Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка
методическая разработка на тему

Ермошина Валерия Михайловна

Выступление на ШМО гуманитарных дисциплин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждения

Столбовская средняя общеобразовательная школа

Выступление на ШМО  учителей

гуманитарных дисциплин

 на тему:

Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

Рождающийся в процессе восприятия и понимания социокультурной информации личност-ный смысл способен проявляться в актуальной коммуникативно-деятельностной форме, под ко-торой мы понимаем совместную творческую проектную деятельность. Соглашаясь с рядом авто-ров, что целостная компетентная личность формируется через механизмы самостоятельного осмысления своего опыта на основе «взаимодополнения проективной и рефлексивной сторон интерпретирующей деятельности», автор полагает, что в условиях данных проектов обеспечи-вается максимально активная роль обучающихся при выборе информационных ресурсов, само-стоятельное осмысление, рефлексия, а преподаватель выполняет роль тьютора-консультанта, организуя работу с информацией на основе специальных процедур для ее осмысления.

Для этих целей могут быть использованы следующие общепедагогические методы:

1) герменевтические методы, которые предполагают рефлексивное осмысление и актуали-зацию субъективного опыта обучающихся, что обогащает субъективный опыт личности и развивает умение вкладывать освоенное знание в продуктивные формы социокультурной деятельности;

2) метод моделирования личностно-значимых социокультурных ситуаций, который разви-вает коммуникативные способности, умение отобрать, систематизировать и проанализировать необходимую информацию;

3) метод проектов, который призван научить не только какой-либо сумме знаний, а спосо-бам получения информации и их экстраполяции в будущую теоретическую и практическую дея-тельность; способствует выработке у обучающихся толерантности, умения генерировать идеи, гипотезы и прогнозировать их становление и разрешение;

4) метод исследовательской творческой деятельности, направленный на умения осмыс-лять полученную информацию, выражать свое мнение, аргументировать его, систематически и четко излагать свои мысли в письменном и устном виде;

5) метод проблемного обучения, который способствует развитию творческого мышления, умения анализировать проблемы.

Данные методы будут обеспечивать развитие личности обучаемого на основе механизма смыслообразования, если проблемные, личностно-значимые задания могут быть представлены как в традиционной форме (поисково-игровые и коммуникативно-поисковые задачи, познава-тельно-поисковые культуроведческие задания), так и используя развивающие возможности со-временных интернет-технологий (кейс-стади, блог, Вики-сайт, веб-квест, «Твиттер»).

В заключение следует указать, что социокультурная компетенция интегрирует в себе не только социокультурные знания и умения, но и смыслообразующе-аксиологическую и коммуни-кативно-деятельностную составляющие. По мнению автора, личность, находящаяся в процессе активного освоения ресурсов глобального информационного общества, получает определенный культурный опыт, в котором важную роль играет смысловой аспект. Формирование социокуль-турной компетенции происходит, когда обучаемый не только получает и использует информа-цию, а пропускает ее через свои культурные нормы и ценности, извлекая при этом определенный смысл, который реализуется в виде умения действовать или компетенции. Таким образом, смыс-ловой опыт обучающихся является необходимым компонентом социокультурной компетенции, ибо человек осуществляет свой вклад в формирование единого социокультурного информаци-онного пространства деятельности, общения и развития современной личности.

Формы и методы, используемые  на уроках:

         1) объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций,                  различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

2) репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

3) эвристический метод (решение лингвистических задач);
4) методы самостоятельной работы учащихся;

5) метод дифференцированного обучения;

6) метод проектов.

3 .В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар, урок-игра, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия и др.

Уроки  в школе как раз и способствуют развитию ключевых компетентностей. На своих уроках применяем различные формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные. Чаще всего учителя  сочетают  фронтальную и индивидуальную работу с групповой работой. Основные виды деятельности на уроке: выделение главной мысли текста, заключение в таблицы, в схемы. В процессе овладения монологом(, диалогом) на уроках русского  языка, литературы ,английского языка ,истории, географии  развиваются умения строить умозаключения, доказывать свою точку зрения, слышать и понимать собеседника. Этими умениями учащиеся овладевают на уроках с использованием интерактивных форм обучения: урок – дискуссия, урок – спектакль, урок – презентация проекта. На таких уроках создаются условные ситуации, где учащиеся находят выход из создавшихся ситуаций. При выполнении разных видов работ учащиеся учатся извлекать пользу, связывать полученные на уроке знания с практической деятельностью.

Успешно формировать ключевые компетентности личности позволяют не только определенно-ориентированные задания, специально подобранные тексты, наблюдение и анализ, а также метод проектов.

Применяя  на уроках  метод проектов,  учителя  обучаю т детей  ставить цели к заданиям, упражнениями:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Особо хочется рассказать о методе проектов, используемом в рамках ИТ. Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Главное — продумать способы введения метода проектов в структуру уроков. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание презентаций).

Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проекта, что стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков (обмен материалами, обсуждение их). Коллективная работа по методу проектов избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Приоритетным направлением в работе с проектами стало повышение уровня информационной культуры, а именно работа учащихся с ресурсами Интернет. Метод проектов может включать различные приёмы, т. к. основан на личном желании ученика узнать предмет для применения знаний впоследствии. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера (она не по силам многим ученикам, для некоторых не представляет практического интереса, да и не все могут ставить перед собой цели, а значит, не могут определиться, что им нужно), но и поиск, обработку данных по теоретической или практической проблеме, связанной с существующей реальностью. Такие проекты называются информационными и их способны выполнять все учащиеся старших классов. В некоторых случаях информационные проекты способствовали возникновению интереса к проведению исследования по данной теме.

Совершенствуя речевую деятельность учащихся, опираюсь на самые разнообразные виды и жанры высказывания на заданные  темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика. Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации связных монологических высказываний.

I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.

II. Продуктивные высказывания:

1. Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад( например, «слово о писателе»)и др.

2. Искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке) и т.д.

4. Публицистические: речь о герое произведения, репортаж и т.д.

5. Художественно-творческие: а) литературно-художественные — стихи, рассказы, очерки и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками; б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.

6.Пересказы  текста:

Воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.).

Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся средних классов. Пересказы могут быть следующих видов и подвидов:

1. Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный — близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста.

2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное, отграничив их от второстепенного.

3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ .

4. Пересказ с изменением лица рассказчика( например , на уроках литературы, иностранного языка) предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа.

7. Работа с лингвистическим текстом( на уроках литературы, английского языка)

Чтобы сформировать умения, связанные с пониманием содержа ния лингвистического текста, учителем  ведется целенаправленная работа, в процессе которой текст поэтапно анализируется:

уточняются тема и основная мысль;

проводится словарная работа;

составляется план текста;

выразительное чтение текста;

ответы на вопросы учителя;

пересказ текста.

Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвис тические тексты на уроках русского языка. Этому помогает система заданий учебника «Учись читать и пересказывать лингвистический текст» («Выпиши предложение, передающее основную мысль», «Составь план по абзацам», «Выпиши новые термины» и другие), которые развивают внимание учащихся, помогает лучше понять, о чём говорится в тексте, облегчает выполнение задачи по пересказу этого текста. Постепенно у учащихся накапливается опыт чтения и понимания текстов научного стиля. Параллельно с развитием навыков чтения- понимания научной информации учителя  работают с текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ. Пристальное внимание я уделяю и развитию навыков говорения. Для разви тия этих навыков учебник предусматривает широкий материал—это и эпиграфы к разделам и темам, и образцы научной речи, и сочинения по картинам с лингвистическим заданием, и образцы научного способа действия, и схемы грамматического разбора. Учить научной речи очень трудно, ведь для ребёнка является новым и лексика с её значительным объёмом терминов, грамматический строй речи и содержание высказывания. Постепенно пересказ текста становится доступным для учеников. Система заданий учеб ника побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности—языковому анализу, размышлениям на лингвистические темы.

Реализация социокультурного подхода осуществляется при знакомстве с традиционными английчкими праздниками: Хэллоуин (Halloween), Рождество (Christmas), День святого Валентина (St. Valentine’s  Day), День Благодарения (Thanksgiving Day) - с разучиванием песен и стихов, демонстрацией и изготовлением национальных атрибутов к празднику: венки к Рождеству,  рождественские свечи и календарь, валентинки,. Ещё одним способом развития социокультурной компетенции учащихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни, например, в кафе и в магазине, на вокзале и на дне рождения, поиск и аренда квартиры, приёме у врача и т.д. В своей видеотеке имею ряд фильмов о городах Великобритании , Австралии , Америки, Канады ,их столицах, известных людях, о немецких праздниках.

Развитию социокультурной компетенции учащихся способствует организация исследовательской и проектной деятельности. В этом учебном году учащимися были проведены следующие исследования: «Английские  заимствования в русском языке», «Английские фразеологизмы и их перевод на русский язык».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Обобщение опыта работы по теме: Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка

ВведениеОбоснование темы опытаМы живём в XXI веке. Общеизвестно в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой ...

Презентация "Педагогические условия формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка"

В презентации рассматриваются вопросы формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка...

Коммуникативные стимуляции как способ развития социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Определение и разработка наиболее эффективных упражнений, основанных на  коммуникативных стимуляциях    для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского ...

Роль регионального содержания в формировании социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка

Включение регионального содержания в процесс обучения иностранным языкам позволяет совершенствовать социокультурную компетенцию обучающихся, учить их адекватно представлять родную культуру средствами ...