РАБОТА СО СКАЗКОЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по английскому языку по теме

МиШаНоВа АЛеНА ВиКТоРоВНА

    Одной из главных задач учителя английского языка является развитие и сохранение у учащихся интереса к предмету на протяжении всего курса обучения, формирование стойкой положительной мотивации учащихся к изучению английского языка. Но как добиться усвоения его базового уровня в обычной общеобразовательной школе, где в отличие от специализированных школ, гимназий на изучение английского языка отводится меньшее количество часов. Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание и помогающих в усвоении пройденного материала, а значит, и развитие интереса учащихся к английскому языку. Одной из таких форм работы по закреплению лексического и грамматического материалов в начальной школе является работа со сказкой на уроках английского языка. Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетическим слагаемым.

    Центральным элементом данной разработки выступает работа со сказкой «The Fly’s Palace», которая включает составление адаптированного сценария, игровых упражнений, репетицию отдельных сцен, подбор костюмов и изготовление декораций.

    Языковой материал в представленной сказке соответствует начальному этапу обучения иностранному языку (3-4классы) и включает лексику по темам «Animals», «Глаголы движения», «Счёт до 10». Грамматические темы включают модальные глаголы «Can, May», глагол «Have» в отрицательной форме, образование специальных вопросов. Сценарий сказки разбит на отдельные краткие акты, что позволяет отрабатывать лексико-грамматический материал в процессе игровых упражнений в специальных учебных ситуациях: «Знакомство, представление», «Выполнение команд», декламирование стихотворений, загадок, песенок на английском языке. Кроме этого, учитывая законы драматического жанра, соблюдается следующая структура сценария: завязка сюжета, основная часть, кульминация и концовка.

    Целью данной работы является систематизация этапов работы со сказкой на уроке английского языка в начальной школе для закрепления пройденного лексического и грамматического материалов, для стимулирования активности и внимания учеников, для повышения их мотивации и интереса к изучению английского языка, как на уроках, так и в процессе обучения языку в целом.

    Данный материал может использоваться как полностью, так и частично, в зависимости от целей урока, от уровня подготовки учащихся. За основу работы с ним  можно взять любую сказку  на английском языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка

    Одной из главных задач учителя английского языка является развитие и сохранение у учащихся интереса к предмету на протяжении всего курса обучения, формирование стойкой положительной мотивации учащихся к изучению английского языка. Но как добиться усвоения его базового уровня в обычной общеобразовательной школе, где в отличие от специализированных школ, гимназий на изучение английского языка отводится меньшее количество часов. Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание и помогающих в усвоении пройденного материала, а значит, и развитие интереса учащихся к английскому языку. Одной из таких форм работы по закреплению лексического и грамматического материалов в начальной школе является работа со сказкой на уроках английского языка. Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетическим слагаемым.

    Центральным элементом данной разработки выступает работа со сказкой «The Fly’s Palace», которая включает составление адаптированного сценария, игровых упражнений, репетицию отдельных сцен, подбор костюмов и изготовление декораций.

    Языковой материал в представленной сказке соответствует начальному этапу обучения иностранному языку (3-4классы) и включает лексику по темам «Animals», «Глаголы движения», «Счёт до 10». Грамматические темы включают модальные глаголы «Can, May», глагол «Have» в отрицательной форме, образование специальных вопросов. Сценарий сказки разбит на отдельные краткие акты, что позволяет отрабатывать лексико-грамматический материал в процессе игровых упражнений в специальных учебных ситуациях: «Знакомство, представление», «Выполнение команд», декламирование стихотворений, загадок, песенок на английском языке. Кроме этого, учитывая законы драматического жанра, соблюдается следующая структура сценария: завязка сюжета, основная часть, кульминация и концовка.

    Целью данной работы является систематизация этапов работы со сказкой на уроке английского языка в начальной школе для закрепления пройденного лексического и грамматического материалов, для стимулирования активности и внимания учеников, для повышения их мотивации и интереса к изучению английского языка, как на уроках, так и в процессе обучения языку в целом.

    Данный материал может использоваться как полностью, так и частично, в зависимости от целей урока, от уровня подготовки учащихся. За основу работы с ним  можно взять любую сказку  на английском языке.

   

                  Глава I.   Сказка на уроке английского языка

    Учитель - своего рода режиссёр. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Ему предстоит создать на уроке тот психологический климат, который требуется для осуществления общения. Учителю необходимо в совершенстве владеть механизмом урока, чтобы добиться желаемого результата. Хороший педагог, видя, как развивается урок, умеет пойти по тому единственному верному пути, который подсказывается логикой данного урока. А для этого нужно работать с полной отдачей сил, творчески, искать новые формы и методы проведения урока.

