Реализация здоровьесберегающих технологий на основе УМК по английскому языку
статья по английскому языку по теме

МиШаНоВа АЛеНА ВиКТоРоВНА

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему, то есть направлены на процесс обучения. Но в процессе обучения возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень активности, снижение мотивации. Поэтому на уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, а также для поддержания мотивации обучаемых рекомендуется использовать элементы здоровьесберегающих технологий. Что касается УМК по английскому языку, то они не в полную силу охватывают реализацию здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 А.В Мишанова

  I категория, учитель, МОБУ СОШ № 20 (г. Белорецк)

Реализация здоровьесберегающих технологий на основе  УМК по английскому языку

   Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. УМК предназначены для обеспечения открытости образовательного процесса и должны быть доступны любому желающему, то есть направлены на процесс обучения. Но в процессе обучения возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень активности, снижение мотивации. Поэтому на уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, а также для поддержания мотивации обучаемых рекомендуется использовать элементы здоровьесберегающих технологий. Что касается УМК по английскому языку, то они не в полную силу охватывают реализацию здоровьесберегающих технологий.

    Сегодня на основе некоторых учебников, например К. И. Кауфман “Happy English.ru” можно воспользоваться следующими элементами здоровьесберегающих технологий:

- Игра - одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например, игра-пантомима:      

  • При изучении алфавита: изобразить  букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером). Ученик (ученики) у доски выполняет (ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.                            
  • При изучении темы "My pet" изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
  • При изучении темы "My day" изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
  • Ролевая игра-пантомима "In the shop". Ситуация: «В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой».  Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках. Такой элемент здоровьесберегающих технологий интересен  учащимся младших классов и учащимся 5-6 классов.

-  Песня на уроке - хороший вид релаксации, предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Также соответствует младшей и средней ступени обучения английскому языку.

- Новизна и нетрадиционность учебного материала. Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызывать интерес может знакомство с новыми журналами, рассказ о каком-либо городе англоязычных стран с применением иллюстраций. Возникает вопрос: чем же отличается этот вид разрядки от обычного аудирования? При проведении аудирования учитель направляет внимание школьника на восприятие речи на слух, ставит задачи, предлагает специальные упражнения. Рассказ же учителя, подобранный с целью снятия усталости, напряжения, начинается словами: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное». Такой рассказ не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Трудные слова, обороты речи переводятся самим учителем. Такое сообщение рассчитано на две-три минуты, а может быть связано с темой урока. Например, «Manners», «Famous people»7 класс; «The English language» 8 класс; «Food» 9 класс по учебнику  К. И. Кауфман “Happy English.ru”. Это актуально для учащихся средних и старших классов.

- Шутливые истории на уроке. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого рекомендуется рассказывать что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни или из личного опыта. Такой элемент здоровьесберегающих технологий используется в основном уже в старшем звене, где можно и нужно подобрать смешные истории или анекдоты в соответствии с тематикой учебника. Например, анекдоты по теме «At the airport», случаи по «Murphy’s Law» 10 класс; из личного опыта по темам «Friends», «From students’ life» 11 класс по учебнику  К. И. Кауфман “Happy English.ru”.

   Рассмотрим требования по применению элементов здоровьесберегающих    технологий:

   1) необходимо учитывать физиологические и психологические особенности детей,

   2) предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость,

   3) стремиться к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а тон учителя был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

   Таким образом, в соответствии с требованиями и имеющимся у учителя УМК по предмету можно создать условия для реализации элементов здоровьесберегающих технологий, которые позволят легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. Синькевич Г.С. Песня на уроке английского языка. // Иностр. языки в школе. –2002. - №1.– С.50 - 53.
  3. Утюкина Г.В. Релаксация на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения.// Иностр. языки в школе. –2003.- №3.–С.54 - 57.
  4. Учебно-методического комплект “Happy English.ru” для 5- 11 классов под редакцией К.И.Кауфман, М.Ю. Кауфман, включающий следующие компоненты: учебник, книга для учителя, 2 рабочие тетради, аудиокассеты/CD.