум: каким ему быть? //Иностранные языки в школе. – 1999. №2.

 12. Кричевская К.С. К вопросу о содержании лексических правил в обучении //Иностранные языки в школе. –1998. №4.

  13. Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка // Иностранные языки в школе.  – 2005. №5.

Дополнительная литература:

1.  Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. –  Минск: Высшая школа, 2006.

 2. Мачхелян Г.Г. Современную английскую лексику – в учебный процесс! //Иностранные языки в школе. –1999. №2.

 3. Медведева О.И. Из опыта работы над лексикой в 10 классе //Иностранные языки в школе. – 2005.   №6.

4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 2001.

5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.:  Просвещение, 2004.

6. Пассов Е. И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность. – М.: Просвещение, 2005.

7. Ростовцева Е.Н. Использование ситуаций при презентации лексики// Иностранные языки в школе. –2008. - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения

Статья содержит методические рекомендации по работе над формированием лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе ( первый год обучения ).Материал может помочь молодым педагогам ...

Формирование лексических навыков на занятии иностранных языков

Конспект урока для 9 класса по английскому языку на тему "Экстремальные виды спорта"...

« Технология « рассказывание историй или сторителлинг » - как средство формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному языку»

Аннотация к учебно-методическому пособию «  Технология « рассказывание историй или сторителлинг » - как средство формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному язы...

Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка

Статья "МЕТОДИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ"...