Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка в контексте диалога культур.
статья по английскому языку

Батомункуева Аягма Батомункуевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_izdanie.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка в контексте диалога культур.

 (из опыта работы).

Батомункуева Аягма Батомункуевна, учитель английского языка

 МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2

им.Ю.Б.Шагдарова», Забайкальский край.

В современном мире социокультурная компетенция играет особую роль. Она предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире. Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка начинается с самых первых уроков знакомства с миром иноязычной культуры. Знакомясь с друзьями – помощниками, героями увлекательных историй, дети начинают изучение английского языка, знакомятся с историей, культурой, традициями и обычаями англоговорящих стран. Таким образом, урок за уроком, наши учащиеся вырастают в поликультурные языковые личности, свободно участвующие в межкультурной коммуникации.

В примерной программе по иностранным языкам отмечается, что основной задачей социокультурного подхода является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой им иноязычной речевой деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, формирование положительного отношения учеников к культуре людей, говорящих на языке и к самому языку, является одной из целей обучения иностранным языкам в школе. В обязательный минимум содержания образовательных программ сейчас включены социокультурные знания и умения - сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностях и культурных традициях, особенностях национального менталитета. Иными словами, предмет «иностранный язык» содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур». Технология «диалога культур» помогает выполнять главную задачу российского образования в области иностранных языков, а именно формирования коммуникативной компетенции. Основная задача данной компетенции - привить учащимся умение устанавливать связи, находить успешные формы общения на иностранном языке. Ее основной принцип – речевая деятельность. Все компоненты взаимосвязаны. Формула «культура через язык и язык через культуру» была предложена Е.И. Пассовым.

Формирование социокультурной компетенции предполагает:

1. Формирование знаний о своей стране и странах изучаемого языка (географическое положение стран, их столицы, достопримечательности, политическое устройство, традиции, культурное наследие стран изучаемого языка, менталитет, стиль и ритм жизни людей определѐнной культуры или страны, факторы, предопределяющие развитие и становление культуры, искусства, истории стран).

2. Развитие умений соотносить свою собственную и иноязычную культуру, воспринимая различия как норму сосуществования культур в современном поликультурном мире; гибко использовать различные стратегии для установления контакта с представителями других культур; представлять свою страну и ее культуру.

3. Воспитание готовности к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде, культурной непредвзятости, толерантности, речевого и социокультурного такта и вежливости.

В Могойтуйской средней общеобразовательной школе №2 реализуется программа обучения английскому языку на базовом уровне по УМК «Millie», «New Millennium English» С.И.Азаровой, Н.Н.Деревянко, О.Л.Гроза, издательства «Титул», УМК «Rainbow English» О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой издательства «Дрофа – Вентана - граф». Национальный состав учащихся составляют в основном русские и буряты, а также армяне, узбеки, татары. Методическое объединение учителей английского языка работает над главными задачами нашей школы не только по формированию предметных знаний, но также содействует воспитанию учащихся как субъектов, готовых к межкультурному взаимодействию. Современный ученик должен осознавать, что он является частью общества, в котором надо уметь взаимодействовать с людьми независимо от национальности и вероисповедания. Диалог культур – это проникновение в систему ценностей другой культуры, преодоление сложившихся неправильных стереотипов, сохранение и познание самобытного, сопоставление с собственной культурой, что ведет к взаимообогащению обеих культур, заниманию ими равнозначных позиций в мировом культурном пространстве. На начальном этапе обучения английскому языку учащиеся находят интересные факты из истории и культуры англоязычных стран в рубриках «Do you know…?», «For your info…». Именно эти рубрики, краткие, интересные, побуждают интерес к более осознанному, глубокому изучению иноязычной культуры, привлекая внимание учащихся яркими аутентичными фотографиями, иллюстрирующие факты культуры. Дети сопоставляют эти факты, находя соответствия или различия в родной и англоязычной культурах. В 4 классе ребята работали над мини –проектами «What is your name, baby?», «Goodie – bags – Баярай тулам», «The beautiful festival of thousand lights», «Почему дни недели начинаются со Дня Солнца?». Со своими проектами учащиеся участвовали на научно – практической конференции школьников «Шаг в науку». Метод проекта в сочетании с технологией диалога культур успешно и результативно реализуются на средней и старшей ступенях обучения английскому языку. Ребята вовлечены в изучение истории и культуры через информационно – коммуникативные технологии, изучают аудио, видео ресурсы, анализируют фото-, видео - контенты по исследуемым темам, огромную информацию черпают на интернет - ресурсах British Council, который поддерживает издательства наших российских УМК. На средней ступени учащиеся представили свои работы «Highland games in Britain and Buryatia», «The flower symbol of my Motherland», «The guitar as a means of Spoken English development». На старшей ступени учащиеся интересуются уже проблемами современного общества, науки, знаменитых личностей и их вкладом в культуру и науку мира. Проекты детей: «The power of volunteering in a modern society», «Elizabeth the Queen is the person I admire», «Baldorzhi Badaraev is the outstanding person in Oriental Science», «Anthroponymic traditions in Britain and Buryat cultures». Ребята представили свои проекты на межмуниципальных и региональных языковых конференциях школьников «Culture your future», «Learn Languages Learn the World», «Язык и культура: вызовы и перспективы».

Благодаря развитию социокультурной компетенции на уроках английского языка повышается эффективность обучения учащихся, развивается их способность к межкультурной коммуникации. Ученики становятся высокоинтеллектуальными и нравственными личностями, готовыми жить и взаимодействовать в поликультурном мире.

Литература

  1. Национально – региональный компонент как средство формирования социокультурной компетенции школьников на уроках английского языка. Лукьянова Е.Н., Семенова Е.С. режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26632578
  2. Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка. Жураева Н.Ш. (Республика Узбекистан), режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32857304
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

ВведениеОбоснование темы опытаМы живём в XXI веке. Общеизвестно в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой ...

Презентация "Педагогические условия формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка"

В презентации рассматриваются вопросы формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка...

Формирование культурологической компетенции учащихся на уроках русского языка на основе диалога культур

Язык — форма и зеркало национальной культуры.Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед образовательными учр...

Роль регионального содержания в формировании социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка

Включение регионального содержания в процесс обучения иностранным языкам позволяет совершенствовать социокультурную компетенцию обучающихся, учить их адекватно представлять родную культуру средствами ...

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка...