Инфокоммуникационные технологии на уроках иностранного языка в контексте диалога культур
статья по английскому языку на тему

Жарков Вадим Петрович

Приобщение к культуре изучаемого языка в контексте диалога культур предполагает постижение ценностей иноязычной чужой культуры, на основе чего также происходит переосмысление роли и места своей культуры. При этом важное значение приобретает практическая деятельность, в данном случае применение инфокоммуникационных технологий. Инфокоммуникационные технологии предоставляют больше простора и возможностей в сравнении с традиционным обучением, поскольку каждый учащийся на основе информационно-коммуникационных технологий активно взаимодействует друг с другом, а также с преподавателем, и при этом выступает как субъект учебно-познавательной, творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инфокоммуникационные технологии на уроках иностранного языка в контексте диалога культур

Жарков Вадим Петрович,

учитель английского языка

II квалификационной категории

 МБОУ «Гимназия № 75»

Московского района г.Казани

Республики Татарстан

Образование является важнейшей функцией культуры, так как обеспечивает ее сохранение, трансляцию и потенциальное развитие. Для разработки модели поликультурной направленности языковой подготовки школьников в условиях глобального образования был применен культурологический подход (Е.В.Бондаревская, 1999), который позволил рассмотреть характерные явления социальных процессов, происходящих в обществе различных стран в условиях глобализации жизни. В глобальном образовании эти процессы являются объектами для изучения, так как находят свое отражение в разных типах культуры, как исторических, так и национальных. Все это дает возможность обозначить глобальное образование как поликультурное по содержанию, формам и способам функционирования.
Поликультурное образование - это познание человеком поликультуры, возможность его самореализации в поликультурном мире при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой, что в итоге способствует бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе и его интеграции в поликультурное мировое пространство.
В России проблема национальной специфики образования всегда являлась очень существенной, так как российское общество всегда было поликультурным. В настоящее время, когда человек органически вписан в сеть массовых коммуникаций, он непроизвольно становится носителем общечеловеческой (универсальной) культуры, национальной культуры и набора элементов региональных субкультур.
Глобальное образование в России приобретает особую значимость в настоящий период, когда межнациональные отношения являются одним из решающих факторов, определяющих условия существования человека. Толерантность к другим взглядам, обычаям, умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в поликультурном мире, воспринимать мир как совокупность сложных взаимосвязей, когда нарушение одной из них может привести к глобальной катастрофе, - это характеристики глобального образования, свидетельствующие об актуальности этой педагогической концепции для современной России.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указано, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства. У выпускников должно быть сформировано умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других культур, ориентации в современном поликультурном мире, изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других народов, для ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России. Все это делает необходимым обращение к целому ряду личностных параметров школьников, а именно таких качеств личности как открытость, терпимость и готовность к общению. Открытость – это свобода от предубеждений по отношению к людям – представителям другой культуры. Данное качество обучаемого позволяет увидеть в культуре страны изучаемого языка непривычное, чужое и, вместе с тем, предполагает наличие готовности к межкультурному общению, что является существенной составляющей коммуникативной компетенции, и обеспечивает активное общение с представителями иных социокультурных общностей.
Углубление поликультурной направленности языковой подготовки школьников в условиях глобального образования, имеющее результатом развитие у обучаемых поликультурной компетенции, становится фактором формирования толерантного сознания личности.

На современном этапе мировое образование должно развиваться в контексте диалога культур, основной его целью является не просто подготовка высокопрофессионального специалиста в той или иной области, но и «человека культуры», способного и готового к общению и сотрудничеству с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий и культур, мирному плодотворному сосуществованию в обществе культурного и национального плюрализма, основанном на гуманистических и демократических ценностях. Как писал Бахтин М.М., только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую.

Решение этих задач помогают осуществить инфокоммуникационные технологии. Вопросами совершенствования технических средств обучения, технологиями и методами их применения занимались в разные годы известные ученые-педагоги: Л.П. Прессман, Е.С. Полат, С.И. Архангельский, И.В. Роберт и др.

Вопросы методики преподавания иностранного языка в контексте диалога культур и межкультурной коммуникации рассматривались в работах В.П. Фурмановой, С.Г. Терминасовой.

Эффективность применения инфокоммуникационных технологий во многом зависит от того, насколько методически грамотно и педагогически оправдано их включение в структуру учебно-воспитательного процесса.

К дидактическим принципам, обеспечивающим высокую эффективность инфокоммуникационных технологий, относятся принципы связи обучения с жизнью, научности, доступности, систематичности, преемственности, наглядности, мотивационной стимуляции, педагогической технологичности.

Потенциал новых инфокоммуникационных технологий проявляется многопланово, открывая возможности:

- совершенствовать методологию и стратегию отбора содержания школьного образования, вносить изменения в обучение традиционным дисциплинам;

- повышать эффективность обучения, его индивидуализацию и дифференциацию, организовывать новые формы взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

- видоизменять и улучшать управление учебным процессом.

Приобщение к культуре изучаемого языка в контексте диалога культур предполагает постижение ценностей иноязычной чужой культуры, на основе чего также происходит переосмысление роли и места своей культуры. При этом важное значение приобретает практическая деятельность, в данном случае применение инфокоммуникационных технологий. А. А. Леонтьев, считает, что «чужая культура усваивается только в процессе какой-либо деятельности: учебной, практической или любой другой... происходит осознание усваиваемых фрагментов чужой культуры, «переформулирование» чужой культуры в терминах своего лингвокультурного опыта. Таким же образом познается не только чужая культура, но и ранее неизвестные фрагменты своей культуры».

В этом отношении инфокоммуникационные технологии предоставляют больше простора и возможностей в сравнении с традиционным обучением, поскольку каждый учащийся на основе информационно-коммуникационных технологий активно взаимодействует друг с другом, а также с преподавателем, и при этом выступает как субъект учебно-познавательной, творческой деятельности.

В этой связи необходимо перечислить наиболее современные инфокоммуникационные технологии и их преимущества. Во-первых, это наиболее распространенная и доступная мультимедийная среда. По определению А.В. Смирнова «Мультимедия – это совокупность средств, позволяющих объединять в интерактивном режиме обычную информацию (текст и графику) со звуком и движущимися изображениями».

Отличительными чертами мультимедия являются: интерактивность, универсальность, разнообразие форм. Доказанным фактом является то, что большинство людей запоминают 15% услышанного и 25% увиденного. Одновременное их сочетание повышает запоминаемость до 65%. Это еще один положительный момент в адрес мультимедия.

Особую роль в жизни современной школы играют веб-сайты и образовательные порталы, одним словом Интернет-ресурсы. Образовательное значение интернет неоценимо: открытый доступ к удаленным источникам информации, международным библиотекам, виртуальным музеям, возможность электронной переписки со сверстником из любой страны мира. В связи с этим важно, чтобы школьник не только овладел определенным предметом, но, что более ценно, научился самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности.

 Актуальнее и важнее становится необходимость применения инфокоммуникационных технологий на уроках иностранного языка, выступая   главным способом самостоятельной познавательной деятельности, на основе которой в свою очередь школьники приобщаются к изучаемой культуре, стирая границы, преодолевая тысячи километров, сидя за компьютером.

Сегодня исследуются методики использования телеконференций. Так, Д.А. Богданова указывает на то, что именно телеконференции стали активно применяться западными педагогами, они «позволяют организовать коллективную работу учащихся, реализовать методы деловых игр, мозгового штурма».

Стремительное развитие информационных телекоммуникационных технологий позволяет говорить, что именно за ними стоит будущее нашего образования.

Анализ современных педагогических исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме подготовки школьников в области инфокоммуникационных технологий, поиску наиболее эффективных форм и методов в учебном процессе.


Список литературы:

  1. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура. – М., 1989.
  2. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. 1988.
  3. Библер В.С. Философско-психологические предположения Школы диалога культур.  – М., 1998.
  4. Бим-Бад Б.А., Петровский А.В. //Педагогика – 1996. - № 1.
  5. Веденина Л.Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур// Межкультурная коммуникация./Тез. докл. Иркутск, 1993.
  6. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Советский писатель, 1988.
  1. Гусинский Э.Н. Образование личности. Личность – Формирование – Культура – Философские проблемы. – М., 1994.
  2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999.
  3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1983.
  4. Менская Т.Б., Поликультурное образование: Программы и методы. В: Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2., М., 1993.
  5. Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта. – Новгород, 1999.
  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого – М., 1995.
  7. Рязанова С.В. Диалог Запада и Востока.//Автореферат. – Пермь, 1998.
  8. Тарасов Е.Ф., Сорокин Ю.А. Национально-культурная специфика речевого и неречевого поведения. – В кн.: Национально-культурная специфика речевого поведения. – М.: Наука, 1977.
  9. Чикаева Т.А. Русская культурная идентичность.//Автореферат. – Иваново, 1999.
  10. Шафрикова А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников/Автореферат. - Казань, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к проектированию урока иностранного языка в контексте требований ФГОС

Как построить систему образования в условиях, когда все так быстро меняется? когда мы не знаем, какие компетенции будут востребованы через 5 лет? Ответ можно найти в новых образовательных стандартах, ...

Подготовка урока иностранного языка в контексте ФГОС

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).     В основу ФГОС нового поколения положена новая идеолог...

Представление инновационного педагогического опыта по теме "Применение ситуационно-ролевых элементов на уроках иностранного языка при обучении диалогу"

При переходе современного российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения одной из системообразующих составляющих стали новые требования к организации...

Методический семинар по теме "Применение ситуационно - ролевых элементов на уроках иностранного языка при обучении диалогу"

При переходе современного российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения одной из системообразующих составляющих стали новые требования к организации...

Игровая технология в обучении иностранному языку в контексте модернизации образования в условиях ФГОС

Игровая методика- не новый, но безусловно мощный активатор деятельности...

Проектирование современного урока иностранного языка в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Проектирование современного урока иностранного языка в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении...