Элективный курс по английскому языку "Enjoy listening"
методическая разработка (английский язык, 10 класс) по теме

Мавжида Биктимеровна Бородина

Программа элективного курса по английскому языку для 10 класса разработана для совершенствования навыков аудирования учащихся при подготовке к ЕГЭ на основе дополнительного материала с использованием лингафонного кабинета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek_enjoy_listening.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативный курс по аудированию

«Слушаем с удовольствием»

1. Пояснительная записка

Данный элективный курс предоставляет учащимся возможность предпрофильной подготовки в рамках учебного предмета «Иностранные языки». Курс ориентирован на учащихся десятого класса общеобразовательных школ. Курс построен на доступном страноведческом материале и расширяет возможности социально-культурной информации.

               Аудирование – это процесс восприятия и понимания речи на слух.

 Аудирование является одним из четырех видов речевой деятельности наряду с чтением, говорением и письмом. Причем аудирование,  как  и чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, в то время, как говорение и письмо – к продуктивным. Рецептивная природа аудирования означает, что основная деятельность человека при аудировании заключается в восприятии, понимании и переработке услышанной информации. Человеку свойственно слушать и понимать значительно больший объем информации и на более высоком уровне, чем выражать свои мысли посредством говорения или письма. Аудирование на ИЯ имеет свои специфические трудности, связанные с неизбежными и объективными трудностями при иноязычном общении. К таким трудностям относятся:

  • Языковые трудности.Они могут возникнуть при наличии в речи говорящего или другом тексте нового грамматического материала (грамматические конструкции, сокращенные разговорные формы) , новой лексики (слова, идиоматические выражения), при особенностях в произношении (интонация, акцент, ритм, скорость высказывания).
  • Контекстуальная осведомленность.Аудирование на родном языке не происходит вне контекста. Мы всегда слушаем с конкретной целью, имея определенные знания и /или ожидания от аудируемого текста. Незнание контекста и фоновой информации может снизить уровень понимания материала и усложнить процесс восприятия информации.
  • Психологичесие трудности. Боязнь не понять речь собеседника или прослушиваемый материал может способствовать концентрации учащихся не на основном смысле текста, а на конкретных незнакомых словах. Это значительно снижает результативность аудирования. 

Цели обучения аудированию в нормативных документах.

Цель обучения ИЯ на всех этапах школьной программы является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которое происходит по мере овладения разными аспектами языка (грамматики, фонетики и лексики), а также развития умений в различных видах речевой деятельности, одним из которых является аудирование.  Аудирование составляет часть речевых умений обязательного минимума образовательных программ по ИЯ и требований к уровню подготовки учащихся на всех этапах обучения ИЯ.

Основные учебные цели аудирования:

  1. Аудирование с целью понимания основного содержания текста;
  2. Аудирование с целью относительно полного понимания содежания текста;
  3. Аудирование с целью выборочного  понимания необходимой информации.

Обязательный минимум содержания образовательных программ по ИЯ

 в основном общем образовании по ИЯ (5-9 классы) включает в себя восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным понимание, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста.

В среднем общем образовании (10-11 классы) при базовом уровне – дальнейшее развитие понимания  на слух (с различной степенью полноты и точности ) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания:

- понимания основного содержания несложных аудио - и видеотекстов монологического и диалогического характера – теле – и радиопередач на актуальные темы;

-выборочного понимания необходимой информации в прагматических текстах (рекламе, объявлениях);

-относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.

Несмотря на очевидную важность аудирования как вида иноязычной коммуникативной деятельности,  в образовательном процессе ввиду недостатка времени оно зачастую рассматривается как сопутствующий процесс. Работа над развитием аудитивных навыков носит часто эпизодический,  несистемный характер. Эти проблемы поможет в некоторой степени решить  данный предпрофильный курс по развитию навыков аудирования.

Цели и задачи предпрофильного курса по аудированию.

Учитывая, что аудирование является слабым звеном у учащихся, и дети испытывают трудности в понимании прослушанного текста, в извлечении нужной информации, а базисная программа не позволяет реализовать цели обучения аудированию, это обусловило наш выбор данной программы, в конце которой мы должны добиться успеха в изучении английского  языка, используя аутентичные аудиотексты.

Цель курса: скорректировать умение аудировать и на его основе развить другие виды речевой деятельности, помочь учащимся решать коммуникативные задачи в условиях дефицита языковых средств.

Задачи курса:

- развитие коммуникативно-прагматических умений в различных видах речевой деятельности: аудировании, говорении и письме;

- формирование социокультурной и лингвострановедческой компетенции, расширение представлений о стране изучаемого языка, повышение мотивации и реализации интереса к предмету и языка в повседневном языковом пространстве;

- формирование компенсаторных умений, направленных на реализацию иноязычного общения вербальными и невербальными способами;

- повысить мотивацию к изучению английского  языка,

- выражать собственное мнение по поводу прослушанного;

- воспринимать на слух и понимать полностью содержание или  выделять ключевую информацию из сравнительно небольших аудиотекстов, построенных на знакомом и незнакомом материале;

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся.    

 Предпрофильный курс по аудированию поможет уч-ся познакомиться с типичными  видами речевой деятельности, повторить и расширить знания по ИЯ, расширить языковую и культурную картину мира  школьников на основе предлагаемого изучаемого материала.

 Основополагающая воспитательная задача курса - воспитание уважительного отношения школьников к культуре страны изучаемого языка и культуре собственной страны, осознание собственных культурных традиций.

2. Календарно-перспективный план

Тема

Часы

Форма проведения

Форма контроля

Конечный результат

1. О себе

1

Индивидуальная работа .

Передать содержание в монологической речи

Воспринимать на слух звучащую речь и отвечать на вопросы

2. Моя семья

1

Коллективная работа

Составить рассказ о своей семье

Описать свою семью по аналогии с прослушанным текстом

3. Беседа с полицейским

1

Парная работа

тест на понимание

Вести беседу на основе прослушанного текста

      4. У доктора

1

Ролевая игра

Диалог с партнером

Вести беседу на основе прослушанного текста

      5. В офисе

1

Парная работа

тест на понимание

Придумать аналогичный диалог

4. Британские правила поведения детей на воде

1

Креативная работа в парах

Понимание основного содержания

Запомнить речевые клише

об основном содержании текста

5. ЗОЖ

1

Групповая работа, фронталь-ная работа

Сопоставление высказываний.

Ответы на вопросы «да», «нет»

Письменно ответить на вопросы (19-23)

6. Забота о животных

1

Сюжетно-ролевая игра

тест

выполнение теста

7. Посещение доктора

1

Работа в группах, общая дискуссия

тест

Выбрать правильные ответы

8. СМИ. Журналы.

1

Индивидуальная работа

Понимание основного содержания

Придумать аналогичный диалог

9. Бизнесс

1

Парная работа

тест

Составить диалог по картине

Соотнести высказывание с с описанием

Прокомментировать рисунок

10. ИКТ. Роль компьютера в нашей жизни

1

Работа по цепочке и в парах

Передать содержание в монологической речи

Выделить новую для вас информацию

11. Свободное время

1

Групповая работа

Тестирование лексического материала

Обсуждение проблемы по данным вопросам

12. Семейные проблемы

1

Индивидуальные мини-проекты

Полилог по теме

Вести групповое обсуждение

13. Отношения между молодыми людьми

1

Парная работа

Инсценирование прослушанного текста

Вести беседу с партнерами

14. В гостях. Угощение

1

Обсуждение в группах по вопросам

Ответить на вопросы письменно

Использовать клише речевого этикета при передаче содержания диалога

15. Проблемы молодежи

1

Работа с партнером или в группах

Диалог по аналогии

Добавить информацию для собеседников А и Б

16. Практическая работа с песней

1

Коллективная работа

Подбери заголовок и объясни его

Уметь строить высказывание на основе прослушанного

17. Презентация на одну из прослушанных тем

1

Индивидуальные мини-проекты

Презентация

Презентация

3. Содержание курса

Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

Поэтому в целях формирования интереса и положительной мотивации к изучению английского языка через освоение новых аспектов содержания и более сложные способы деятельности, наш курс предпрофильной подготовки включает дополнительно оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы

1. O ceбe

2. О своей семье

3. Беседа с полицейским

4. У доктора

5. В офисе

6. Забота о животных

7. СМИ

8. Бизнес

9. ИКТ

             10.Семейные проблемы

            11. Свободное время. Хобби

12. Семейные проблемы («отцы» и «дети»)

13. Отношения между молодыми людьми

14. В гостях. Угощение

15. Проблемы молодежи

16. Песня про любовь

 

4. Методы и формы

Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными в нашем курсе являются коммуникативные методы, групповые, деловые игры, индивидуальные мини-проекты, полилоги, лексико-грамматическое тестирование, инсценирование и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую инициативу учеников. Таким образом, наш курс по аудированию помогает формировать интерес и положительную мотивацию к изучению английского  языка. Достичь цели нам поможет также методические пособия    Olga Afanasyeva – Virginia Evans –James Milton , Practice Exam Papers for RUSSIAN   NATIONAL EXAM, Express Publishing – Centercom, 2004

 атакже   Virginia Evans – James Milton,     FCE   Listening and Speaking Skills for the Revised    Cambridge FCE Examination-2, Express Publishing1996, 2002, издания, которые состоят из аудиокассет и аудиозаданий.

  

                                        5. Результаты изучения курса

На основе изучения данного курса будут освоены глубже такие виды деятельности как прежде всего аудирование, чтение, говорение и письмо. В конце курса учащийся должен знать грамматический и лексический материал по данному курсу; вести беседу на основе прослушанного, заменять реплики одного из действующих синонимичными выражениями; придумывать аналогичные диалоги; вести групповое обсуждение, в парах, а также беседовать с партнером по данным вопросам; описать главного героя. Понимание общего содержания прослушанного является основной целью коммуникативных заданий нашего курса. Учащиеся должны стремиться к реализации полученных знаний в повседневном языковом пространстве.

               

                     6. Форма контроля уровня достижений учащихся

и критерии оценки

Уровень достижений учащихся можно контролировать разными способами. Нами предусматривается промежуточный контроль на каждом уроке: составить диалог по заданным темам, письменная характеристика героев, тест по содержанию услышанного, инсценирование диалогов, письменное написание продолжения прерванного диалога и т.д.

Итоговый контроль в конце изучаемого курса: лексико-грамматический тест с последующим анализом, оценка в бальной системе, презентации на одну из тем курса (по выбору уч-ся)

                                                     

                                              Список литературы

1.    Егорова Т.М. Организация и проведение курсов по выбору, Чебоксары 2006г

2.     Olga Afanasyeva – Virginia Evans –James Milton . Practice Exam Papers for RUSSIAN  

                         NATIONAL EXAM, Express Publishing – Centercom, 2004

                  3.    Virginia Evans – James Milton,     FCE   Listening and Speaking Skills for the Revised    

                          Cambridge FCE Examination-2, Express Publishing1996, 2002

                  4.    Игумова О.В. Предпрофильный курс «Любимые рифмы британских детей»

                          Ж. «Иностранные языки в школе №5,2007г. с.66-69

                  5.    Федеральный компонент государственных образовательных стандартов    

                         Начального общего, основного общего и среднего  (полного) общего образования от    

                         9.03.2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по английскому языку "Деловой английский"

Программа элективного курса может быть использована в 9 классе в качестве предпрофильной подготовки по иностранному (английскому) языку....

Методическая разработка программы элективных курсов по английскому языку для учащихся 9-ых классов "Улучши свой английский".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа адресована учащимся 9 класса, которые интересуются лингвистикой изучаемого языка. Она особенно будет интересна тем, кто планирует углубить свои знан...

Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Английская грамматика – это просто!»

Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка. Актуальность данного курса обу...

Элективный курс по английскому языку «Некоторые приёмы перевода научно-медицинской литературы на английский язык» для учащихся 9 классов.

Актуальность:В  условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой ставится задача профильной подготовки старшеклассников, ориентированной на индивидуализацию обучения...

«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»

Использование английского языка в области делового общения  предполагает наличие у участников коммуникации достаточного  запаса знаний об  особенностях  и стратегии  реч...

элективный курс по английскому языку"Произведения английских и американских писателей эпохи критического реализма"

Художественные произведения авторов данного курса рассматриваются в фокусе постановки проблемных вопросов. В диалогической и монологической речи учащиеся учатся  отстаивать разные точки зрения, в...

Программа элективного курса по английского курса по английскому языку

Программа элективного курса «Учимся писать письма, эссе, сочинения» предназначена для учащихся 10-11-х классов в рамках профильного образования. Данный курс является развивающе-компенсирующим. Практик...