Статья "Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8-9 классов в процессе изучения английского языка".
статья по английскому языку по теме

Александрова Людмила Григорьевна

Статья "Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8-9 классов в процессе изучения английского языка" напечатана в сборнике"Человек в современном социуме:научный поиск молодых": материалы II Республиканской научно - практической конференции студентов и аспирантов/Мар. гос. ун - т;под ред. Н.А. Бирюковой. - Йошкар- Ола, 2010. - 206 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-formirovanie_kommunikativnykh_.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8-9 классов в процессе изучения английского языка.

    Международные связи в бизнесе, промышленности, экономике, культуре, возросшие    в      последние    десятилетия,    предъявляют       современным  специалистам повышенные требования к общению на иностранных   языках.

    В    процессе    модернизации    образования    произошли    значительные изменения в содержании обучения иностранному языку. В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам написано, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

    Коммуникативная компетенция в ее современной интерпретации  включает в свой состав следующие виды компетенций: лингвистическую, социолингвистическую (речевую), дискурсивную, стратегическую, социальную, социокультурную, предметную, профессиональную [4]..

  Учитывая то, что  для учащихся 8-9 классов  ведущей деятельностью является общение, учителю иностранного языка следует помнить о коммуникативной направленности уроков.

    Коммуникативность - это мотивированность учения; включение в общение; активность; взаимодействие; осмысленность; личностный смысл; проблемность;  оречевлённость упражнений; коммуникативное мышление; контрастность; содержательность; ситуативность; функциональность; целенаправленность;  выразительность; коммуникативная ценность фраз;  прагматика речи; эмоциональность[1]. Только соблюдение всех перечисленных характеристик позволяет назвать образовательный процесс коммуникативным.

    Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности – слушании и говорении, чтении и письме, что обеспечивает их осуществление. Коммуникативная компетенция с необходимостью присутствует во всех четырех видах речевой деятельности, обеспечивая восприятие речевых произведений и их порождение в условиях устного или письменного взаимодействия участников общения.  

    В 8-9 классах мы продолжаем формировать у учащихся основные коммуникативные компетенции. Учащиеся   должны   достичь   элементарной   коммуникативной компетенции в говорении, письме и аудировании,  продвинутой  коммуникативной компетенции в чтении.

     Для формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка следует использовать новые технологии обучения. Однако не нужно забывать и о традиционных методиках. В процессе обучения практически всё зависит от упражнений. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть упражнениями в общении.

    Мы знаем, что коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку возможно в условиях деятельностного подхода. Такой подход осуществляется через «деятельностные задания». Они реализуются с помощью методических приемов и создают упражнения.  

   Для формирования коммуникативной компетенции на уроках учитель использует разнообразные коммуникативные упражнения, которые можно разделить на 7 видов (по Скалкину Л. В.) [3]: респонсивные, ситуативные, репродуктивные, описательные, дискутивные, композиционные, инициативные.

    К респонсивным упражнениям могут быть отнесены три вида упражнений: вопросно-ответные, репликовые, условная беседа.

    Вопросно-ответные упражнения считаются самыми популярными в методике обучения устной иноязычной речи[3]. С помощью вопросов учитель может тренировать определённые структуры, лексику, проверить, как учащиеся поняли текст.

    Из  репликовых упражнений используются: утверждение- вопрос (ответная реплика выражает удивление, сомнение, переспрос, уточнение, предположение и т. д.); утверждение - утверждение (ответная реплика выражает согласие, поправку, обещание); утверждение - отрицание (ответная реплика выражает несогласие, возражение, протест) [3]. Примерами таких упражнений могут быть: чтение  небольших диалогов и составление схемы использованных речевых клише; выражение согласия с данными высказываниями или опровержение их;  выражение удивления при помощи вопроса и др.

    Условная беседа должна стать свободной беседой ( запрос информации об интересующем лице, предмете, событии; информирование; выражение своего отношения; обмен мнениями и впечатлениями; установление контакта; поддержка разговора) [3].

    Ситуативные упражнения связаны с проблемными, воображаемыми, ролевыми ситуациями. Любая учебно - речевая ситуация является микротемой устной речи (например, скажите, что бы вы сделали в данной ситуации…; разрешите проблему…; выступите в роли… и т. д.).

    К категории репродуктивных упражнений относятся пересказ, пересказ-перевод, сокращённо-выборочное изложение, драматизация. Эти упражнения обладают всеми чертами реально- мотивированного речевого действия и очень уместны на уроках иностранного языка.

    Описательные упражнения - это описание элементарных изображений, фабульных сюжетов, реальных объектов.  

    В 8-9 классах используются дискутивные упражнения (учебная дискуссия, комментирование). Учащимся предлагаются  следующие темы для дискуссий: «Как проводят каникулы подростки Британии», «Проблемы подростков», « Незабываемый подарок», «Кто такой настоящий герой?» «Для чего нужен мобильный телефон», «Мы за чистый город», «Хороший отель. Какой он?» и  др.

     Комментирование как упражнение предназначено для развития монологической речи учащихся (например, прокомментировать программу телепередач; объявление; юмористический рисунок  газетную статью и т.д.).

    К композиционным упражнениям относятся устные  рассказы, сочинения. Эта категория упражнений является самой сложной, т.к. устное сочинение на иностранном языке возможно лишь на достаточно высоком уровне развития устноречевых умений [3]. Учащиеся готовят рассказы по готовым сюжетам, по предложенным темам, по предложенным пословицам и крылатым выражениям, по своим собственным темам (например, рассказ о любимой профессии, о путешествии по Австралии, о каникулах и др.).

    К композиционным упражнениям логически примыкают  такие, которые развивают ценное во владении иноязычной речью качество -  инициативность. Учащийся должен привлечь внимание собеседника, начать разговор, предложить тему, заинтересовать партнёра по общению, т.е. достичь своей реальной коммуникативной цели. Речь идёт об инициативных упражнениях (вопросы учащихся, пресс- конференции, интервью, диалоги с инициативными репликами и т.д.).

    В 8-9 классах на каждом уроке английского языка проводится question time – время для вопросов, когда ребята задают вопросы однокласснику, вызванному к доске. Кроме этого, учащиеся составляют диалоги с опорой на инициативные реплики, берут интервью друг у друга, выполняют упражнения типа “обратись ко мне”.

    На уроках иностранного языка в 8-9 классах коммуникативные упражнения должны найти самое большое применение. Здесь школьники уже владеют основами языка, у них достаточно обширный словарный запас, они накопили опыт учебного общения . Данные упражнения заставляют говорить учащихся, способствуют развитию их  воображения, формированию творческих способностей, активизируют мышление.

   Важным педагогическим условием формирования коммуникативных компетенций учащихся является использование учителем инновационных   технологий обучения. Современный учебный процесс преподавания иностранного языка нельзя представить без проектной технологии.    

    Учебники «New Millennium English-8, 9» (авторы Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, О.Б.Дворецкая, Н.Ю.Казырбаева и др.) привлекают нас тем, что работая по ним можно применять современные технологии в преподавании иностранных языков, в частности проектную технологию.

     В 8- 9  классах ребята работают над выполнением разнотипных проектов. Игрово-ролевые проекты («Деньги в нашей жизни», «Знаете ли вы меня» – викторина, « В пустыне» – фантастическая игра, «Клуб Агаты Кристи», « Мы едем в Австралию»), творческие и информационные проекты («Комната подростка», «Известные люди», «Портрет моего класса», «Моя Родина», « Моё любимое время года» (Приложение 8)), исследовательские проекты («Голубая планета», «Что такое дружба», «Достопримечательности нашего края», «Необычная профессия»), практико-ориентированные проекты («День творческих и инновационных идей») и другие. 

     Проектная форма работы позволяет учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

     В процессе работы над проектом должны присутствовать все четыре вида речевой деятельности – говорение, чтение, письмо, аудирование – в интегрированном виде. Кроме того, развитие языковых умений происходит при возникновении потребности в них в процессе работы над проектом. Например, говорение и аудирование используются в интервью или соцопросах, письмо – во время записи информации, получаемой от партнера, чтение – при извлечении информации, необходимой для реализации проекта, из брошюр, буклетов и т.д.[2].

