КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
статья по английскому языку на тему

Поставить  объективную оценку  ученику за четверть очень важно. Если её занизить, можно « отбить» интерес к предмету у  уч-ся. А завышение оценки может привести к не очень оправданному, повышенному самомнению уч-ся, с дальнейшим обязательным   провалом   при смене учителя.                                                                                                                          Предлагаемая методика может не только облегчить учителю задачу  какую  именно оценку поставить ученику за четверть ( полугодие, год ) ,но ,что очень важно, понять  ученику самому какую оценку он хочет сам , и, к чему ему надо стремиться. Это  совместный труд учителя и ученика                                                                                     Данная методика может быть использована не только учителями иностранных языков, но и любого гуманитарного, а в отдельных пунктах и точного направлений. Методика направлена  на систематизацию оценочного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ УРОВНЯ  ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

 

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поставить  объективную оценку  ученику за четверть очень важно. Если её занизить, можно « отбить» интерес к предмету у  уч-ся. А завышение оценки может привести к не очень оправданному, повышенному самомнению уч-ся, с дальнейшим обязательным   провалом   при смене учителя.                                                                                                                          Предлагаемая методика может не только облегчить учителю задачу  какую  именно оценку поставить ученику за четверть ( полугодие, год ) ,но ,что очень важно, понять  ученику самому какую оценку он хочет сам , и, к чему ему надо стремиться. Это  совместный труд учителя и ученика                                                                                     Данная методика может быть использована не только учителями иностранных языков, но и любого гуманитарного, а в отдельных пунктах и точного направлений. Методика направлена  на систематизацию оценочного материала.

Цель предлагаемой схемы:

  • осмысление всего пройденного четвертного      

    (полугодового) материала учеником                                    

  • выбор оценки самим уч-ся
  • систематизация и понимание пройденного материала
  • наглядная помощь учителю увидеть сильные и слабые стороны понимания уч-ся пройденного материала
  • выставление объективной оценки

P.S.Предполагается, что думающий учитель может что-то изменить в данной схеме, добавить или сократить,

 изменить предлагаемые пункты в зависимости от предмета, класса (гимназического, класса с углубленным изучением или простого, обычного, комплектации и т.д. и т. п.). Но суть предлагаемой схемы от этого не меняется!

Не секрет, что многие учителя (особенно молодые) затрудняются при выставлении оценки ученику  за четверть из-за малочисленности оценок по каким-либо объективным или субъективным причинам.

Данная схема может помочь поставить достаточное количество оценок, а   вследствие  этого выставлению наиболее объективной оценки.

Вот предлагаемая расшифровка схемы :

Расшифровка дана на базе 10-го класса школы-гимназии № 498  г. Санкт-Петербурга, англ.  язык). Для других классов, предметов и языков вполне возможны и другие параметры.  

 

  1. Контроль техники чтения (1-2 раза в четверть ). Критерии оценок: правильность чтения, произношение, темп. Итого—3-6 оценок за четверть. Предлагаемые оценки за темп речи:
  2.  120 и больше слов в минуту – «5», 85-120 слов – «4», 50-85 слов-«3». За каждую ошибку- минус балл (слово). Учитель должен обязательно напомнить уч-ся, что очень быстрый темп не самоцель, главное плавность и четкость речи.

p.s. Любые «пограничные» случаи, например, ученик без ошибок прочитал за минуту 86-88 слов, трактуются в пользу ученика, в данном случае—оценка «4».

  1. Аудирование, критерии оценок:

* Уметь выделить главную мысль в тексте

*Составление плана и вопросов к тексту

*Умение определить правильность или не правильность высказываний

*Умение изложить письменно прослушанный текст

*Ответить на предложенные вопросы

*Быстрота восприятия на слух и пересказ текста уч-ся

Итого—2 -6 оценок за одно аудирование.

P.S. Возможны и другие варианты, все зависит от учителя и его гибкости, не физической, разумеется.

3.Говорение (монолог, диалог), критерии оценок:  

* Правильность речи

* Произношение

* Темп

Можно оценить и актерское мастерство рассказчика. Итого—2-4 оценки за ответ.  

4. Функциональное чтение (изучающее)—чтение незнакомого или малознакомого текста с полным его пониманием, составлением плана и вопросов к тексту, с дальнейшим его обсуждением и, частичным или полным пересказом. Данный пункт настолько объемен, что формат этой статьи не позволяет привести его полностью. Можно сказать, что работа оценивается в баллах, каждый правильный ответ—1 балл. Чем больше баллов – тем выше оценка. Работа может вестись по группам, по командам или индивидуально. Все зависит от уровня подготовки класса и учителя. Функциональное ( изучающее) чтение—коллективно—индивидуальная совместная работа учителя и учеников.

Итого оценки: от 2-х до бесконечности! (Более подробно см. « Функциональное ( изучающее чтение»).

5. Грамматика, предлагаемая цепочка оценивания:

а) подача темы

б) закрепление

в) тест

г) письменные упражнения ( прямой и обратный перевод и т.д. и т.п. )

д) устный, индивидуальный опрос

Итого—минимум  3 оценки.

6. Страноведение.  Можно оценивать:

* особенности лексики изучаемой страны

* основные знаменательные даты

* нравы и обычаи

* знаменитые люди

* географические и климатические условия

* столица и крупные города

* промышленность и сельское хозяйство

* правительство и способы управления

* экономика

* систему образования

В данном пункте можно и нужно использовать почти всю схему оценивания уч-ся. Итого: минимум 10 оценок.

 P.S.

возможны и другие варианты.                                                                            

7. Письменные работы:

* диктант

* сочинение

* репортаж

* интервью

* эссе

* изложение и т.д.

