Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на основе комплексного подхода к преподаванию предметов ОПК и ОРКСЭ
рабочая программа (10, 11 класс)

Михно Наталья Николаевна

Программа составлена для 10-11 классов социально-педагогического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по духовно- нравственному воспитанию на основе комплексного подхода к преподаванию предметов ОПК и ОРКСЭ

«Православная педагогика и психология»

для учащихся 10-11 классов социально- педагогического профиля

                                   Курс рассчитан на 2 года обучения.

     Программа составлена для 10-11 классов социально- педагогического профиля.

    В настоящее время отечественная педагогика развивается в основном в трех направлениях. Первое направление стремится к модернизации педагогических технологий. Второе- характеризуется введением личностно ориентированного обучения. Третье направление предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Возвращение к духовно-нравственным традициям приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере педагогики. Теоретическое осмысление и практический опыт духовно-нравственного становления бережно хранились Православной Церковью в Священном Писании, творениях святых отцов и учителей Церкви, работах православных педагогов.

     Актуальность создания программы элективного курса «Православная педагогика   и психология»  в том, что на сегодняшний день в 10-11 классах социально-педагогического профиля для обязательного изучения в качестве элективов рекомендованы курс «ОПК» и курсы по педагогике и психологии. Поэтому, на наш взгляд, возникла необходимость создания единой программы объединяющей эти три направления, содержащей основные сведения из этих курсов и новый материал, способствующий повышению мотивации в изучении данных направлений у учащихся старших классов. Данная программа - коллективный труд не только учителя но и священнослужителей Благочиния Курганинского района.

     С учетом личностно- ориентированного подхода,  с целью выявления интересующего объема и тематики будущей программы было проведено анкетирование среди уч-ся 10-11 классов социально- педагогического профиля образовательных организаций Курганинского района и педагогов основ православной культуры Краснодарского края.                                                

Русская Православная Церковь является хранительницей традиционных идеалов и ценностей, поэтому сегодня особо возрастает ее значение в осуществлении программ модернизации общества.Русская Православная Церковь – важнейший субъект образовательного процесса, выполняющий социальный заказ православных верующих граждан России, в процессе духовно-нравственного обновления государственного образования. В современных условиях система религиозного образования не может существовать автономно, вне рамок законодательства в сфере образования, а государственная система образования нуждается в историческом, педагогическом, духовно-нравственном опыте Русской Православной Церкви для решения задач стратегического значения, обеспечивающих дальнейшее устойчивое развитие общества, сохранение национального единства российского государства.

Психология и педагогика как учебный предмет – неотъемлемая часть учебного процесса. Она является прикладной богословской дисциплиной и интегрирует знания из области Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, христианской антропологии, нравственного богословия, догматического богословия и др.

Курс разработан на основе системообразующих принципов православной педагогики: христоцентричность; экклесиоцентричность, иерархичность воспитания и обучения, социализация, историческая преемственность; взаимосвязь культурологического, исторического, нравственного, библейского, катехизического аспектов;  целостность, системность, непрерывность  и другие воспитательные идеалы и ценности существующие в России.

Основы систематического обучения на Руси были заложены со времен принятия христианства. Первая летописная книга «Повесть временных лет» свидетельствует, что первые училища в Киеве и Новгороде были созданы Крестителем Руси, Святым равноапостольным князем Владимиром. За более чем тысячелетний период православная педагогика накопила многоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. В середине XVIII века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназий в России, М.В. Ломоносов фактически сформировал православный компонент гимназического обучения.

«Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения Земного шара.  Она представляет собой неотъемлемый элемент культурно-исторического развития и духовного мира отдельного человека, и человеческих сообществ. Знание и понимание этого феномена, приобщение к религиозной культуре исключительно важно для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности.»[4,стр.56-57.] «Я христианин, то есть верую в Божество Иисуса Христа, как [и] Тихо де Браге, Коперник, Декарт, Ньютон, Ферма, Лейбниц, Паскаль, Гримальди, Эйлер и другие, как все великие астрономы, физики и математики прошлых веков… Во всем этом [христианском вероучении] я ничего не вижу, что сбивало бы с толку мою голову, было бы ей вредно», –говорил Огюстен Луи Коши, французский математик, известный открытиями в области алгебры и геометрии, член Петербургской академии наук.  

В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. Закон Российской Федерации «Об образовании», пункт 2, статья 14  гласит, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности».[7, стр. 55-64.]

Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивали реализацию федерального  государственного образовательного стандарта, «с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников». А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ «Об образовании»).

В проекте «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что «Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное  развитие страны в современных условиях.

