Возможности краеведческого компонента в формировании гражданско-патриотических качеств личности как составляющей духовности.
статья по истории на тему

Загородникова Оксана Михайловна

Материал рассказывает об особенностях формирования патриотических и гражданских качеств через краеведческий материал, приводятся примеры из педагогической деятельности, приемы использования краеведческого компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_kraevedcheskogo_komponenta.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ г. Омска «Открытая ( сменная) общеобразовательная школа №13

Возможности краеведческого компонента в формировании

 гражданско-патриотических   качеств личности как составляющей духовности.

                                                                    Загородникова О.М.

                                                                       учитель истории

Возможности краеведческого компонента в формировании гражданско-патриотических качеств личности как составляющей духовности.

Ни для кого не секрет, что объяснить детям, почему они должны быть патриотами достаточно сложно, особенно в современных условиях. В последнее время не все школьники осознают историю как лично значимую, а это приводит к бездуховности, гражданскому равнодушию молодежи. Особую важность приобретает нравственное воспитание, позволяющее в любых ситуациях вести себя в соответствии с этическими нормами. Одним из путей достижения этой цели можно считать историческое образование в рамках школы, которое ставит перед собой задачу формирования патриотизма, гражданственности(1;180;), а так же ценностно-ориентированной личности, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. На своем опыте я убедилась, что учащимся понять и запомнить историю, связанную с чем-то далеким и незнакомым сложно. Для решения этой проблемы необходимо использовать краеведческий материал. В связи с этим данная работа обладает достаточной актуальностью и выглядит, как попытка обобщить накопленный опыт.

   Закономерно, что предметом рассмотрения является преподавание   в рамках краеведения, как способа формирования гражданско-патриотических качеств личности, являющихся одной из важнейших составляющих духовности. Для меня это в первую очередь работа в ходе отбора содержания учебного материала, внеклассная историко-краеведческая деятельность учащихся.

   При отборе материала всегда четко определяю, что изучение краеведения в рамках основного курса всегда воспринимается как часть.  Материал должен быть пригоден для различных форм учебных занятий. (2;28;)Уроки строятся как лекции, семинары, круглые столы, игры, экскурсии. Важным является то, что в изучении соблюдается принцип постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому. При этом постоянно должен расширяться  круг источников, приемов, методов изучения. Стараюсь помочь понять, что в центре внимания  вполне может оказаться  любой человек, главное, чтобы материал был конкретен и способствовал преодолению безликости фактов. Нельзя забывать и о принципе поликультурной толерантности. Сведения из местной истории должны подчеркивать, что мы живем в многонациональной стране, где все люди равны и интересны.

   Важным для меня и моих подопечных являются внеклассные занятия, которые ставят ребят как в роль потребителей информации (экскурсии, встречи с земляками), так и активных субъектов учебного процесса (защита рефератов, игры, творческие и научно-исследовательские  работы). Особое   внимание уделяется пониманию того, что корни человека в истории его семьи. (3;46;)У учащихся складывается представление о себе,  как историческом продолжении, частице истории края и страны.(4;61;) Традиционно популярны посещения музеев. Оригинальность здесь в том, что меняется обстановка, люди, материалы. В этом случае надо четко представлять, как экскурсия  поможет разобраться в общероссийском историческом  процессе, какие есть возможности для патриотического, духовного и эстетического воспитания. В этом году мои девятиклассники успешно приняли участие в  X  областной детской интеллектуальной игре «Знатоки краеведения»  на базе Омского краеведческого музея. Неоценимую роль играют исследования ребят, которые стремятся изучить свои генеалогии, собрать и систематизировать архивы своих семей. Большую работу проделывают учащиеся в рамках НОУ школы, среди которых есть лауреаты и участники городских и областных  конкурсов. При этом важность изучения истории края не зависит от возраста авторов и выбранной тематики. Цель здесь всегда одна – патриотическая и духовно-нравственная ориентация в жизненном пространстве.

   Таким образом, по средствам преподавания краеведческого компонента мной приобретается возможность управлять в первую очередь процессом воспитания, идущего через осознание необходимости гражданской активности, сопричастности своего поколения к историческим событиям, через формирование нового отношения к себе, как звену в цепи жизни своей страны. Отсюда берут истоки стремления беречь природу и культуру Родины, относиться гуманно друг к другу и принимать всех живущих рядом.    

  Список литературы

  1. Банных С.Г. Непрерывное образование: гуманизация.  Историко-краеведческие чтения. Екатеринбург,1989.
  2. Борисов Н.С. Дранишников В.В. Иванов В.П.  Методика историко- краеведческой работы в школе - .Просвещение, 1982.-223с.
  3. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое образование./ /Преподавание истории в школе,2005.-№2.-с.44-56.
  4. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории / /  Преподавание истории в школе, 1995.-№4.-с.57-69.