Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Лапшихинская средняя школа» Ачинского района через коллективное творческое дело в рамках проектной деятельности.
статья

Маурер Анна Николаевна

Статья  нацелена  на  актуализацию наших  знаний  о  проектной  деятельности  как  инструменте  духовно-нравственного  развития  и  воспитания. Представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в МКОУ «Лапшихинская средняя школа» Ачинского района через коллективное творческое дело в рамках проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лапшихинская средняя школа»

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Лапшихинская средняя школа» Ачинского района через коллективное творческое дело в рамках проектной деятельности

 (10 – 16 лет)

Маурер Анна Николаевна, учитель

с. Лапшиха

2019 г.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в

Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Лапшихинская средняя школа» Ачинского района через коллективное творческое дело в рамках проектной деятельности

      Статья  нацелена  на  актуализацию наших  знаний  о  проектной  деятельности  как  инструменте  духовно-нравственного  развития  и  воспитания. Представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в МКОУ «Лапшихинская средняя школа» Ачинского района через коллективное творческое дело в рамках проектной деятельности.

    Проблематика  духовно-нравственного  развития  в  контексте ценностей находится во внимании  на всех уровнях, начиная с федерального. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 2 говорится,  что   «образование - единый   целенаправленный   процесс воспитания и обучения, являющийся общественно  значимым  благом  и  осуществляемый  в  интересах  человека,  семьи,  общества  и  государства,  а  также  совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков,  ценностных   установок,   опыта   деятельности   и   компетенции  определенных  объема  и  сложности  в  целях  интеллектуального, духовно-нравственного,              творческого,  физического  и  (или)  профессионального  развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей  и  интересов»,  а  «воспитание - деятельность,  направленная  на  развитие  личности,  создание  условий для самоопределения и социализации обучающегося  на  основе  социокультурных,  духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и  норм поведения в интересах человека, семьи, общества  и государства» [4].

   В современном российском образовании выделяют  три   основных   измерения,   раскрывающих   сущность  воспитания, три подхода: аксиологический, системно- деятельностный, развивающий. На наш взгляд, системно-деятельностный подход является методологической основой новых стандартов общего образования.  Он обеспечивает «понимание воспитания человека как  процесса становления личностных смыслов и ценностных  установок,  порождаемых  и  трансформируемых  в  процессе  совместной  деятельности  ребёнка  со  взрослыми и сверстниками» [4]. Для   духовно-нравственного   развития   и   воспитания  с  точки  зрения  данного  подхода  важна  организация  пространства  в  школе  для  деятельности,  в  ходе  которой,  по  А.Н.  Леонтьеву,  знания  о  ценностях  преобразуются  в  мотивы  поведения.  Алексей  Николаевич говорит об этом так: «Смыслу не учат - смысл воспитывается.   Единство   воспитания   и   обучения - это  конкретно-психологическое единство      формирования  

смысла и значений» [1].

    Духовно-нравственное  развитие  и  воспитание  называют  метадеятельностью,  соединяющей  различные  виды  деятельности, в которые включён обучающийся.    Содержательно  выделяют  несколько  направлений  духовно-нравственного развития и воспитания в школе:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения  к  правам,  свободам  и  обязанностям  человека;  

- воспитание нравственно-этической культуры, формирование понятий о нравственности и этических нормах  социального взаимодействия;          

- воспитание ценностного отношения к образованию, развитие творческой  познавательной  активности  и  культуры  умственного  труда;  

- воспитание  трудолюбия,  творческого  отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору   профессии;  

- воспитание   физической   культуры,  формирование   ценностного   отношения   к   здоровью  и  здоровому  образу  жизни;  

- развитие  экологической  культуры личности, ценностного отношения к природе;  

-воспитание  ценностного  отношения  к  прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

    Обозначенный  диапазон  направлений  указывает на  широкие   возможности   применения   проектной   деятельности  для  достижения  результатов  воспитания.  

Хорошо  известны  «пять  П»  проектной  деятельности  по  Н.Ю.  Пахомовой:  проблема – планирование - поиск  информации – продукт - презентация  [2].

