Роль регионального содержания в формировании социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка
статья по английскому языку

Пушкина Наталья Витальевна

Включение регионального содержания в процесс обучения иностранным языкам позволяет совершенствовать социокультурную компетенцию обучающихся, учить их адекватно представлять родную культуру средствами иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkina_n.v.doc55.5 КБ
Office presentation icon pushkina_n.v.ppt215.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Роль регионального содержания в формировании социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка

учитель английского языка

МБОУ «ОСОШ №2»

 Пушкина Наталья Витальевна

Слайд 2

Общение в современном мире характеризуется процессами глобализации во всех областях человеческой жизнедеятельности. В связи с этим при обучении иностранным языкам особое внимание уделяется формированию социокультурной компетенции обучающихся – увеличению объема знаний о специфике стран изучаемого языка, совершенствованию умений строить свое поведение согласно этой специфике, формированию навыков выделять общее и специфическое в культуре родной страны и стран изучаемого языка. Требования ФГОС НОО и ООО II поколения предписывают развивать эти умения и навыки в рамках внедрения регионального содержания.

Слайд 3

Практика показывает, что современные УМК содержат недостаточно сведений о нашей стране и малой Родине. Например, в УМК Enjoy English и Spotlight страноведческий материал изучаемого языка значительно преобладает над тематикой о России. Наши школьники обладают информацией о стране, язык которой они изучают, а при ведении беседы о родном крае, природе, интересных местах, известных людях выясняется, насколько скудны их знания национально-регионального характера. Проблема формирования социокультурной компетенции, недостаточная разработанность в теории и практике обучения иностранным языкам ее регионального содержания позволяют говорить об актуальности темы.

Слайд 4

Целью исследования является формирование социокультурной компетенции обучающихся через региональное содержание в процессе обучения английскому языку.

Поставленная цель обусловливает решение следующих задач:

  1. изучить литературу по теме исследования;
  2. выработать на основе теоретической литературы приемлемое определение понятия «социокультурная компетенция», выявить ее компоненты;
  3. определить направления работы по формированию социокультурной компетенции через ее  региональное содержание на уроках английского языка;
  4. разработать методические материалы по краеведению на английском языке.

Слайд 5

В профессиональной методической литературе нет единого подхода к определению понятия «социокультурная компетенция». Рассмотрим некоторые из них.

Слайд 6

В российской методике обучения иностранным языкам термин «социокультурная компетенция» появился благодаря работе группы европейских ученых-лингвистов во главе с Джоном Тримом и Яном ван Эком, которая называется «Общеевропейская шкала уровней владения иностранным языком» (Common European Framework of Reference for Languages, CEFR).  Они рассматривают социокультурную компетенцию как часть коммуникативной компетенции и представляют ее как способность к адекватному взаимодействию в ситуациях повседневной жизни, становлению и поддержанию социальных контактов при помощи иностранного языка.

Слайд 7

В словаре методических терминов и понятий дается следующее определение: «социокультурная компетенция – это совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения» [НСМТИП 2009: 189].

Слайд 8

В понимании В.В. Сафоновой, социокультурная компетенция – это «знание учащимся национально-культурных особенностей стран изучаемого иностранного языка, умение осуществлять речевое поведение в соответствии с этими знаниями, а также готовность и способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире» [Сафонова 1996: 35].

Слайд 9

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты второго поколения трактуют социокультурную компетенцию как «приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения» [Стандарты 2010: 7].

Слайд 10

Изучив методическую литературу по данной теме и проанализировав различные определения этого понятия, в рамках социокультурной компетенции я выделила следующие компоненты:

- предметный;

- страноведческий;

- региональное содержание.

Слайд 11

Ключевым аспектом этого исследования является региональное содержане на уроках английского языка, использование которого значительно увеличивает воспитательный потенциал учебного предмета, способствует его более эффективному усвоению обучающимися. Через краеведческий материал иноязычная коммуникация приближается к личному опыту обучающихся. Они получают возможность оперировать в учебной беседе фактами и сведениями, с которыми сталкиваются в своей жизни, моделируя вполне реальные коммуникативные ситуации: проведение экскурсий для зарубежных гостей, конференций, интервью на английском языке, беседы о родном крае, городе (селе) с гостем из-за рубежа и т.д. Личные переживания, которые появляются у обучающихся в процессе реализации всех форм учебной работы с использованием материалов регионального содержания, не только способствуют воспитанию качеств гражданина и патриота, но и формируют потребность пользоваться иностранным языком как средством общения для представления истории, культуры и традиций своей Родины.

Слайд 12

Для реализации регионального содержания Архангельской области в основной и средней школе в предметное содержание речи включены следующие темы:

  • Архангельская область. Географическое положение: границы, реки, моря, климат, флора, фауна, природные ресурсы. Географическое место проживания учащегося.
  • Административное деление области. Архангельск, его история. Родной город учащегося. СМИ.
  • Праздники Архангельской области.
  • Традиционные виды досуга на Русском Севере. Спорт.
  • Выдающиеся люди Архангельской области.
  • Экологическая обстановка.
  • Общение со сверстниками в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер.

