Использование ЭОР при подготовке к ЕГЭ по английскому языку
статья (английский язык, 11 класс) на тему

Кноп Татьяна Анатольевна

          Подготовка к итоговой аттестации школьников в форме ЕГЭ по иностранному языку начинается ещё в среднем звене обучения и включает в себя задания, упражнения и компетенции, способствующие развитию у учащихся навыков говорения, аудирования, работы с текстом грамматикой и лексикой.

В настоящее время для обучения, а также отработки и закрепления данных компетенций используются современные ИКТ-технологии, такие как  Интернет и различные обучающие программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_eor_pri_podgot_k_ege.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лопхаринская средняя общеобразовательная школа»

«Использование ЭОР при подготовке ЕГЭ по английскому»

Подготовила:

Кноп Татьяна Анатольевна-

учитель английского языка

с.Лопхари, 2013 г.

          Подготовка к итоговой аттестации школьников в форме ЕГЭ по иностранному языку начинается ещё в среднем звене обучения и включает в себя задания, упражнения и компетенции, способствующие развитию у учащихся навыков говорения, аудирования, работы с текстом грамматикой и лексикой.

В настоящее время для обучения, а также отработки и закрепления данных компетенций используются современные ИКТ-технологии, такие как  Интернет и различные обучающие программы. Остановимся более подробно на каждой из языковых компетенций и рассмотрим возможности использования средств ИКТ.

Аудирование

Отработка навыков аудирования является одним из наиболее сложных моментов при обучении иностранному языку, т.к. учащийся должен овладеть компетенцией восприятия на слух иностранной речи, понимать её, выделять в речи нужную информацию и уметь её использовать при выполнении заданий.

Для того чтобы учащийся обладал этой компетенцией в достаточном для понимания речи объёме, необходимо, помимо развития навыка узнавания на слух лексических единиц, предварительно сформировать достаточный словарный запас и понимание грамматических особенностей изучаемого иностранного языка.

Отработка непосредственно навыков аудирования начинается ещё в начальной школе, что предусмотрено в современных УМК: в учебнике и рабочей тетради даются разнообразные упражнения на развитие навыков аудирования. Но в среднем, и тем более в старшем звене обучения уже становится недостаточно только упражнений, предусмотренных учебником. И, таким образом, возникает необходимость в использование дополнительных возможностей ИКТ.

Сегодня можно найти достаточное количество сайтов, на которых представлены разнообразные аудио и видео материалы, которые дают возможность работы над аудированием.    Для отработки аудирования можно использовать такие сайты, как

http://www.itests.com/       Интерактивные тесты по английскому языку;

www.busyteacher.org       Ресурс письменных работ для учителей английского языка

www.macmillan.ru, http://www.english.language.ru/, www.teachenglish.org.uk, http://engblog.ru ,

Здесь представлены аудиотексты и задания к ним разного уровня сложности. Данные упражнения могут выполняться как в классе под руководством учителя, так и быть предложены учащимся в качестве домашнего задания или как  индивидуальное задание  отдельным ученикам. Следует отметить, что выполняя данные задания в качестве домашней работы или индивидуально, учащиеся, имеют возможность самостоятельно  выбирать скорость прослушивания и количество раз, необходимое для понимания текста и выполнения заданий.

Ещё одним эффективным способом отработки навыков аудирования являются аудиодиктанты.  Это задание также может выполняться как в классе для всей группы, так и в индивидуальном порядке, с использованием для этой цели наушников. Кроме того диктант может быть задан в качестве домашнего задания, при условии, что все ученики имеют техническую возможность его выполнения. При написании диктанта учащиеся занимаются отработкой сразу нескольких навыков: аудирования (прослушивание и понимание текста), грамматических (при написании диктанта), лексических (поиск по словарю незнакомых слов и исправление ошибок правописания).

В качестве заданий по аудированию могут быть предложены и видеосюжеты, которые также можно найти в сети Интернет:

Но при работе с видеосюжетами нужно учитывать, что они могут быть ограничены в доступе по времени. Поэтому перед выполнением данного вида работы нужно ещё раз удостовериться, что они доступны.

Для отработки навыков аудирования могут быть использованы и компьютерные программы. Компьютерные программы могут предложить задания  разного уровня сложности. Одним из вариантов подготовки к восприятию текста на слух является отработка произношения, так как при выполнении данного вида упражнений учащийся начинает обращать внимание на особенности произношения, интонации, присущих данному языку, что впоследствии облегчает узнавание на слух и понимание  речи.

