Формирование гражданско - патриотических качеств личности через реализацию курса краеведения "Моя малая Родина"
статья по географии (7 класс) на тему

Чудинова Надежда Анатольевна

Направленность дополнительной образовательной программы в том, что программа "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города, области.

Отличительной чертой нашей программы является широкое применение краеведческого материала. Комплексный подход в изучении истории родного города как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, архитектуру, экономику, население, образы города, нашедшие свое отражение в литературе, живописи, музыке, то есть Коряжма во всем ее многообразии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_programmy_po_kraevedeniyu.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«СОШ № 2» г. Коряжма, Архангельской области

Чудинова Надежда Анатольевна,

учитель географии I категории.

Формирование

гражданско - патриотических качеств личности

через реализацию курса краеведения

"Моя малая Родина"

И с гордостью скажу родному краю:

"Люблю и знаю, знаю и люблю

и тем полней люблю, чем глубже знаю!”

                                           Ефремов Ю.К.

Малая Родина – это окружающее человека пространство, освоенное еще с детства, прочувствованное и принятое, как "свое” - вот та основа, которая дает чувство устойчивости в жизни, становится источником жизненной силы и умиротворения.

Слайд

Направленность дополнительной образовательной программы в том, что программа "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города.

Отличительной чертой нашей программы является широкое применение краеведческого материала. Комплексный подход в изучении истории родного города как цельного социального и духовного организма предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, архитектуру, экономику, население, образы города, нашедшие свое отражение в литературе, живописи, музыке, то есть Коряжма во всем ее многообразии.

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своей области и населения, показ его сложной структуры;
  • ознакомление с историей и современной жизнью своего города.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему городу, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: презентации, самостоятельно составленные вопросы для интеллектуально-познавательных игр, кроссворды, различные карточки с заданиями, участие в проектной деятельности, интеллектуальных играх и т.д.

Работа ведется по следующим направлениям:

 «Наш город»  Темы:

  • Из истории основания города, где мы познакомились с историей родного города – от первых поселенцев до современности.
  • Адрес Коряжмы.  Учащиеся знакомились с изображением территории города на различных картах: России, Архангельской области, а также с картой самого города.
  • Официальные символы города: герб, гимн, флаг.
  • Население Коряжмы
  • Улицы города
  • Моя школа, мой дом.
  • Культура и быт горожан
  • Памятники и мемориальные доски Коряжмы
  • Знаменитые жители города

Итогом изучения этого раздела были:

  • открытый урок «Путешествие по городу» с выставкой детских рисунков «Мой любимый город»,
  • интеллектуальная игра «Знатоки родного города».

Следующий блок  программы «Архангельская область» по темам:

  • «Край на перекрестке континентов и судеб».
  • Официальные символы области: герб, гимн, флаг.
  • История заселения и освоения
  • Загадочный мир названий
  • Геология и рельеф нашего края
  • Климат
  • Природа родного края

Результатом  работы стали презентации учащихся, участие в конкурсе проектов  с темой «Подготовка дидактического материала по изучению Архангельской области».

Для реализации программы использовались различные формы работы:

  • урок-конференция,
  • конкурс творческих литературных работ,
  • урок - практикум
  • просмотр фильма,
  • экскурсии,
  • встречи с творческими людьми,
  • подготовка и защита проектов,
  • создание презентаций и др.

Так же большое значение в процессе формирования гражданско-патриотических качеств играют родители, так как, чтобы стать достойным гражданином в первую очередь необходимо любить и ценить самых близких нам людей – родителей. Поэтому мы активно стараемся подключить семью к процессу воспитания. В классе проводятся различные мероприятия, участие в которых принимают не только дети, но и их родители. Например,

  • История моей фамилии. Моя родословная
  • «Старая фотография рассказала…» по материалам семейных архивов
  • Семейная гостиная «Моя семья – моя радость» с участием родителей и детей, девизом которой служили следующие слова: Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их Семьей и Родиной»   У. Фоскало
  • «Законы жизни семьи, законы жизни класса» совместно с родителями за круглым столом выявили законы семьи и класса:
  • Конкурсная семейная программа «Когда все вместе»

Мы работаем по данной программе второй год.

Мероприятия патриотического направления,

проводимые в школе.

В нашей школе существует традиция проведения мероприятий патриотическтого направления: февральский военно – патриотический месячник; Вахта памяти, посвященная Дню Победы, ежегодно проводятся: «Зарница», «Вперед, мальчишки»,  «Песни, военных лет», «День памяти Алексея Воскресенского», «Поздравительные открытки ветеранам войны»

Совместно с обучающимися подготовили классные часы на темы: «С чего начинается Родина?», «Конституция – основной Закон страны», «Я – человек, Я – гражданин», «День народного единства», «Если б я был Президентом страны», «Люблю тебя, моя Россия!».

Кадеты участвуют в спортивной, художественной жизни класса и школы: праздник Дня здоровья «Золотая осень», первенство школы по футболу, баскетболу, городские и школьные лыжные соревнования и др.

Диагностика

уровня патриотического воспитания среди кадетов.

 Мы решили выяснить среди обучащихся: что означает слово «патриотизм».

Самым востребованным оказался вариант

  • «Патриотизм – это любовь к Родине» - это наиболее распространенное смысловое выражение.
  • Любовь к своей семье, родным, близким – на втором месте.

Далее предпочтения распределились так:

  • «любовь к родному городу» - третье место,
  • а на четвертом месте «любовь к русской культуре».
  •  «любовь к школе»,
  • «стремление к социальной справедливости».

Сложившееся распределение ответов имеет свою логику. Для большинства учащихся слово «патриотизм», в первую очередь, отождествляется с «малой Родиной» - семьей, родными, городом, домом.

Среди кадетов нашего класса ежегодно проводится «оценка уровня сформированности осознанного отношения к гражданско-правовому образованию».

Основные показатели

эффективности реализации программы

  • высокий уровень мотивации учащихся к познавательной деятельности;
  • творческая самореализация учащихся, участие в реализации различных проектов, связанных с краеведением.

Будем надеяться, что выпускники нашей школы будут трудиться в различных сферах общественной жизни честно, по свободному выбору. А в случае необходимости встанут на защиту нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности» В МБОУ СОШ №5 г. Балаково

Проект «Формирование гражданско-патриотических качеств личности»      В МБОУ СОШ №5 г. Балаково...

Возможности краеведческого компонента в формировании гражданско-патриотических качеств личности как составляющей духовности.

Материал рассказывает об особенностях формирования патриотических и гражданских качеств через краеведческий материал, приводятся примеры из педагогической деятельности, приемы использования краеведчес...

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ.

Материал по самообразованию:«Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ»...

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....