Представление инновационного педагогического опыта по теме "Применение ситуационно-ролевых элементов на уроках иностранного языка при обучении диалогу"
опыты и эксперименты по английскому языку на тему

  Кисюшева Динара Анверовна

При переходе современного российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения одной из системообразующих составляющих стали новые требования к организации образовательного процесса.  В связи с данными требованиями акцентируется внимание на  деятельностный характер обучения, предполагающий интерактивный подход во взаимодействии всех участников образовательных отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лямбирская  средняя общеобразовательная школа № 2»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Представление  инновационного педагогического опыта

Применение ситуационно-ролевых элементов на уроках иностранного языка при обучении диалогу

Кисюшева Динара Анверовна

учитель иностранных языков

МОУ «Лямбирская СОШ № 2»

2017

При переходе современного российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения одной из системообразующих составляющих стали новые требования к организации образовательного процесса.  В связи с данными требованиями акцентируется внимание на  деятельностный характер обучения,  предполагающий интерактивный подход во взаимодействии всех участников образовательных отношений.

В последнее время в системе школьного образования широкое распространение получили активные технологии, среди них проекты, компьютерное моделирование, деловые игры.

В своей педагогической деятельности активно применяю ситуацинно-ролевые элементы при обучении диалогу.

Применение ситуационно-ролевых элементов относится к активным методам обучения, когда процесс обучения происходит в деятельности. Использование данных  приемов обучения представлено в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов).

Дж. В. Оллер отмечает, что использование ситуационно-ролевых элементов делает человека более гибким, добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью сможет применять полученные навыки и умения в новых ситуациях [4, c. 79].

Особенностью ситуационно-ролевых элементов является их универсальность при изучении как лексического, так и грамматического материала.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы обучающиеся в процессе собственной деятельности осознали практическую сторону изучения иностранного языка.

 Существует несколько видов ситуационно-ролевых элементов каждый из которых способствует формированию навыков открытого, свободного говорения на иностранном языке.

Таблица

Виды ситуационно-ролевых элементов

№ п/п

Виды ситуационно-

ролевых элементов

Свойства  ситуационно-ролевых элементов

Особенности ситуационно-ролевых элементов

Виды ситуационно-ролевых элементов по организации

1

Контролируемые

Участники получают необходимые материалы

является более простым видом и применяются на основе диалога или текста,  учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его.

2

Свободные

Учащиеся получают обстоятельства общения

участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

                         Виды ситуационно-ролевых элементов по продолжительности

1

Эпизодические

Разыгрывается отдельный эпизод

2

Длительные

В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов (например, из жизни класса)

                         Виды ситуационно-ролевых элементов по форме реализации

1

Письменные

Отрабатываются письменно

целенаправленная активация языкового материала, результатом которого должен быть навык оперирования определенными фонетическими, грамматическими и лексическими элементами или целыми предложениями.

2

Устные

Отрабатываются в процессе устного общения

нерегулируемая, конкретно ненаправляемая активизация языкового материала в условиях речевой практики при решении коммуникативных и содержательных задач.

Как видим из таблицы, применение ситуационно-ролевых элементов зависит от  способа организации и от продолжительности их использования во время урока.  Применение того или иного вида ситуационно-ролевых элементов зависит от уровня владения языковым материалом участников диалога, а также от тех целей, которые ставит перед собой учитель.

Например, если учитель ставит перед обучающимися цель освоения нового лексического материла, то ситуационно-ролевой элемент может быть контролируемым и длительным, а если учитель ставит цель лишь актуализации уже имеющихся знаний лексического или грамматического материала, то ситуационно-ролевой элемент будет свободным и эпизодическим.

Материал таблицы 1 позволяет нам говорить о том, что основная реализация ситуационно-ролевых элементов лежит в области активной коммуникации, которая на уроках иностранного языка достигается через такой вид речевой деятельности как говорение («процесс выражения мыслей человека, его чувств и желаний посредством языка с целью воздействия на собеседника в процессе общения» (В. Артемов)). 

Обучение иностранному языку в настоящее время базируется на двух подходах: коммуникативном и текстоцентрическом.  Сочетая в своей работе данные подходы, основной акцент делаю на коммуникативный подход (рассматривает в качестве своей цели преподавание коммуникативной компетентности, то есть умения использовать язык для конструктивного общения).

Применение ситуационно-ролевых элементов на уроках иностранного языка способствует раскрытию индивидуальности обучающихся, их способностей реагировать на ситуации живого общения. Так, возможность работать с  ситуационно-ролевыми элементами на занятиях по иностранному  языку способствует развитию коммуникативных навыков (в соответствии с возрастными особенностями обучающихся), что является важным для осуществления эффективной коммуникации в будущем. Это позволяет работать с различным грамматическим и лексическим материалом. Максимальное погружение и вживание в процессе диалога позволяет добиваться понимания не только его проблематики, но развивает реакцию на коммуникативные изменения, что позволяет в будущем быстро перестраиваться в процессе общения.

Нами был проведен мониторинг обучающихся, с целью определения эффективности использования ситуационно-речевых элементов  при обучении диалогу  на уроках иностранного языка в рамках коммуникативного подхода. Образец и анализ мониторинга  представлен в приложении.

