Доклад «Межкультурная коммуникация как основа обучения иностранному языку.»
статья по английскому языку по теме

Каскова Светлана Ивановна

В современной жизни роль и значение английского языка значительно повысились, так как английский язык является средством международной коммуникации. Теперь язык хотят не знать, а использовать как средство реального общения с носителями других культур. В связи с этим потребовалось кардинально менять взгляд на преподавание иностранного языка с учетом большего внимания и уклона на лингвистику и межкультурную коммуникацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_evsevevskie_chteniya.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Доклад

«Межкультурная коммуникация как основа обучения иностранному языку.»

   

                                                             2013г

В современной жизни роль и значение английского языка значительно повысились, так как английский язык является средством международной коммуникации. Теперь язык хотят не знать, а использовать как средство реального общения с носителями других культур. В связи с этим потребовалось кардинально менять взгляд на преподавание иностранного языка с учетом большего внимания и уклона на лингвистику и межкультурную коммуникацию.  

  Каждый урок иностранного языка — это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру.

  Согласно Государственному стандарту общего образования целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и возможности осуществлять реальное общение. В  настоящее время такое общение стало и возможным и актуальным, так как многие люди имеют желание и возможность путешествовать по миру и посещать разные страны в деловых целях и для отдыха и общаться с людьми с разными национальными традициями, обычаями и бытом. В этих условиях  человек должен знать культуру и историю своего края, чтобы вести разговор на равных. Не произойдёт диалога двух культур, если ученики затрудняются рассказать о родном крае и его достопримечательностях. Исходя из этого, возникает необходимость изучения родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта, т.е. использование регионального и краеведческого компонентов. И на уроках ведется целенаправленная работа по формированию умений представлять свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе  сведениями и фактами из своей жизни, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке.

     Опираясь на присущий детям интерес и любовь к природе, к родному городу, селу, краеведение помогает воспитывать у них стремление жить и работать в своем крае. Краеведческий материал представляется учащимся различными способами и связывается с научными знаниями. Применение его в системе преподавания как познавательного процесса играет действенную роль в методике преподавания, в нравственном и эстетическом воспитании учащихся, в формировании чувств патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, в развитии их самостоятельности.

          Использование местного и регионального материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор учащихся, развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Не зная своей родной культуры, не любя её, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и почитает обычаи и традиции своего народа и бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов.

        Использование краеведческого материала дает возможность учащимся работать самостоятельно, искать фотографии, картины и информацию в Интернете и посещать школьный и районный музеи, так как здесь собран огромный материал о деревне и районе. Кроме этого, учащиеся общаются с жителями старшего поколения, это общение имеет ценный воспитательный потенциал. Именно самостоятельность в учении является важным образовательным фактором в условиях современной модернизации общества.  В итоге учащиеся создают свои проекты, защищают их, выражают свои идеи.                                                                                                              

Работу над краеведческим материалом можно начинать уже в начальной школе, так как темы обучения повторяются в последующие годы на продвинутом, расширенном уровне. Я работаю по УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English” в 2 – 11 классах,  и провожу уроки по следующим темам, исходя из Программы и учебника.

 «Семья»,  «Мой дом», « Мой поселок», «Моя школа. История школы", «Успешные люди района», «Профессии  моих родственников»и т.д. Я работаю в данном направлении несколько лет,  и для себя я обнаружила, что различные упражнения краеведческой направленности приятно разнообразят урок, вносят в него элементы настоящей жизни, помогают подобрать «ключик» к каждому ученику, чтобы в дальнейшем вместе с ним идти по пути к целостности личности с полным восприятием  и пониманием мира. Я уверена, что внедрение этой разработки  позволяет повысить коммуникативную компетентность учащихся и развивать их речевую активность, а также повысить речевую активность обучения и качество усвоения знаний.

    На современном этапе кроме практического овладения иностранным языком провозглашается развитие личности школьника, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации, развитие умений критического мышления, культуры умственного труда, умений нешаблонно и быстро подходить к решению разнообразных проблем, умений самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Метод проектов, будучи по сути своей комплексным методом, решает практически все перечисленные выше задачи. Работая над  проектом,  учащиеся  учатся  самостоятельно  добывать  необходимую  информацию,  пользоваться  различными  источниками.  Преподаватель  становится  их  равноправным  партнёром  и  консультантом.  Совместная  работа  сплачивает  коллектив: растёт  взаимопонимание,  взаимодействие  учащихся,  ответственность не  только  за  свою  деятельность,  но  и  за  работу  всей  группы.  Каждый  учащийся  старается  довести начатое  им  дело  до  конца,  чтобы  показать  результат своего  труда. Формы реализации могут быть разными: экскурсия по городу, доклад, создание географической модели, карты.   Конечным результатом проекта могут быть: карты, альбомы с фотографиями достопримечательностей  города с их кратким описанием. По  УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English” в 2 – 5 классах, предусмотрена проектная работа почти после каждой темы.

