Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Кузнецова Мария Сергеевна

Доклад включает в себя введение; требования к уроку английского языка в условиях здоровьесберегающей технологии; виды и примеры  релаксации на уроках; заключение; приложения (примеры физкультминуток).

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Доклад по теме:

"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка".

Учитель: Кузнецова Мария Сергеевна

 Введение

        Исследования последних лет показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

        Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет важное значение. Ведь английский язык – это чужой язык. При изучении его ученики  сталкиваются с серьёзными и большими трудностями. С первых шагов они учатся общаться на английском языке. Для этого им необходимо усвоить огромное количество нового языкового  материала (слова, словосочетания, речевые образцы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки и т.д.). На занятиях приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, вот почему  учителю необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

I. Требования к уроку английского языка в условиях здоровьесберегающей технологии.

        Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

        Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:

  1. индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени;
  2. смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”;
  3. различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания;
  4. физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональная разгрузка.

        Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей технологии сводятся к следующему:

Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.

Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.

Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.

Активизация развития всех сфер личности.

Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.

Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр, вариативное использование правил здорового образа жизни.

Мониторинг качества урока.

Использования нестандартных форм обучения.

        Чтобы урок “сработал” как здоровьесберегающий, учитель должен использовать самые различные приемы и методы: практический, ситуационный, игровой, соревновательный, познавательную игру, активные методы обучения. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями и условиями, видами деятельности учащихся на уроке: элементарные движения во время урока, физкультминутки, различные виды гимнастики, психорелаксацию.

        Часто учителя сталкиваются с проблемой учебных перегрузок учащихся и, как следствие, со снижением работоспособности и учебной

мотивации. Содержание обучения регулярно расширяется и усложняется, поэтому ребенок физически и психологически не в состоянии перерабатывать весь объем информации, предлагаемый учителем. Урок должен приносить радость. Только тогда можно добиться поставленных целей. В этой связи нестандартные уроки, наряду с обязательным курсом, создают условия для полного осуществления практических, воспитательных и развивающих целей. Они являются одним из средств повышения мотивации.

II.Виды и примеры  релаксации на уроке английского языка.

         Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом.

        Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, групповая (парная) работа, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок.

         Оздоровительные двигательные минутки- эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся. Ее проводим с первых уроков, когда по команде учителя или одного из учеников все учащиеся встают и выполняют простые движения (поднимают руки вперед, вверх, вперед, вниз).

        Правила организации игровых двигательных минуток в школе.

- В игровых двигательных минутках участвуют учащиеся в возрасте от 7 до 16 лет.

- Игровые двигательные минутки можно использовать как на уроке, так и во время обычной школьной перемены, во время тренингов, для проведения внеклассной работы.

- Упражнения могут выполнять как взрослые, так и дети.

- Упражнения не требуют большой подготовки и материальных затрат на подручные средства.

- Упражнения сопровождаются музыкой, которую выбирают сами учащиеся.

- Все упражнения можно выполнять всем классом, в группе, в паре, во время рефлексии урока, в ходе психолого-педагогических тренингов.

        При выборе видов разрядки выбираются упражнения, которые не приводят к нарушению дисциплины в классе и следится за тем, чтобы движения выполнялись четко, красиво. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. После физкультминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

        Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Главным в проведении оздоровительных минуток является заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья. Минутки будут способствовать и сохранению психического здоровья учащихся. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.

          Учителями  почти на каждом уроке используются игровые моменты, проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Например, игры-пантомимы, различные конкурсы и соревнования, подвижные игры. Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся средних классов очень нравятся ролевые игры (Больница, Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов, Интервью со спортсменами). Они забывают о своем психологическом дискомфорте.

            Ролевая игра – пантомима «In the Supermarket». Ситуация:  на Оксфорд Стрит (Oxford Street) ты хочешь купить какую – либо вещью недостаточно хорошо владея английским языком. Ты пытаешься объясниться с прохожим жестами, мимикой.

            Игры такого типа применяются для того, чтобы   развить координацию рук и ног, других частей тела, пространственно-временные ориентировки, вызвать положительные эмоции на уроках.

            Во время подвижной игры,  дети могут свободно передвигаться по классу, что также снимает напряжение, создает благоприятную почву для развития их двигательной активности, укрепления здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку.

            Игра «съедобное-несъедобное» на английском языке.  Ведущий произносит английское слово и кидает мяч ребенку. Ребенок должен быстро сообразить, можно этот предмет есть или нет.

            На уроках английского языка  можно петь песни, причем не только с малышами. Ученики  всех возрастов любят песни.  Песня – это один  из  самых деятельных приёмов  воздействия на чувства и эмоции ребят.  Когда мы разучиваем песню, легче   запоминается лексика, тренируются  грамматические структуры, фонетика языка и т.д. Несомненно, песни помогают расслабиться,  немного отдохнуть в  трудоёмком учебном процессе урока. Пение тренирует голосовой и дыхательный аппараты, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость. Песня  “Old McDonald had a farm”. Во время исполнения песни дети выполняют движения, соответствующие тому, о чем они поют, имитируют звуки   и голоса животных.

            Песню можно использовать и в как физкультминутку. “Put your finger on your nose (on your head, shoulder…). Come, my friend and dance with me (дети выполняют танцевальные движения).

