Главные вкладки

    Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании
    методическая разработка по теме

    Перемечева Наталья Михайловна

     

    Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. 

    Своей ведущей идеей считаю создание условий для развития, становления высоконравственного человека-патриота, которые определены Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).

    Целью своей работы считаю создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

    Для достижения указанной  цели мною решаются следующие  задачи:

    формировать эмоционально-волевые качества гражданина-патриота России;

    повышать уровень физической подготовки подрастающего поколения;

    воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.

     

    Система моей работы способствует формированию в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей любви к своему Отечеству и Родине, ориентирована на ценностное самоопределение как гражданина и осознание себя личностью, способной к самореализации.

    Что значит патриотом быть?                                                                                                  

    Беречь природу и людей любить,

    Здоровым, сильным, добрым быть,

    Безмерно Родине служить.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema_po_gpv.docx114.19 КБ
    Microsoft Office document icon plan_mesyachnika_po_vpv_2012_god.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательной учреждение                  

    средняя общеобразовательная школа  

    с. Рожки Малмыжского района Кировской области

    Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании

    Перемечева Наталья Михайловна, учитель основ безопасности жизнедеятельности, 1 категория

    с. Рожки  

    2013 год

    России не станет тогда,
    когда не станет последнего патриота.
    Н.М. Карамзин

    Свою тему «Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании» считаю актуальной, так как формирование и развитие гражданско-патриотических качеств – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности.

    Мой опыт позволяет решать такие противоречия как возможность использования полученных знаний, умений и навыков в самореализации и низким уровнем нравственных качеств учащихся.

    Необходимость реализации противоречия определяет мою тему, проблема которой формулируется следующим образом: как сформировать гражданско-патриотические качества на уроках основ безопасности жизнедеятельности и во внеурочной деятельности.

    Своей ведущей идеей считаю создание условий для развития, становления высоконравственного человека-патриота, которые определены Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).

    Целью своей работы считаю создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. 

    Для достижения указанной  цели мною решаются следующие  задачи:

    формировать эмоционально-волевые качества гражданина-патриота России;

    повышать уровень физической подготовки подрастающего поколения;

    воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.

    В своей работе руководствуюсь следующими принципами: гуманности, научности, самостоятельности и активности в обучении, связи теории с практикой, доступности, единства обучения, воспитании и творчества, системно-деятельного подхода к ребенку.

    Основными направления моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию  являются:

    Военно-историческое (постановка юношей допризывного возраста на воинский учет, День Защиты детей; День  России и День Государственного флага Российской Федерации, конкурс на лучшее знание государственной символики России, работа зала «Боевой Славы», дни воинской славы, уроки мужества, уроки памяти, месячник оборонно-массовой военно-патриотической работы, парад юнармейцев; учебные военно-полевые сборы).

    Малая родина/Моя родословная  (экскурсии, походы по родному краю, встречи в краеведческом музее, составление родословной своей семьи, акция «Вахта памяти», встречи с ветеранами и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне).

    Трудовая деятельность (помощь ветеранам и работникам тыла, акция «Вахта памяти»).

    Физкультура, спорт, здоровье (спортивные соревнования  «Армейские забавы», «Зарничка», «Зарница», Дни здоровья, «Школа безопасности»)

    Эстетическо-художественное направление (оформление тематических выставок; конкурс рисунков и презентаций «Мой папа в армии служил», фестиваль-конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», создание сборников о юных героях-антифашистах, о великих полководцах, выпуск специального номера газеты «Школьный МАЯК», конкурс чтецов «Защитники Отечества», праздник пап).

    Все направления органически взаимосвязаны, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными мировоззренческими основами гражданско - патриотического воспитания.

                   Новизна моего опыта состоит в том, что условия для формирования гражданско-патриотических качеств создаются в тесном сотрудничестве с социумом  (администрация сельского поселения, районный военный комиссариат, сельская библиотека, районный краеведческий музей г. Малмыжа).        

    На основании результатов диагностик была сформулирована рабочая гипотеза. Если в системе формировать гражданско-патриотические качества в учебно-воспитательном процессе и в социальной среде, то выпускники будут готовы к успешной самореализации себя как гражданина и патриота в обществе.

    Свою систему работы я представляю в виде пятиконечной звезды- символа патриотизма:

                  Военно-историческое

    Малая родина/                                                                 Эстетическо-

    Моя родословная                                         художественное                

    Физкультура, спорт,                                                Трудовая деятельность

    здоровье

    Все направления гражданско-патриотического воспитания между собой пересекаются и взаимосвязаны, образуя единую систему. Мною ведётся работа не только на уроках, но и во внеурочной деятельности в тесной взаимосвязи с родителями  и организациями социума.

    Организованные мною мероприятия способствуют сплочению классных коллективов,  помогают выявить лидерские качества ребят, воспитывают патриотизм и активную гражданскую позицию учащихся, педагогов и родителей.   Я считаю, что создавая определенные условия в учебно-воспитательном процессе можно воспитать настоящих граждан-патриотов  своей страны, способных любить Родину и защищать Отечество.

    Свои успехи оцениваю успехами своих учеников:

    1. Ежегодно мои ученики становятся победителями и призёрами предметной олимпиады на муниципальном уровне.
    2. Учащимися под моим руководством успешно реализуются социальные проекты («Нужны дорожные знаки» «Профилактика гриппа и простудных заболеваний», «Твоё здоровье – в твоих руках», «Нет сквернословию».)
    3. Юноши 10-х классов показывают высокие результаты на учебных военно-полевых сборах.
    4. Юноши с желанием идут служить в ряды Российской армии, остаются работать там по контракту.
    5. Мой выпускник Арзаев Станислав Сергеевич дважды участвовал в Параде победы в.г. Москве. 
    6. Ежегодно выпускники школы выбирают  профессии связанные со службами, обеспечивающими безопасность человека и сохранение здоровья – это будущие военные, полицейские, врачи, пожарные, спасатели. После окончания учёбы они возвращаются на малую родину и успешно трудятся.
    7. В последнее время у девушек возрос интерес к профессии военного и полицейского (Голубева Анна  обучается в Нижегородской академии МВД).

    Система моей работы способствует формированию в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей любви к своему Отечеству и Родине, ориентирована на ценностное самоопределение как гражданина и осознание себя личностью, способной к самореализации.

    Что значит патриотом быть?                                                                                                   Беречь природу и людей любить,

    Здоровым, сильным, добрым быть,

    Безмерно Родине служить.

    Внеклассная и внешкольная работа является связующим звеном между теорией, преподаваемой на уроках ОБЖ и практикой, когда школьники имеют возможность проверить на прочность усвоенные ими знания и зрелость военно- патриотических убеждений.

           Комплекс внеклассных и внешкольных мероприятий:

    1. Кружок «Школа безопасности»;
    2. День Защиты детей;
    3. День  России и День Государственного флага Российской Федерации
    4. Работа зала «Боевой Славы»;
    5. Дни воинской славы;
    6. Уроки мужества, уроки памяти;
    7. Месячник обороно-массовой военно-патриотической работы
    8. Военно- спортивная игра «Зарничка» и «Зарница»;
    9. Дни здоровья;
    10. Спортивные соревнования и эстафеты;
    11. Митинг к Дню Победы;
    12. Акция «Вахта памяти»
    13. конкурс на лучшее знание государственной символики России
    14. конкурс военно-патриотической песни; фестиваль-конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»;
    15. парад юнармейцев;
    16. Учебные военно-полевые сборы и другие,

    Технологии:

    1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
    2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
    3. Организация экскурсий в музеи и места русской славы;
    4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к  истории народа, знание истории;
    5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, села;
    6. Проектная деятельность.

    Формы работы:

    1. Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
    2. Деловые игры;
    3. Классные часы;
    4. Беседы, диспуты, викторины;
    5. Исследовательская деятельность;
    6. Коллективные творческие дела;
    7. Смотры-конкурсы, выставки;
    8. Соревнования;
    9. Экскурсии, поездки, походы;
    10. Трудовые дела;
    11. Тренинг

    \

    Цель: создание необходимых организационно – педагогических условий для формирования гражданственности и патриотизма как значимых качеств личности у всех членов школьного сообщества.

    Задачи: воспитание чувства патриотизма;

     - развитие гражданской ответственности;

     - обучение навыкам безопасного поведения;

     - подготовка к военной службе и гражданской защите;

     - развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учеников;

     - содействие занятости детей и подростков в свободное время, предупреждение беспризорности и правонарушений.

    Патриотизм –  это система отношений человека к:

    1. истории страны: историческому прошлому героическому и настоящему, истории и традициям российской армии:
    2. национальной культуре; обычаям, традициям, литературе, музыке и т.д.;
    3. стране на карте мира: ее природе, экономике, «малой Родине»;
    4. государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка;
    5. гражданскому долгу перед государством, народом, готовности укреплять ее мощь и независимость;
    6. ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбу народа в целом.

         

    Направления работы по военно-патриотическому воспитанию школьников:

    - духовно- нравственное;

    - политико- правовое;

    - патриотическое;

    - профессионально-деятельностное;

    - психологическое.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                         средняя общеобразовательная школа                                                                                             с. Рожки Малмыжского района Кировской области

    Утверждаю                                                                                                                            Директор школы                                                                                                                    ________Г. Н. Толмачева                                                                                                            Приказ  №____ от ____ 2012 г.

    ПЛАН                                                                                                                                  проведения месячника по военно-патриотическому воспитанию

    Дата

    проведения

    Мероприятие

    Классы

    Ответственный

    30.01.12

    Линейка – открытие месячника

    1-11

    ЗДВР

    30.01 – 27.02

    Конкурс рисунков «Солдатом быть – Родине служить!»

    1-4

    Классные рук. 1-4 кл.

    30.01 – 27.02

    Классные часы, посвященные памятным датам России.

    1-11

    Классные руководители

    31.01.12

    Постановка юношей 1995 года рождения на военный учет в Малмыжском ВК

    9-11

    Учитель ОБЖ

    31.02 – 10.02

    Турнир по шахматам и шашкам

    1-6

    Учитель физ.культуры

    03.02 – 06.02

    Проведение акции: «Вахта памяти» (уход за памятником), в память о героях, отдавших свою жизнь за освобождение Родины.

    9-11

    ЗДВР,

    классные руководители

    06.02 – 20.02

    Конкурс стенных газет, посвященный Дню защитников Отечества

    5-11

    Классные руководители

    06.02 – 10.02

    Турнир по мини – футболу

    5-8

    Учитель физ.культуры

    06.02 – 17.02

    Соревнования по баскетболу (юноши)

    9-11

    Учитель физ.культуры

    06.02 – 17.02

    Соревнования по пионерболу (девушки)

    9-11

    Учитель физ.культуры

    08.02.

    Организация мероприятий, посвященных Дню юного героя – антифашиста «Маленькие герои большой войны»

    1-8

    Классные руководители

    13.02

    Конкурс стихов «Мужчинам посвящаем эти строки…»

    1-11

    ЗДВР,

    учителя русского языка и литературы

    15.02

    Военно-спортивная эстафета  «Армейские забавы»,

    посвященная Дню защитников Отечества

    9-11

    ЗДВР, учитель физ.культуры

    17.02

    Общешкольный День здоровья

    1-11

    ЗДВР, учитель физ.культуры, классные рук.

    17.02

    «Сильные, смелые, ловкие» - спортивная эстафета

    1-4

    Учитель физ. культуры

    20.02

    Классные часы, посвященные Дню защитника Отечества «Славные страницы военной истории нашей страны».

    1-11

    Классные рук.

    20.02

    Выпуск школьной газеты со стихами об армии        

    Министерство печати и информации ШД

    По планам классов

    Поздравительные мероприятия по классам. Чествуем наших мальчиков  и юношей

    1-11

    Классные руководители

    27.02.12

    Линейка по подведению итогов

    1-11

    ЗДВР


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности» В МБОУ СОШ №5 г. Балаково

    Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности»      В МБОУ СОШ №5 г. Балаково...

    Возможности краеведческого компонента в формировании гражданско-патриотических качеств личности как составляющей духовности.

    Материал рассказывает об особенностях формирования патриотических и гражданских качеств через краеведческий материал, приводятся примеры из педагогической деятельности, приемы использования краеведчес...

    Материалы конференции "Музейная педагогика как средство формирования гражданско-патриотических и нравственных качеств личности"

    В сборнике представлены выступления руководителей школьных и сельских музее и педагогов школ ГО Верхотурский на третьей научно-практической конференции, проводимой коллективом ГБОУ СО "СОШ № 3" г.Верх...

    Формирование гражданско - патриотических качеств личности через реализацию курса краеведения "Моя малая Родина"

    Направленность дополнительной образовательной программы в том, что программа "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города, области.Отличительной чертой нашей программы явля...

    Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»

    В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...