Использование регионального содержания в обучении иностранному языку требует от учителя учета возрастных особенностей обучающихся, уровня их языковой подготовки, современных творческих приемов развития школьников.

Слайд 13

Следуя возрастному принципу, различают 3 этапа формирования социокультурной компетенции на основе ее регионального содержания. На начальном этапе (2-4 классы) основными приемами являются имитация традиций (создание поздравительных открыток, рисунков, меню), имитация ситуаций общения (рассказ/беседа с зарубежным сверстником о своей семье, доме, школе, отдыхе и т.д.), демонстрация иллюстраций краеведческого содержания, проектная деятельность.

Для учащихся подросткового возраста (5-9 классы) на первый план выходит общение со сверстниками, поэтому добавляются такие виды работы, как имитация переписки со сверстниками из стран изучаемого языка, ролевые игры, проведение виртуальных экскурсий по родному краю, создание эскизов для сайта своего класса, школы, родного города (села), увеличивается объем исследовательской деятельности в рамках проектной.

В средней школе (10-11 классы) осуществляется систематизация языковых знаний школьников, полученных в основной школе, продолжается овладение обучающимися новыми языковыми знаниями по региональной тематике.

Слайд 14

Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение обучающихся в поисковую, творческую деятельность. Этому способствуют нестандартные формы уроков: урок-путешествие, видеоурок, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-ролевая игра и др.

Слайд 15

Рассмотрим один из самых любимых школьниками типов уроков – урок-экскурсию. Класс предварительно разбивается на 2 группы: хозяева-гиды и иностранные гости. Получив информацию о теме урока, обучающиеся начинают продумывать экскурсионные маршруты по своему краю, которые включают не только осмотр достопримечательностей, но и посещение театра, кафе, магазинов и т.д. «Иностранные гости», используя открытки, рекламки, буклеты, постеры, продумывают вопросы, которые они могут задать «экскурсоводам».

Гиды проводят виртуальные экскурсии по известным в районе местам. Здесь имеют место монологические высказывания информативного характера. Затем участники перемещаются в какие-либо заведения (кафе, магазин) и завязываются подготовленные и неподготовленные диалоги. Все обучающиеся оцениваются соответственно их подготовке и участию в данном уроке.

Чтобы избежать однообразия в построении уроков краеведческой направленности, следует широко использовать различные средства активизации речемыслительной деятельности обучающихся. При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов, квадрословов. На занятиях желательно иметь разного вида наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, презентации, видеофильмы. В обобщающие уроки можно включить викторины, контрольные тесты, задания в форме соревнования.

Слайд 16

Опыт работы показал, что включение регионального содержания в уроки английского языка создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности обучающихся. Краеведение пробуждает у школьников глубокий интерес к истории страны, области, района, вызывает жажду знаний.

Слайд 17

 Результатом данного исследования является разработка и проведение элективного курса региональной тематики для 6 класса «Гиды-переводчики», направленного на формирование социокультурной компетенции обучающихся и способствующего включению школьников в диалог культур. Для выявления уровня обучающихся была проведена входящая диагностика, составленная мною для данного курса.  Анализ работ выявил пробелы в знаниях родного края и подтвердил необходимость проведения электива «Гиды-переводчики» в основной школе. Итоговая диагностика в конце учебного года показала повышение интереса обучающихся к истории и культуре Устьянского района, расширение их словарного запаса, улучшение диалогической и монологической речи по теме.

Перспектива данной работы заключается в том, что группа детей, которых заинтересовал материал курса, в данный момент собирают и обрабатывают информацию, чтобы дополнить новыми сведениями страничку об Устьянском районе на сайте Wikipedia.

В заключение хочется подчеркнуть, что общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей эффективностью в том случае, когда в процессе обучения иностранным языкам отводится место родной культуре. Включение регионального содержания позволяет совершенствовать социокультурную компетенцию обучающихся, учить их адекватно представлять родную культуру средствами иностранного языка.

Слайд 18

Список литературы:

  1. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. 2009.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] / В.В. Сафонова. – Воронеж: Истоки, 1996. – 237 с.
  4. Региональный компонент общего образования Архангельской области. Иностранный язык. – Архангельск, 2006. – 92 с.
  5. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. Modern Languages Division, Strasbourg. Cambridge University Press, 1996.

                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль регионального содержания в формировании социокультурной компетенции обучаю щихся на уроках английского языка Пушкина Н.В., учитель английского языка МБОУ «ОСОШ №2»

Слайд 2

Формирование социокультурной компетенции - увеличение объема знаний о странах изучаемого языка; - совершенствование умений строить свое речевое поведение; - формирование навыков выделять общее и специфическое в культуре родной страны и стран изучаемого языка. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ современные УМК Преобладание страноведческого материала над тематикой о России Недостаточность сведений национально-регионального характера проблема формирования социокультурной компетенции недостаточная разработанность в теории и практике обучения иностранным языкам регионального содержания социокультурной компетенции

Слайд 4

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ формирование социокультурной компетенции обучающихся через региональн ое содержание в процессе обучения английскому языку ЗАДАЧИ: изучить литературу по теме; выработать определение понятия «социокультурная компетенция», выявить ее компоненты; определить направления работы по формированию социокультурной компетенции через ее региональное содержание; разработать методические материалы по краеведению на английском языке.