Сегодня светская и религиозная стороны жизни зачастую охватывают  разные сферы личностного опыта. Задача школьного воспитания – формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта. Сотрудничество культуры, науки и религии в воспитании, понимание того, что нравственные основы мотивации поведения человека имеют непреходящую ценность, можно направить в русло социального творчества. Под ним понимается любая созидательная деятельность во имя общественного блага. Для этого воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота». [7,стр. 9-32.]

Актуальность введения предмета обусловлена и тем, что именно в период взросления (старшая ступень образовательной школы) идёт углубление нравственного мировоззрения подростков.

Курс «Православные педагогика и психология» носит светский характер, который не требует от учащихся исполнения религиозных обрядов и церемоний, но допускает ознакомление с важнейшими православными ценностями через изучение святоотеческого наследия .   Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах.

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей).

Цель курса: познакомить учащихся с основами православной педагогики и психологии, раскрыть значение и роль педагога в формировании личности, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Ознакомление школьников с достижениями психологической науки в области  общей, возрастной,  социальной  психологии  и  конфликтологии,  ее  осмыслением  с  точки  зрения христианского учения о человеке; раскрытие особенностей развития христианской (православной) психологии; повышение качества православного воспитания в сфере образования, в семье, в молодежных коллективах, совершенствование воспитательных систем в сфере религиозного образования и освоения духовно-нравственной культуры народов России.

Задачи курса: 

  • Подготовить к практической педагогической деятельности учащихся 10-11 классов в образовательных учреждениях;
  • воспитывать молодое  поколение на основе духовно- нравственных православных традиций.
  • сформировать самостоятельность мышления, способность к самоанализу и самооценке;
  • способствовать  получению  основных  представлений о применении  знаний  и  методов психологии в межличностных отношениях.

Реализуемые компетенции:

  • способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
  • способность к самоорганизации и самообразованию;
  • способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий;
  • способностью оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты;
  • способностью вести соответствующую учебную, воспитательную, просветительскуюдеятельность в образовательных и просветительских организациях.

Требования к уровню освоения содержания

знать:

  • историю психологической мысли и пути ее развития в различных психологических теориях и школах;
  • базовые категории и понятии психологии;
  • строение и функции психики человека, механизмы психических процессов, особенности психических состояний, структуру и основные свойства личности, этапы и закономерности ее развития;
  • особенности, принципы, механизмы межличностного и межгруппового взаимодействия;

уметь:

  • соотносить теоретические основы с практической профессиональной деятельностью,анализировать факторы, влияющие на формирование личности;
  • дифференцировать личностные свойства, критически осмысливать и соотносить современные достижения психологической науки с позицией православия.

владеть:

  • навыками первичной диагностики психологических свойств и состояний личности; элементами саморефлексии в жизни и профессиональной деятельности.

Принципы построения элективного курса «Православная педагогика и психология»

        Программа включает следующие основные два блока: первый – педагогический, в котором освещаются общие, теоретические проблемы и понятия православной педагогики, во втором – психологическом - особое внимание уделяется процессу духовного становления человека в разные годы его жизни и православному воспитанию ребенка. Также затрагиваются проблемы становления личности православного педагога.

Основные понятия: духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, религиозное воспитание, духовно-нравственные ценности, ценности воспитания, педагогика, субъекты педагогического процесса, введение в традицию, введение в Священное Писание и Предание Церкви, религиозность общества, религиозность личности, религиозная идентичность, историческая преемственность поколений, общественный дискурс, православная педагогика, религиозная педагогика; педагогика и дидактика.

Методология: взаимосвязь богословия и педагогики (вероучение, святоотеческая традиция, христианская антропология), философии образования (в т. ч. эдукологии) и педагогики  (православная педагогика).

Смысл и содержание педагогической поддержки:

Определение духовно-нравственного, мировоззренческого, педагогического потенциала содержания обучения и воспитания детей и молодежи на основе выявления заложенных в нем смысложизненных понятий (ценность жизни человека, семьи, совесть, понимание добра и зла, свободы и ответственности, прав и обязанностей); качеств духовной личности (добродетели), гражданина, верного своему Отечеству.

Содержание данного потенциала раскрывается и конкретизируется при использовании православных педагогических технологий (методов, методик) в процессе изучении школьного программного материала.

Средства формирования духовно-нравственных ценностей – приобщение к традиции, раскрытие роли семьи, единства семьи и государства, обеспечение преемства культурных и семейных православных традиций через уклад жизни ребенка, подростка, молодого человека, возрождение духовно-нравственных традиций семьи; обобщение и систематизация полученных знаний на основе духовных, нравственных и культурных отечественных ценностей; интеграция знаний гуманитарных дисциплин для понимания духовных смыслов  исторических событий страны, государственных устройств нашей страны, произведений художественной литературы и искусства; формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа и российской государственности.

Методические приёмы организации элективного курса

      Методические приёмы при организации элективного курса предполагают партнёрские отношения учащихся и учителя, которые создают комфортную обстановку сотрудничества и помогают решению задач формирования теоретических и фактических знаний, способствуют развитию логического мышления, речевых умений (беседы, размышления, дискуссии и др.).

     Они включают такие формы и методы совместной деятельности учителя и ученика:

  • создание ситуации успеха;
  • использование проблемной ситуации;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • использование групповой, коллективной, дискуссионной форм организации учебной деятельности;
  • организация и осуществление учебно-познавательной деятельности и др.

      В процессе обучения предполагается использование творческих заданий, направленных на усвоение знаний. Это не только знание, а воспитание нравственности, в том числе и через личностный опыт учащихся.

Нравятся детям задания, имеющие практическую направленность

(проекты, презентации, кроссворды)

      Будущий педагог должен быть творческой личностью и участие во внеклассной жизни школы: театрализованных представлениях, подготовке материалов к радиолинейкам, участие в Православных праздниках, конкурсах: даст возможность  ученикам реализовать не только полученные знания, но творческие возможности, будет способствовать развитию интереса к православной истории, традициям, нравственным основам Православной педагогики. Хотелось бы обратить внимание на такие формы работы с учащимися, как экскурсия в храм, часовню, экскурсионно-паломнические поездки. Живое, наглядное знакомство с внутренней жизнью храмов, храмовой архитектурой, иконами, росписями оставляет глубокое впечатление в душах детей, о чём говорят отзывы, устные и письменные, участие в исследовательской деятельности.

     Виртуальные и заочные экскурсии помогают расширить географические и временные границы, вызывают интерес, углубляют знания, способствуют развитию творческого потенциала учащихся, если они индивидуально или в группе готовят материалы к таким экскурсиям.

     Работа на краеведческом материале расширяет не только кругозор, но и способствует формированию таких нравственных качеств, как уважение к памяти, любовь к своему Отечеству, способствует развитию культурологической компетентности в области знаний о религиозной культуре Кубани (Приложение 1).

Создание проблемной ситуации как способ организации деятельности учащихся на уроке или в самостоятельной работе, когда учащиеся активно вовлечены в поиски ответов, помогает более глубокому и осознанному осмыслению изучаемого материала.

Методы, исключающие монолог учителя ( беседы, размышления, дискуссии и др.), решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности.

Система оценивания

     Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность учащихся, их способность понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни будущего педагога, семьи, общества; воспитание потребности к духовному развитию.

     Контроль усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку достижений каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, глубину сформированности учебных умений. Система оценивания знаний, умений и навыков освоения элективного курса предусматривает обязательную  зачетную систему (Приложение 2),  по результатам защиты проекта (Приложение 3),  учащимся в конце года а так промежуточную в виде защиты рефератов, раз в четверть.

Результативность.

        Основным показателем результативности может стать защита проекта, что позволит каждому учащемуся производить самооценку своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Ценностно-смысловой компонент.

  • Осознание основных нравственных ценностей христианской педагогической морали:

- ответственность

- целеустремленность
- добро;;
- смирение;
- послушание ;
- бережное отношение ко всему окружающему;
- патриотизм.

  • Личностное осознание значимости знания православной культуры России.
  • Расширение общего кругозора.
  • Умение формулировать собственные ценности.

Личностные достижения

  • Определять  роль педагога в современном окружающем мире.
  • Уметь раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий.
  • Иметь представление о системах норм и ценностей нравственности, морали педагога в христианской Руси и в современной России.
  • Адекватно оценивать своё поведение с точки зрения морально-нравственных норм.
  • Адекватно оценивать результаты практической деятельности, направленной на закрепление знаний культурологической компетенции.
  • Уметь раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода

В Мишковской СОШ патриотическое воспитание является приоритетным направлением работы. На протяжении ряда лет в учреждении функционирует музей. Профиль музея – исторический.  Начало поисково-собир...

Патриотическое воспитание учащихся на основе комплексного подхода

Проведение "Зарнички", "Зарницы", игры "Преемственность поколений", "Папа, Мама, я - спортивная семья", "Туристического слёта", для осуществления комплексного подхода к патриотическому воспитанию учащ...

«Люблю ли я Россию так же, как полюбила ее английская принцесса?» Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.

Я хочу поделиться своим опытом по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.     В России много святых, которые верою побеждали врагов видимых и невидимых, ...

«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»

Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...

"Опыт выстраивания системы духовно-нравственного воспитания в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении"

Одним из важных положительных итогов происходящих в нашей стране перемен является начальное переосмысление обществом своего отношения к выстраиванию системы духовно-нравственного воспитания в образова...