Игра и игровая ситуация на начальной ступени обучения иностранным языкам
статья (английский язык) по теме

Использование игровых ситуаций на уроках для повышения интереса учащихся при изучении иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра и игровая ситуация на начальной ступени обучения иностранным языкам.


Беспалова Нина Владимировна,

учитель английского языка,

ГБОУ СОШ № 113, г. Санкт-Петербург

 

Задачей обучения иностранному языку в школе на начальном этапе является не только формирование умений и навыков детей во всех видах речевой деятельности, но и гуманитарное развитие личности ребенка, развитие навыков самостоятельной работы, расширение его общего кругозора, воспитание интереса к предмету. 

Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у учащихся вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. 

Игра – специфический процесс обучения  и свойственный ребенку вид деятельности была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. 

Важными моментами игры являются: мотивированность, отсутствие принуждения, коллективная деятельность, воспитательная функция, креативность, учение с увлечением. 

Именно игра дает широкие возможности варьирования игровым материалом, что способствует прочному усвоению лексического материала. 

Ролевой игрой ребенок овладевает к 3-му году жизни, знакомится с человеческими отношениями, открывает у себя наличие переживаний. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые  позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. 

Рассматривая принцип новизны, как один из ведущих принципов обучения детей иностранным языкам, необходимо делать более разнообразным сюжетно-композиционное построение занятий, вводить новые персонажи, применять интересные для детей этого возраста, приемы работы с лексико-грамматическим материалом, использовать сюжетно-ролевые игры, дидактический материал. Элемент новизны вносит в сюжет урока учитель в роли какого-либо персонажа. Например: надев костюм Феи, вхожу на урок к малышам со словами: «Угадайте, кто я? Я не просто к вам пришла, я мешочек принесла, а мешочек не простой. Что в нем?» (в мешочке у меня предметы). Этот несложный прием помогает малышам тренироваться в употреблении структур: «Have you got an apple?» « Is it a cake?». 

Хорошо усваивают дети буквы английского алфавита с помощью игры «На приеме у глазного врача». Я вхожу в класс в белом халате  и объявляю ребятам, что сегодня я буду проверять у них зрение. Показывая ту или иную букву, «доктор» просит назвать ее. Всем ребятам хочется сыграть роль врача.  

Эту игру можно использовать при работе над речевыми образцами, которые используются при назывании предмета.  

Заучивание рифмовок, стихотворений, песен, облегчает усвоение лексики, расширяет словарный запас учащихся. Заученные таким образом слова и речевые образцы ребята легко узнают при аудировании, используют  в собственных высказываниях, новых ситуациях. 

Например, структура I cannot fly очень легко запоминается в стихотворении: 

«Why? Why? Why? 

Can you tell me, why? 

I can run, I can jump 

But I cannot fly!» 

 

Легко и естественно запоминается структура с глаголом «to have» на мотив любимой детьми песни «В траве сидел кузнечик»: 

«I have, I have a tiger – 3 раза 

A tiger and a frog. 

Have you, have you a tiger – 2 раза 

Yes, I have a tiger. 

Have you a tiger – 2 раза  

No, I have no tiger». 

Эта песня удачно используется при введении лексики по теме «Цирк» 

На мотив песни «Мы едем, едем, едем»: 

«I go – 3 раза  

I go to the zoo 

I see an orange tiger and a brown kangaroo». 

В игре «Цветик-семицветик»  ставится цель развивать у учащихся навыки называть цвета предметов. Класс делится на 3 команды. Школьники друг за другом называют цвет лепестка ромашки, отрывая их. Если ученик ошибся, то все лепестки возвращаются на место, игра начинается снова. 

Первый ученик: – This is a blue leaf. 

Второй ученик: – This is a red leaf. 

Третий ученик:- This is a green leaf. 

Не менее интересна игра «Построй домик для короля ABC» (Тренировка в названии букв алфавита). Класс я делю на 2 команды. Предлагаю: «Давайте построим домик для короля ABC. Сложим его из букв, правильно называя каждую. Если ученик допустил ошибку, то он лишается права положить свой кирпичик». Игра тренирует навыки аудирования  говорения, произнесения букв алфавита. 

В ролевой игре «Незнайка» к ребятам в гости приходит Незнайка (это ученик старших классов). Он изучает английский язык, но часто путает названия предметов, цифр. Я предлагаю: «Ребята, давайте поможем Незнайке». На столе предметы, цифры. Дети исправляют ошибки гостя.  T:This is a ball.  P: No, it isn't. It’s a box. 

Занятия с младшими школьниками проходят успешнее, когда учитель использует на уроке какие-либо забавные игрушки, которые, несомненно, вносят элемент новизны в урок, создают необычную ситуацию. 

Все мы помним с детства о Чудо-дереве из детской сказки Корнея Чуковского: 

«А у наших, у ворот 

Чудо-дерево растет 

Чудо-чудо, чудо-чудо 

Расчудесное! 

Не листочки на нем, 

Не цветочки на нем 

А чулки и башмачки, 

Словно яблоки!» 

Именно  такое Чудо-дерево я предлагаю использовать при работе над лексическим материалом. 

T: Кто из вас назовет, что на дереве растет? 

Фея Осени оставила детям письмо, в котором написаны названия предмета необходимые для украшения Чудо-дерева. Дети, читая названия украшений, развешивают их на Чудо-дереве. (Это могут быть фрукты, игрушки, конфеты, шоколад). 

В результате применения игровой методики при обучении английскому языку мною было отмечено, что учащиеся одного из 2-го класса именно в игре быстрее усваивали учебный материал, нормы поведения и общения, чем учащиеся другого класса, где данная методика не применялась. Игра выработала у них чувство ответственности  за других, раскрепостила их. Ведь игра – это не просто развлечение; это основной способ достижения всех задач обучения, поэтому я всегда анализирую, чему научился ребенок  в ходе игры, помогло ли это активизировать мыслительную деятельность, было ли это интересно, заставило ли это переживать, волноваться, думать, а ведь именно это и формирует мощный стимул к овладению языком. Все это создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяет приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, повышая мотивацию.  

 

Хотите верьте, хотите нет, а вся наша жизнь – действительно игра!  

Играйте! И будете молоды! Играйте! И будете здоровы! 

Вам желаю творчества, улыбок, солнца и добра! 

 

Литература: 

 

  1. Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника // Советская педагогика 1982г. № 9. 
  2. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1982г. 
  3. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. // Иностранные языки в школе, 1987г., - №6. 
  4. Ноусиайнен М.С., Воскресенская Г.С., Игра – конкурс на английском языке. // Иностранные языки в школе, 1980г., - №6. 
  5. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Обучение английскому языку на начальном этапе в средней школе. М., 1989г. 
  6. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету // Иностранные языки в школе, 1982г., - №2. 
  7. Чистякова Т.А., Чернушенко Е.М., Солина Г.И. Обучение иностранным языкам в детских садах. М.,1964г. 
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Лингвистические игры на начальной ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе".

Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, в ча...

методическая разработка" Игры на начальном этапе обучения иностранному языку"

Игры в обучении английскому языку на начальном этапе.Данная работа представляет собой статью об играх ( цели, задачи, классификация. Рекомендации по проведению), а также сборник игр, рекомендуемых для...

РОЛЕВАЯ ИГРА НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья об использовании метода ролевой игры при изучении английского языка...

Особенности применения игрового метода для активизации лексики на начальных этапах обучения иностранному языку (статья)

В статье рассматривается игровой метод как эффективное средство обучению лексики на уроках ИЯ на начальном этапе...