Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
статья по английскому языку (7 класс) по теме

Сохранение здоровья школьников зависит от целого комплекса факторов, изучив и скорректировав которые, можно уменьшить физические и психологические нагрузки учащегося и тем самым сохранить его здоровье. Сюда входят кроме санитарно-гигиенические факторы, -психо-эмоциональные факторы, такие как здоровый психологический климат в учебном коллективе, доброжелательная атмосфера на занятиях, смотивированность и нацеленность учащегося на конкретный предмет; а также, комплекс учебных технологий, призванных снизить утомляемость, грамотно распределить нагрузки в течение урока, учебного дня, недели, года, увеличить качество обучения не увеличивая энергозатрат  школьника.

Целью моей деятельности по применению здоровьесберегающих учебных технологий  является выявление и использование на уроках различных обучающих технологий, позволяющих снизить нагрузки, разнообразить деятельность учащихся и тем самым сохранить здоровье школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_morozovoy_po_teme_zdorovesberezhenie.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СОШ № 2000

115522, Москва, ул.Кантемировская д.22 корп.6__________________________Тел/факс 320-00-00

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Учитель: Морозова Людмила Владимировна

Москва 2013

Здоровьесберегающие технологии  на уроках английского языка

Сохранение здоровья школьников зависит от целого комплекса факторов, изучив и скорректировав которые, можно уменьшить физические и психологические нагрузки учащегося и тем самым сохранить его здоровье. Сюда входят кроме санитарно-гигиенические факторы, -психо-эмоциональные факторы, такие как здоровый психологический климат в учебном коллективе, доброжелательная атмосфера на занятиях, смотивированность и нацеленность учащегося на конкретный предмет; а также, комплекс учебных технологий, призванных снизить утомляемость, грамотно распределить нагрузки в течение урока, учебного дня, недели, года, увеличить качество обучения не увеличивая энергозатрат  школьника.

Целью моей деятельности по применению здоровьесберегающих учебных технологий  является выявление и использование на уроках различных обучающих технологий, позволяющих снизить нагрузки, разнообразить деятельность учащихся и тем самым сохранить здоровье школьника.

В процессе работы ставились следующие задачи:

  1. Выявление и применение некоторых здоровье сберегающих  методик на уроках английского языка во 2а, 3х, 6х, 7 и 8 классах при прохождении плановых тем, определение степени их эффективности.
  2. Выявление и использование универсальных обучающих методик, повышающих качество обученности при сохранении здоровья, принцип которых может быть применен на уроках других предметов.

 Ученик меньше устает, если учиться нетрудно и интересно.Ребенок меньше утомляется, если учитель в полном объеме владеет методикой преподавания своего предмета, т.е. когда все понятно, учиться легче, следовательно, грамотное преподавание предмета требует от учащегося меньшего напряжения физических и интеллектуальных сил и способствует сохранению здоровья.

Таким образом, в своей работе я выделила два направления: 1) упростить процесс обучения и усвоения нового материала; 2) пробудить интерес учащихся к предмету.

В ходе работы по первому направлению  были апробированы на уроках и ранжированы по степени их эффективности следующие методики:

  1. Основной принцип подачи учебного материала следующий: учебный материал следует давать порционно (что обусловлено прежде всего ограниченными возможностями детской памяти (например, от 2 до5 иностранных слов за урок во 2м классе, в 3х классах от 6 до12 слов за урок)) с последующим закреплением в упражнениях от простого к сложному (начиная с механического повторения, фонетической отработки, прочтения новых слов, подстановочных упражнений и заканчивая самостоятельным употреблением слов в устной и письменной речи, творческими заданиями). Иногда полезно ранжировать подачу материала таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно дать определение, вывести закономерность, правило, что стимулирует исследовательские навыки, долговременную память.

Следуя этому простому принципу, можно оградить детей от переутомления, дать возможность усвоить материал качественно и без излишних затрат для здоровья.