Слайд 5

«СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» Джон Трим, Ян ван Эк (лингвисты) Словарь методических терминов и понятий Сафонова В.В. (лингвист, культуролог, педагог) ФГОС

Слайд 6

СКК – часть коммуникативной компетенции, способность к адекватному взаимодействию в ситуациях повседневной жизни, становлению и поддержанию социальных контактов при помощи иностранного языка.

Слайд 7

СКК – это «совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения».

Слайд 8

СКК – это «знание учащимся национально-культурных особенностей стран изучаемого иностранного языка, умение осуществлять речевое поведение в соответствии с этими знаниями, а также готовность и способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире».

Слайд 9

СКК - «приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения».

Слайд 10

Компоненты социокультурной компетенции Предметный Страноведческий Реги ональное содержание

Слайд 11

Региональное содержание на уроках английского языка - увеличение воспитательного потенциала учебного предмета; - более эффективное усвоение материала обучающимися; - приближение иноязычной коммуникации к личному опыту обучающихся: * беседы о родном крае, селе; * интервью на английском языке; * проведение экскурсий для зарубежных гостей. Воспитание качеств гражданина и патриота; Формирование потребности пользоваться иностранным языком как средством общения для представления своей Родины.

Слайд 12

Региональн ое содержание Архангельской области Архангельская область. Географическое положение: границы, реки, моря, климат, флора, фауна, природные ресурсы. Географическое место проживания учащегося. Административное деление области. Архангельск, его история. Родной город учащегося. СМИ. Праздники Архангельской области. Традиционные виды досуга на Русском Севере. Спорт. Выдающиеся люди Архангельской области. Экологическая обстановка. Общение со сверстниками в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер.

Слайд 13

Этапы и приемы работы по формированию социокультурной компетенции Начальная школа (2-4 классы) имитация традиций (создание поздравительных открыток, рисунков, меню), имитация ситуаций общения (рассказ/беседа с зарубежным сверстником о своей семье, доме, школе, отдыхе и т.д.), демонстрация иллюстраций краеведческого содержания, проектная деятельность; Основная школа (5-9 классы) имитация переписки со сверстниками из стран изучаемого языка, ролевые игры, проведение виртуальных экскурсий по родному краю, создание эскизов для сайта своего класса, школы, родного города (села), увеличивается объем исследовательской деятельности в рамках проектной; Средняя школа (10-11 классы) систематизация языковых знаний школьников, полученных в основной школе, овладение обучающимися новыми языковыми знаниями по региональной тематике.

Слайд 14

Формы уроков Урок-путешествие Урок-конференция Урок-экскурсия Урок-ролевая игра Урок-репортаж Урок-турнир Урок-телемост Урок-пресс-конференция Урок творчества

Слайд 15

Урок-экскурсия Подготовительный этап – деление на 2 группы: Хозяева-гиды Иностранные гости - составляют экскурсионный - знакомятся с буклетами, маршрут по родному краю составляют возможные вопросы Основной этап - проводят экскурсии - реагируют на сообщения гидов: (монологические высказывания) задают вопросы, высказывают свое мнение, делятся впечатлениями об увиденном Заключительный этап - оценивание

Слайд 16

Краеведение на уроках английского языка создает благоприятные условия для организации заданий творческого характера; открывает возможности для самостоятельной деятельности об уча ю щихся; пробуждает интерес к истории, культуре, традициям страны, области, района; вызывает жажду знаний.

Слайд 17

Результат исследования Входящая диагностика – пробелы в знаниях родного края Итоговая диагностика – повышение интереса об уча ю щихся к истории и культуре родного края, расширение их словарного запаса, улучшение диалогической и монологической речи по теме Элективный курс региональной тематики для 6 класса«Гиды-переводчики» Перспектива работы Дополнение новыми сведениями странички об Устьянском районе на сайте en.wikipedia.org

Слайд 18

Список литературы 1. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. 2009. 2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с. – (Стандарты второго поколения). 3. Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций [Текст] / В.В. Сафонова. – Воронеж: Истоки, 1996. – 237 с. 4. Региональный компонент общего образования Архангельской области. Иностранный язык. – Архангельск, 2006. – 92 с. 5. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. Modern Languages Division, Strasbourg. Cambridge University Press, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

ВведениеОбоснование темы опытаМы живём в XXI веке. Общеизвестно в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой ...

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка»

Использование коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, происходящее в разных условиях, естественным образом корректирует отношение к тем или иным методологическим ориентирам. В условиях...

Презентация "Педагогические условия формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка"

В презентации рассматриваются вопросы формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка...

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка...