Влияние нестандартных форм урока на мотивацию учащихся
статья по немецкому языку по теме
выступление на II практической конференции "Иностранный язык в школе: современный урок в соответствии с требованиями ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
влияние нестандартных форм на мотивацию | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Дубасова Ирина Яковлевна,
учитель немецкого языка
МБОУ «Маргенуская СОШ»
Исилькульскогомуниципального района
Омской области
Влияние нестандартных форм урока на мотивацию учащихся.
Цель каждого учителя - заинтересовать детей своим предметом, вызвать желание овладеть им.Многие учителя пытаются найти ответ на очень важный вопрос: как повысить интерес учащихся к учебным занятиям, как воздействовать на ученика, чтобы он активно работал на уроке.
Я пришла к выводу, что залог успеха обучения иностранному языку состоит в привитии ученикам положительного отношения к учению, в вовлечении школьников в процесс самостоятельного поиска и ориентирования в стремительном потоке информации, в обучении преодолевать трудности, в формировании у учащихся самоконтроля. Очень важно создать у учащихся положительную мотивацию к обучению ИЯ. А для этого я использую нестандартные формы и методы урока. Недостаточно вызвать первоначальный интерес к изучению иностранного языка, нужно его постоянно поддерживать и расширять.
Активизировать познавательную деятельность школьников можно разными средствами. На своём опыте я убедилась, что одним из эффективных средств развития интереса у учащихся к изучению иностранного языка, особенно на начальном этапе является игра. Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребёнка, закреплению раннее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений.
Работая с лексическим и грамматическим материалом, использую игровые моменты с мячом (мягкой игрушкой). Мяч можно использовать в любых ситуациях, при изучении различных тем, в разных по возрасту классах. Темп игры быстрый, позволяющий охватить достаточно объёмный материал. Игра с мячом общеизвестна: учитель бросает мяч ученику, сопровождая движение вопросом или заданием, например,
отрабатывая лексику:
- перевод немецкого слова;
- перевод русского слова;
- глагол в начальной форме;
- существительное в единственном числе;
- антонимы определённого слова и т.д.
При работе с грамматикой:
- поставить существительное в нужный падеж с заданным предлогом.
- назвать подлежащее и сказуемое в предложении;
- изменить порядок слов в предложении;
- заменить существительное на местоимение;
- подтвердить высказывание;
- опровергнуть высказывание;
- подобрать к глагольной форме местоимение и т.д.
Многократное повторение в течение непродолжительного времени позволяет быстро усвоить (повторить, закрепить) материал по теме.
Также использую в своей работе игры на развитие памяти, внимания и мышления. Например:
«Пишущая машинка» .Называю слово, ребята по порядку называют его по буквам, когда слово напечатано все хлопают в ладоши.
«Продолжи ряд» Называю слово, ученики вспоминают слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова например: Stadt-Theater-Russisch-Heftusw. На более старшем этапе слова должны складываться в предложение. А таккже игры на печатной основе: домино, лото, мемори, „derschwarzePeter" usw.
Привлекают ребят на уроке рифмовки и загадки, которые я использую в работе над различными темами.
Нестандартные методы и формы работы с грамматическим материалом также поддерживают интерес к языку и способствуют запоминанию и усвоению языкового материала. Так, например, при тренировке учащихся в спряжении глаголов sein и haben использую считалочки, которые помогают быстро усвоить грамматический материал.
Важно развивать творческие способности учащихся и самым продуктивным способом является использование поэзии, я предлагаю ребятам выполнять задания творческого характера. Самые удачные поэтические переводы немецких стихотворений печатаются в школьной газете. Некоторые из них напечатаны в сборнике стихотворений А.А.Вальтер «Маргенау: мгновения лет». 2012 г.
Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание учащихся, повышают интерес к предмету и, как следствие, способствуют лучшему усвоению материала. В своей практике я применяю урок-соревнование, урок-КВН, урок-игра, урок-путешествие,урок-конкурс, урок творчества и т.д.
Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Используя ИКТ на уроках немецкого языка, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Это активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций,различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более интересным.
Работая в школе много лет, я заметила, что все ученики, приступая к изучению иностранного языка, не могут пожаловаться на отсутствие интереса к нему. Увлекательность нового предмета, первые успехи не оставляют детей равнодушными. Но со временем у детей пропадает рвение к овладению иностранным языком. Я поставила перед собой задачу- добиться того, чтобы интерес не пропадал и у старшеклассников, тем более что сегодня языки очень необходимы. Показателем повышения мотивации является то, что ученики сами начинают находить интересующую их информацию, самостоятельно стараются в ней разобраться и применить её на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков
Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...
Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"
Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...
Влияние нестандартных форм урока на мотивацию учащихся
выступление на II практической конференции "Иностранный язык в школе: современный урок в соответствии с требованиями ФГОС"...
Обобщение опыта работы по теме « Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием нестандартных форм урока».
Обобщение опыта работы....
Нестандартные формы организации учебной деятельности учащихся
описание некоторых нестандартных форм уроков математики: уроки погружения, лабораторные работы и тд...
Статья «Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся»
Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творче...
Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...