    Именно  сказка один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Сказка - это эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение авантюрного, волшебного или бытового характера в большинстве своем с установкой на вымысел. Это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Именно сказка даёт детям необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства. Любая сказка тесно связана с историей, культурой, традициями и литературой народа, говорящего на данном языке.

                                                     Функции сказок:

  • Функция социализации – приобщение поколений к общечеловеческому и этническому опыту.
  • Креативная функция – способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
  • Культурно-этническая функция - способность отражать в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку дети могут усваивать все богатства этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа, народа страны изучаемого языка.
  • Лексико-образная функция – способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, её художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью.
  • Экспрессивная функция – способность формировать вербально-образный каркас языка личности.
  • Коммуникативная функция – способность активизировать и развивать слухоречевую память индивида, его способность к общению, к пониманию, к диалогу.

      На своих уроках в начальной школе, когда по программе мы проходим тему «Animals», я работаю со сказкой «The Fly’s Palace» («Дворец Мухи»), сюжет которой очень схож с русской народной сказкой «Терем-теремок». Эта сказка отвечает всем критериям:

- соответствует возрасту учащихся 3-4 кл.,

- выполняет все рассмотренные выше функции сказок,

- содержит для детей интересный языковой материал,

- грамматический материал доступен для объяснения,

- красочная наглядность, сопровождающая сказку, делает урок интересным и хорошо усваивающимся учащимися.

    В данной работе представлена сама сказка на английском языке и последовательность работы с нею.

                                       «The Fly’s Palace»

   It is a sunny day. A fly flies and sees a pot. It is big and nice. She has no house. She is happy. She begins to live there. She calls this pot «The Fly’s palace».

One day a gnat comes to this pot.

Gnat: Knock, knock.

Fly: Who are you?

Gnat: I am a gnat and you?

Fly: I am a fly.

Gnat: May I live with you?

Fly: Yes, you may. What can you do?

Gnat: I know the ABC. I can sing a song about the ABC.

(Поётся песенка про английский алфавит, который дети уже выучили)

One day a mouse runs to the pot.

Mouse: Knock, knock.

Fly: Who are you?

Mouse: I am a mouse and you?

Fly: I am a fly.

Gnat: I am a gnat

Mouse: May I live with you?

Fly: Yes, you may. What can you do?

Mouse: I know a lot of riddles about animals.

(Загадки про животных на английском языке)

Then a frog hops to the pot.

Frog: Knock, knock.

Fly: Who are you?

Frog: I am a frog and you?

Fly: I am a fly.

Gnat: I am a gnat.

Mouse: I am a mouse.

Frog: May I live with you?

Fly: Yes, you may. What can you do?

Frog: I am a teacher of mathematics in the forest and I can count.

(Считалочка на английском языке с целью закрепления счёта до 10)

One little, two little,

Three little Indians,

Four little, five little,

Six little Indians,

Seven little, eight little,

Nine little Indians,

Ten little Indians boys.

Then a rabbit jumps to the palace.

Rabbit: Knock, knock.

Fly: Who are you?

Rabbit: I am a rabbit and you?

Fly: I am a fly.

Gnat: I am a gnat.

Mouse: I am a mouse.

Rabbit: May I live with you?

Fly: Yes, you may. What can you do?

Rabbit: I am a sportsman and I do morning exercises every day.

(Физкультминутка на английском языке с выполнением некоторых физических упражнений)

Clap, clap, clap your hands

Clap your hands together.

Step, step, step your feet

Step your feet together.

Turn, turn, turn around

Turn around together.

Clap, clap, clap your hands

Clap your hands together.

A fox comes to the palace.

Fox: Knock, knock.

Fly: Who are you?

Fox: I am a fox and you?

Fly: I am a fly.

Gnat: I am a gnat.

Mouse: I am a mouse.

Rabbit: I am a rabbit.

Fox: May I live with you?

Fly: Yes, you may. What can you do?

Fox: I can dance.

(Танец лисы под музыку)

A dog runs to the pot.

Dog: Knock, knock.

Fly: Who are you?

Dog: I am a dog and you?

Fly: I am a fly.

Gnat: I am a gnat.

Mouse: I am a mouse.

Rabbit: I am a rabbit.

Fox: I am a fox.

Dog: May I live with you?

Fly: Yes, you may. What can you do?

Dog: I can cook.

(Поётся песенка на английском языке  про то, как приготовить вкусный пирог «Make a cake»)

One day a wolf goes to the pot and cries.

All the animals ask him:

Why do you cry, Willy?