Проекты “Welcome to Russia”, “Mordovia”, “Zubova Polyana”, знакомят нас с достопримечательностями родного края. В наше время, когда всё шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, очень полезно уметь провести экскурсию, рассказать иностранным гостям об истории происхождения населенного пункта и т.д. Проекты развивают навыки и умения учащихся во всех видах речевой деятельности,  дают возможность успешно использовать английский язык на уровне реальной коммуникации, осуществить самореализацию каждого ученика.

           Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т.п. со школами или друзьями в стране изучаемого языка. Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Благодаря Интернету я не только получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. большим потенциалом являются виртуальные экскурсии. Галерея ТЭЙТ и Третьяковка, Британский музей и Эрмитаж, Библиотека Конгресса США и Государственная Библиотека в Москве, история Голливуда в лицах и наши прославленные актеры, Шекспировский театр и  т.д.

 В  качестве  примера  использования  метода проектов на  уроках  иностранного  языка  рассмотрим проект - «Моя поселок-ЗубовоПоляна». 

   Цель: формирование у учащихся умений и навыков проектной деятельности на уроках иностранного языка.

     Задачи: способствовать развитию  творческой самостоятельности учащихся; формировать  умения и навыки речевой иноязычной деятельности и  сотрудничества в условиях создания  проектов; воспитывать чувство  любви  к  малой  Родине и  умение  работать  в  группе.

Работая над проектом, учащиеся готовят материал, фотографии,  слайды с видамипоселка. Несколько учащихся выступают в роли гидов. Их задача - провести  экскурсию по поселку для иностранных туристов.

1 этап проекта - ценностно- ориентированный.

 На данном этапе учитель организует деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения. Объявляется  тема проекта. Учащиеся высказывают идеи по реализации проекта, определяются, источники необходимой информации, планируется будущая деятельность. Большую роль будет играть направленность учащихся на успех предстоящего дела.

2 этап - конструктивный.         

Учащиеся собирают необходимую информацию. Составляют план, выбирают форму реализации. В нашем случае - экскурсия по поселку . Учитель инструктирует учащихся, организует их деятельность таким образом, чтобы каждый мог проявить себя  и завоевать признание остальных.

3 этап - оценочно- рефлексивный. На данном этапе проект оформляется (учащиеся подбирают фотографии, распределяются роли, проект компонуется и готовится к презентации).  

4 этап - презентативный.

Проходит на уроке.  Гиды рассказывают о поселке, описывают достопримечательности , отвечают на вопросы, интересующие туристов.

     

 Работая над  проектом,  учащиеся  учатся  самостоятельно  добывать  необходимую  информацию,  пользоваться  различными  источниками.  Преподаватель  становится  их  равноправным  партнёром  и  консультантом.  Совместная  работа  сплачивает  коллектив: растёт  взаимопонимание,  взаимодействие  учащихся,  ответственность не  только  за  свою  деятельность,  но  и  за  работу  всей  группы.  Каждый  учащийся  старается  довести начатое  им  дело  до  конца,  чтобы  показать  результат своего  труда.

    Метод  проектов  на  уроках  иностранного  языка  с  использованием  краеведческого  материала  способствует  формированию у учащихся познавательного  интереса  к  изучению  иностранного  языка и истории родного города,  развитию  самостоятельности,  умения  сотрудничать,  развитию  творческих  способностей,  коммуникативных  умений  и  навыков, культуры  общения и рефлексивных  умений.

Литература:

  1. Сороковых Г.В. Давыдова О.В. Региональный компонент культуры как Иванова Н.Н. Чудилова А. И. Вилкова Н.Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. Метод проектов. // Иностранные языки в школе. -2006.-№4.
  2. Корниенко П.А. //Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. //Иностранные  языки в школе.- 2004.- №6.
  3. Котохина Т., Селезнева Е. Метод проектов на уроках            иностранного языка с использованием краеведческого материала
  4. Сороковых Г.В. Давыдова О.В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку.//Иностранные языки в школе. -2007.-№1.
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад"Системно-деятельностные подход в обучении иностранным языкам в начальной школе"

Доклад подготовлен в рамках методической недели, представляет собой информацию о данном методическом подходе и рекомендации по работе на различных этапах обучения....

Доклад по теме: «Технология коммуникативного обучения иностранному языку»

Доклад по теме: " Технология коммуникативного обучения иностранному языку"...

Обучение чтению – базовая основа обучения иностранному языку

•Основная цель в обучении иностранному языку – формирование коммуникативных навыков , умение общаться  на языке.•Обучение чтению является одним из краеугольных камней системы обучения иностранным...

Статья "Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам и участия в международных проектах."

В условиях глобализации современного мира и информатизации общества расширяется возможность общения между людьми и различными культурами. Одной из основных проблем, которые затрудняют коммуникацию меж...

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

В статье рассматривается понятие межкультурной коммуникации и его неразрывная связь с преподаванием немецкого как второго иностранного языка в школе. Обучение иностранным языкам в школе предполагает н...