  1. Другой принцип - чередование различных видов деятельности, регулярная смена видов заданий на уроке, причем в младшем звене чередование происходит каждые 5-7 минут, в среднем звене максимально длительное эффективное время для одного вида деятельности 15-20 минут. На уроке я стараюся чередовать активные виды работы (говорение, ) с пассивными ( аудирование, чтение, работа по образцу), групповую работу с индивидуальной, самостоятельной.
  1. Для самостоятельных заданий (например, Д/З, проектов, рефератов) необходимо найти правильный баланс между не слишком простой задачей и не слишком сложной для самостоятельного решения, т.е. учебная задача должна лежать в сфере «ближайшей компетенции» и может быть решена самостоятельно на основе уже усвоенных знаний и сформированных навыков. Важно также правильно рассчитать и объемы заданий для самостоятельной работы на уроке  и дома. Слабым ученикам можно дать «чуть урезанный» вариант Д/З (например, чтение и перевод части текста). На «5» необходимо сделать расширенный вариант Д/З (чтение, перевод и краткий пересказ текста).Такое дифференцированное домашнее задание было предложено в 8Б классе. Для того чтобы ученик принимал активное участие в учебном процессе и внимательно следил за ходом урока, другими словами с максимальной пользой присутствовал на уроке, необходимо создать дополнительную, «накопительную» систему оценивания, а также систему «быстрого» контроля деятельности учащегося на уроке.

 Как правило, оценка ставится за полновесный ответ по домашнему заданию, индивидуальный ответ у доски, письменную работу и оставляются без внимания мелкие замечания «по делу», правильные ответы с места, мини-задания (мини тесты). За выполнение мелких упражнений я ставлю +. При получении 3х плюсов ученик имеет право на дополнительную отметку - «5». В рамках 40 минутного урока я стараюсь вовлечь в работу всех учеников. Например, можно по цепочке декламировать стих по четверостишиям или текст, сделать выборочный перевод, дать задание хорошистам проверить менее успешных учеников и т.д.

Удерживать внимание учеников, особенно начальной школы, в течение всего урока даже при выполнении монотонных  упражнений, не носящих творческий характер, помогают простые способы. Например, такое неинтересное упражнение как повторение нового слова, правильное его произнесение и его запоминание  можно разнообразить, придав ему образ игры: повторять слово громко, шепотом, с опорой на картинку, на письмо, отрывисто или имитируя эхо, игра в мяч на слова ( ученик называет новое слово по-русски и бросает мяч другому ученику, который ловит и переводит слово на английский.

  1. Желание поучаствовать в учебном процессе часто вызывают задания, пробуждающие соревновательный дух, чувство здоровой конкуренции.

Вот несколько примеров таких заданий, годных практически при прохождении любой темы на разных этапах.

– Игра «Аукцион».  Принцип - кто последний, тот и выигрывает. Например, не повторяясь, называем слова по теме «Одежда». Если никто больше ничего не может вспомнить, последний после «третьего удара молотком» получает отличную оценку.

- Игра «Банк». Принцип – кто больше заработает «денег» (фишки, мелочь монетками, карточки лото, бумажные кружочки)  своим умом, тот и выигрывает. Например, опиши животное по картинке (тема Портрет, Части тела, Цвета). За каждое правильное предложение- балл, за каждое оригинальное предложение- 2 балла.

Игра «Снежный ком»: 1-й учащийся называет самое простое предложение в Настоящем простом времени, другой учащийся повторяет это предложение и называет свое и т.д.

Любая игра с удовольствием принимается детьми не только начальной школы, но и более старшего возраста. Слова «Давайте поиграем еще!» говорят о том, что дети не только не устали от учебы, но и готовы продолжать активно работать дальше

Способствуют также повышению интереса учащихся и нетрадиционные формы уроков.. Примерами таких уроков могут служить уроки-викторины, различные инсценировки и проекты, выпуск рукописного журнала или газеты по предмету, телемосты и интервью по проблемным темам, КВНы и конкурсы-соревнования между группами или классами в параллели. Еще одним неоспоримым плюсом этого вида занятий  является тот факт, что подобного рода урок часто предполагает не статичное сидение за партой (что само по себе является утомительным), а свободное передвижение по классу и частое изменение положения тела. Приятно констатировать, что прошедшие в 3а и 3б классах творческие уроки по созданию проекта «Электронная кулинарная книга на английском языке»   буквально всколыхнули учебный настрой детей, подняли активность соревнующихся на небывалую высоту (с 40-50% до90-100%). По признанию самих  детей урок пролетел незаметно, они не просто не устали, они готовы были продолжать его. И продолжение получилось очень интересным. В кабинете труда мы с учащимися приготовили несколько блюд, а также, дети вместе с родителями дома готовили, фотографировали и описывали разные блюда англоговорящих стран, которые мы вместе поместили в нашу кулинарную книгу. Хочу отметить, что этот проект был составлен совместно с моей коллегой Белоклоковой Т.А., учителем английского языка и ее дети тоже активно в этом участвовали.   А в 6 классе мы с учащимися поставили сценку из книги по дом. чтению «Алиса в стране чудес», ребята самостоятельно готовили костюмы, рисовали декорации, принесли из дома реквизит для сценки «чаепитие» и с удовольствием разыгрывали ее во время урока,