Why do you cry?

Why, Willy, why Willy

Why? Why? why?

Fly: Who are you? And why do you cry?

Wolf: I am a wolf and you?

Fly: I am a fly.

Gnat: I am a gnat.

Mouse: I am a mouse.

Rabbit: I am a rabbit.

Fox: I am a fox.

Dog: I am a dog.

Wolf: I have no friends. I have no house.  May I live with you?

Fly: Yes, you may. What can you do?

Wolf: I am a poet. I like to write poems.

(Стихотворение на английском языке «I can hop like a …»)

I can hop like a frog

Hop-hop-hop,

I can swim like a fish

Splish-splash-splish.

I can hop and I can run,

I can sing and I can dance,

I can run and run and run.

Like just this!

   All the animals live in their palace. They are happy. They do morning exercises every day, sing songs, guess the riddles, cook tasty things together and dance.

But one day a bear comes to the pot.

Bear: Knock, knock.

Fly: Who are you?

Wolf: I am a bear and you?

Fly: I am a fly.

Gnat: I am a gnat.

Mouse: I am a mouse.

Rabbit: I am a rabbit.

Fox: I am a fox.

Dog: I am a dog.

Wolf: I am a wolf.

Bear: May I live with you?

Fly: Sorry. You are so big. We have no place in the pot for you.

Bear: May I sit on the pot?

All the animals: No, no, no.

But the bear sits on the pot and it cracks up. The animals are unhappy and cry.

Bear: I am an engineer and I can build a very big house for us.

All the animals: Thank you, Bear. We can help you too!

The bear and all the animals begin to build a new palace.

They sing a song «We can do anything».

    Глава II.  Последовательность работы со сказкой «The Fly’s Palace»

1.  Презентация лексики

    Усвоение лексики, встречающей в данной сказке, происходит в процессе представления героев и разыгрывания персонажами содержания сказки. Учитель поочередно показывает картинки, изображающие основные персонажи сказки, иллюстрируются и называются по-английски все незнакомые слова. Вводятся прилагательные и речевые выражения. Предъявление глаголов сопровождается мимикой, жестами, если же это не помогает понять смысл слов, то используется перевод на русский язык.    

    При семантизации данной лексики задача учителя сводится к тому, чтобы как можно артистичнее и доходчивее представить новый материал. Запоминанию лексики во многом способствует составление ассоциаций с главными действующими лицами. Поэтому при работе над лексикой можно изготовить карточки, изображающие главных персонажей и их атрибуты.  

 2. Аудирование

   Каждую часть учащиеся прослушивают с сопровождением иллюстраций сюжета.

Цели:

- научить понимать смысл однократного высказывания;

- научить выделять главное в потоке информации;

- развивать слуховую память.

3. Беседа - обсуждение

    В процессе беседы с помощью иллюстраций происходит проверка понимания каждой части сказки. В обсуждении, кроме этого, затрагиваются следующие вопросы: В какой стране происходит действие? Чем английская сказка отличается от русской? (сопоставление с русской сказкой и ее отличие). Чем (не)понравилась сказка? Что больше всего запомнилось?

   Обсуждение сказки имеет цель подвести детей к мысли проиграть ее на английском языке. В качестве задания на дом предлагается зарисовка наиболее интересных эпизодов сказки.

4. Чтение сказки по ролям

    На данном этапе учащиеся читают каждую часть сказки по ролям.

  Цели:

- развивать умения в чтении;

- развивать языковую догадку о значении слов;

- расширять пассивный словарь учащихся.  

5. Игровые моменты

     Интенсивная методика обучения иностранному языку предлагает целый арсенал средств, обладающих повышенной экспрессивностью, способствующих значительному расширению ассоциативной базы восприятия, которые, в конечном итоге приводят к эффективному усвоению языкового материала. Эти средства используются при составлении игровых упражнений: языковых, вербальных, подвижных, театральных, направленных на запоминание языкового материала сказки. Назовем эти средства:

- усиленная жестикуляция, используемая привычно, например, носителями языка и условно, в частности для усвоения абстрактных понятий через низведения их к конкретному, например, с помощью следующей пантомимы запоминается конструкция «I (дети ударяют в грудь и произносят [ai])  can + =» (показывается любой глагол  с помощью движений с проговариванием данной конструкцией);

-  похлопывание и простукивание для подчеркивания ритма, членения слов и словосочетаний: pa-lace,  sports-man, en-gi-ne-er;

-  использование рифмованного материала: песенок, стишков, загадок;

- визуальная наглядность;

- тембр голоса, темп, интонация, эмоциональность.