     В процессе проектной деятельности учащимся дается возможность выражать свое мнение, чувства, делиться опытом. Язык должен быть средством общения, и проектная работа раскрывает учащимся большие возможности для пользования языком с целью его совершенствования. В процессе мыслительной иноязычной речевой деятельности при проектной работе возникают различного рода связи между иностранным языком и собственным миром учащегося, что способствует развитию коммуникативной компетенции.

        Вот как сами учащиеся 9 класса оценивают проектную деятельность на уроке английского языка:  “Проект  - это творческий труд. Защита проекта – это ответственно, потому что при этом проверяется умение грамотно говорить на английском языке и умение выступать перед аудиторией” (Александров Д.,9 кл.). “Мне нравится делать проекты в компании друзей. Когда мы работаем вместе, то проект получается ещё интереснее. Проекты  -  это интересно, познавательно” (Ушакова У., 9 кл.). “Я думаю, что самое ценное в проектах  -  это совместное общение, самостоятельная работа и возможность проявить своё творчество” (Матвеева О., 9 кл.).

        В настоящее время большой интерес вызывает использование игровых технологий на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые  обучающие возможности?

    В процессе формирования у учащихся коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка используется  организованное ролевое общение. Оно позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения в специально отобранных «жизненных» ситуациях [1]. Ролевое общение реализуется в ролевой игре – виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.

    Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. При обучении иностранному языку школьников 8-9 классов применяется деловая игра, в основе которой лежит модель некой реальной деятельности (например, «Суд», «Выборы», «Дискуссия», « В пустыне», « Мы едем в Австралию» и др.). Игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям  порождения потребности   в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную познавательную активность школьников. Следует помнить, что основной психологической  потребностью подростка является овладение формами общения, а ролевая игра как раз  и моделирует межличностное групповое общение, то она находит отклик у учащихся 8-9 классов.

    Ролевая игра выполняет следующие функции: обучающую,  воспитательную, ориентирующую, компенсаторную, мотивационно - побудительную[1]. Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, максимальной занятости каждого ученика и неограниченной перспективы творческой деятельности. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности её участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач. У учащихся развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Использование ролевой игры на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на всех  этапах обучения.

     В век всемирной паутины информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) всё активнее используется в процессе обучения иностранным языкам. Программы при обучении иностранному языку находят все большее применение в организации учебного процесса  в средних учебных заведениях.  Использование ИКТ  делает процесс обучения более интересным и познавательным, способствует созданию коммуникативной ситуации посредством развития коммуникативных навыков в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.  

    Основными целями компьютерного обучения являются: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; подготовка личности «информационного общества»; формирование исследовательских умений; формирование умений принимать оптимальные решения; преподносить столько информации, сколько ученик в состоянии усвоить[1].

    Компьютер  можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя (источник информации, наглядное пособие, тренажер, индивидуальное информационное пространство; средство диагностики и контроля); рабочего инструмента (средство подготовки текстов и их хранения, моделирования; текстовый редактор и графический редактор; вычислительная машина больших возможностей); объекта обучения; сотрудничающего коллектива (компьютерные сети, телекоммуникация в Internet); досуговой (игровой) среды (игровые программы, компьютерные игры по сети, компьютерное видео) [1] .

    Очень эффективно использование компьютера для организации самостоятельной работы учащихся. Один и тот же материал, одни и те же приёмы обучения, один и тот же ритм работы одновременно предлагается учащимся, наделённым различным темпераментом, способностями памятью, вниманием, особенностями мышления, знаниями и другими качествами. Отсюда требование дифференцированного подхода в обучении.

    На уроках английского языка можно использовать обучающие программы, записанные на СD («1C- Репетитор. Английский язык»,  «Bridge to English» и др.), программы « Профессор Хиггинс», «Путь к совершенству», «Кирилл и Мефодий», « Basic English», « Grammar in Use».