  1. Ролевая игра.  Применение игр на уроке позволяет решить важную задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха. Работа с образами, принизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления, в том числе и творческую ситуацию. Главный признак ролевой игры – это роли, которые раздаются ученикам и которые им предстоит проиграть в ходе решения некоторой проблемы. Раздача ролей сопровождается тем, что каждый участник получает ролевую карточку. В этой карточке дается краткое описание роли, определяющее основную линию поведения каждого конкретного участника, его видение ситуации и т.д. Например на моем открытом уроке я предложила учащимся ролевую игру по теме «Британские газеты». Учащимся были даны ролевые карточки с ролями: Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, или известный телеведущий Андрей Малахов и зарубежный журналист. Учащиеся должны были обсудить основные черты Британских газет, или описать  какое-то событие по картинке.  Для снятия психологических трудностей в говорении и создания благоприятного климата общения учащимся даны были ролевые карточки с готовыми словосочетаниями и фразами из которых они должны были составить диалог. Для каждого диалога была представлена картинка на слайде в компьютерной презентации, и картинка в раздаточном материале к ролевой карточке, т.е. наглядный  материал способствовал легкому и быстрому восприятию и воспроизведению диалога. Учащиеся с удовольствием представляли свои роли  и свободно могли беседовать на теме «Газеты»

Для повышения умственной работоспособности и предупреждения утомления и для создания эмоционально-раскрепощенной обстановки на уроке, включалась фоновая музыка,  в начале, в конце урока и во время составления диалогов. На уроке  проводилась зарядка на английском языке, учащиеся повторили не только грамматику (условные предложения), но и отдохнули, отвлеклись от основной темы урока

В конце хотелось бы отметить, что творческие задания и игры способствуют интенсивной языковой практике. Играя и творя, учащиеся активно вовлечены в процесс обучения и быстрее запоминают слова и предложения. Игра и творчество, доставляя удовольствие, будет развивать мотивацию для дальнейшего изучения языка.

«Tell me- I forget, Show me – I remember, Involve me – I understand»

«Скажи мне- я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»

 

           

 

                      Самоанализ открытого урока в 8 -" Б " классе МГОУ СОШ  2000, проведенного учителем английского языка Морозовой Людмилой Владимировной

  ТИП УРОКА:  Обобщение и систематизация пройденного лексико-грамматического материала по  теме «Газеты и журналы»

  ЦЕЛЬ УРОКА:  Повторение и закрепление пройденного лексико-грамматического материала по теме  "газеты и журналы".

  ЗАДАЧИ УРОКА:  

                         -   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: а/совершенствовать лексико-грамматические навыки, б/активизировать изученные речевые образцы, в/совершенствовать навыки диалогической речи.

                         -      РАЗВИВАЮЩИЕ:   а/развитие иноязычной языковой компетенции (способность учащихся использовать  полученную информацию в различных ситуациях), б/развитие кругозора учащихся в области страноведения по теме "Британские газеты и журналы", в/активизировать навыки общения в режиме диалога.

                           -       ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  а/способствовать развитию интереса к культуре других стран, б/воспитывать уважительное отношение к культуре страны изучаемого языка.

                            -   ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ: повысить качество обученности при сохранении здоровья школьника.

