Статья "Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам и участия в международных проектах."
статья по английскому языку на тему

Комарова Ирина Васильевна

В условиях глобализации современного мира и информатизации общества расширяется возможность общения между людьми и различными культурами. Одной из основных проблем, которые затрудняют коммуникацию между представителями разных культурных традиций, становится проблема низкого уровня межкультурной компетентности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_komarova_2016.doc37 КБ

Предварительный просмотр:


Комарова Ирина Васильевна,

Преподаватель английского языка

СПБГБПОУ  “Реставрационно-художественный колледж”

Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам и участия в международных проектах.

В условиях глобализации современного мира и информатизации общества расширяется возможность общения между людьми и различными культурами. Одной из основных проблем, которые затрудняют коммуникацию между представителями разных культурных традиций, становится проблема низкого уровня межкультурной компетентности личности. Межкультурная компетентность, наряду со знаниями страноведческого характера и знанием языка, включает определённые умения и опыт, без которых понимание человека, живущего в иной культуре, оказывается затруднительным. Студентам необходимо приобретать опыт межкультурного общения, обучаться навыкам и умениям общения с представителями иных культур, в процессе которого происходит формирование межкультурной компетенции. К. Кнапп предлагает современную модель межкультурной компетенции, которую автор определяет как «способность достигать в равной степени успешного понимания как представителей других культур и коммуникационных сообществ, так и представителей своей культуры» (1).

Основным достоинством данного подхода является выделение двух взаимосвязанных сторон межкультурной компетенции личности – способность понимать родную и чужую культуру. Ещё одним положительным моментом представляется установление связи между мышлением и поведением, что выводит межкультурную компетенцию на более осознанный и культурологический уровень.

Дж. Летонен считает, что для успешной коммуникации в иной культуре, с точки зрения автора, необходимо знать язык, историю страны, искусство, экономику, общество, т. е обладать всесторонними знаниями о культуре этой страны (2).

Под межкультурной компетенцией мы понимаем способность к взаимодействию, умение ориентироваться и оценивать ситуацию, умение учитывать нормы и ценности в культурах на основе наличия определенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, сформированных в процессе приобретения практического опыта в ситуациях межкультурных контактов.

Межкультурная компетенция формируется в процессе особого вида коммуникации, межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация студентов РХК происходит в рамках международной деятельности колледжа. Наш колледж сотрудничает с Профессиональным колледжем Южной Финляндии (Etela Kymenlaakson Vocational College) в течении 17 лет.

С целью формирования готовности студентов к реальному иноязычному  общению наши студенты вовлечены в программы международного обмена, принимают участие в мастер-классах преподавателей из России и Финляндии, улучшают свои разговорные навыки во время преподавания английского и финского языков иностранными преподавателями из колледжа-партнера, приобретают и совершенствуют свои профессиональные навыки в процессе совместных уроков производственного обучения, работают в паре или мини-группе с носителями языка на уроках английского, финского и русского языка, проводят экскурсии на английском языке по колледжу и по историческому центру Санкт-Петербурга, принимают участие в международных конференциях и встречах.

Для реализации кросскультурной коммуникации в профессиональной сфере в Реставрационно-художественном колледже был организован и осуществлен  в феврале-марте 2015 года образовательный практико-ориентированный  кросскультурный проект “ Разные культуры – один мир. Я люблю свой город и хочу, чтобы он был еще прекраснее в будущем”. Проект имеет следующую структуру и содержание:

Этап 1: Сбор материала по тематике, связанной с культурно-архитектурным наследием Санкт-Петербурга и Котки.

Этап 2:  Подготовка докладов , выступлений, творческих работ и презентаций по выбранным темам(мини-проекты).

Этап 3: Участие в совместных уроках производственного обучения в мастерских реставрации произведений из дерева, альфрейной живописи, лепного декора и золочения.

Этап 4:Организация и проведение международной конференции. Выступление студентов двух стран с презентациями выбранных тем.

Этап 5 : Проведение студентами экскурсий на английском языке в культурно-историческом центре Санкт-Петербурга с показом объектов архитектуры и архитектурного декора, о которых шла речь в презентациях и на уроках в реставрационных мастерских.

Этап 6:  Выездные выступления студентов перед преподавателями и студентами в Профессиональном колледже Южной Финляндии (EKAMI ) в городе Котка, Финляндия.

Уникальность этого проекта состоит в том, что студенты не только изучают историю создания архитектурных шедевров нашего города и проводят экскурсии для иностранных гостей – участников  международных проектов, показывая их неувядающую и обновленную красоту, но вместе постигают технологию реставрации архитектурного декора зданий увиденных во время экскурсий.

Межкультурная компетентность студентов формируется в процессе изучения истории и культуры стран –партнеров, участие в совместных образовательных проектах, изучение языков и коммуникативной культуры, развития партнерских отношений и дружбы участником международных проектов.

 

Литература

  1. Knapp, Karlfried. Intercultural Communication in EESE // http://www.cs.uu.nl/docs/vakken/bci/programma/intercult.html Retrieved January 3, 2003.
  2. Lehtonen, Jaakko. Globalization, National Cultures, and the Paradox of Intercultural Competence// http://viesti.jyu.fi/laitos/lehtonen/globalization.html Retrieved December 2, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»

Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...

Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку на начальном этапе

В настоящее время в связи с приобретением иностранным языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения иностранного языка и определения ведущих целей, задач, а также средс...

Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку как аспект формирования коммуникативной компетенции

Данная статья поможет учителям иностранного языка при разработке плана урока и во внеурочной деятельности...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к  отбору  содержания  и  организации  образовательного процесса. Для эффекти...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

В мире происходит расширение масштабов межкультурного взаимодействия, актуальный характер приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем диктуют требов...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам — это подход, направленный на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым матер...