Перспектива применения ситуационно-ролевых элементов на уроках иностранного языка

Применение ситуационно-ролевых элементов на уроках иностранного языка в перспективе является важной составляющей образовательного процесса так, как это позволит лучше отрабатывать навыки диалогического общения.

Планируется издание учебно-методического сборника, в котором будут отражены основные ситуационно-ролевые элементы.

В заключение следует отметить, что применение ситуационно-ролевых элементов на уроках иностранного языка открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения английскому языку.

Приложение

Вопросы мониторинга обучающихся

  1. Какие игры ты больше всего любишь в зависимости от движения?
  1. Подвижные
  2. Статичные

  1. Какие игры ты больше всего любишь в зависимости от их содержания?

А) Интеллектуальные

Б) Физические

В) Интерактивные (физические и интеллектуальные)

  1. После прослушивания диалога всегда ли ты понимаешь, о чём идет речь?
  1. Да, всегда
  2. Да, но не всегда
  3. Нет, не всегда, но я стараюсь
  4. Нет, у меня это не получается

  1. Можешь ли ты быстро отреагировать на изменившиеся условия диалога на английском  языке?
  1. Да, всегда
  2. Да, но не всегда
  3. Нет, не всегда, но я стараюсь
  4. Нет, у меня это не получается

  1. При работе с каким видом информации вы чувствуете себя комфортнее всего?

С текстом 1_2_3_4_5

С диалогом1_2_3_4_5

С таблицей1_2_3_4_5

  1. Тебе нравится принимать участие в диалогах?

А)        Да, всегда

Б)        Да, но не всегда

В)        Нет, не всегда, но я стараюсь

Г)        Нет, у меня это не получается

  1. Можешь ли ты при наличии необходимых материалов составить свой диалог?

А) Да. Могу

Б) Да, но не всегда могу (нужна помощь учителя)

В) Нет, не могу совсем

Г) Мне не нравятся диалоги

  1. Результаты мониторинга
  2. Сроки проведения опроса: первый этап – январь – май 2016 г.; обучающиеся 5, 6, 7 классов (49 чел.); второй этап – сентябрь – февраль 2017 г. обучающиеся  6, 7, 8  классов (50 чел.) 
  3. Анализ данных мониторинга  показал следующее:

на первом этапе мониторинга обучающиеся:

- основным видом игры отмечали подвижные  (75%); статичные  отметили 25 %. Эти данные говорят позволяют нам говорить о том, что игра как вид деятельности действительно является ведущей в процессе развития ребёнка. Но 25 % обучающихся в возрасте от 11 до 14 лет выбрали на первом этапе статичные игры. Это может говорить нам о том, что обучающиеся этого возраста испытывают потребность в своем интеллектуальном совершенствовании.

Результаты следующего вопроса полностью подтверждают первый.  Физические игры (35%), собственно-интеллектуальные (20%) и интерактивные, совмещающие в себе познавательный элемент с элементом двигательным (45%). Примечательно, что большинство респондентов выбрали интерактивные игры.

Следующие вопросы были направлены собственно на восприятие диалога как обучающего элемента при изучении иностранного языка обучающимися. Большинство респондентов предпочитают работу в диалоге и с диалогом. Возможно, благодаря тому, что в процессе диалога происходит трансформация учебной ситуации и приближение её к ситуации живого общения.

Второй этап опроса  обучающихся показал следующие результаты:

  1. - данные разделились почти поровну (подвижные 55%; статичные (45%). Эти данные говорят позволяют нам говорить о том, что применение ситуационно-ролевых элементов позволило обучающимся осознать преимущества статичных игр при изучении иностранного языка.
  2. Результаты следующего вопроса оказались несколько иными.  Физические игры (25%), собственно-интеллектуальные (15%) и интерактивные, совмещающие в себе познавательный элемент с элементом двигательным (60%). Примечательно, что на втором этап большинство респондентов выбрали интерактивные игры.
  3. Следующие вопросы были направлены собственно на восприятие диалога как обучающего элемента при изучении иностранного языка обучающимися. Большинство респондентов предпочитают работу в диалоге и с диалогом. Возможно, благодаря тому, что в процессе диалога происходит трансформация учебной ситуации и приближение её к ситуации живого общения.
  4. Данные мониторинга позволяют нам говорить о целесообразности применяемых ситуационно-ролевых элементов при обучении диалогу на уроках иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной методики на уроках английского языка"

В данной работе описаны основные виды проектов и методика работы с ними на уроках....

Инфокоммуникационные технологии на уроках иностранного языка в контексте диалога культур

Приобщение к культуре изучаемого языка в контексте диалога культур предполагает постижение ценностей иноязычной чужой культуры, на основе чего также происходит переосмысление роли и места своей культу...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

Формирование УУД на уроках иностранного языка при обучении аудированию

Формирование УУД на уроках иностранного языка при обучении аудированию...

Методический семинар по теме "Применение ситуационно - ролевых элементов на уроках иностранного языка при обучении диалогу"

При переходе современного российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения одной из системообразующих составляющих стали новые требования к организации...

Обобщение опыта на педагогическом совете по теме «Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка»

В последние годы все чаще поднимается вопрос об использовании новых информационных технологий в процессе обучения. Это не только новые технические средства, но формы и методы преподавания, новый подхо...