Статья "Планирование урока иностранного языка"
статья (английский язык) по теме

Блохина Юлия Леонидовна

Статья для учителей ангийского языка затрагивает вопросы планирования урока.

Презентация к статье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyaplanirovanie_uroka_inostrannogo_yazyka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Блохина Юлия Леонидовна ГБОУ СОШ № 215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Планирование урока иностранного языка

Урок – минимальная организационная единица учебного процесса. Серия уроков, объединенных одной темой, называется системой уроков, обеспечивающих формирование речевых умений и навыков применительно к определенной теме и на основе отобранного языкового или речевого материала.

Урок иностранного языка должен реализовывать общеобразовательные и воспитательные цели, применительно к конкретным условиям обучения.

При планировании урока учитываются различные характеристики класса и возрастной группы.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Методисты выделяют следующие характерные черты урока иностранного языка:

  • Речевая направленность,
  • Функциональность,
  • Ситуативность,
  • Индивидуализация процесса обучения.

Обучение на уроке должно отражать специфику предмета, носить целенаправленный характер, присущей речевой деятельности, и учитывать следующие факторы:

  • Мотивированность речевой деятельности (наличие мотива);
  • Наличие определенных взаимоотношений между собеседниками, создающих ситуацию общения;
  • Использование тем для обсуждения, которые важны для учащихся;
  • Использование речевых средств, функционирующих в реальном учебном процессе.

В отечественной методике имеются различные точки зрения относительно типологии урока иностранного языка. Одни авторы классифицируют их по цели обучения, другие учитывают содержание обучения или компоненты учебного процесса. Принято выделять уроки двух типов:

  • Уроки преимущественно на формирование навыков пользования языковым материалом, то есть ознакомление с новым языковым материалом и способами выполнения действий с ним и последующая речевая тренировка в использовании этого материала;
  • Уроки, на которых имеет место практика учащегося в речевой деятельности, когда умения в одном или нескольких видах речевой деятельности развиваются взаимосвязано.

Урок, как правило, состоит из нескольких этапов.

Этап урока – это относительно самостоятельная часть урока, имеющая промежуточную по отношению к общей цели занятия цель, практическая реализация на уроке того или иного метода обучения.

        Целью этапа урока может быть введение и первичная тренировка нового лексического или грамматического материала, формирование рецептивных или продуктивных лексических или грамматических навыков, формирование умений в одном из видов речевой деятельности или, более конкретно, в том или ином виде чтения, говорения, аудирования или письма.

        Традиционно принято рассматривать следующие этапы, или компоненты, урока:

  • организационный момент,
  • введение нового материала,
  • тренировка,
  • формирование навыков и их контроль,
  • развитие соответствующих речевых умений в четырех видах речевой деятельности,
  • формулирование и запись домашнего задания.

Необходимо отметить, что специфика урока иностранного языка проявляется в его произвольном планировании, когда учитель может варьировать компоненты урока и самостоятельно определять их последовательность.

        Учитель выстраивает этапы урока в определенном порядке, объединяя их в единое целое. Последовательность этапов урока зависит от модели построения урока, которую учитель выбирает в зависимости от того, какого метода или подхода в обучении он придерживается. Например, если учитель считает, что учащиеся овладевают языком бессознательно, так же как и родным, то в его уроке отсутствует этап презентации материала. Преподаватель, который полагает, что исправление ошибок отрицательно сказывается на обучении, не будет включать в урок задания контролирующего характера.

Средства, которые помогают учителю достичь связности в планировании этапов урока:

  • речевой материал; связность достигается тем, что учитель работает над конкретным лексическим или грамматическим материалом на нескольких этапах урока, используя различные типы упражнений;
  • предметное содержание урока – тематическое единство является той характеристикой, которая помогает учителю сделать урок последовательным и логичным, когда этапы урока различаются по цели, то есть один направлен на формирование лексических навыков или умений в аудировании, а целью следующего за ним этапа может быть обучение говорению или чтению;
  • общий замысел – все этапы урока объединены общей идеей и формой проведения (урок-экскурсия, урок-диспут и.т.д.);
  • вербальные связки типа «Давайте сначала сделаем…, а потом…» или «Мы уже…, а сейчас будем…»

Обычно при планировании отдельных этапов урока могут быть полезны следующие рекомендации:

  • трудные задания должны предшествовать легким, так как в начале урока учащиеся более внимательны;
  • более подвижные задания и игры лучше проводить в конце урока, когда учащиеся устали;
  • каждый последующий этап урока должен быть связан с предыдущим с помощью «мостика»;
  • начало и конец урока всегда должны проходить организованно; учителю следует привлечь внимание учащихся, заставить их сосредоточиться в начале урока и подвести итоги в конце;
  • урок следует заканчивать на позитивной ноте, для того чтобы учащиеся верили в свои силы. Это может быть положительная оценка выполненного в классе, задание, с которым способна справиться вся группа, или просто шутка учителя.

Поурочный план составляется для каждого урока и является рабочим документом учителя. Выделяются следующие компоненты плана урока:

  • goals – определение целей урока;
  • objectives – постановка задач урока; обращается внимание на необходимость четких формулировок;
  • materials and equipment – используемые материалы и оснащение урока;
  • procedures – планирование хода урока, то есть последовательность используемых упражнений и коммуникативных заданий, а также планирование режима работы, в котором эти задания будут выполняться;
  • evaluation – контроль усвоенного материала, оценка проведенного урока и постановка целей на будущее;
  • extra-class work – дополнительная работа, которая не всегда имеет форму домашнего задания.

Выделяется два типа планирования урока, когда учитель ориентируется на продукт или на процесс обучения. Первый тип, ориентация на продукт, предполагает учет целей и задач обучения, интересов учащихся и их уровня владения языком. Этот тип планирования характерен для методов, которые признают использование учебных программ и планов. Однако экспериментальные данные показывают, что большинство учителей не учитывают стоящие перед ними цели и требования, а фактически планируют организационную сторону урока, последовательность заданий и упражнений произвольно.

Второй тип в большей степени предполагает ориентацию на ход урока, взаимодействие учителя и учащихся, использование тех или иных приемов и заданий в зависимости от того, что происходит на уроке, допускает изменение содержания урока в процессе его проведения. Этот вид планирования имеет место в методах «общины» и «тихого» обучения, а также при использовании коммуникативного подхода.

Следует отметить, что названные два вида поурочного планирования не исключают, а дополняют друг друга, Каким бы тщательным не был план,

Учитель всегда вносит в него изменения по ходу урока. При этом второй тип планирования не означает отсутствия какого-либо плана вообще.

 

Источники:

  1. Teaching Knowledge Test (TKT Handbook). University of Cambridge ESOL Examinations. Cambridge: ALTE, 2005
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.:АРКТИ, 2000
  3. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. М.: Дрофа, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В СТАТЬЕ ДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ ИПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТИХОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Использование на уроке иностранного языка стихотворений как средства мотивации к изучению иностранного языка

Богатство и красота литературы всегда помогает человеку понять её прелестное содержание. Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие и...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке

Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...