Наиболее востребованы упражнения, в которых после просмотра видеосюжета, предлагается выполнить задания по его содержанию.  Как правило, такие сюжеты небольшие, 3-4 минуты, с качественным звучанием и наглядным изображением, что облегчает их понимание. После выполнения заданий к видеосюжету, учащийся наглядно видит свои результаты и, если упражнение выполнено недостаточно хорошо, может его выполнить ещё раз, предварительно обсудив свои ошибки с учителем.

Работа с текстом

Навыки работы с текстом также начинают формироваться ещё в среднем звене обучения. Успешность при работе с текстом основывается, по нашему мнению, на следующих моментах:

•Отработка навыка чтения на текстах разного содержания и уровня сложности;

•Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

•Выполнение различных по своему содержанию упражнений к тексту: пропуски ключевых слов, вопросы, составление предложений, деление текста на абзацы, поиск ответов на вопросы или окончания предложения и т.д.

При работе над вышеперечисленными заданиями большую помощь могут также оказать ресурсы Интернета и компьютерные программы.

Так, например, для работы над увеличением словарного запаса учащегося могут быть использованы тексты статей и художественной литературы в Интернете. В настоящее время в сети Интернет представлено большое количество текстов. Это могут быть адаптированные тексты, предназначенные для изучающих иностранный язык или неадаптированные, как например статьи иностранных журналов и газет, т.к. в настоящее время все крупные издательства помимо печатной версии имеют ещё и версию в интернете. Использование неадаптированных статей позволяет знакомить учащихся  не только с актуальными темами, но и увеличивать их словарный запас выражениями и оборотами, присущими современному языку. В настоящее время очень трудно найти печатные издания современных английских  авторов и классиков английской  литературы на языке оригинала, а Интернет предоставляет и такую возможность.

Кроме того учитель может сам, используя программы для создания упражнений hot potatoes и создать для учащихся необходимое упражнение.

Актуальным является также использование компьютерных программ при отработке навыков чтения. В настоящее время можно подобрать такие программы, которые дают возможность отработки данного навыка, как на уроке, так и дома. При использовании программы основным положительным моментом является то, что задание соответствует по своей форме  заданию экзамена, но при выполнении данного задания учащийся сразу же получает возможность увидеть свой результат. Учителю подобные программы  предоставляют возможность отработать на уроке данный навык, выставить за выполнение задания оценки и разобрать ошибки, допущенные при выполнении данного задания. Таким образом, выполнение упражнений при помощи компьютерной программы не только позволяет отработать необходимый навык, но и благодаря экономии времени на проверку учителем работ учащихся, сразу же обсудить допущенные ошибки.

Работа над грамматикой

Грамматика при изучении любого языка вызывает наибольшие проблемы при обучении. Это можно объяснить тем, что каждый язык имеет свои характерные грамматические особенности, которые не совпадают с грамматическими особенностями родного языка обучаемого. Таким образом, для того, чтобы учащийся овладел грамматическими навыками необходимо отрабатывать их на различных упражнениях. Огромную роль здесь играет использование наглядности и большого количества разнообразных примеров. Всё это можно найти в Интернете.

Данные сайты дают возможность как отработать определённые грамматические правила, так и поработать с упражнениями, позволяющими обобщить ранее полученные знания. Упражнения могут быть использованы как на уроке, так и дома. При выполнении данных упражнений учащийся сразу же получает информацию в виде баллов, и может реально оценить свои знания по данной теме. Учитель может использовать эти упражнения и для оценивания работы ученика. Так как учащийся может наглядно увидеть результат своей работы, то данные упражнения подходят и для домашней подготовки к различным грамматическим работам.

Если необходимо повторить ранее изученную грамматическую тему или, например, правило, на которое учащийся допускает наибольшее количество ошибок, то для этой цели больше подходят сайты русскоязычных авторов:

На данных сайтах можно найти не только упражнения, но и правила, таблицы, объяснения грамматических особенностей немецкого языка. Таким образом, учащиеся могут перед выполнением упражнений предварительно прочитать правила и разобрать их ещё раз, что позволяет выполнять предложенные упражнения более успешно.

