Подготовка урока иностранного языка в контексте ФГОС
статья по английскому языку на тему

Копейкина Ида Евсеевна

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

     В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

     Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.

     Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

     Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. 

     Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

     Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_uroka_inostrannogo_yazyka_v_kontekste_fgos.docx52.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС

     Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

     В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

     Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.

     Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

     Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. 

     Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

     Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».

     Стандарт выдвигает три группы требований:

  • к результатам освоения основной образовательной программы общего образования
  • к структуре основной образовательной программы общего образования
  • к условиям реализации основной образовательной программы общего образования

     Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения на каждой ступени образования.

     Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

     Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).

     Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.

     Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта.

     Представлены четыре вида УУД:

  • личностные
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные.

     Требования ФГОС к метапредметным  результатам освоения основной программы следующие:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

     Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

     Программа развития УУД на ступени основного общего образования по иностранному языку также, как и по другим учебным предметам, направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

     Программа должна содержать:

  • описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
  • описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;
  • перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;
  • планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;
  • описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;
  • методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

     Приоритетна развивающая функция обучения, обеспечивающая  становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках теперь выглядят несколько иначе.

     Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? 
    Прежде всего, необходимо рассмотреть  
этапы конструирования урока.

  1. Определение темы учебного материала
  2. Тип дидактической цели темы
  3. Тип дидактической цели урока
  4. Определение типа урока:
  • изучения и первичного закрепления новых знаний,
  • закрепления новых знаний,
  • комплексного применения ЗУН,
  • обобщения и систематизации знаний,
  • проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся.
  1. Продумывание структуры урока.
  2. Обеспеченность урока *.
  3. Отбор содержания учебного материала.
  4. Выбор методов обучения.
  5. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  6. Оценка ЗУН.
  7. Рефлексия урока.

 

* Карта обеспеченности урока

№ п/п

Раздел

Материально-техническое
оснащение

Учитель

Ученики

Время

 

учебный элемент

количество бумажных источников и компьютеров с необходимым оборудованием

бумажные

электронные

бумажные

электронные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Основная дидактическая структура отображается  в плане-конспекте урока и в технологической карте. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:

  1. Организационный момент:
  • тема,
  • цель,
  • образовательные, развивающие, воспитательные задачи,
  • мотивация их принятия,
  • планируемые  результаты: знания, умения, навыки,
  • личностно формирующая направленность урока.
  1. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
  2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока:
  • постановка учебной задачи,
  • актуализация знаний.
  1. Сообщение нового материала:
  • решение учебной задачи,
  • усвоение новых знаний,
  • первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
  1. Закрепление изученного материала:
  • обобщение и систематизация знаний,
  • контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
  1. Подведение итогов:
  • диагностика результатов урока,
  • рефлексия достижения цели.
  1. Домашнее задание:
  • инструктаж по его выполнению.

     Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.  

     Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.

     Цель урока определяется:

  • планируемым результатом урока и
  • путями реализации этого плана.

     Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

     Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

     Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

     Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

     Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом,  задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.

     Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока.  В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам:  сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть.

     На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности. 

     ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся.

     Обязательным моментом является список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.

     Технологическая карта — это достаточно новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на каждой ступени образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

     Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

     Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

     Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

     Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

    Технологической карте присущи следующие отличительные черты:

  • интерактивность,
  • структурированность,
  • алгоритмичность при работе с информацией,
  • технологичность и
  • обобщённость.

     Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение,
  • цель освоения учебного содержания,    
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД),
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы),
  • основные понятия темы,
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения),
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

     Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

     Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
  • обеспечить повышение качества образования.

     Технологическая карта позволит контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую корректировку.

     Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

ПРИМЕРЫ ШАБЛОНОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ:

  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 
    Ф.И.О. 
    Предмет: 
    Класс: 
    Тип урока:

Тема

 

Цель

 

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

  • ЛичностныеУУД:  
  •  Регулятивные УУД:
  •  Коммуникативные УУД:
  • Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать
  • Уметь

Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия

 

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 

Формы урока

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:
Основные этапы:

 

 

 

 

(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(
Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

Закрепление  нового материала
 Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия 
Время:
Этапы:

.

 

 

.

 

 

     

     Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока.

  1. Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая
структура  урока

Методическая структура урока

Признаки
решения
дидактических задач

Методы
обучения

Форма
деятельности

Методические
приемы и их
содержание

Средства
обучения

Способы
организации
деятельности

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

     Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель более грамотно подходит к процессу его конструирования.

     Итак, предложены основные пункты и требования аспектов анализа урока.

  1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):
  • соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию,
  • результативность решения дидактической задачи.
  1. Содержание урока:
  • соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника.
  1. Методы и средства обучения:
  • соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели,
  • использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
  1. Формы обучения:
  • соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока,
  • целесообразность использования предложенных заданий.
  1. Результативность урока:
  • достижение цели и решение основной дидактической задачи урока.
  1. Практическая направленность урока:
  • практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам.
  1. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности:
  • уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока,
  • характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий),
  • взаимопомощь,
  • интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности.
  1. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока:
  • личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
  1. Формирование ИКТ-компетентности:
  • применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся.
  1.  Структура урока:
  • соответствие структуры урока основной дидактической задаче.
  1.  Контрольно-оценочная деятельность:
  • использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий,
  • осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов,
  • ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся.
  1.  Педагогический стиль:
  • соблюдение норм педагогической этики.
  1.  Гигиенические требования:
  • температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы,
  • соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям,
  • соответствие требованиям к организации образовательного  процесса с использованием ИКТ.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

  1. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.  – (Стандарты второго поколения).
  2. Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 287 с.
  3. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении [Текст]: книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И.  Шилкунов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  4. Мангутова, О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию [Текст] / О. Н. Мангутова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010 / http://eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.
  5. Сафонова, В. П. Современный урок иностранного языка [Текст] / В. П. Сафонова. - М. : Учитель, 2011.
  6. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. [Текст]: базовый курс лекций / Е.Н.Соловова. - М. : Просвещение, 2012.
  7. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Электронный ресурс]: Версия 1.0 / А. В. Хуторской. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос" /  http://eidos.ru;e-mail:info@eidos.ru
    Шубина, Т. И. Деятельностный метод в школе  [Электронный ресурс] / Т. И. Шубина  /
    http://festival.1september.ru/articles/527236/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к проектированию урока иностранного языка в контексте требований ФГОС

Как построить систему образования в условиях, когда все так быстро меняется? когда мы не знаем, какие компетенции будут востребованы через 5 лет? Ответ можно найти в новых образовательных стандартах, ...

Инфокоммуникационные технологии на уроках иностранного языка в контексте диалога культур

Приобщение к культуре изучаемого языка в контексте диалога культур предполагает постижение ценностей иноязычной чужой культуры, на основе чего также происходит переосмысление роли и места своей культу...

Педагогические технологии обучения иностранному языку в контексте ФГОС

Районный семинар учителей иностранного языка.Тема: "Формирование и развитие познавательных интересов учащихся при дифференцированном обучении английскому языку"Выступление на тему "Педагогические техн...

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

КРОССЕНС как приём формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков в контексте ФГОС ООО

В статье описывается применение необычного методического приёма КРОССЕНС на уроках английского языка. Кроссенс относят к интерактивным методам обучения, соответствующим личностно-ориентированному подх...

Современный урок иностранного языка в контексте требований ФГОС

Современный урок иностранного языка в контексте требований ФГОС...

Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС

К современному уроку иностранного языка предъявляются высокие требования. Для достижения эффективности образования важно, чтобы учитель владел «технологией целеполагания». Практические цел...