  • Языковые игры включают дидактические игры «Лото», «Домино», «Квартет». Сюда же относятся ассоциативные игры с карточками, предметами, моделями. Для этого изготавливаются карточки, отдельные персонажи и их атрибуты.

- Игра «Quartet» В игре участвуют 3-4 ученика, каждый имеет на руках по 4 карточки с основными словами, характеризующими того или иного сказочного персонажа. Задача игроков состоит в том, чтобы, меняясь карточками, собрать полный комплект слов, относящихся к одному персонажу, например:              

                                                                good and kind.

               white and can fly. (the fly)

В игре отрабатываются речевые образцы

                    «Have you got “… “ ?»; «I have got “  … “»

- Игра «Lotto» Составьте слово из следующих слогов (например, rab-py-man-bit-lace-hap-spots-pa).

- Игра «Domino» На столе учителя выкладываются с помощью карточек новые слова и озвучиваются учениками.

- Игра «Night-Day»  На столе или на фланелеграфе находятся какие-либо предметы, рисунки. Ученики закрывают глаза, учитель убирает один из предметов, животных и дети на вопрос учителя “What is missing?” должны угадать, что пропало.

                                           Ассоциативные игры

- Игра «Word Hedgehog» (Словесный ежик). Учитель называет главных персонажей сказки, ученики подбирают ассоциативные слова: a pot-small, a palace; a fox-nice, dance, a sportsman- run, jump, a hare.

- Игра «Ассоциации по картинкам» Ha фланелеграфе выставляются картинки с изображением главных персонажей сказки. На вопрос ‘What is a fly like?’ ученики отвечают: ‘The fly is small; The wolf is good, but sad’.

  • Вербальные игры (игры со словами, включающие декламирование стихотворений, исполнение песен, самостоятельное сочинение загадок, краткий пересказ сюжета сказки).

- Игра «Word Pyramid» Из списка слов выбирается одно, оно будет верхушкой пирамиды, в каждую новую строчку добавляется по одному новому слову. Побеждает тот, кто напишет самое длинное предложение, выстроив, таким образом, самую высокую пирамиду.

                                                         The pot

                                             The pot is a palace.

                                             The pot is a big palace.

                                             The pot is a big and nice palace.

                                             All the animals live in the big and nice pot.

- Загадки. Самостоятельное составление загадок про животных по аналогии с изученными. Например,

It is big.

It is brown.

It can run and sleep.

Who is it? It is a bear.

- Пересказ сказки. Краткий пересказ сказки на английском языке с помощью памятки, где представлены наиболее часто употребляющиеся выражения: It is a …; ___wants to live in the pot; _____ can =.

  • Подвижные игры

- Игра «Guess»  Дети стоят в кругу и совершают определенные действия, связанные с сюжетом сказки. Ведущий пытается угадать, кто что делает, например:  to dance like a fox; to cook like a dog; to build like a bear.

- Игра «Orders» Дети должны правильно выполнить команды учителя.

   На установку: a fly flies (a gnat learns the ABC, a dog cooks и так называются все остальные герои сказки) дети выполняют такие же действия, как и названные животные из сказки, но при назывании bear - дети должны остановиться или спрятаться. Тот, кто неправильно реагирует на команды, выбывает из игры. Затем игра усложняется. Учитель может употреблять просто императивные предложения или команды.  

  • Театральные игры  проходят с невербальным сопровождением.

   К данным играм относятся пантомимы: изображение сценок с помощью жестов и мимики или застывшее изображение - Игра «Statue».  

6. Инсценировка сказки – самый интересный прием работы, который нравится ребятам. Ведь в процессе инсценировки создаются условия для введения нового материала, для тренировки детей в употреблении лексических единиц, грамматических структур, развития умений в аудировании, устной речи. Ими приобретается некоторый социальный опыт.

                                              Заключение       

    Используя такой вид работы на своих уроках, я заметила, что атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это даёт возможность младшим школьникам преодолеть стеснительность, мешающую им свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

    Таким образом, предварительная работа над сказкой  и её инсценировка является одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком. Она активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс интересным. Это мощный стимул к овладению английским языком на начальном этапе обучения.  

