КРОССЕНС как приём формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков в контексте ФГОС ООО
статья на тему

Чучалина Наталья Валерьевна

В статье описывается применение необычного методического приёма КРОССЕНС на уроках английского языка. Кроссенс относят к интерактивным методам обучения, соответствующим личностно-ориентированному подходу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krossens_chuchalina_nv.docx518.99 КБ

Предварительный просмотр:

КРОССЕНС как приём формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков в контексте  ФГОС ООО

  •  «Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться»
  • Сухомлинский В.А.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования диктует новые требования к процессу обучения школьников. В основе стандарта лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает «активную учебнопознавательную деятельность обучающихся», направленную на формирование таких личностных результатов, как «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности».

В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Таким образом, основная задача педагога, заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников и реализации их творческого потенциала.

Для меня одним из таких методических приемов является кроссенс.

Методический приём кроссенс относят к интерактивным методам обучения, соответствующим личностно-ориентированному подходу. Он основывается на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, причем не только на учебном, школьном. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Итак, что же такое кроссенс? Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов».

Кроссенс придумали художник и философ, доктор технических наук Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин. Первый кроссенс был впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории.

По словам создателей, идея кроссенса, как все простое, гениальна, и как все гениальное, очень проста. В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.

Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар – двенадцать).

Читать кроссенс нужно следующим способом:

− сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 9 квадрате, таким обра-зом получается цепочка, завернутая «улиткой»;

− начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

Нужно установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–4, 4-5, 5–6, 6–7, 7–8, 8–1.

Учебная задача – объяснить или разгадать кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На основе уровня связей, лежащих между картинками, кроссенсы могут быть двух уровней – «базовый» кроссенс (связи между картинками поверхностные, задача ученика – объяснить кроссенс) и кроссенс «высокого уровня» (связи между картинками глубинные, образующиеся на основе замены прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими, задача ученика – разгадать кроссенс).

Примеры кроссенсов:

Я применяю кроссенс на разных этапах урока:

− проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

− формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);

− раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чеголибо в образах и символах);

− обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

− организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

− творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);

− построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Не только я создаю кроссенс, но и мои ученики. Кроссенс, составленный учеником или группой учеников, отражает глубину понимания ими заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения, взаимодействия в группе. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

И на самом деле какой простор для творчества учителей и учеников!

Польза от составления кроссенса несомненна: любое метапредметное понятие приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

•        Научность: имеет научное обоснование;

•        Эффективность: даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

•        Гуманность: улучшает качество образования и облегчает процесс учения;

•        Универсальность: применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

•        Креативность: направлен на развитие неординарного творческого мышления.

А это значит, приём «Кроссенс» формирует помогает формировать все виды универсальных учебных действий.

Таким образом, повысить мотивацию обучающихся позволяет применение методического приёма кроссенса на уроках. Этот приём позволяет на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика; приемголоволомка нового поколения, соединяющий в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное обучение как метод формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.

Мотивация играет важную роль при изучении иностранного языка. Метод проектов помогает вовлечь в процесс обучения как и слабоуспевающих учащихся, так и одаренных, высокомотивированных учеников....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.

В течение последнего десятилетия благодаря расширению профессиональных контактов, более свободному обмену информацией, распространению научной и учебно-методической литературы, издаваемой за рубежом, ...

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы".

Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся  начальной школы"....

Формирование положительной мотивации к изучению английского языка.

Английский язык получает все большее распространение в мире и, не без основания,  претендует на звание «языка международного общения». Результативность учебно-воспитательной деятельности учи...

Региональный компонент как средство формирования положительной мотивации в обучении иностранному языку

Статья посвящена роли регионального компонента в преподавании иностранного языка в средней школе, месту, целям и подходам в реализации региональной части содержания учебного курса а также её значению ...

"Кроссенс" как один из приёмов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка

рассматривается современный методический приём «Кроссенс» как  один из приёмов формирования положительной  мотивации к изучению иностранного языка. Даются  определение...

"Кроссенс" как один из приёмов формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка

рассматривается современный методический приём «Кроссенс» как  один из приёмов формирования положительной  мотивации к изучению иностранного языка. Даются  определение...