        Большую помощь в снижении утомления детей оказывают пальчиковые игры. Пальчиковые игры - это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что несомненно является очень важным для маленького человека, начинающего осваивать иностранный язык.  (Пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы направлены к груди)

 Tommy Thumbs, up!

 (Большие пальцы поднимаем вверх)

 Tommy Thumbs, down!

 (Большие пальцы опускаем вниз)

 Tommy Thumbs are dancing around the town!

 (Встряхиваем кисти рук в воздухе)

 Dancing on your shoulders,

 (Большие пальцы «танцуют» на руках)

 Dancing on your knees,

 (Большие пальцы «танцуют» на коленях)

 Dancing on your head

 (Большие пальцы «танцуют» на голове)

 And tuck them into bed!

 (Прячем ладошки подмышки)

        Во время проведения любого мероприятия необходимо проводить различного рода физкультминутки. У меня подобран большой дополнительный материал:. Дети с удовольствием  разучивают стихи, песни, скороговорки, пословицы, рифмовки на английском языке и таким образом легко, непринужденно все запоминают. В ход идут различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, ходьба, бег на месте и т.д.). Детям очень нравятся танцевальные и музыкальные физкультминутки. Музыкальное сопровождение делает мероприятие насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся, также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений.

        Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей во время проведения внеклассного мероприятия. Упражнение «Шарик» (начальная школа). Я предлагаю детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1,2,3,4- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и  задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

        Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка) также необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.

         Благодаря использованию на уроках английского языка методов технологии критического мышления, игровой и проектной технологии, имеет место стимулирование мыслительной деятельности учащихся, и как следствие, они всё чаще попадают в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции детей.

       Заключение  

       В заключении хочется отметить, что  учебная нагрузка в нашей школе соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Мы стараемся не загружать учащихся большим объемом домашних заданий. Ученики сидят за удобными партами  в классе в соответствии с  физической конституцией  и особенностями зрения. Педагоги применяют различные  технологии  представления,  объяснения, тренировки и закрепления  материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы ученики с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия смогли как можно лучше и без лишнего напряжения одинаково усвоить предложенный материал.  Учителя стремятся вызвать положительное отношение к изучению английского языка, повысить интерес и мотивацию учащихся, чтобы у них не появлялось чувство страха  перед нашим предметом. К сожалению, это явление часто наблюдается среди малышей.

         Чтобы снять умственное напряжение (особенно во время тестов), дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции можно включить спокойную, тихую музыку.

        Главная задача школы – образование. Её надо решать вместе с другой важной задачей – оздоровлением. Поэтому дело учителей – не вредить здоровью, а укреплять его.  В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. Хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. 

Литература

1.      Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002

2.      Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.  ВАКО, 2004

3.      Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004

4.      Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.

5.       Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004

 

6.      Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом «Новый учебник» 2003

Приложения

Физкультминутки

 (suit the actions to the words)

You take your little hands and go                                

Clap, clap, clap!

You take your little hands and go

Clap, clap, clap!

You take your little hands and go

Clap, clap, clap!

Clap, clap, clap your hands!

You take your little toes and go

Tap, tap, tap!

You take your little toes and go

Tap, tap, tap!

You take your little toes and go

Tap, tap, tap!

Tap, tap, tap your toes!

Hands up,                                                                          
Hands down,
Hands on hips,
And sit down.
Hands up
To the side,
Bend left
Bend right.
One, two, three (hop)
One, two, three (stop).
Hands on the head,
Hands on the hips,
Hands on the table,
Hands like this.
Hands on the shoulders
Hands up and down,
Hands behind the head
And sit down.

Come, my friend

Come, my friend and dance with me

It is easy, you can see.

One step back, one step out.

Then you turn yourself around

It is fun to dance with you,

And it isn't hard to do.

One step back, one step out,

Then you turn yourself around

You take your little eyes and go

Blink, blink, blink!

You take your little eyes and go

Blink, blink, blink!

You take your little eyes and go

Blink, blink, blink!

Blink, blink, blink your eyes!

You take you little lips and go

Kiss, kiss, kiss!

You take you little lips and go

Kiss, kiss, kiss!

You take you little lips and go

Kiss, kiss, kiss!

Kiss your dear Mum and Dad!

Red, red, touch your head, (достают до головы)

Black, black, touch your back, (дотрагиваются до спины)

Blue, blue, touch your shoe. (достают до туфлей)

Green, green, touch your chin. (касаются щек)

Brown, brown, touch the ground. (достают до земли)

I can hop like a rabbit.
I can jump like a frog.
I can fly like a bird.
I can run like a foх.
I can walk like a duck.
I can swim like a fish.
And be still as good children
as still as this.

Hands on the head,

Hands on the hips,

Hands on the table,

Hands like this (Любое движение)

Hands on the shoulders,

Hands up and down,

Hands behind the head

And sit down!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. Выступление на РМО учителей английского языка 01.11.2012

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при об...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Использование игровых технологий на уроках английского языка. учитель английского языка Елькина Вера Михайловна

Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед полной средней школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыс...

Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

Урок английского языка в 5-м классе «С днем рождения!». Кейс-технологии на уроках английского языка Фарафонова А.П., учитель английского языка

Цель: Развитие коммуникативных компетенций связанных с речевой деятельностью учащихся. Задачи: Научить составлять пожелания с днем рожденья в рамках иноязычной культуры письменной речи.Познакомить с ж...


 

Комментарии

Маковская Анна Владимировна

Очень интересная статья, возьму на заметку. Спасибо.