Основным преимуществом при работе с компьютерными программами является то, что в отличие от Интернета они всегда доступны. Т.е. учитель может быть уверен, что при наличии  технической возможности урок пройдёт так, как это было запланировано. Определённым неудобством является то, что для работы в группе необходимо иметь достаточно копий программы, так как многие программы не работают без диска. В остальном они предлагают практически те же возможности тренировки, что и упражнения в Интернете.

Говорение

Говорение является основным видом коммуникативной компетенции учащихся. Все  остальные компетенции учащегося служат для того, чтобы обеспечить его навыками и возможностью общения на иностранном языке в различных жизненных ситуациях. Для успешности коммуникации  необходимо

•понимать речь говорящего  и уметь правильно реагировать на неё (аудирование);

•быстро ориентироваться в текстах разного уровня сложности и обладать достаточным словарным запасом для понимания речи (работа с текстом);

•грамматически правильно строить свои высказывания (грамматика), что способствует лучшему пониманию и, соответственно, успеху коммуникации.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что современные информационные технологии позволяют существенно развить   компетенции учащегося благодаря разнообразным упражнениям.  Кроме того неадаптированные тексты, упражнения, аудиотексты, видеосюжеты способствуют повышению заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка, что так же является залогом успешности обучения и выполнения заданий итоговой аттестации в форме  ЕГЭ.

Данный подход к подготовке учащихся считаю целесообразным, поскольку он соответствует утверждённой структуре ЕГЭ по иностранному языку. Итак, что же такое ЭОР?

Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Чем отличаются ЭОР от учебников?

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

  • Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
  • ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

 А что такое мультимедиа ЭОР?

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

Интерактивность – это возможность взаимодействия?

Совершенно верно, перевод английского interactive – взаимодействие.

Заметим, что именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить.

Достаточно часто используют словосочетание «интерактивный режим работы». Однако, как и с определением «мультимедийный», нужно разбираться, в чем именно заключается интерактивность.

Вообще говоря, работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь» пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности – разыскивает определенный фрагмент текстовой информации. Но с точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики. Найденный текстовый фрагмент, разумеется, может быть посвящен другой предметной области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не эффективно, если та же информация имеется в школьном учебнике.

Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.

Поэтому вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный электронный контент. Иными словами – содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов, но есть и другие новые педагогические инструменты, которые создают ему (интерактиву) среду применения.

 Что такое ЭОР нового поколения?

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.

В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.

Как можно получить электронные учебные модули?

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:

http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru

(обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах ФЦИОР нет!)

Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны. Если Вы захотите получить ЭУМ на домашний или любой другой компьютер, то заплатите только за соответствующий трафик (объем одного ЭУМ – от 100 К до 10 Мбайт, в зависимости от качества мультимедиа и уровня интерактивности).

ЭОР НП могут распространяться также на перемещаемых носителях: компакт-дисках, Flash-накопителях, внешних жестких дисках (HDD) и др.

Хранилище избранных ЭУМ можно организовать на любом компьютере: сервере глобальной или локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет-кафе, дома и т.д. Загрузить ЭУМ можно через Интернет, с локального сервера, с компакт-диска или другого носителя.

Важно только помнить, что для использования ЭУМ на данном компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС.

 Что будет с книгой?

Ничего особенного, книгу никто не отменял.

Во-первых, полиграфическое издание обладает массой преимуществ: не требует дополнительных технических средств воспроизведения, удобно в использовании в любом месте и в любое время, имеет, что немаловажно, 500-летнюю традицию применения.

Во-вторых, наши знания об окружающем мире можно разделить на три основных множества: объекты, процессы, абстракции. Последнее непосредственно связано с человеческим мышлением. Математика и философия, экономика и политика, науки о материи и Вселенной в значительной части опираются на абстрактное мышление.

Носителем абстракций может быть только текст, сам являющийся комбинацией символьных абстракций. Кроме того, текст - универсальное, достаточно простое и оперативное средство описания элементов всех указанных множеств (хотя, за универсальность, как всегда, приходится расплачиваться, в данном случае – большими размерами и сложностью усвоения описаний).

Все это в совокупности дает основания рассматривать текст в качестве непреходящей ценности. Другое дело, что носителем его не обязательно будет бумага – уже существуют плоские гибкие жидкокристаллические экраны. Но вопрос о технологической конвергенции книги и компьютера – это уже о другом.

 Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.

Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.

18. Тогда можно не ходить в школу?

Ничего подобного!

Во-первых, нужно отчетливо понимать, что возможности ЭОР и учителя сегодня и в обозримом будущем несравнимы. Говоря языком информатики, учитель – это «экспертная система»: может ответить (почти) на любой вопрос, в том числе – неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан с учетом подготовленности конкретного ученика. Во-вторых, компьютер даже не претендует на роль педагога – воспитателя, носителя культуры.

Можно привести ещё множество аргументов, свидетельствующих о бесценной роли Учителя в образовательном процессе. Другое дело, что в современных условиях, когда приходится учиться всю жизнь, трудно представить, сколько бы понадобилось учителей, если бы не компьютер, резко расширивший возможности самостоятельной учебной работы.

В-третьих, только в школе можно «пощупать» реальную лабораторную установку, провести живое коллективное обсуждение проблемы – ценность «мозгового штурма» не зависит от уровня информатизации.

Наконец, школа – это социализация учащегося, формирование навыков общения и поведения в коллективе, адаптация в определенной социальной среде.

 Что дают ЭОР учителю?

Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:

  • конспекты не писать;
  • сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
  • экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
  • решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
  • вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.

Зачем нужны новые педагогические технологии?

На самом деле методики преподавания и соответствующие технологии развиваются непрерывно, но в современных условиях назрели существенные перемены, вызванные необходимостью решения остро актуальных задач.

Педагоги, методисты говорят о проблемном подходе, деятельностных формах, компетентностях. Издатели придумывают специальные рабочие тетради, учебно-методические комплекты и т.д. В целом у нас, как и во всем мире, заменяют термин «обучение» (репродуктивное, в центре которого – учитель, передающий свои знания) на «учение» (в центре которого – достаточно самостоятельный ученик).

В то же время, электронные образовательные ресурсы, которые вполне соответствуют парадигме «учения», не очень-то приживаются в классе. И дело не в недостатке школьных компьютеров, в развитых зарубежных странах их существенно больше, но результаты те же.

Проблема в том, что самое ценное для образования время – время общения с Учителем нельзя отнимать, занимая работой с машиной. Никому ведь не приходит в голову весь урок читать учебник.

В традиционной схеме урока преподаватель и сам вынужден сокращать время общения (интерактива) с учащимися – необходим хотя бы выборочный опрос и изложение нового материала. В обоих случаях превалирует одностороннее вещание.

Таким образом, первая задача новых педагогических технологий – увеличение времени общения с учениками в классе. Иными словами – рост творческого компонента в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.

Ключом к решению первой задачи является перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной работы. И это – вторая задача новых педагогических технологий.

 Для чего нужно что-то изменять на уроке?

Для того чтобы увеличить образовательную и воспитательную эффективность труда преподавателя за счёт грамотного применения ЭОР в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование метода проета при подготовки и проведении уроков английского языка"

1.Метод проектов рассматривается в современной методике как один из действенных способов организации личностного и речевого взаимодействия учащихся, эффективный способ составить представление об...

Доклад "Использование метода проета при подготовки и проведении уроков английского языка"

1.Метод проектов рассматривается в современной методике как один из действенных способов организации личностного и речевого взаимодействия учащихся, эффективный способ составить представление об...

Использование ИКТ при подготовке и проведении уроков английского языка в 5 классах.

Представленная работа основана на положениях нового ФГОС и MYP. Данная работа предназначена для подготовки и проведения занятий по английскому языку в 5 классах. В работе представлен сравнительный ана...

Использование программного обеспечения MyTestXPro как средства совершенствования навыков аудирования при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

На заседании XIII Съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов сказал, что «неуспе...

Использование сервиса Google Переводчик при подготовке к ОГЭ по английскому языку

Данная методическая разработка урока английского языка в 9 классе представляет собой обзор заданий устной части ОГЭ по английскому языку в 2018 году и эффективные приёмы подготовки обучающихся к сдаче...

Использование современных образовательных технологий, методов, приемов обучения в подготовке к ОГЭ по английскому языку

Формирование коммуникативных компетенций с помощью современных образовательных технологий, методов, приемов обучения в подготовке к ОГЭ по английскому языку...

система дистанционного сопровождения по подготовке к ГИА по английскому языку с использованием цифровых ресурсов

На сегодняшний день  метод смешанного обучения является актуальным, так как он  сочетает формы работы в классе и вне класса и   представляет собой разновидность электронного обучен...