Cферические зеркала. Интегрированный урок: физика и английский язык.
план-конспект урока по английскому языку (11 класс) по теме

Миронова Людмила Александровна

Тема «Сферические зеркала»

Интегрированный урок физики и английского языка.

11 класс.

Тип урока: изучение нового материала по физике.

В ходе урока обучающиеся актуализируют знания по теме «Сослагательное наклонение», «Построение в линзах», приобретут навык по организации собственной деятельности в применении полученных знаний в разнообразных ситуациях.

Материал урока, как в целом, так и отдельные фрагменты могут использоваться при изучении оптических явлений на уроках физики в 8 и 11 классах, на факультативных занятиях. Английский язык представлен темой «Сослагательное наклонение» и позволяет обучающимся осознать  универсальность английского языка.

Алгоритм просмотра: основным ресурсом  является презентация, которая сопровождается подробным конспектом урока.

Формат ресурса - ppt,  exe, doc, Microsoft Office Power Point. Используемые источники информации - литература, Интернет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sfericheskie_zerkala.zip2.61 МБ

Предварительный просмотр:

«Сферические зеркала»

Интегрированный урок

 физики и английского языка

11 класс (профильная группа)

                        Л.С.Сизых, учитель физики высшей квалификационной категории

                Л.А.Миронова, учитель английского  языка высшей квалификационной категории

                        

Усть-Илимск

2013 г


Цель:        -познакомить обучающихся с понятием «сферическое зеркало»;

        -закрепить грамматический материал по теме «Сослагательное наклонение»

Задачи: 

Образовательные:

        -научить обучающихся строить изображение предмета в сферическом зеркале;

        -совершенствовать навык употребления сослагательного наклонения разных типов;

Развивающие:

               -организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;         

                - формировать информационную и коммуникативную компетенции обучающихся

Воспитательные:

              - помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

Оборудование и дидактические материалы: интерактивная доска, компьютер, презентация “Power Point”, карточки с графическими заданиями по количеству обучающихся.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

На экране появляются изображения различных зеркал, строки из сказки А.С.Пушкина, звучит фрагмент песни Ю.Антонова.(слайд 1)

Учитель английского языка. Look at the blackboard. There is a word on it. You should to guess it.

Ученики: Каждая группа по очереди называет свой вариант.

(слово mirror)

Учитель физики. У вас на столах лежат карточки , на которых вы в течение трёх минут должны построить изображения предметов. (слайд 2)

Ученики работают в группах, строят изображение предмета в плоском зеркале, вывешивают листы бумаги на доску.

Карточка с заданием №1

Построить изображение предмета.

                                                         

Учитель английского языка. What’s the object’s name in red colour on your pictures?

Ученики. It, s a  mirror.

Учитель физики. А если бы было не плоское зеркало, то, как бы вы его назвали. 

Ученики. Кривое, круглое, вогнутое, выпуклое. (Ответы записываются на интерактивной доске)(слайд 3)

Учитель физики. Изобразите на листах бумаги названные вами зеркала.

Ученики. Работают в группах. Изображают выпуклые и вогнутые зеркала.

Учитель физики. Посмотрите внимательно на свои рисунки. Частями какой геометрической фигуры являются изображённые вами зеркала?

Ученики. Сферы.

Учитель физики. Правильно. А зеркало называется сферическим. Сегодня мы познакомимся с этим видом зеркал, научимся строить изображения предметов.

        Прежде, чем мы приступим к работе, ответьте на следующие вопросы:

- в какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания?

-какими способами я буду достигать цели?

- какие средства мне для этого понадобятся?

  1. Изложение нового материала.

Учитель физики. Сферическое зеркало представляет собой отполированную поверхность шарового сегмента. Сейчас каждая группа получит карточки с заданием. Внимательно рассмотрите рисунок, на котором  дано схематическое изображение сферического зеркала. Посовещавшись в группе, вы за 2 минуты должны дать название всем точкам и линиям, изображённым на рисунке. (слайд 4)

Карточка с заданием №2

Дать названия точкам и линиям на чертеже

     Ученики. Предлагают разные варианты ответов. Задание оформляют на листах бумаги и располагают на классной доске. 

