Методическая работа «Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ в процессе воспитания на историческом наследии Великой Отечественной войны» (с применением личностно-ориентированных методов)
методическая разработка (9 класс) по теме

Рязанцева Галина Васильевна

Воспитание старших школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_vov_ryazantseva_v.g.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115  г.о. Самара

«РАССМОТРЕНО»

Центром методического объединения

«Воспитательная деятельность»

Протокол №______

от «___»__________20____г.

Зам. директора по УМР          

_______________  Л.С. Ткаченко


«УТВЕРЖДЕНО»

Методическим советом

школы-интерната №115

Протокол №_____

от «___»_________20____г.

Председатель МС

____________ Т.Ю. Томенко

Методическая работа

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ в процессе воспитания на историческом наследии Великой Отечественной войны»

(с применением личностно-ориентированных методов)

Разработала:

Рязанцева Галина

Васильевна,

воспитатель

Самара, 2014


Воспитание школьников на историческом наследии

Великой Отечественной войны

Воспитывать патриота –  это значит наполнить повседневную жизнь подростка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек в этом возрасте создает и делает.

В. Сухомлинский

В настоящее время в практике образовательных учреждений подавляющее количество мероприятий по героико-патриотическому воспитанию строится на материалах Великой Победы.

Какие же направления воспитания школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны являются приоритетными в настоящее время?

Первое направление касается углубления знаний школьников о событиях Великой Отечественной войны, формирования на основе объективной оценки прошлого национального исторического самосознания.

Следует подчеркнуть, что приравнять эту войну, если брать во внимание ее масштаб, к другим прошедшим войнам не представляется возможным. Вопрос стоял совершенно отчетливо и определенно: быть нашей стране или не быть.

Советский союз принял на себя удар основных сил гитлеровской Германии и ее союзников и сыграл главную роль в их разгроме. Особо следует подчеркнуть то, что фашистская армия, потерпев поражение, вообще прекратила свое существование, тогда как Красная Армия, победившая в войне в 1945 г. стала сильнейшей в мире. Нельзя забывать и то, что война шла в условиях чудовищных злодеяний гитлеровцев по отношению к мирному населению, которое истреблялось и угонялось в рабство.

Для понимания исторической и духовно-нравственной ценности значения и уроков Великой отечественной войны следует донести до учащихся информацию о том, что победа была достигнута благодаря руководству страны и народа, единству армии и народа, армии и тыла, наконец, умению правительства опереться на духовно-нравственные ценности народа.

Для формирования объективной картины войны в мировоззрении школьников большую значимость имеет разнообразие фальсифиций, связанных с использованием истории Великой Отечественной войны.

Смысл фальсификаций и принижения подвига защитников Родины совершенно очевиден: подрывается морально-духовная основа воспитания подрастающего поколения.

Гражданин России не может считаться в полной мере образованным и культурным, если он не читал отечественной художественной литературы, посвященной величайшей из воин своего Отечества: «Судьба человека Шолохова», А. Толстого «Русский характер», Симонов «Живые и мертвые» и другие. Достойное место тема защиты Родины нашла в поэзии, в песенном творчестве.

Приоритетным направлением воспитания школьников служит перевод имеющихся знаний о Великой Отечественной войне в формат личностно-значимых убеждений и ценностей. Изучение событий Великой Отечественной войны школьниками, их участие в праздновании Великой Победы служит прежде всего восстановлению связи времен преемственности поколений, без чего не может быть поступательного развития общества. Приобщение к этим событиям способствует воскрешению тех духовных ценностей, которые были исконно присущи россиянам: любви к Отечеству, готовности к самопожертвованию, трудолюбия, высокой человеческой порядочности, милосердия, скромности и другое.

Особого внимания заслуживает изучение фактов массового героизма на фронте и в тылу. Маршал Советского Союза К. Рокоссовский писал: «Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран».

Каждый школьник не только должен ознакомиться с подвигами защитников Родины, но и прийти к убеждению о необходимости служения (воинского, гражданского долга) стране.

К приоритетному направлению школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны относится забота о сохранении живой памяти о войне. Ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше. Пока еще это возможно, надо использовать в воспитательной работе живое слово ветерана.

Также необходимо расширение содержания и форм социально значимой деятельности в контексте изучения исторического наследия Великой Отечественной войны. Знания о войне, чтобы они были прочными, должны подкрепляться активной социальной деятельностью, в той ил иной мере, связанной с войной. Участие в работе военно-патриотических кружков и клубов, поисковых отрядов, в работе по уходу за памятниками героям войны является важным средством становления жизненной позиции учащихся. К сожалению, использование этих форм в работе незначительное.

К приоритетному пути воспитания школьников можно отнести обеспечение в образовательных учреждениях целостного и системного подхода к этой работе.

Важно, чтобы вся воспитательная деятельность носила круглогодичный цикл, включала в себя разнообразные формы и методы, предполагала конкретную адресность мероприятий.

