Статья "Развитие коммуникативной компетенции обучающихся 7-9 классов посредством использования виртуальных туров на уроках английского языка."
статья по английскому языку (7 класс) по теме

Горбенко Татьяна Валериевна

Данная статья раскрывает понятие виртуальный тур и преимущества его использования на уроках английского языка как эффективного метода развития  монологической речи обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся 7-9 классов   посредством использования виртуальных туров на уроках английского языка.

Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Развитие межкультурных коммуникаций, а также научно-технический прогресс выдвигает свои требования к определению культурности человека, и одно из этих требований - знание иностранного языка.

Владение иностранным языком – это дополнительное окно в мир, доступ к иным национальным культурам. Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей.

Интернет  создаёт  условия  для  получения  любой  необходимой  учащимся   и учителям   информации,   находящейся   в   любой   точке    земного    шара.

В последние годы  всё  чаще  поднимается  вопрос  о  применении  новых информационных технологий в средней школе, а именно виртуальные туры. Это не только  новые  технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый  подход  к  процессу обучения.

Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы по иностранному языку, является обучение монологической речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.

Именно на среднем этапе учащихся обучают различным видам монологической речи, например, составление характеристик персонажей, отзыв о прочитанных книгах, доклады о жизни и творчестве писателей и поэтов. Именно монологическая речь дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.  При этом важно умение передавать содержание прочитанного, увиденного или прослушанного таким образом, чтобы заинтересовать слушателя, убедить его в необходимости и пользе информации, которую он получит при чтении рекомендуемой книги, статьи из газеты или журнала. Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед школой ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно-обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что–то слушающим на иностранном языке. В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств. Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

- информативная;

- воздейственная;

- эмоционально-оценочная.

Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли. Что же касается обучения монологической речи, то планомерное и систематическое обучение начинается уже в начальных классах  классе и продолжается на протяжении всех учебных лет.  На среднем этапе учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, передавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного в пределах языкового материала. Методически важными являются, во-первых, характер опор, с помощью которых выполняются упражнения при обучении монологической речи, и цель высказывания, во – вторых. Такими опорами могу быть: 1) наглядность, 2) текст, 3) ситуация, 4) тема (фрагмент темы), проблема. Эта последовательность соблюдается в основном лишь на начальном этапе, затем порядок использования опор меняется; на среднем этапе он может быть следующим: 1)ситуация, 2)наглядность, 3) текст, 4) тема; на старшем этапе: 1) текст, 2) речевые ситуации, 3) наглядность (серия картин, кинофильм), 4) тема, проблема.

Существуют различные виды опор (схем), используемых при обучении монологической речи. Назначение опор одно – непосредственно  или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся. Любая опора – это, по сути дела, способ управления высказыванием. Но в зависимости от той или иной опоры характер управления будет разным. Опоры управляют либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и другое деление опор – на содержательные и смысловые.

Определяя место виртуальных туров как еще один вид опор при обучении монологической речи на уроке иностранного языка, следует отметить, что одним из наиболее революционных достижений за  последние  десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название  Интернет. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой  учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков – это коммуникативная компетенция и способы ее достижения. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, “коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах“. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы.  В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему. Овладение этим материалом позволяет школьникам лучше ориентироваться в стране изучаемого языка в  случае ее реального посещения. Этой цели могут служить учебные виртуальные туры, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности”.

Виртуальный тур — это мультимедийный способ представления окружающего вас пространства. Виртуальные туры — один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они позволяют совершать увлекательные виртуальные экскурсии и создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Дело в том, что, в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальный тур обладает интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Его значимость и мотивация заключается в том, что он непосредственно приносит кусочек истинной культуры страны изучаемого языка; дает возможность путешествовать по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности.

Более того, использование видеотуров на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеотуров на уроках иностранного языка развивается такой вид мотивации как самомотивация, когда ролик интересен сам по себе. Еще одним достоинством виртуального тура является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе виртуальных роликов, а во-вторых, при методически организованной демонстрации. Использование виртуального тура способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.

Работа с виртуальным путешествием - это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует, внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора  звучащего и уст учителя иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла и  соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия.

Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-материалов: hotlist, treasure hunt, subject sampler, multimedia scrapbook, и web quest. Раскроем структуру и методическое содержание каждого из пяти видов учебных Интернет-материалов.

Hotlist - «список по теме»,  представляет собой список Интернет сайтов по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Hotlist не требует времени на поиск необходимой информации. Всё  что нужно – это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета и вы получите нужный хотлист.

Multimedia scrapbook  - «мультимедийный черновик» представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В scrapbook содержатся ссылки на текстовые сайты, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы scrapbook могут быть легко скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы.

Treasure hunt – «охота за сокровищами», во многом напоминает hotlist. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую деятельность учащихся. В конце treasure hunt  учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы.

Subject sampler стоит на следующей ступени сложности по сравнению с treasure hunt. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическую информацию). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на вопрос. Главной особенностью subject sampler является то, что получение информации должно строиться на эмоциональном уровне. Необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому вопросу. Активность учащихся здесь довольно велика. Возможно обсуждение мнений с другими учащимися группы.

Web quest – «интернет поиск» – самый сложный тип учебных Интернет-материалов. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Прежде чем разделить учащихся на группы, весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Учитель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо).

                    Вполне очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет-материалов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и, тем самым, позволяя решать более сложные учебные задачи.