 5. МЕСТО ДАННОГО УРОКА № 56 В СИСТЕМЕ БЛОКА III - "СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" - это раздел 3, следующий за разделами  "СМИ" в целом и "Телевидение как средство СМИ". Данный урок является основанием для обсуждения темы раздела 4 "Профессия репортер", в связи с чем и был выбран метод презентаций в режиме диалогов и ролевых игр. Кроме того, логика построения урока, где центральное место отводится диалогу, является оптимальной для последующих уроков, посвященных довольно трудной теме "Косвенная речь". По моему мнению, эту тему надо вводить раньше, чем установлено в КТП, т.к. только многократное использование диалогов является благоприятной средой для усвоения этой трудной для русскоязычных пользователей темы . Можно надеяться, что применяемая здесь структура урока послужит хорошим основанием для успешного усвоения темы "Косвенная речь".

    6. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ: по списку в группе 11 человек, на уроке присутствовало 9 человек. Уровень успеваемости примерно одинаковый.  Структура урока определялась исходя из следующих особенностей учащихся : достаточно развитые навыки учебно-познавательной деятельности, что позволило ввести элементы ролевой игры; специальные и общеучебные умения, обусловившие введение этапа "Практика общения в режиме диалога"  сразу после этапа "Обучение диалогу";  интерес к  теме "Газеты Великобритании", выраженный в готовности  сделать обзор интернет-ресурсов  и представить сообщения по данной теме;  умение быстро реагировать на изменения ситуации, позволившее заменить роли отсутствующих учеников, чтобы сохранить целостное представление сценария.

   

7. СТРУКТУРА УРОКА.  

                       1/Организационный момент: а) введение цели и задач урока,  б) фонетическая разминка (совершенствование произносительных навыков активной лексики на материале  домашнего задания - упр. 18 -19/стр. 87),  в) речевая разминка (совершенствование умений общения в режиме мини-диалога на материале презентации слайда № 1 , представляющего обложку британской еженедельной газеты "The Sunday Telegraph" и ее характеристику.)

                       2/ Обучение диалогической речи на материале британских газет  (слайд № 2 Презентации:  вопросно-ответная работа по теме "Типы газетных изданий и представление примеров некоторых газет этих изданий".)          

                      3/ Физкультминутка – повторение за учителем рифмовки на условные предложения с движениями

                     4/ Практическое применение  умений и навыков общения на английском языке в режиме диалога.

                            а/ Презентация слайда № 3 (ролевая игра: Интервью по теме: "Отличительные признаки еженедельных и ежедневных газетных изданий" на материале образцов "Sunday News" - "Daily Mail".)

                             б/ Презентация слайда № 4 (ролевая игра: Экзамен ГИА, аспект "Говорение", задание: описание картинки в январском номере 2013 года газеты "The Daily Telegraph". )

                               в/ Презентация слайда № 5  (ролевая игра: Шерлок Холмс и д-р Ватсон обсуждают газету "The Daily Telegraph".)

                               г/ Презентация слайда № 6 (ролевая игра: Зачетный урок по теме:  Умение извлекать важную информацию из заголовков широкоформатных газет типа "The Daily Telegraph".)

                               д/ Презентация слайда № 7 (ролевая игра: Экзамен ГИА, аспект "Говорение", задание: беседа о достоинствах и недостатках таблоидов и широкоформатных/серьезных изданий типа "The Sun"- "Sunday News".)

                                 е/ Презентация слайда № 8 (ролевая игра: Переводчик с русского на английский в офисе медиа-холдинга помогает представителю русского агентства выбрать одно из 3 британских изданий)

                          4/ Подведение итогов:

                                  а/фронтальная проверка полученных языковых навыков (опрос усвоенных на уроке лексических и грамматических единиц),                       б/заключительное слово учителя о результатах достижения заявленной цели, а именно, закрепление лексико-грамматических навыков, необходимых для общения по теме "Газеты".                  

5/Домашнее задание на следующий урок.  

 

8. ОЦЕНКА УРОКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОСТИ  ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ.  

                                 АНАЛИЗ ЦЕЛИ  И ЗАДАЧ УРОКА обоснован с учетом особенности УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА  (газетная лексика является частью лексики СМИ) а также местом  данного урока в системе уроков по теме СМИ.

                               Идеи урока были доведены до учащихся в разделе                  

1-а/ организационный момент урока  (введение цели и задач).