Процесс патриотического воспитания на уроках и во внеклассной деятельности предполагает в первую очередь - воздействие на учащихся с целью выработки у них осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, его героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества.

В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, высоконравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В своем послании Федеральному собранию Д.А. Медведев обратил внимание на создание условий, способствующих формированию гражданской позиции молодого поколения».

Система нашей работы укладывается в схему, которая объединила все элементы данного направления воспитательной работы и учебного процесса. Это уроки истории, экскурсии, музейная педагогика, викторина, конкурсы, праздники, соревнования, уроки мужества, краеведческая деятельность, встречи с интересными людьми и многое другое. Совместно с детьми и родителями разработали проект подготовки к 70-летию Победы над фашистской Германией. Сюда вошли экскурсии в музей Алабина (военная экспозиция), к вечному огню в парке Металлургов. А экскурсия в музей ПРУВО стала прекрасным дополнением к тем мероприятиям, которые мы проводили с учениками. Эта экскурсия затронула тонкие струны души каждого из ребят.

Героическое прошлое нашей страны воспитывает высокую нравственность, приобщает к традициям нашего народа, к истории родного края в годы Великой Отечественной войны.

Активное участие подростки приняли в викторине «Вахта памяти». Интересно прошли клубные часы «Загадка пожелтевших страниц» и «Полк сынов полка» (о пионерах-героях). Элементы личной сопричастности ребят нашли отражение в краеведческой работе по нахождению материалов о родственниках, соседях ВОВ в комнату памяти в кабинете истории. Отслеживается судьба участников войны, наших близких земляков. Дети становятся активными носителями исторической памяти народа.

Мы стараемся увлечь ребят примерами из отечественной истории, которые свидетельствуют о преданности наших соотечественников Родине, верности воинскому делу. Актуальным для воспитания школьников является изучение такого проведения в 9 классе, как «Судьба человека» Шолохова. Мы знакомим ребят с лучшими образцами песенного творчества военной тематики: «Священная война» Лебедева-Кумача, «В землянке» Суркова, «На безымянной высоте» Матусовского, «День Победы» Харитонова и т.д.

Военно-патриотическое воспитание мы осуществляем средствами культуры и искусства. Немаловажную роль играет и религия. Православная церковь причисляла воинов, защитивших Родину ценой собственной жизни, к сонму мучеников и святых. Известно немало примеров беззаветного мужества, проявленного церковными служителями в годы военных испытаний.

Наши ребята знают много пословиц и поговорок о Родине, о войне. Например: «С родной земли умри, не сходи», «Храбрость города берет», «Один в поле не воин» и др.

В целях усиления патриотического аспекта того или иного мероприятия часто мы привлекаем шедевры классической русской культуры, работы современных художников, поэтов, музыкантов. Познакомились с ребятами с работами художников о ВОВ. Все это позволяет учащимся убедиться в силе русского национального характера.

Такая работа создает условия для социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной культуры.

Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии, уважение к Российской Армии и ее героическим традициям, линейки памяти, минуты молчания, проявление заботы к инвалидам и участникам ВОВ, сбор писем и личных вещей фронтовиков, проживших в районе, - это формы работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

К основным методам патриотического воспитания, которые мы используем в работе, относятся следующие:

  1. Поисковая работа «равнение на героев», как один из действенных методов патриотического воспитания детей. Мы проводим поиск героев ВОВ, чьими именами названы улицы нашего города. Ребята узнали, кто такой Вадим Фадеев, Ольга Санфирова, Александр Матросов и другие. Эта работа дает учащимся целостное представление о людях и масштабе их подвига.
  2. Метод разъяснения патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов соотечественников в повседневной деятельности (помощь ветерану и т.д.).
  3. Метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и ее ценностям.
  4. Использование краеведческого материала (экскурсия в музей, экскурсия по городу, по местам героической славы).
  5. Приглашение ветеранов ВОВ, воинов запаса для участия в уроке мужества с целью формирования у ребят готовности защищать свою Родину.
  6. Проведение военно-спортивных игр.
  7. Конкурсы на лучший рисунок, стихотворение, песню патриотической направленности.

Непрерывное, последовательное, систематическое, патриотическое воспитание в школе при изучении ВОВ в учебной и внеурочной историко-краеведческой деятельности способствует целенаправленному формированию социально значимой личности.

Очень часто в своей работе при подготовке к какому-либо мероприятию мы вносим элементы личной сопричастности детей. Так, праздничный плакат, выпущенный к 23 февраля, под названием «Защитник Отечества в моей семье» превзошел все ожидания. Ребята принесли фотографии, рисунки. Каждому хотелось рассказать как можно больше о своих близких защитниках Отечества. Ребята с волнением на стенде отыскивали дорогие лица, рассказывали о них.