    Использование программы Power Point  для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания.  Учащиеся создают компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности («400–летию Квебека посвящается », «Мир животных », « Волшебный мир Диснея » и другие.  При организации этого вида деятельности  преследуется ещё и практическую цель – научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка, применительно к совершенно новой для них ситуации, что способствует повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции.  Используемые Интернет-ресурсы  для развития коммуникативной компетенции  дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. Наиболее часто я  использую и рекомендую своим ученикам следующие сайты: http://www.bbc.co.uk/home/today/index.shtml  - домашняя страница ВВС., www.alleng.ru/english/engl.htm(где можно найти практически всё для совершенствования английского языка), http:edu.km.ru- сайт Отдела образовательных проектов компании « Кирилл и Мефодий», http://www.yahoo.com-Yahoo! (каталог ресурсов на англ. языке), http://www.flsmozaika.ru/-сайт журнала «Иностранные языки в школе», http://www.britishcouncil.org/kids-games.htm (методический и наглядный материал), и другие.       Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволило выявить следующие факторы их эффективности: 1). интенсификация учебного процесса; 2). создание благоприятных возможностей для овладения учебным материалом на основе принципа наглядности (  цвет, видео, музыка, графика, рисунки и т.д.); 3). усиление мотивации; 4). индивидуализация учебного процесса; 5). углубленность в усвоении конкретного материала; 6),  пополнение словарного запаса( активного, так и пассивного), лексикой современного иностранного языка; 7).знакомство с культуроведческими знаниями[1].  Мы видим, что внедрение в учебный процесс современных  технологий обучения иностранному языку вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование новых технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему   изучению английского языка формировать коммуникативные компетенции учащихся.  При формировании коммуникативной компетенции у учащихся в основе процесса обучения лежит модель реального общения, под которым понимается  обеспечение взаимопонимания людей в процессе речевого взаимодействия.

    В ходе сравнительно-исторического анализа психолого-педагогической и методической литературы по данной теме, наблюдений   и обобщения  нашего опыта преподавания  были выделены следующие педагогические  условия формирования коммуникативных компетенций учащихся  8-9 классов в процессе изучения английского языка: 1). реализация гуманистических принципов в обучении английскому языку; 2). деятельностный подход в процессе изучения английского языка - сущность коммуникативно- ориентированного обучения; 3).использование всех видов речевого взаимодействия в процессе изучения английского языка ; 4). применение  инновационных технологий (проектное обучение, игровая технология, ИКТ и др.)  в процессе обучения английскому языку, использование их в практике преподавания иностранного языка, а также переосмысление и модификация традиционных технологий, направленных на формирование коммуникативных компетенций учащихся;  5).организация отработки полученных знаний умений и навыков в ходе изучения английского языка.

    1. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 352с.

    2. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие. / В.В. Копылова // – М.: Дрофа, 2004. – 96c.    

    3. Скалкин, В.Л.Коммуникативные упражнения на английском языке./ В.Л. Скалкин. – М.,1983. – 128 с.

    4.  Щукин,  А. Н.  Компетенция  как  результат  обучения /  А. Н.  Щукин.//  Обучение  иностранным   языкам:  теория  и  практика:  учебное  пособие  для   преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – С. 138-142.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей и мировоззрения учащихся 8 классов в процессе изучения английского языка. Проект по теме «Образование в Великобритании» - «Школа моей мечты»

Автор данной статьи делает попытку показать как на пример обучения английскому языку в 8 классе учитель формирует ключевые компетенции и мировозз...

Обучение написанию письма учащихся 10-11 классов с углубленным изучением английского языка.

      Только применение  системы упражнений обеспечит развитие способности создавать развернутые высказывания в соответствии с коммуникативной задачей, выражать собств...

Методическая разработка по теме" Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8 - 9 классов в процессе изучения английского языка

Стремление мирового сообщества к созданию единых образовательных программ и стандартов диктуется технологическими, экономическими, политическими преобразованиями, которые развернулись сегодня в крупны...

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка Ириолова А.Д. – учитель английского языка МБОУ лицея № 64 г. Краснодара, к.ф.н.  Модернизация о...

Рабочая программа по странаведению для учащихся 6-7- классов с углубленным изучением английского языка

Рабочая программа разработана для учащихся 6-7 классов с углубленным изучением английского языка (5 часов в неделю+ 1 час страноведение)по книгам для чтения "История Англии в рассказах для детей" авто...