За каждую работу минимум 2 оценки, например за грамматику, объем, правильную передачу содержания текста, оригинальность мышления, да мало ли еще за что! Итого (автор даже затрудняется подсчитать, сколько оценок можно поставить за данный пункт, все зависит от того, что именно будет проводить учитель в каждом конкретном случае и классе), минимум от 4-х оценок и больше за четверть.

8. Словарная работа, оценки:

* отдельные слова

* словосочетания, фразеологизмы

* способы употребления, с предлогами, « гнездовой метод»

* умение составлять предложения, монологи и диалоги с изучаемыми словами. Итого: от 3-х 4-х оценок.  P.S.   тема, требующая отдельной статьи или разговора.

9.Поэзия (здесь все просто—знаешь—не знаешь). Итого: 2-3 оценки (произношение, темп, выразительность).

10. Отношение уч-ся к уроку. Очень важный пункт! В него можно включить и факт выполнения д/з, посещаемость, активность на уроках, поведение, интересные рефераты, сообщения и т.д. Сложный пункт. Можно легко « съехать» в  субъективизм. Будьте осторожны!

P.S. Оценки-- только по усмотрению учителя. Итого: 1-2 оценки. Но лучше всего действуют условные баллы, плюсы или минусы. А в конце четверти подсчитав их количество, можно поставить и определенную оценку.

Итак, давайте подсчитаем, сколько оценок может получить Ваш ученик по минимуму (допустим, что Вы использовали каждый пункт только один раз ).

Итого по пунктам: п. 1—3 оценки, п.2—2, п.3—2, п.4—2, п.5—3, п.6.—6, п.7—4, п.8—3, п.9—2, п.10—1 оценка. Всего—27 оценок! Исключив п.п.6 и 10—21 оценка!

Дальше - как обычно подсчитываем среднеарифметическую оценку (если что-то не сдано- минус 2балла) и вот Вам наиболее объективная оценка за четверть. Все видно как на ладони, и накопляемость оценок очень хорошая и можно дать шанс ученику улучшить свою оценку в следующей четверти, если он сдаст долги за пройденный материал.

Конечно, учителю придется много потрудиться, ведь надо все просчитать и отредактировать заранее, это не легко, но вполне возможно. Вот для этого и существует п.10.

Итог ( обобщение)

Предлагаемая схема будет эффективна лишь только в  случае ее систематического употребления, она должна быть и у самого ученика. Учитель и ученик должны постоянно сверять и обсуждать выставленные оценки, ученик может и должен знать свои собственные достижения, а учитель направлять деятельность уч-ся по улучшению его знаний и умений, показывать ученику его слабые и сильные качества. Это СОВМЕСТНАЯ работа учителя и ученика.

Наглядно видя перед собой свои достижения и проблемы, ученик может сам выбрать себе оценку.

Учитель же обязан, видя, что ученик достигнув определенного уровня упокоился и остановился в своем развитии, « подстегнуть» ученика, и используя се свои знания и умения, убедить ученика продолжить дальнейшее свое развитие. Это трудная часть работы учителя, он должен постоянно вести индивидуальную работу  уч-ся.

Учителя, работающие в обычных, не специализированных школах, могут возразить, как же работать индивидуально при большой учебной нагрузке,  группах по 15-20 человек? Основываясь на личном опыте, могу ответить, выход есть. Нужно создавать инициативные группы из наиболее заинтересованных уч-ся, пусть сначала по 2-3 человека в классе, и, видя их успехи, остальные уч-ся ( не все, конечно)

пусть  немного, но будут стараться подтянуться к этой сильной группе. Главное  не создать атмосферу отчуждения     а созидания в работе с этими группами., ,

В заключении надо отметить что, используя предложенную схему ученики смогут не только правильно оценивать свои знания, но и должны знать и уметь правильно использовать лексические идиомы, грамотно и красиво читать, избегать грамматических ошибок в речи, воспринимать тексты на иностранном языке на слух, знать историю изучаемых стран, уметь написать заметку, репортаж, рассказ на изучаемом языке, уметь написать деловое письмо, общаться с англо-говорящими людьми из других стран.

Удачи !

Кл и Ф.И.О

ученика

Чтение

Аудирование

Говорение монолог          диалог

Функциональное чтение, анализирование текста

Грамматика

Страноведение

Письмо

Диктант изложение

Умение работать со словарем

Поэзия и песни

Отношение к  уроку

Примечание

Оценка за четверть

 

  Итоговая таблица к комплексному подходу оценивания учащихся. Вы вполне можете её изменить, это не ‘мертвая “ схема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

В работе даны теоретические и практические реколмендации по оцениванию уровня знаний учащихся...

Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода

В Мишковской СОШ патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея – исторический.  Начало поисково-собир...

Обобщение опыта по теме "Комплексный подход в работе с одарёнными детьми как эффективное средство развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы"

содержит материал по обобщению опыта и приложения к немуДля скачивания перейдите по ссылке, указанной в приложенном файле...

Комплексный подход в подготовке учащихся 9 классов к сдаче выпускного экзамена в новой форме

Подготовка к итоговой аттестации учащихся 9 классов  - это комплекс учебной, психолого-педагогической и воспитательной работы...

Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода

Проведение "Зарнички", "Зарницы", игры "Преемственность поколений", "Папа, Мама, я - спортивная семья", "Туристического слёта", для осуществления комплексного подхода к патриотическому воспитанию учащ...

Современные подходы к оцениванию учащихся на уроке физической культуры.

Диалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий только начинается. Самая главная задача, которую необходимо решить, – это обеспече...

Педагогический совет «Инновационные подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся»

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов влечёт за собой возникновение новых подходов к оцениванию качества учебных достижений обучающихся. Уровень сформиров...