Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Стригункова Маргарита Дмитриевна

Здоровьесберегающий урок должен быть ценен не только своим наполнением и актуальностью проблемы, но, в первую очередь тем, что должны быть соблюдены принципы здоровьесберегающих технологий: комфортная атмосфера, разные виды учебной деятельности, физкультминутка, разные виды преподавания.

Валеологический урок имеет четкую направленность на сохранение здоровья обучающихся: личностную ориентированность, психологическую и физическую безопасность, формирование здорового образа жизни, что требуют ФГОС 2 поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии  на уроках английского языка

Образовательный процесс осуществляется параллельно с оздоровительным, поскольку разностороннее развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и физического здоровья обучающихся. Создание и организация  здоровьесберегающего урока – это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук. Урок является основной формой организации обучения в школе. Иногда он характеризуется комплексом факторов риска для здоровья обучающихся (гиподинамия, выраженные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, интенсивность и большой объем усваиваемого учебного материала, игнорирование учителем индивидуальных особенностей обучающихся и др.), что требует корректировки существующих подходов к организации здоровьесберегающего урока.

Результаты обучения зависят от того, насколько работоспособны дети на уроке, не перегружены ли они, успевают ли они выполнять задания запланированные учителем.

Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье детей – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. Это забота о полноте всех физических и духовных сил и венцом этой гармонии является радость творчества».

Задача учителя иностранного языка , так же, как учителей всех  других дисциплин, состоит в том, чтобы создать валеологически благоприятные условия для включения ребенка в процесс творчества, что главным в процессе обучения является ученик, а главной ценностью – его здоровье. Врачи – валеологи доказали, что увеличение ошибок в ответе к концу урока, снижение внимания и др. признаки неусидчивости являются показателями усталости, перегрузки детей. Изучение иностранного языка – нелегкий труд, особенно на младшем этапе обучения. Чтобы его облегчить следует создать благоприятный психологический климат и гигиенические условия на уроке. Ровный спокойный голос учителя в течение урока – одно из таких условий. Даже если кто-то из детей         расшалился,         нельзя повышать голос. Укоризненный взгляд, замечания, сделанное не в повышенном тоне, а наоборот, шёпотом, оказывается, порой, более эффективным, чем окрик. Создание хорошего психологического климата, отсутствие страха у детей перед учителем – одно из важных  условий валеологического урока. Отношение учителя и учащихся в группе с малой наполняемостью более близкие и доверительные. При желании можно легко установить контакт с каждым ребенком, благодаря чему и создается атмосфера обучения. Часто слышишь: «Нам так много задали по математике и русскому языку, что мы не подготовили английский язык». Как снять перегрузки, как бороться переутомляемостью детей, в каком объеме задавать домашнее задание?

Учитывая освещение, проветривание, правильную посадку детей, не забываем о физкультминутках – эффективном средстве для снятия напряжения у детей. Физкультминутка является обязательным моментом на уроке английского языка и проводится учителем или учеником на английском языке. Также применяются на уроках  различные двигательные упражнения со стихотворным текстом, игры – минутки на русском языке, когда слово сочетается с движением для снятия напряжения мышц позвоночника, шеи, глаз. Например:

Паучок под лавку упал (наклон вперед, хлопок, прыжок)

Ненароком лапку сломал (движения кистями рук)

В городскую лавку сходил ( шаг вперед, наклоны, поворот)

И другую лапку купил (подскок, нога с пятки на мысок)

Это для самых маленьких.

Рифмовки – шутки на английском языке и русском тоже с элементами английского языка. Например, Очень плохо – very bad,

Ты согнулся буквой – Z.

Никогда так не сиди,

За осанкою следи.

Ну-ка спину распрямляй

И сиди, как буква I.

Физкультминутки, игры-минутки рифмовки вносят в урок оживление и являются средством не только физической, но и эмоциональной разрядки. Если позволяют условия, проводятся физкультпаузы в музыкальном сопровождении. Музыка положительно влияет на настроение ребят, повышает их внимание. Но здесь определенное значение имеет  техническое решение вопроса.

Магнитофон, компьютер, проектор всегда должен быть под рукой. Готовясь к уроку, заранее обдумываешь, в какие моменты работа учеников будет напряженной, не приведет ни объем намеченной нагрузки к перенапряжению, намечаешь комплекс разнообразных игр, особенно часто проводимых на младшем этапе обучения. Это и ролевые игры, всевозможные игры – соревнования. Кроме игр, рекомендуемых авторами учебников, составляем дополнительные, подвижные. Есть лото, игрушки. Иногда дети придумывают свои игры «Нарисуй и назови», «Что я делаю?», «Отгадай», «Кто быстрее?», «Телефон». На младшем этапе используются пальчиковые куклы. Учебный характер игры не осознается детьми, а сама игра положительно влияет на учащихся в эмоциональном плане, создавая благоприятный психологический климат, происходит смена вида деятельности, дети расслабляются, перегрузки снимаются. Современные учебники отличаются большим объемом языкового материала, его усвоение требует высокий темп работы, поэтому следует правильно нормировать домашние задания, т.е. правильно определить их объем. Работая с группой в 15-17 человек, даешь дифференцированные, многовариантные задания как на уроке, так и дома с учетом склонностей и уровня языковой подготовки, учитывая возможности ученика при самостоятельной работе. Иногда предлагается выполнить частично домашнее задание на уроке для детей слабоуспевающих.

Помня о трех нельзя:

1. Нельзя обидеть

2. Нельзя навредить

3. Нельзя исказить

За каждый успешный ответ поощряешь ученика, подбадриваешь, вселяешь веру в себя. Ободряющие реплики учителя – залог успешного изучения предмета. Не спешить выставлять неудовлетворительную оценку в журнал, даешь обучающимся возможность подготовить заданный материал к следующему разу. Если появляются проблемы с изучением языка у обучающихся,  проводишь беседы, оказываешь поддержку, внушаешь уверенность в свои силы, вдохновляешь и ученик непременно им овладевает, если проявит настойчивость, трудолюбие, упорство и прилежание.

Гигиеническое воспитание на уроках английского языка в средней школе

Как известно в школьной практике бытует мнение о том, что здоровье детей является объектом заботы только медицинских работников. Однако, по мнению  социологов и гигиенистов, здоровье человека зависит от медицины лишь на 20%, в большей мере оно зависит от факторов, определяющих здоровье и здоровый образ жизни. При рассмотрении особенностей учебного процесса по иностранному языку можно выделить целый ряд приемов, позволяющих осуществлять гигиеническое воспитание обучающихся без ущерба для решения основных практических задач. Основным из главных требований к уроку иностранного языка,  по мнению медиков – это требование рационального соотношения статических и динамических компонентов урока. Такие приемы, как физкультминутка, элементы инсценированной песни, игры разного рода, сопровождаемые движениями, позволяют предупреждать развитие физической утомляемости на уроке. Задания творческого характера, предполагающие выполнение в первую очередь речевых упражнений, а также упражнений с различной направленностью речевого действия, позволяют избежать однообразия действий, снижают умственную утомляемость учащихся. Легко вводятся в учебный процесс рифмовки и детские песенки, на основе которых можно проводить физкультурные и музыкальные паузы.

Смена видов учебной деятельности применение рифмовок и песенок на начальном этапе, когда дети очень подвижны и легко утомляются от однообразия выполняемых учебных действий, являются необходимым условием повышения эффективности обучения и гигиенического обучения школьников. Каждый учитель иностранного языка располагает большим количеством языкового материала такого рода.

В качестве примера приведем две рифмовки, которые можно использовать на уроках в IV-VI кл.

Stand up

Stand up

Hands on hips

Hands up

Hands to the sides,

One, two, three, hop

Hands down

Bend left

One, two, three, stop

Hands on hips

Bend right

Stand still

Sit down

My hands upon

Then I put them

My head I place

In front of me

On my shoulders

And gently clap

On my face

One, two, three

Использование песен на уроке английского языка снижает психологическую нагрузку, повышает эмоциональный тонус учащихся, что положительно сказывается на их речевой активности. Песня используется как прием релаксации, когда у детей появляются признаки усталости и снижения работоспособности.

Например:

Clap your hands,

Clap your hands,

For you we sing this song

Clap your hands,

Clap your hands,

Turn and sing along.

HH        The children sing a simple song

        They are making love for you.

        Clap your hands,

Clap your hands,

And we’ll make you happy too.

II Clap your hands,

Clap your hands,

Turn and step your feet

Clap your hands,

Clap your hands,

We are walking down the street.

R        A joyful song, a merry song,

A happy melody

Clap your hands,

Clap your hands,

It’s easy to be free

Дети разучивают хором и поют песню. После разучивания песни можно провести беседу «Может ли неряшливый человек быть красивым?»

Использование игровых моментов позволяет комплексно реализовать методические и педагогические задачи. Учащиеся с интересом овладевают иностранным языком, у них формируются активные логико-смысловые операции. Вместе с тем, учитель создает благоприятную обстановку для сохранения и упрочения детского коллектива за счет введения динамических компонентов в урок.

На старшем этапе гигиеническое воспитание учащихся может осуществляться при чтении текстов определенной направленности. Тексты предоставляются для ознакомительного и изучающего чтения. Целью прочтения первых текстов является понимание основного содержания. Из всех способов контроля понимания прочитанного мы выбрали вопросо-ответную форму контроля, поскольку она стимулирует собственные высказывания учащихся, по отношению к прочитанному.

Тексты, предназначенные для изучающего чтения (т.е. чтение с полным пониманием) рассматриваются как средство создания ситуаций для условно-речевых моментов общения на иностранном языке.

Примером проводимой в США компании за здоровый образ жизни служит неделя борьбы с наркотиками и алкоголем в одной из школ штата Иллинойс.

Подобные мероприятия следует проводить и в нашей школе на старшем этапе обучения. Накануне проведения недели учащиеся получают приглашение. Хорошо подготовленные дети знакомятся с содержанием приглашений дома. Проводится на уроке (дома) работа с незнакомой лексикой, снимаются языковые трудности, читается текст приглашения, учитель контролирует понимание прочитанного.

Таким образом, с развитием умений и навыков иноязычной речи у школьников формируются гигиенические навыки. Используя на уроках тексты такой тематики, как: «Жизнь без наркотиков», «Всего 10 мин в день  (” Just 10 minuts a Day”, “Can drugs cure Drug Addiction?”? “Out door Escapes: Backpacking (Hi king)”, “Travelling”, учитель способствует воспитанию гигиены у школьников, аккуратности, опрятности, пунктуальности, учит содержать школу и дом в чистоте, заботиться о своем здоровье и о здоровье своих близких, о физической закалке, о правильном режиме дня; способствует соблюдению чистоты одежды и обуви, мытье рук перед едой, пользование носовым платком, занятием спортом, туристским походам и прогулкам.

Думаю, что основной заповедью учителя является заповедь: «Развивая ребенка, сохрани его здоровье». А программа валеологического урока включает в себя:

1. личностные качества учителя (доброжелательность, заинтересованность в успехе каждого ученика, открытость учителя, гибкость, активность, дифференцированный подход);

2. микроклимат на уроке (стиль общения учителя и учеников);

3. реализация гигиенических условий (санитарное состояние класса, освещение, проветривание, динамические паузы, правила посадки);

4. мотивация учения;

5. психическое состояние обучающихся (главное условие – отсутствие чувства страха).

6. Осуществление индивидуального подхода (дифференцированное обучение = ситуация успеха + самостоятельная работа + выбор)

Важнейший компонент урока – сколько времени говорят дети.

Для анализа здоровьесберегающего урока можно провести анкету «Отношение к уроку»:

Анкета

(нужное подчеркнуть)

1. Интересно, неинтересно, не очень интересно.

2. Скучно, весело, не очень скучно.

3. Спокоен, волнуюсь, немного волнуюсь.

4. Устаю, не устаю, немного устаю.

5. Активен, пассивен, не очень пассивен.

6. Доволен, не доволен, не очень доволен.

Здоровьесберегающий урок должен быть ценен не только своим наполнением и актуальностью проблемы, но, в первую очередь тем, что должны быть соблюдены принципы здоровьесберегающих технологий: комфортная атмосфера, разные виды учебной деятельности, физкультминутка, разные виды преподавания.

Валеологический урок имеет четкую направленность на сохранение здоровья обучающихся: личностную ориентированность, психологическую и физическую безопасность, формирование здорового образа жизни, что требуют ФГОС 2 поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

презентация урока: : «Здоровьесберегающие технологии при обучении четырем основным видам речевой деятельности на уроке английского языка в 5 м классе»

Презентация-конспект урока: : «Здоровьесберегающие технологии при обучении четырем основным видам речевой деятельности на уроке английского языка в 5 м классе»...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Здоровьесберегающая среда на уроках английского языка. Урок без стресса.

«Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие,а не только отсутствие болезней, т.е. это физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательное отношени...

Здоровьесберегающая направленность урока английского языка

Данная работа представляет собой рекомендации по ведению урока английского языка с точки зрения здоровьесбережения....