Статья на тему: "Применение проектной технологии на уроках иностранного языка."
статья (английский язык) по теме
Применение проектной технологии на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение проектной технологии на уроках иностранного языка.
Семенченко Наталья Сергеевна
преподаватель иностранного языка
ОГАОУ СПО ЧАМТ
пос. Чернянка, Белгородская обл.
Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей.
В настоящее время на уроках иностранного языка широкое распространение получила проектная технология. Популярность данной технологии, как среди студентов, так и среди преподавателей объясняется тем, что, прежде всего, проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания. Причем комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет студенту выстраивать единую картину мира, «собирая» для этого свои знания из разных источников. Это означает, что осваиваемые в учебном процессе знания, навыки и умения перестают быть «ничейными», они органично присваиваются студентами, становятся процессом самостоятельного автономного овладения системой познавательной учебной деятельности.
Решив использовать проект при изучении какого-либо раздела или вопроса программы, преподаватель должен разработать план проектной работы, соответствующий этапам проведения проекта (подготовительный, организация работы, учебные задачи для студентов, дать рекомендации по подбору материала; спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов). Внешняя оценка проекта, как промежуточная, так и итоговая необходима и может принимать различные формы.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
- Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация студентов.
- Студенты получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями.
- В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие студентов друг с другом, с преподавателем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом.
- В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на студентах. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
- Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность студентов за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый студент, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности.
Существуют следующие основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
- практическая, теоритическая значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная(индивидуальная, парная групповая) деятельность студентов на уроке или во внеурочное время;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
- использование исследовательских методов:
- определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
- обсуждение в движении гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов, корректировка, выводы (использование входе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отсчётов, зашиты проекта и т.п.)
Можно выделить следующие этапы разработки структуры проекта и его проведения:
- представление ситуации, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
- выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
- обсуждения методов проверки принятых гипотез в малых группах(в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
- работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждавших или опровергающих гипотезу;
- защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;
- выявления новых проблем.
Поскольку в курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, отбор тематики проводится с учётом практической значимости для студентов. Главное - это сформулировать проблему, над которой студенты будут трудиться в процессе работы над темой программы.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области обучения иностранного языка:
- конструктивно-практические проекты (буклет, дневник наблюдений);
- игровые – ролевые проекты (ролевая игра, драматизация или сочинение собственной пьесы);
- информационные и исследовательские проекты (например, «Английский язык, как язык международного общения»);
- проекты конкретного социологического обследования;
- издательские проекты;
- сценарные проекты
- творческие работы (например, свободное литературное сочинение и литературный перевод произведения на родной язык).
Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Студенты могут задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочниках и словарях. Если проект выполняется индивидуально, студенты могут работать над ним и дома.
При защите проекта важно учитывать следующие моменты:
- качество предоставленного материала: композиция, полнота предоставления работы, подходов, результатов, аргументированность;
- объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
- культура речи, использование наглядных средств;
- ответы на вопросы, полнота выступления, убежденность;
- инновационность.
Логическим завершением каждого этапа обучения является контроль. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет то, чему научили, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения. Система контроля устного неофициального общения студентов должна проверять их способность решать коммуникативные задачи, достигать коммуникативные цели, используя иностранный язык как средство общения в различных ситуациях.
При контроле выполнения проектов и оценки результатов данной деятельности все критерии согласуются совместно студентами и преподавателем. Критерии оценки определяются в начале работы над проектом, определяются ее творческим характером и включают такие параметры, как:
- Оценка собственного проекта (в зависимости от его типа по критериям дизайна, композиции, полноте содержания, информационным характеристикам, качеству решения выделенных проблем, аргументированности, убедительности и др.).
- Оценка качества текста (глубины содержания, раскрытия проблем, связанности, последовательности, языкового оформления, редакционной стороны и др.).
- Оценка качества презентаций (по содержательным параметрам и степени воздействия на аудиторию).
- Оценка вклада в работу над проектом каждого участника (включая оригинальность, степень творчества, качество выполнения задач и др.).
- Оценка умения взаимодействовать в группе (общение, сотрудничество, взаимоподдержка, деловые качества участников, работа команды и др.).
Обязательным этапом работы над проектом является подкрепление. Особенно важная роль преподавателя в проектной технологии на данном этапе «постпроектной работы». Эта работа направлена на закрепление и упрочение результатов овладения изучаемым языком и культурой, осуществление необходимой коррекции языковых навыков и речевых умений, поддержание потребности и интереса к самостоятельной творческой деятельности.
В ходе своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что использование проектов как одной из форм обучения иностранному языку и контроля на старшем этапе в значительной мере увеличивает эффективность процесса образования и развития студентов средствами иностранного языка, так как дает возможность:
- включать студентов в исследовательскую, поисковую и реально практическую деятельность техникума и за его пределами, что способствует их социализации;
- индивидуализировать процесс обучения, предоставив самим студентам право выбора уровня сложности учебного материала, объема и количества дополнительного материала;
- совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности;
- использование современных технологий для сбора и обработки информации;
- интегрировать знания из различных областей, тем самым развивая способность к осознанию целостной картины мира.
Исходя из выше изложенного, следует, что использование метода проектов на уроках иностранного языка способствует формированию фонетических, грамматических и лексических навыков.
Литература.
- Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак ин.яз. высш. пед. учеб заведений./ Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр " Академия", 2006
- Салтовская Г.Н. Лингводидактический подход к проектной методике в младших классах. Пятигорск, 1997
- Современная методика обучения иностранным языкам Н.Д. Гальскова, издательство "Аркти", Москва 2004.
- Методика проектной работы на уроках английского языка В.В. Копылова, "Дрофа" Москва 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-349791-1449058227.jpg)
Статья о значимости применения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.
План.1. Концепция здоровьесберегающего образования.2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3. Культура здорового образа жизни личности.4. Оп...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-553158-1418923336.jpg)
Проектная технология на уроках иностранного языка
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-643466-1434462002.jpg)
Игровая и проектная технологии на уроках иностранного языка.
В данной статье кратое теоретическое обоснование использования игровой и проектной методики на уроках английского языка и примеры использования на уроках из собственного опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/11/picture-815414-1489252035.jpg)
Представление инновационного педагогического опыта по теме "Применение ситуационно-ролевых элементов на уроках иностранного языка при обучении диалогу"
При переходе современного российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения одной из системообразующих составляющих стали новые требования к организации...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-1069511-1539522629.jpg)
Статья на тему: "Применение современных информационных технологий на уроках математики"
Информационные технологии являются одним из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуал...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/17/picture-1097055-1602947059.jpg)
«Использование проектных технологий на уроках иностранного языка»
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-830155-1476298464.jpg)
Использование проектной технологии на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности как действенный способ работы с краеведческим материалом
Статья предназначена для учителей иностранных языков, для студентов педагогических университетов...