Особенности обучения английскому языку в 5 классе
материал по английскому языку (5 класс) по теме

Особенности обучения английскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_angliyskomu_yazyku_v_5_klasse.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации муниципального района

«Город Валуйки и Валуйский район»

                                     

                                         Доклад:

«Особенности обучения английскому языку в 5 классе»

                                                                                     Иванова Т.П.

                                                                                    Учитель английского языка

                                                                                    МОУ «Двулученская СОШ»

                                                   

                                             

                                                                  2013 г.

Эффективность обучения иностранному языку в школе в большей степени зависит  от того, насколько его подходы и методы ориентированы на возрастные особенности учащихся

Процесс обучения в школе можно разделить на три основных этапа, каждый из которых охватывает определенные стадии развития ребенка.

  1. начальная школа - младший школьный возраст (ведущая деятельность — обучение; направленность — привыкание к новой социальной роли);
  2. средняя школа - младший подростковый возраст (ведущая деятельность - общение; направление - «защита» новой социальной роли)
  3. старшая школа - старший подросток, юноша (ведущая деятельность - учебно-профессиональная деятельность).

Наиболее трудным для педагогов считается  средний, так как он более непредсказуем.

 Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Л. С. Выготский сравнивает развитие младшего подростка с превращением гусеницы в куколку, куколки - в бабочку. Неравномерный рост сердца и сосудов приводит к повышенной утомляемости детей. В этом возрасте актуально говорить о явлении акселерации. В сумме психологические и физиологические проблемы приводят к негативизму  раздражительности и эмоциональным вспышкам. Следствием является нарушение дисциплины и отвлечения на уроке. Младшие подростки не выносят скуку и однообразие, монотонность. Значит, нужно чередовать темп, моменты релаксации и снижать нагрузку к концу урока.

Ведущим видом деятельности становится общение, имеющее в этом возрасте большую ценность, т.к. усваиваются новые социальные роли и меняются отношения со взрослыми. Сверстники выступают высшим идеалом для младшего подростка, далее следуют родители и учителя. Необходимо отметить, что учащиеся 5-классов очень активны, быстро откликаются на просьбы учителя, охотно сотрудничают с ним при проведении внеклассных мероприятий. В этом возрасте высок уровень мотивации изучения иностранных языков. Присутствуют как внешние, так и внутренние мотивы. Дети заинтересованы не только в общении, но общением на иностранном языке.

Психологические особенности младших подростков характеризуются переходом от доминировавшего образного мышления к началу формирования абстрактного. У многих подростков этот процесс проходит с трудом, например, зная правило, ученик не может привести пример. Меняется также тип запоминания: оно становится произвольным. Использование ролевых игр занимает по-прежнему большое место. Сказочные персонажи способствуют активизации урока. Младшие подростки обладают хорошими имитационными способностями, поэтому с удовольствие работают хором.  

Ребенок учится умению выделять, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат [13, с. 171]. По мнению О. Б. Дарвиш, в младшем подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач, анализирует действительность, учится классифицировать, обобщать. Улучшается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции, он приобретает взрослую логику мышления [6, с. 123]. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, люди должны воспринимать каждый отдельный предмет и ситуацию в целом. Восприятие в младшем подростковом возрасте нужно

рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском необходимых и достаточных для формирования признаков. Приступая к обучению иностранному языку детей в возрасте 10–12 лет, нужно учитывать следующие психологические явления и особенности, присущие младшим подросткам:

1) не окончательно развита произвольность (умение усилием воли заставить себя воспринимать малоинтересный материал);

2) особый вид восприятия – слушание уже развит, происходит развитие фонематического слуха;

3) происходит развитие речи, особенно ее синтаксической стороны;

4) осуществляется переход к смысловому запоминанию;

5) характер еще не сформировался, но уже есть две основные черты: трудолюбие и лень;

6) существует вероятность исправить негативные черты характера, посредством ролевых игр.