   Отметим, что определение задачи проекта как «формирование у детей тех или иных  

навыков»  не  представляется  методологически  точным  по  отношению  к  ценностно-смысловой  сфере  личности  как  таковой.  Педагогу  необходимо  помнить,  что  он  может только  способствовать формированию какой-либо  ценности  у  ребёнка,  поскольку  формирование  ценностных установок является выбором самой личности. Следующий проблемный аспект касается результата проекта в  сфере духовно-нравственного воспитания. Традиционно  считается, что результатом проекта является его продукт  [3].  Безусловно, это же относится и  к сфере духовно-нравственного воспитания. Продуктом  может выступить созданная ребятами презентация, разработанный альбом или Книга Памяти ко Дню Победы, мероприятие, посвященное тому или иному событию или проведенная экологическая акция. Все это, безусловно, формирует ценностно-смысловую сферу ребёнка. Но ещё более важным оказывается не конечный продукт, а  сам  процесс  подготовки  проекта,  который  обычно  отодвигается на второй план и нередко не озвучивается на презентации результата проекта и рефлексии, хотя именно  в  ходе  реализации  проекта  происходит  приобщение  ребенка к тем или иным ценностям. Например, в ходе исследовательского проекта  ребёнок погружается в определённый исторический контекст, в ту атмосферу, где когда-то жили его близкие,  в  те  взаимоотношения,  которые  складывались  между  людьми в то историческое время. Мы можем наблюдать, как происходит  приобщение  ребенка  к  ценностям  его  Отечества,  актуализацию давно забытых страниц прошлого, восстановление  связей между поколениями. Именно степень глубины такого погружения чрезвычайно важна с точки зрения духовно-нравственного  становления  личности  и  именно  она может являться главным в проекте. Задача педагога  здесь - мотивировать ученика на глубокую работу, требующую  значительного  труда.  Важно  не  останавливаться  на первичной справочной информации, а помочь ученику за скупыми данными, старыми фотографиями и письмами разглядеть судьбы людей.

    Именно  поэтому  в  специфике  проекта  по  духовно-нравственному воспитанию факт сопереживания  событиям  и  людям (то есть эмоциональная составляющая проекта,  которая оказывает влияние на мировоззрение подрастающей личности) можно отнести к одному из главных  результатов, а не просто к сопутствующему эффекту.

    К результатам проекта с точки зрения процесса духовно-нравственного  воспитания  можно  отнести  также то, что В. И. Слободчиков называет феноменом формирования         событийной         детско-взрослой           общности  [5]. Этот феномен в большей  части  относится  к  групповым  проектам  обучающихся  с участием родителей, педагогов, социальных партнёров школы, когда вокруг какой-либо интересной идеи  (события)  выстраивается  некое  пространство  общих  интересов,  дискуссий,  личных  контактов,  выходящих  порой  за  рамки  данного  проекта.  В  ситуации,  когда  складывается такая общность, эмоциональная составляющая,   оставаясь   персонифицированной,   приобретает    аспект      соединения,        сопричастности,          некоего  родства в общем проживании периода реализации проекта и за его границами.  

   Руководствуясь данными убеждениями, в течение трёх лет (с 2015 года) в МКОУ «Лапшихинская средняя школа» были реализованы три проекта, направленные на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В данные проекты, по мере накопления опыта, были включены большая часть педагогов и ребят школы, подключены к реализации проектов школьная и сельская библиотеки, жители села, сельсовет с. Лапшиха, председатель Совета ветеранов села. В коллективную проектную деятельность включаются не только педагоги ОРКСЭ и ОДНКНР, но и педагоги эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, МХК), гуманитарного цикла (история, литература, география), информатики, педагоги дополнительного образования – это интегрированное общее дело. Большой проект состоит из подпроектов, которые осуществляются разными ребятами и педагогами, цели их различны, но подчинены общей идее большого проекта.

Первый большой проект, названный «Победе посвящается», реализованный в 2015 году, состоял из следующих подпроетков:

- Организовали сбор сведений об участниках ВОВ: группы из учащихся и педагогов (3 группы) посещали родных участников ВОВ, тружеников тыла, жителей, которым присвоен статус «Дети войны» (фотографировали, брали интервью, документы для сканирования). Результат  работы групп: о каждом ветеране написана статья и создана презентация.

- Провели статистический анализ, учащиеся с учителем истории посетили музей г. Ачинска, архивы военкомата, нашли материалы о том, сколько ушло человек из села на войну. Опрос родственников показал, что ушло из нашего села больше, чем об этом есть документальных свидетельств. Результат: в память обо всех ветеранах силами школы изготовили  баннер «Мы помним! Мы гордимся!». Этот баннер ежегодно с 2015 года украшает место памяти Героям войны.

- Провели цикл встреч (10) на базе школы с ветеранами, родными участников ВОВ (жители села, при содействии председателя совета ветеранов, приходили в школу рассказывали о годах войны, приносили ордена, медали, грамоты, письма того времени (погружение в атмосферу при непосредственном общении). Результат: создание выставки, посвящённой ВОВ, (ордена, медали, грамоты, письма, вещи участников ВОВ, рисунки обучающихся).

- Создание сценария, в который вошёл весь собранный материал о наших земляках – участниках ВОВ. Результат большого проекта: праздник для жителей села «Победе посвящается».

Пришли жители села, приехали родные участников ВОВ с других сёл, с г. Ачинска и Красноярска, пришли представители из администрации сельсовета. Каждый подходил к баннеру, искал фамилию своего героя.  Каждому хотелось услышать о своём родном человеке, отдавшем жизнь  и лучшие годы за нашу Родину со сцены из уст ребят школы. Царила атмосфера настоящей большой семьи, объединенной общей радостью победы и общим горем. Это мероприятие никого из присутствующих не оставило равнодушным. С этим проектным мероприятием мы (учащиеся школы, педагоги) посетили д. Тимонино и показали наше выступление (следующие два мероприятия 2016, 2017гг. мы также показывали жителям д. Тимонино). Тогда мы сделали вывод о необходимости связи поколений через коллективное творческое дело (необходимо включать не только учащихся школы, но и общественность нашего села).

Второй проект ориентирован на природу и экологию села - «В краю родном», реализовывался в 2016 г. К его осуществлению были подключены учителя биологии, географии, литературы, информатики, изобразительного искусства, музыки, МХК, технологии. Это позволило расширить творческие группы. Состоял из следующих подпроектов, первый из них ориентирован на поисковую, творческую деятельность каждого ребёнка с 6 по 11 класс

- Обучающиеся выявляли проблемы окружающей среды на территории села, подбирали материал из разных предметных областей (биология, литература, география, экология и др.) о растениях, животных, водоёмах окрестностей села. Результат работы каждого участника проекта: презентация ,  видеоролик  в основе которых - собранный материал.

- Ориентирован на группы из ребят и педагогов. Школьники встречались с охотниками, старожилами села, любителями тайги, записывали их рассказы о встречах с медведем, сохатым, волками, занимались обработкой материала. Лесник рассказывал о лесных богатствах, о проблеме вырубки лесов, о новых насаждениях, которые производит лесничество. Результат: статьи, рассказы, интервью  для школьной газеты, фотовыставка, выставка рисунков обучающихся  1 - 11 классов, посвящённых природе села.

- Создание сценария, в который вошёл весь собранный материал о природе и экологии нашего села. Результат  большого проекта: литературно  - музыкальная композиция для жителей села «В краю родном».

  Наш проект посетили родители ребят, старожилы села. Учащиеся по средствам художественного слова, музыки, изобразительного искусства призывали жителей ценить уникальные места нашего села. Каждую весну в окрестностях села, селятся журавли, у нас растут огоньки и венерин башмачок, через дорогу бегают зайцы, лисы в полях охотятся на мышек, бобры строят плотины – всё это мы видим своими глазами, это чудо, нетронутое цивилизацией, его нужно беречь. Со сцены ребята говорили об экологических проблемах в селе, опираясь на статистические данные. Каждый, сидящий в зале человек, слушая эту информацию от учащихся села, понимал, что их дети неравнодушны к тому месту, где живут.

Третий проект «Национальная радуга села», проходил в 2017г. Ориентирован он на девиз: «Все мы разные, но мы едины, у нас одна страна Россия!» В создание данного большого включились учителя технологии, они реализовывали подпроект с группой учениц.

- Группа девочек школы (7 – 11 классы) под руководством учителя составляли альбом национальных костюмов. Результат работы: сшитые обучающимися школы костюмы разных национальностей, изготовленные головные уборы; выставка рисунков ребят, посвященная национальной одежде (рисовали представителей разных национальностей в их костюмах).

- Группа обучающихся и учителя географии, МХК, обратившись в сельский совет, провели аналитический подсчет национальностей села в процентном соотношении. Результат: национальная карта села (всего у нас проживает 17 национальностей).

- Группы из обучающихся и учителей разных предметов (4) готовили материал о национальностях, которые проживают на территории села (посещали представителей разных национальностей, фотографировали, записывали их традиции, обычаи, танцы, основной род занятий, подмечали особенности речи). Результат: классные часы, где ребята узнавали, по каким причинам та или иная    нация появилась у нас в селе (немцы, белорусы, украинцы, китайцы и т.д).

- Обучающиеся под руководством учителя информатики готовили презентации, под руководством учителей музыки и литературы учили стихи и песни разных национальностей на их языке, разучивали танцы некоторых национальностей; создали сценарий праздника. Результат: праздник для жителей «Национальная радуга села»

  К этому проекту жители села проявили большой интерес, и уже, став традицией, в начале апреля, школа встретила односельчан. Мамы плакали, они не знают своего национального языка, а дети со сцены в костюмах их национальностей читают стихи на немецком языке, поют песни на чувашском языке. В сценках говорят на украинском, танцуют узбекские танцы, мальчишки в национальных костюмах исполняют лезгинку. Закончилось мероприятие «Хороводом дружбы», пели все учащиеся в национальных костюмах. Жители села аплодировали стоя своим детям, ведь благодаря этому проекту всех соединила мысль о единстве нашей страны.

Четвёртый проект «Семьёй возродится Россия» был реализован в 2018 году. Ориентирован был на семью и семейные ценности, на такие важные понятия, как  род, Родина. Осуществлялось коллективное творческое дело так:

- Организовали сбор сведений о семьях, проживающих в селе: группы из учащихся и педагогов (3 группы) посещали семьи (фотографировали, брали интервью с целью узнать нравственные заветы предков рода каждой семьи). Результат  работы групп: записаны нравственные заветы семей, приметы, составлена презентация о каждой семье, провели классные часы по собранным материалам, выставку фотоальбомов семей.).

- Каждый обучающийся (с 4 по 11 класс) составлял генеалогическое древо своей семьи, подбирал фотографии, проводил опрос членов семьи. Результат работы: составленные генеалогические древа семей, обучающихся в нашей школе, выставка рисунков;

- Обучающиеся под руководством учителя информатики готовили презентации, под руководством учителей музыки и литературы учили стихи и песни, разучивали роли в сценках, посвящённых семье и семейным ценностям; создали сценарий праздника.  Результат: праздник для жителей села «Семьёй возродится Россия»

    Этот коллективный проект тронул сердца не только жителей, но и самих ребят. Читали стихи обучающиеся из многодетных семей для своих мам и плакали, говорили со сцены о равнодушии родителей к своим детям и смеялись сквозь слёзы, посредствам художественного слова напомнили о библейских заветах по отношению к самым близким. В песнях славили русское радушное гостеприимство, вспомнили о предках и зажигали свечи памяти. Каждый желающий односельчанин написал на символе семьи – ромашке, что для него значит семья. Этим проектом мы хотели напомнить жителям о самом дорогом, что есть в жизни каждого человека – семье и почувствовать себя частью большой многонациональной семьи – России.

   Исходя из опыта проводимых в течение четырёх лет КТД, мы уверены, что говорить о культуре, нравственности, патриотизме, безусловно, нужно, но слова останутся словами, нужно включать учащихся в совместную деятельность, стремиться соединить поколения через живое общение, через создание совместных проектов. Только тогда возможна преемственность  между поколениями, только тогда мы можем говорить о воспитании патриотов, уважении к старшим, когда наши усилия выйдут за рамки школы и коснуться семьи каждого ученика. Данный опыт работы в МКОУ «Лапшихинская средняя школа» был представлен на межрегиональной научно-практической конференции XVIII Рождественских образовательных чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества» (январь, 2018г.).

   Таким образом, говоря о проекте с позиций духовно-нравственного воспитания, следует учитывать важную  особенность:  развитие  эмоционально-волевой  сферы  личности ребёнка рассматривается как важнейшая педагогическая  цель.  Педагогу  важно  осознать,  что  развитие  эмоционально-волевой  сферы  личности  ребёнка - главный  результат  педагогической  деятельности,  без достижения которого продукт проекта, как бы он  не был оформлен, остаётся только формальностью.

1.Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в  2-х т. Т. I М.: Педагогика, 1983.

2. Пахомова Н. Ю. Что такое метод проектов? //Школьные технологии. 2004. №4. 1.

3. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: центр «Педагогический поиск», 2006.

4. Скрипова Н. Е. Системно-деятельностный подход к развитию  ценностных ориентаций школьников как личностному результату  образования  в  условиях  реализации  федеральных  государственных  образовательных  стандартов  общего  образования  //  Актуальные  задачи  педагогики:  материалы  III  междунар.  науч.  конф.  (г. Чита, февраль 2013?г.).  —Чита: Издательство Молодой ученый,  2013. С. 120-122.

5. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. 2-е издание,  переработанное  и  дополненное.  Биробиджан:  Изд-во  БГПИ,  2005.

6. Федеральный закон от 29?декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов» «Душа России».

Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.Задачи проекта:создание системы духовно-нравственного воспитани...

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №2» Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности Учитель: Фролов Владимир

Пояснительная записка  Основная  образовательная программа основного общего образования (ст. 32. п. 6,7 Закона РФ «Об образовании») Елань-Коленовской школы №2 предназначена для удовлетворени...

Программа развития Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»

Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной...

Отчет о результатах самообследования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»

Отчет о результатах самообследованияМуниципального казенного общеобразовательного учреждения«Брединская средняя общеобразовательная школа № 4» за 2020-2021 уч. г....

ПОЛОЖЕНИЕ Об электронном обучении и использовании дистанционных Образовательных технологий при реализации образовательных программ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»

Настоящее Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МКОУ «Брединская СОШ № 4»...

Программа «Активный учитель» Дагестан Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение города Южно-Сухокумска "Средняя общеобразовательная школа №2" Шпирко Оксана Александровна I МЕСТО В ШКОЛЕ по итогам мая 2022 учебного года

Программа «Активный учитель» Дагестан Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение города Южно-Сухокумска "Средняя общеобразовательная школа №2...