Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода
статья (основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс) по теме

Василий Михайлович Чулов

В Мишковской СОШ патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея – исторический.  Начало поисково-собирательной работы  было положено в 1972 году начинающим учителем Штуко Михаилом Ивановичем. Это был музейный уголок в классной комнате, затем одна музейная  комната, позже еще одна. И только  1 сентября 1991 г. был оборудован специальный  музей - зал с  устоявшейся  экспозицией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание учащихся                                                                                                                                  на основе комплексного подхода                                                                                                                                                               при преподавании  физической культуры и                                                                                                                                           изучении краеведческого материала                                                                                                                                          

Из опыта работы учителя физической культуры                                                                                                       Чулова Василия Михайловича                                                                                                                                              МБОУ "Мишковская СОШ" Брянской области.

    То, что физическая культура и спорт, история и краеведение, военно-спортивные игры лежат в основе любого воспитания, не только патриотического, известно со времён древнего мира. В наше время эти составляющие не менее актуальны. Исходя из своего педагогического опыта, а он составляет 35 лет, у меня сложились некоторые наблюдения, которыми можно было бы поделиться. Пригодился опыт военного руководителя школы в звании старшего лейтенанта, учителя биологии и химии, семнадцатилетний опыт директора школы, некоторый опыт преподавания ОБЖ, граждановедения и, наконец, физической культуры. Сейчас занимаюсь краеведением. В моём ведении школьно-поселенческий музей истории и народного быта.

    Любое воспитание носит комплексный характер. Это относится и к патриотическому воспитанию, без которого гражданин - не гражданин. Конечно, ученика надо наполнить знаниями, это факт. Но в подходе к  вопросу воспитания, а  тем более  воспитания патриотического, гражданского, придерживаюсь позиции хорошо известной со времен античного мира, что ученик - это не чаша, которую нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. В этом смысле важен пример. Особенно ценен пример из жизни людей прошлого и настоящего, наших земляков. Это может быть пример   родственников или даже родителей. В моей работе традиционными стали такие мероприятия, как  встреча учеников старших классов с их  родителями, где отцы и сыновья соревнуются в разборке и сборке автомата, в выполнении нормативного упражнения  -   использовании общевойскового защитного комплекта,  в выполнении команды "подъём", в  пулевой стрельбе из пневматической винтовки и т. д., или "Папа, мама, я - спортивная семья", "Зарничка", "Зарница", "Честь имею". Именно в данных соревнованиях происходит непосредственный процесс  преемственности поколений.

     В нашем  школьном музее  есть  фотография генерала А.Ф Рубиса и его биография. Он наш современник, начальник военного училища, человек  строгий и волевой. Глядя на него и знакомясь с его биографией, подросток узнаёт, что в его судьбе важную роль сыграла физическая подготовка, спортивные соревнования и, естественно, хорошие знания  по всем предметам. Наверняка,  у многих ребят возникнет желание стать защитником Отечества.
Или, скажем, пример нашего современника  -  инженера военно-промышленного комплекса  Хомутова В. В.. Он альпинист, покоритель Эвереста. Со своими товарищами в 1982 году он взошёл на вершину мира.  До сих пор этот маршрут ни до, ни после них никто в мире не повторил. Альпинизм стал важным увлечением в его жизни. Ребятам становится интересно: ради чего человек идёт на такой риск. Оказывается, это восхождение было завершено в День Победы  9 Мая водружением на величайшей вершине мира государственного флага нашей Родины. Далее ребята знакомятся с фильмом Юрия Сенкевича об этом восхождении.  Может, здесь они впервые и узнают, кто такой Сенкевич. Узнают, что Валерий Хомутов его друг, получают первое впечатление и сведения об альпинизме. У детей появляется чувство гордости за своего, известного всему миру земляка. С фотографии смотрит на подростков мужественный,  волевой человек, их  современник. Из биографии они  узнают, что без физической подготовки , хороших знаний и трудолюбия, без воли к победе не вознести бы  ему славу Родины на величайшую вершину мира.
     Ещё один пример. На фотографии лётчик вертолётной авиации Медведев В. В.  У него более 27 тысяч часов налета. Этот факт потрясает. Из биографии учащиеся  узнают, что в основе  его достижений физическая и спортивная подготовка, отличные знания по многим предметам.  И снова  гордость за Родину и за своих земляков.
Но это ещё предварительная встреча с героями-современниками по материалам музея. Затем второй этап:  организация встречи и сама встреча, беседа героя с учениками школы.
Это большая аудитория, масса вопросов и, что называется, внимают  с открытым ртом. После таких встреч становится ясно, что физическая культура и спорт -  это не удел простаков, а необходимый элемент подготовки человека любой профессии, человека и гражданина  -  патриота  своей Родины,  способного  отстаивать интересы своей страны в любой  ситуации.
Живые встречи с современниками в музее, а затем в классной большой аудитории имеют  большое   воспитательное  значение. Важно то, что   музейные экскурсии готовят и проводят сами ученики, но готовят они их не только для учащихся своей  школы, но и гостей, в том числе и взрослых.
    Воспитательная работа в данном направлении приносит свои плоды. Понимая роль физической культуры и спорта в своей жизни, ребята с удовольствием посещают уроки физкультуры,  многие учащиеся нашей школы участвуют уже несколько  лет в «Кроссе наций", где занимают призовые места. Это Авраменко М., Перешивко З., Фабрицкая Т., Емельяненко И., Козленок О. Также  ученики  школы  принимают участие во  всех районных и школьных соревнованиях.
 Таким образом, все проводимые мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта, являются хорошей базой патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, за...

Программа элективного курса по патриотическому воспитанию учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации»

Элективный курс под названием «Патриотизм – основа нравственного достоинства нации» охватывает широкий круг вопросов от познания окружающего мира до приобщения к культуре, искусству своего народа и на...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ СЕЛА

Данная работа содержит в себе основы патриотического воспитания школьников на основе традиций села Старое Семенкино...

"Помни имя свое" (комплексная программа духовно-нравственного воспитания учащихся на основе краеведения)

Данная авторская программа духовно-нравственного воспитания молодежи представляет собой комплекс мероприятий по урочной, внеурочной и внешкольной деятельности на основе уроков краеведения, дополнитель...

Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода

Проведение "Зарнички", "Зарницы", игры "Преемственность поколений", "Папа, Мама, я - спортивная семья", "Туристического слёта", для осуществления комплексного подхода к патриотическому воспитанию учащ...

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...