    Учитель английского языка.  В следующем задании вы будете сравнить сферические зеркала с известными вам линзами. Работать будете на английском языке,  составляя предложения с использованием  сослагательного наклонения. Сегодня мы уже встречались с ним, рассуждая о зеркалах.

Вспомните, пожалуйста, виды сослагательного наклонения.

Ученики. Маловероятное и нереальное условие: If + Past Tense, would + Infinitive. Несостоявшееся условие: If + Past Perfect, would Perfect Infintive. (слайд 5)

     Вариант составленного предложения: "Если бы это была линза, точка … называлась фокусом"

(каждая группа составляет по 3 предложения) (слайд 6)

Учитель физики. Итак, подведём итоги выполненного упражнения. Центральная точка сферического зеркала называется полюсом Р. Наиболее удалённая от полюса точка О является оптическим центром зеркала. Прямая, проведённая через оптический центр зеркала и его полюс, называется главной оптической осью. Все лучи, параллельные главной оптической оси. Проходят после отражения в зеркале через общую точку F , называемую фокусом. (слайд 7)

Закрепление  нового материала через просмотр видеоролика (слайд 8)

На доске проецируется следующее изображение . (слайд 9)


Направим пучок параллельных лучей на выпуклое зеркало (левый рисунок). После отражения лучи станут расходящимися. Поэтому выпуклое зеркало иначе называют рассеивающим зеркалом. Направим теперь параллельные лучи на вогнутое зеркало (правый рисунок). Сразу же после отражения лучи станут сходящимися. Поэтому вогнутые зеркала иначе называют собирающими зеркалами. 

Точка F - действительный фокус собирающего зеркала. Точка F ' - фокус рассеивающего зеркала. Он уже является мнимым, так как световые лучи через него не проходят. (слайд 10, 11)

На доске проецируется следующее изображение . (слайд 12)

Изображения предметов в выпуклом зеркале всегда уменьшенные. Например, на левом рисунке отчетливо видно, что размеры изображений чашек значительно меньше размеров самих чашек. При помощи вогнутого зеркала легко получить увеличенные изображения предметов. Взгляните на правый рисунок. Размеры всех изображений больше размеров самих предметов. На среднем рисунке изображено обычное плоское зеркало.

Группы получают следующее задание. (слайд 13)

Карточка с заданием №3

Выполнив необходимые измерения, определите соотношение радиуса кривизны зеркала и фокусного расстояния.

Ученики. Выполняют измерения с помощью линейки и приходят к выводу, что радиус кривизны зеркала и фокусное расстояние связаны следующим соотношением:

R=2F

Учитель физики . Рассмотрите примеры построения изображений точечного источника света в сферическом зеркале и сформулируйте правила построения  (слайд 14)

Карточка с заданием №4

                                        .

Ученики. Луч, идущий параллельно главной оптической оси отражается через фокус.

Луч, идущий через фокус отражается параллельно главной оптической оси.

Луч, идущий через главный оптический центр – обратим.

        Учитель физики.  (слайд 15)Пусть расстояние от предмета до зеркала  d, расстояние от зеркала до изображения f и фокусное расстояние F. Эти расстояния связаны соотношением

1/d+1/f=1/F

 

        

        III. Решение задач. (слайд 16)

1.Расстояние предмета от вогнутого зеркала 0,5 м, расстояние изображения 2 м. Найдите радиус кривизны зеркала.

                2.Перевести на русский язык и решить.

If the distance from the thing to the mirror would be 1 m, where the picture were.

        

Домашнее задание: построить изображение предмета в сферическом зеркале.        (слайд 17)

                                                                                                                                                               

        IV. Рефлексия.        (слайд 18)Ученики  друг за другом высказывают своё мнение как на русском, так и на английском языке, выбирая один из предложенных на доске вариантов:

  1. Моё сегодняшнее открытие;
  2. Оказывается, что…;
  3. Я узнал, что…;
  4. Кто бы мог подумать …;
  5. Мне было интересно.