                                                      Литература

  1. Азовкина А. Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения. // Иностр. языки в школе. – 2003. - №2. – С.48-50.
  2. Баранова Н. В. Средства народной педагогики в формировании аксиологической культуры учащихся в процессе обучения иностранным языкам. // Иностр. языки в школе. – 2009. - №2. – С.38-41.
  3. Вяльшина Н.Н. Некоторые приёмы повышения эффективности урока иностранного языка.  // Иностр.языки в школе. – 2008. - №6. – С.26-29.
  4. Захаркина С.В. Театрально-языковой социум как средство повышения мотивации школьников при обучении английскому языку.// Иностр.языки в школе. – 2006. - №8. – С.49-56.
  5. Карташова  В. Н. Сказка на уроке иностранного языка. // Иностр. языки в школе. – 2006. - №5. – С.25-29.
  6. Лебедев Ю.А. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.  –  288с.
  7. Лобачёва Н.П. Игры и сказки на уроках английского языка. // Иностр.языки в школе. – 2007. - №1. – С.36-42.
  8. Миролюбов А.А. Некоторые приёмы работы на уроках английского языка в начальной школе. // Иностр.языки в школе. – 2003. - №3. – С.41-43.
  9. Решетникова З.Б. Как я поддерживаю интерес школьников к английскому языку. // Иностр. языки в школе. – 2003. - №2. – С.51-54.
  10.  Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку. // Иностр. языки в школе. – 2004. - №2. – С.66-68.
  11.  Тен Э. Г. Организация контроля понимания читаемого на начальном этапе обучения. || Иностранные языки в школе. – 2002. - №4. – С.23-27.

                                     The fly

It is a fly.

The fly is small.

The fly is good and kind.

The fly is white.

The fly can fly, jump and sleep.

She can not swim.

 

          The mouse

It is a mouse.

The mouse is small.

The mouse is curious and kind.

The mouse is grey.

The mouse can go, run, jump and sleep.

She can not fly and swim.

She has got a lot of riddles.

                Riddles

  • It is green. It is big. Who is it?

    (a crocodile)

  • It is yellow and small. It can run and   hop. Who is it? (a chicken)
  • It is grey. It is very very big. Who is it? (an elephant)

           The gnat

It is a gnat.

The gnat is small.

The gnat is good and funny.

The gnat is brown.

The gnat can fly, jump and sleep.

He can sing the song about the ABC.

He can not swim.

 

                   

             The frog

It is a frog.

The frog is small.

The frog is serious and clever.

The frog is green.

He is a teacher of Maths.

The frog can hop, run, swim and sleep.

He can count from 1 up to 10.

He can not fly.

One little, two little,

Three little Indians,

Four little, five little,

Six little Indians,

Seven little, eight little,

Nine little Indians,

Ten little Indians boys.

           The rabbit

It is a rabbit.

The rabbit is big.

The rabbit is kind and strong.

The rabbit is grey.

He is a sportsman.

The rabbit can hop, run, swim, jump, go, play and sleep.

He can not fly.

Clap, clap, clap your hands

Clap your hands together.

Step, step, step your feet

Step your feet together.

Turn, turn, turn around

Turn around together.

Clap, clap, clap your hands

Clap your hands together.

             The fox

It is a fox.

The fox is big.

The fox is good and nice.

The fox is orange.

The fox can go, run, dance and sleep.

She can not fly and swim.

            The dog

It is a dog.

The dog is big.

The dog is kind and good.

The dog is brown.

He is a cook.

The dog can run, swim, jump, go, play, sleep and cook.

He can not fly.

Make a cake

Let's make a cake

Let's make a cake

Mix in all the things that we like best,

A little bit of this,

A little bit of that,

What shall we put in first?

And we shall mix in the eggs

Mix in the eggs

Stir and stir and

 Stir and stir and

Let's make a cake . . .

(In the last line sing

next instead of first)

And we shall mix in the ice cream

Mix in the ice cream

Stir and stir and

Stir and stir and

Let's make a cake . . .

And we shall mix in the . . .

            The wolf

It is a wolf.

The wolf is big.

The wolf is kind and sad.

The wolf is black.

He is a poet.

The wolf can run, go, play, read and write.

He can not fly.

            The bear

It is a bear.

The bear is very big.

The bear is kind and hard-working.

The bear is brown.

He is an engineer.

The bear can go, play, work and sleep.

He can not fly and swim.

                          We can do anything

We can do anything

We can do anything

We can do anything

We want to.

(Repeat)

We can sing this song

La lala lala,

Sing this song

La lala lala,

Sing this song

La lala lala la.

We can do anything . . .

We can clap our hands

Clap clap-clap clap-clap (real claps)

Clap our hands

Clap clap-clap clap-clap,

Clap our hands

Clap clap-clap clap-clap clap.

We can do anything . . .

We can whistle this tune

(Whistle the tune) . . .

We can do anything . . .

We can do it!!!

I can hop like a frog

Hop-hop-hop,

I can swim like a fish

Splish-splash-splish.

I can hop and I can run,

I can sing and I can dance,

I can run and run and run.

Like just this!