Невозможно рассказать о всех творческих находках. Думаю, сам принцип выбора форм и приемов воспитательной работы ясен. Это прежде всего упор на личностно значимую деятельность. Для того, чтобы у ребят появилось ощущение себя гражданином Отечества, важно помнить о том, что реализация воспитательно-образовательных задач при изучении ВОВ предполагает соблюдение следующих педагогических условий:

  1. Отбор содержания материала, посвященного ВОВ, на принципах доступности, эмоциональной насыщенности, иллюстрированности;
  2. Обдумывание педагогом воспитательных задач каждого мероприятия, тщательный их анализ, акцентирование внимания подростков на содержании исторического материала;
  3. Обеспечение межпредметных связей (Отечественная история, литература, искусство, музыка), использование во внеурочной деятельности высокохудожественных образцов отечественного искусства, исторического публицистического, военно-исторического материала;
  4. Единство обучения и воспитания при усвоении системы историко-патриотических знаний и ценностей;
  5. Применение современных средств обучения и воспитания;
  6. Использование ресурсов школьного музея, исторического клуба, детских общественных организаций.

В наше переломное время понятия «любовь к Родине», «Чувство патриотизма», «Гражданская позиция» кажутся просто возвышенными словами, и мы думаем, какой выбрать путь, чтобы для мальчишек и девчонок это стало частью жизни.

Формирование любви к своему Отечеству во многом достигается раскрытием высоких нравственных поступков героев и участников ВОВ. Важно, чтобы они становились близкими и понятными школьникам, вызывали стремление подражать, брать пример с героев. Плодотворная работа по изучению ВОВ подкрепляется коллективными творческими делами. К ним относятся походы, патриотические акции, проявление заботы о состоянии памятника, уборка прилегающей к нему территории. Это есть дань уважения подростков к подвигам предков, стремление сохранить память о них. Защита Отечества есть долг истинного патриота России.

Формирование патриотических и гражданских чувств учащихся – процесс многоплановый. Патриотическая работа – это взаимодействие всех звеньев воспитательного процесса и учебной деятельности. Очень важно взаимодействие с родителями, общественностью, жителями микрорайона.

В результате многократной систематической плодотворной работы можно подвести итог.

Дети стали меняться в лучшую сторону. Ребята осознают такие понятия, как Родина, любовь и уважение к ней, чувство личной причастности к ее судьбе, истории и культуре. Появляется много положительных эмоций, формируется активная жизненная позиция (у Димы О., Димы Г., Олега Ш., Влада А., Лизы К., Насти Б. и других). Раскрывается спектр возможности детей, появляется у них потребность в самоактуализации и самореализации.

Формирование активной жизненной позиции мы начинаем с семьи. Именно в семье закладываются основы нравственности, усваиваются ценностные ориентации. Дети гордятся своими родственниками, когда они участвуют в совместных делах в школе, в соревнованиях, конкурсах, субботниках. В нашем классе родители, как Крюкова Т.А., Петрова Н.В., Байханова М.Ю., Рассыльнова В.С. активно участвуют в жизни класса. Главное условие успеха в работе – добровольная и взаимная заинтересованность.

В совместной познавательной деятельности лучше сплотился коллектив ребят 9 класса, появились новые лидеры. Раскрылись незаметные ранее творческие способности ребят (Дима Г., Дима О., Владик А.), повысилась общая культура детей. А главное, всем нам ближе и понятнее стали слова А.С. Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории нашей страны».

Придет новое поколение детей, мы будем применять новые методики. Но навсегда останутся святые понятия: дом, мать, Родина, Отечество.

Храни огонь родного очага

И не позарься на огни чужие

Таким законом наши предки жили.

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага».

Из опыта работы воспитателя

9 класса ГБС(К)ОУ № 115

Рязанцевой Галины Васильевны


Используемая литература

Журнал «Воспитание школьника»: №3 2010 г.

№5 2010 г.

№3 2011 г.

№5 2011 г.

№6 2012 г.

№3 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Литературное наследие Великой Отечественной войны"

Диапазон лирики военных лет был широк. В разработке можно узнать об истории создания литературных произведений о войне....

Проект "Патриотическое воспитание школьников на примере Великой Отечественной войны".

Цель данного проекта состоит в том,  чтобы выявить проблемы, определить пути и способы совершенствования методов работы по патриотическому воспитанию учащихся, подготовить и осуществить ...

Исторический ринг "Великая Отечественная война"

Сценарий интеллетуальной игры для школьников начальной школы, посвященный Дню Победы....

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Углич в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945гг»

4.Актуальность проблемы:Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений.В н...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию" Интегрированная игра по Великой Отечественной войне "Я только слышал о войне..."

Методическая  разработка по патриотическому воспитанию" Интегрированная игра по Великой Отечественной войне "Я только слышал о войне..."...

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся через православно-ориентированный взгляд на исторические события Великой Отечественной войны»

Статья педагога (обобщение педагогического  опыта) из воспитательной работы с классным коллективом....