                Основной задачей учителя на уроке английского языка с использованием виртуальных туров является проведение  работы по обучению навыкам монологической речи. В своей работе на уроках английского языка, реализуя данную задачу,  я использую  следующие виды работы: составление монолога по опоре на интерактивный тур, беседы по различным темам, составление монологов по описанию предмета с опорой на интерактивный тур, описание местности с опорой на интерактивный тур, составление собственного монолога с опорой на интерактивный тур, на основе описания картинки и ключевых слов составить высказывание с опорой на интерактивный тур и т.д.

Эффективность использования виртуальных туров зависит от рациональной организации занятий. В структуре урока с использованием виртуального тур можно выделить несколько этапов:

  1. Демонстрация виртуального тура.
  2. Обсуждение деталей данной картинки.
  3. Составление монологического высказывания с опорой на виртуальный тур.

Упражнения во время просмотра рассчитаны не только на закрепление, но и на расширение материала. Заключительной частью задания должна стать речевая деятельность учащихся, то есть монологическое высказывание.

Конечно, при проведении уроков учитель сталкивается с рядом трудностей у обучающихся:

- неумение правильно строить предложения;

- маленький словарный запас;

- боязнь совершить ошибку;

Но данные трудности  удается со временем ликвидировать с помощью разнообразных и нетрадиционных заданий, дискуссия по теме «Лондон», монологов, с использованием разговорных клише, с целью повышения уровня устной речи.

                Таким образом, регулярно и планомерно включая виртуальные туры в процесс обучения монологической речи на уроках английского языка, мы видим положительную динамику. Возрастает процент учеников, находящихся на среднем уровне, и, наоборот, уменьшается удельный вес обучающихся находящихся на низком уровне и появляются обучающиеся с высоким уровнем сформированности навыка монологической речи, в сравнении с периодом, когда виртуальные туры не использовались как один из видов опор при обучения монологической речи.  Переход учащихся с низкого и среднего на высокий и средний уровень свидетельствует об эффективности выбранной методики.

                Работая над проблемой эффективности использования виртуальных туров при обучении монологической речи на среднем этапе, мною были разработаны и сформулированы методические рекомендации для учителей английского языка по включению виртуальных туров в процесс обучения монологической речи:

Обращать большое внимание на выполнение заданий интерактивного характера, что способствует развитию у учащихся инициативы, самостоятельности при принятии решения, повышает активность, находчивость при ответах.

        Добиваться от учащихся обоснованности ответов, хорошей аргументации.

        Учить учащихся активно поддерживать и направлять беседу, то есть функционально пользоваться языком при общении с собеседником, а именно:

-вводить собеседника в ситуацию общения;

-задавать нужные вопросы, вытекающие из контекста общения;

-активно обсуждать различные варианты, высказываясь как «за», так и «против»;

-не бояться попросить объяснения, если непонятны какие-либо слова;

-предлагать собеседнику выступать со своими предложениями;

-запрашивать мнение собеседника по обсуждаемым вопросам и принимать его во внимание при принятии решения;

-давать контраргументы на аргументы собеседника;

Отрабатывать с учащимися разговорные формулы, которые помогут обеспечить успешное общение со сверстниками:

-если учащиеся не знают слово или выражение, не прекращать беседу, используя такие фразы как:  It’s a sort of…, Right, True, I know what you mean, Let me think , To be honest, I haven’t really thought about it. That’s a good question;

-не делать больших пауз, заполняя их словам и  выражениями, например, You know, You see, Well, Mm…Etc.

Используемая литература:

  1. Барменкова О.И. Эффективные приемы обучения английскому языку: Пособие для учителя. Пенза, 1997.
  2. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному      языку в средней школе М., 1988.
  3. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2003. – Вып.3 – С. 39. -41.
  4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М., 2003.
  5. Елухина, Н.В., Тихомирова, Е.В. Контроль устного неофициального общения на иностранном языке.//Иностр. языки в школе. - 1997.- №2. С. 22.
  6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  7. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.2-е изд.дополн. М.: Просвещение, 1995.
  8. Иванова, Л.А. Динамика изменения приемов обучения говорению на английском языке. //Иностр.языки в школе. - 2009.- №2.- С.78-83.
  9. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  10. Информационные технологии в российском образовании. – М.: Эврика, 2003.
  11. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения: кн. для студентов и преподавателей ВУЗов/ А.В. Конышева.- М.: ТетраСистемс, 2007.
  12. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя иностранного языка. // Иностранные языки в школе.- 2000 – Вып.4 – С. 57-59.
  13. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иностранному говорению//Иностр.языки в школе.- 1999.- №1.С.26-34.
  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  15. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению: 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991.
  16. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 2003. – Вып.5 – С. 25-31.
  17. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2001. – Вып.2. С.14-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ...

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Актуальный полезный материал "ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ"...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ

Пособие предназначено для учителей, преподавателей и студентов при подготовке уроков для учащихся 7-9 классов....

Стратегии обучения говорению как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с целью их подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку

Представленный учебно-методический материал отражает попытку найти ответы на актуальные вопросы методики преподавания иностранного языка. Как эффективно обучать говорению, чтобы способствовать реализа...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования игровых технологий на уроках французского языка

Одной из важнейших характеристик инновационных педагогических технологий является возможность их повторения, воспроизведения в сходных образовательных условиях. Игровые технологии в полной мере облада...

«Развитие ментальных способностей обучающихся посредством использования мнемонических приёмов на уроках английского языка»

Данная статья затрагивает проблему развития памяти на уроках иностранного языка и рассказывает о приемах, методах и разработках автора, используемых на разных этапах обучения.Статья дает представление...

Статья : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВО ВРЕМЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ.

Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Развитие межкультурных коммуникаций, а также научно-технический прогресс выдвигает свои требования к определению культурности ...