" Лингвистические игры на начальной ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе".
материал по теме

Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, в частности английскому языку, принадлежит использованию учебных игр или игровых упражнений.Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskie_igry.rar430.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по методике преподавания иностранного языка  на тему:

" Лингвистические игры на  начальной ступени  обучения иностранному языку  в средней общеобразовательной школе".

Выполнила:

учитель английского языка

Есенбаева Д. М.

2011

Содержание:

Введение.

1) Педагогическая ценность игр

 2) Роль игр на уроках английского языка на младшем этапе обучения

3) Место игр на уроке

4) Разновидности игр

5) Заключение

6) Библиография

7) Приложения

 

Введение

В современных условиях культурной глобализации происходит переосмысление содержания языкового образования, обучения иностранным языкам. Наиболее актуальными становятся проблемы взаимосвязи языка, культуры и коммуникации. Язык отражает как реальный мир, окружающий человека, так и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, систему ценностей народа. Изучая иностранный язык, учащиеся познают культурный опыт  другого народа.

Цель обучения иностранным языкам в школе является формирование у учащихся способности к межкультурному общению. Межкультурное обучение, как методический подход к организации учебно-познавательного процесса по иностранным языкам,   способствует достижению этой цели.

Практической целью межкультурного обучения является формирование межкультурной компетентности, под которой понимается комплекс социальных навыков и способностей.

Однако процесс обучения иностранному языку на начальном этапе обучения (в начальных классах общеобразовательной школы) имеет свои особенности, методы и приемы, которые обусловлены психологическими особенностями возраста ребенка.

В жизни детей семилетнего возраста происходит решительный перелом: они поступают в школу. Переход к школьному обучению означает для детей, прежде всего пе реход к систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов - воспри ятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми, и главное - формирует у ребенка основы мировоззрения. Поступление ребенка в школу означает для детей пере ход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей лично сти ребенка.

Вместе с тем в разных возрастах роль, которую играют в психическом развитии ребенка различные виды его активности, - не одинакова. Так, если в развитии маленько го дошкольника очень важную роль выполняет игра, то при переходе к школьному возрасту ведущей деятельно стью становится учение.

На первый взгляд может показаться, что для всех детей школьного возраста, независимо от того, в каких конкрет но-исторических условиях они живут и развиваются, уче ние выполняет ведущую роль.

Однако это не так. Для того чтобы та или иная деятельность стала ведущей в формирование психики, необходимо, чтобы она состави ла основное содержание жизни самих детей, являлась для них центром, вокруг которого сосредоточиваются их глав ные интересы и переживания. Игра является  особенностью этого возраста.  

Эти дети еще нуждаются во внешней регуляции посредством игровой ситуации, а взрослые уже пытаются регулировать их поведение школьными методами, не включающими игру. Огромная роль  в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Темой моей  работы «Лингвистические игры на начальной ступени  обучения иностранному языку  в средней общеобразовательной школе.»  

Цель:  применение лингвистических игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения, как способ достижения определённых образовательных целей.

Задачи : определить содержание и место игр на младшем этапе обучения английскому языку;

стимулировать познавательную деятельность учащихся;

активизировать мыслительную деятельность;

усилить мотивацию к изучению предмета.

 

… в игре человек испытывает такое же наслаждение

от    свободного   обнаружения   своих    способностей,

какое художник  испытывает  во  время  творчества.

Ф. Шиллер.

        Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, в частности английскому языку, принадлежит использованию учебных игр или игровых упражнений. Игра- это особое организованное занятие, требующее напряжение эмоциональных и умственных сил. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции. Где эмоция – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.         В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

        Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную и поэтому неинтересную для них деятельность на уроке  в конкретную и интересную.

           Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

         Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих.  Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. В этом – один из главнейших принципов эффективного воспитания.

           Давайте запомним все  -  и учителя, и воспитатели и родители  -  что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребёнку необходима игра.

        В игре  таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего  -  увлекательное занятие.  Игра активизирует стремление учеников к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий  -  всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения  -  оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

         Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками -  эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия.

        Необходимо, чтобы в ситуации игры наличие соревновательного момента не пугало учащихся, но очень важно, чтобы в конце игры имелся победитель (один человек или команда)   

     Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

-        создание психологической готовности детей к речевому общению;

-        обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

-        тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

        Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов

подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

        Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

        Игры можно проводить с детьми любого возраста. Младшие школьники с удовольствием учат скороговорки, придумывают различные ситуации с использованием диалогической и монологической речи, играют в такие игры как: “Внимателен ли ты?”, “Игра в мяч”, “Найди предмет”, “Угадай название”, “Рассказ по рисунку”, “Кто больше?”, “Кубики”, “Картинка”, и т.д.

       Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу: «Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу».

       Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. У. Беннет вообще считает, что некоторые ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся.

 Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

       Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

      Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

      При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.

       Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию. Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи.

       Говоря о разновидностях игр  необходимо  заметить,  что  данный  вопрос относится к разряду проблемных. Каждый педагог или исследователь подходит  к данной теме с позиции основанных на личном опыте обучения  детей,  например иностранному языку.

   Лингвистические  игры помогают усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику), следовательно, делятся на фонетические, лексические, грамматические. Важно подчеркнуть, что деление игр в зависимости от аспекта языка условно, так как невозможно изучить лексику без фонетики, грамматику без лексики. Выделяя лингвистические игры, прежде всего, акцентируется внимание на достижении конкретных учебных целей, которые обеспечивает конкретная игра.

     Главная цель фонетических игр – постановка (коррекция) произношения, тренировка в произнесении английских звуков в словах, фразах, предложениях, отработка интонации. Фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, пословиц и поговорок, стихов и песен (можно использовать в качестве фонетической зарядки)

Лексические игры сосредотачивают внимание учащихся на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса.

      Грамматические игры обеспечивают умения учащихся практически применять знания по грамматике иностранного языка, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.

Необходимо заметить, что эти виды игр наиболее эффективны, если они сопряжены, например, с речевыми играми.

        Речевые игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершенствования речевого акта (монологического и диалогического, письменного и устного). Каждому виду речевой деятельности соответствует определенный вид игры: игры для обучения чтению, для обучения аудированию,  для обучения говорению,   для обучения письму, а также смешанные.

  Игры для обучения чтению и аудированию помогают в решении задач, связанных с обучением данным видам речевой деятельности, и нацелены на формирование и развитие соответствующих интеллектуальных умений. В основе своей они предполагают работу учащихся с текстом (письменным или звучащим): кодирование и иллюстрирование, догадку, восстановление пропущенного.

      Игры для обучения говорению и письму связаны с формированием и развитием умений, требуемых для осуществления  продуктивных видов речевой деятельности. Как правило, на начальном этапе данные игры предполагают следование образцу, на последующих носят все более самостоятельный, творческий характер.

        Я полностью поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

1.    лексические игры;

2.    грамматические игры;

3.    фонетические игры;

4.    орфографические игры;

5.    творческие игры;

        Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений. Использование игры как одного из приемом обучению иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе, доступнее детям.

        Вот к чему я стремлюсь, играя с моими учениками.

Простота объяснения. Правила игры должны быть просты. Я думаю, лучше всего объяснить правила игры на родном языке учеников, а оставшееся время потратить на саму игру. Универсальность. Я люблю игры, которые можно легко подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.

        Таким образом, учебная игра - это такой вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой форме решаются учебные задачи. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить.

Список литературы:

1. Абрамова Н.А. Enjoy your English. Игры, скороговорки, загадки, анекдоты. - Р-на-Д.: Феникс, 2006.

2. ДЖ. Стайнберг  110 игр на уроках английского языка. – АСТ, Астрель,  Москва , 2004.

3. Бабанский К. С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2005.

4. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // Иностранные языки в школе. - 2009. - №1 – С. 17-21.

5. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 2. - С 11 - 18.

6. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. - №4, 2003. – С. 14 – 16.

7. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – Минск, 2006.

8. Ливингстоун К. Игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 2005.

9. Лившиц О.Л. Применение игр на уроках английского языка в  3 – 5. классах//Иностранные языки в школе - №5. – 2007. С. 87 – 89.

10.  Минкин Е.М. От игры к знаниям. – М., 2003.

         Опишу учебные лингвистические игры, которые я использую в работе с учащимися.

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический поединок Разработка внеклассного интегрированного мероприятия по английскому и русскому языкам для учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы.

Данное внеклассное мероприятие проводилось учителями русского и английского языков. В занимательной форме дало возможность учащимся узнать об общих и отличительных признаках в русском и английском язы...

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

Внеклассная работа по иностранному языку в 7-8-х классах средней общеобразовательной школы

Практические вопросы организации и проведения внеклассных мероприятий по иностранногму языку. Сценарий викторины....

Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка в средней общеобразовательной школе

Нестандартный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебн...

мастер класс "Использование игровых моментов на уроках иностранного языка в начальных классах"Учитель МБОУ «Коротоякская средняя общеобразовательная школа» Жуган Ольга Евгеньевна

Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности для младших школьников. Через игру они познают мир, строят какие-то планы, выражают свои мечты и надежды. Кроме того, в игре дети чувствуют ...

Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"

Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.  Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...