                                        ЦЕЛЬ  урока была реализована через решение ЗАДАЧ, представленных в следующих ЭТАПАХ СТРУКТУРЫ урока:

    1-б/   фонетическая и 1-в/ речевая разминка  (активизация лексических единиц и речевых образцов упражнений № 18-19 ,стр.87 Учебного Пособия),  где решалась ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА совершенствования ЯЗЫКОВЫХ И РЕЧЕВЫХ навыков;

    2/  обучение диалогической речи (описание картинки слайда №1 - изображение обложки и краткой WIKI-информации газеты "The Sunday Times"),   где решались задачи:  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - совершенствование лексико- грамматических и речевых навыков ( в частности, навыков построения вопросительных предложений и их применения в ситуации общения);  РАЗВИВАЮЩАЯ - развитие кругозора учащихся по теме Британские газеты; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - развитие интереса к культуре других стран, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ – создание здорового микроклимата на уроке для свободного общения и снятия психологической боязни говорения на иностранном языке.

   3/ Практическое применение навыков диалогической речи с использованием презентаций и элементов игры является ключевым звеном в цепи реализации цели через решение всего комплекса педагогических задач. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА решалась через умения учащихся использовать языковые навыки в области ГОВОРЕНИЯ  (моновысказывание или диалог); РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА  решалась через умения построить логически связанные и обоснованные вопросы и ответы по картинке,  ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА  решалась через развитие навыков общения и чувства коллективизма при создании диалогов или ролевых игр, ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩАЯ ЗАДАЧА РЕШАЛАСЬ через эмоционально-раскрепощенную обстановку на уроке, которая достигалась с помощью фоновой музыки, звучавшей в начале, в конце урока и во время составления диалогов, с помощью зарядки, которая проводилась на английском языке, учащиеся повторили не только грамматику (условные предложения), но и отдохнули, отвлеклись от основной темы урока и с помощью ролевой игры, которая дала возможность свободно общаться на английском языке, задавая разнообразные вопросы и играя роль другого человека.

    9. ОЦЕНКА УРОКА  С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭТАПОВ УРОКА ПО КРИТЕРИЯМ: 1/логической последовательности , 2/ взаимосвязанности, 3/работы на перспективу.  Этапы планировались так, чтобы каждый предыдущий этап служил базой для следующего (например, 2 этап был обучающим, а 3 этап был и закрепляющим, и практически-ориентированным). Взаимосвязанность выражалась в представлении одного и того же лексического наполнения (газетная тематика), грамматического наполнения (активизация навыков построения  вопросительных предложений), все языковые навыки должны быть всего лишь базой для выхода в другую ситуацию - РЕЧЕВУЮ, что и является главной перспективой обучения иностранному языку.

  Эта установка была основной для определения центрального звена в цепи этапов - практического применения языковых знаний, умений и навыков  в моделях речевого общения, представленных как элементы ролевых игр.

  10.ОЦЕНКА УРОКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЫБРАННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ И АТМОСФЕРЫ НА УРОКЕ.  

                               Формы  работы варьировались в зависимости от значимости и содержательной наполненности того или иного этапа урока. Хоровая отработка типична для фонетической разминки, работа по цепочке в режиме "учитель - класс" проводилась на этапе речевой разминки, парная работа являлась основной формой, поскольку диалог был основным видом речевой деятельности.

                                Методы:  наглядный - презентация слайдов с изображением  обложек британских газет,  метод моделирования ролевых и ситуативных игр, практический - выполнение заданий, метод самостоятельной работы - поиск материала в интернете.

                                Атмосфера была творческой и доброжелательной.

  11.  НЕДОСТАТКИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ.

  1/ Отсутствие некоторых учеников. участвующих  по замыслу  в некоторых ситуациях общения, было успешно заменено другими учениками, которые смогли быстро перестроиться , чтобы сохранить планируемый замысел. 2/План был выполнен быстрее, чем предполагалось, что нужно учесть при дальнейшей работе с этой группой и готовить запасной материал (например, тесты по наиболее проблемным языковым разделам или мини-диалоги с заданиями заменить прямую речь на косвенную).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье подрастающего поколения – это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Проблема здоро...

"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Выступление на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Сообщение на тему "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...

Один из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

Я предлагаю статью из личного опыта об одном из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Доклад включает в себя введение; требования к уроку английского языка в условиях здоровьесберегающей технологии; виды и примеры  релаксации на уроках; заключение; приложения (примеры физкультмину...

Выступление на тему "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка".

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

В работе представлен как теоретический, так и практический материал по теме....