Психическое развитие и становление личности в этот период тесно связаны с самосознанием, возникает проблема, присущая только подростковому возрасту – проблема нормальности, стремление «быть таким же, как все». Самосознание, наиболее явно проявляющееся  в самооценке, строится чаще всего по признакам сходства или различия с другими. Самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Нередко сниженная самооценка формируется у детей, чьи успехи не удовлетворяют взрослых, требующих слишком многого. И как следствие – постоянная неудовлетворенность собой, неверие в собственный успех, апатия, которые, приводят к нежеланию учиться.

Д.И. Фельдштейн называет возраст 10-11 лет «локально капризным» и считает, что в этом возрасте обострена потребность в признании взрослых [8, c.  176]. Надо быть очень осторожным в оценке предростка, ведь «малейшее замечание окружающих о «ненормаль6ности» может вызвать у него целую бурю чувств, а часто и весьма решительных действий, которые могут отразиться не только на психике подростка, но порой угрожает его жизни и ведут к нервозам» [1,c.520]. Младший подростковый возраст, несомненно,  кризисный период. Для этого существуют как внешние, так и внутренние предпосылки. Одной из внешних предпосылок является смена характера учебной деятельности, проблема адаптации.

У подростка новые учителя, новые предметы. Новизна в любом возрасте вызывает у человека чувство тревоги. Сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда – необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых. И как следствие – ломка устоявшихся стереотипов, изменение самооценки. Меняется личностный смысл учения, часто снижается интерес к учебной деятельности в целом, а иногда к отдельным предметам. К внутренним предпосылкам можно отнести бурный физический

рост и половое созревание, которые приводят к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму [6, с. 119]. Если недооценить эти психолого-физиологические изменения, то может произойти школьная дезадаптация, ребенок может стать недисциплинированным, невнимательным, начать отставать в учебе, у него может пропасть желание идти в школу. Таким образом, если правильно учитывать особенности памяти, внимания, восприятия, мышления ребенка младшего подросткового

возраста, можно сделать процесс обучения английскому языку более успешным. В младшем подростковом возрасте ребенку особенно свойственно позитивное отношение к изучению иностранного языка. По мнению А. А. Аихазишвили, языковая способность ребенка является наиболее высокой до возраста 10–12 лет (критический период), а затем довольно резко падает. Результаты психолого-педагогической диагностики показали, что в пятом классе интерес к иностранным языкам достаточно высок: для школьников этого возраста ведущим мотивом является стремление к расширению сферы общения (71 из 100 опрошенных школьников ответили, что хотели бы изучать английский язык для возможности общаться на языке во время пребывания в другой стране).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения английскому языку с помощью мнемотехнических приёмов.

В работе рассматриваются основные приёмы, способствующие запоминанию обучающимися учебного материала на уроках английского языка....

Особенности обучения английскому языку в 3 и 4 классах с УМК «Английский в фокусе

«Особенности обучения английскому языку в 3 и 4 классах с УМК «Английский в фокусе» – Быкова Надежда Ильинична, почетный работник общего образования Российской Федерации, лауреат гранта Москвы в ...

Особенности обучения английскому языку во 2 классе с УМК «Английский в фокусе

«Особенности обучения английскому языку во 2 классе с УМК «Английский в фокусе» – Поспелова Марина Давидовна, заслуженный учитель России, почетный работник общего образования Российской Федерации...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

 Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых ...

Особенности обучения английскому языку в начальных классах

Новичкова Галина Борисовна,учитель английского языка МБОУ « Гимназия№ 6»г. Новочебоксарск Приходя на педпрактику в школу студенты, конечно, обращают внимание на то, что учитель иностранного языка...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе

Определены особенности психологической и речевой готовности учащихся начальных классов в изучении английского языка.  Обозначены педагогические условия эффективной работы учителя английского язык...

Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ в начальных классах в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о формах работы при обучении английскому языку детей с ОВЗ в начальных классах....