Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»
материал на тему

Обобщение педагогического опыта работы

по теме:

 

«Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

Ереминой Ольги Юрьевны

Учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_eor.docx478.99 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение.

2

  1. Использование ЭОР в учебном процессе.

    6

  1. Особенности организации учебного процесса с

                     использованием ЭОР.

   

    6

  1. Характер деятельности учащихся при использовании ЭОР НП в учебном процессе.

    11                                  

  1. Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы.

    19

  1. Заключение.

    38

Вывод.

  43

Словарь терминов.

  44

Информационное обеспечение.

  45

Приложение.

  46          

Введение

    Урок в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала.

    В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. 

    ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).    Компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь. И, наверное, это хорошо, так как ЭОР позволяют осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования и т. д.), создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть ЭОР.

     Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

    Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся

   Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования". 

    Таким образом, само время диктует использовать в практике учителя ЭОР с целью повышения мотивации  обучающихся, повышения качества образования, развития самостоятельной творческой и исследовательской  деятельности учащихся. Поэтому выбор моей проблемной темы «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»  не случаен.

 Цель: Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся, подготовки к ГИА, повышения качества образования, а также развитие самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

  • Изучение  психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
  • Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников;
  • Формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся;
  • Развитие творческой личности

Актуальность: Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.

Новизна: Использование ЭОР на уроках         - это одно из условий современной модели обучения с переходом на новые стандарты второго поколения.

Гипотеза: Предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа (ЭОР) формирует информационно-коммуникативную компетентность школьников, повышает мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в частности, повышает орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся, качество образования, развивает творческую личность.

Методы исследования:

  • Изучение  соответствующей литературы, изучение ЭОР;
  • Формирование умения работать с электронно-образовательными ресурсами.

Планируемый результат:

  • Повысить качество образования;
  •  Создать собственные мультимедийные презентации по курсу русского языка и литературы 5-7 класса;
  • Начать формировать медиатеку по предметам.

 

I. Использование ЭОР  в учебном процессе

1.Особенности организации учебного процесса с использованием ЭОР

В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.

В условиях традиционного обучения в основу конструирования моделей использования ЭОР НП в учебном процессе могут быть положены:

• характер деятельности учащегося при использовании ЭОР НП в учебном процессе;

• характер взаимодействия учителя и учащегося в условиях использования ЭОР НП в учебном процессе.

При планировании учебного процесса с использованием ЭОР рекомендуется учитывать:

• уровень технического оснащения образовательного учреждения (от нескольких компьютеров в школе - в кабинете директора, библиотеке и т.п. до наличия мобильных компьютерных классов из нетбуков или наличия учебного компьютера у каждого ученика, включая оснащение проекционным оборудованием, интерактивными досками и т.п.);
• состояние и степень развитости информационной среды образовательного учреждения (в том числе обусловливающей использование ИКТ в административном обеспечении образовательного процесса);
• наличие или отсутствие качественного подключения к Интернет;
• уровень ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения (педагогов и администраторов);

• наличие компьютеров дома у учащихся.

В зависимости от различных вариантов сочетания вышеназванных характеристик можно рекомендовать следующие модели организации учебного процесса с использованием ЭОР.

Модель 1. Использование ЭОР при подготовке к уроку.
   Эта модель достаточно универсальна, так как может использоваться как при наличии небольшого числа компьютеров в школе (в административной части, в библиотеке, в учительской), на начальном этапе развития информационной среды школы, так и при развитой информационной среде ОУ и высоком уровне технического оснащения. Она в небольшой степени зависит от уровня ИКТ-компетентности педагога, потому что он может выбрать удобный для себя режим работы, уровень используемых программных продуктов и ЭОР. Минимальные требования к техническому оснащению этой модели таковы: операционная система, в том числе мультимедиа проигрыватель, почтовый клиент, браузер, файловый менеджер; антивирусная программа; интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций и электронные таблицы; звуковой редактор; простой редактор Web-страниц. Желательны, хоть и не обязательны, программа-архиватор, растровый и векторный графические редакторы; для продвинутого уровня необходимы система управления базами данных; геоинформационная система; система автоматизированного проектирования; виртуальные компьютерные лаборатории; программа-переводчик; система оптического распознавания текста; система программирования; (входит в состав операционных систем или др.); программа интерактивного общения.

Очевидно, что при использовании этой модели учителем интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ зависит от уровня технической оснащенности школы (места, где будет проводиться конкретный урок). Тексты учебника, диапозитивы и слайды, транспаранты и плакаты, интерактивные правила, таблицы, демонстрационные карточки, изобразительный и иллюстративный материал, звукозаписи, кино-, теле-, видеофрагменты и целые видеоуроки, упражнения и задания, тренажеры и практикумы, тестовые системы - все эти средства обучения представлены сегодня в электронном формате в составе открытых коллекций и могут быть с успехом использованы в самых разных учебных ситуациях, на разном этапе урока. Если в школе используется автоматизированная комплексная информационная система, то учитель может заранее подобрать себе ЭОРы к каждой теме учебного плана, разместить их в своем виртуальном кабинете в нужном порядке, продумать, какие элементы урока будут ими оснащены (представление нового материала, самостоятельная работа, закрепление, контроль и т.п.).

Когда модель используется учащимся, то степень ее интерактивности и самостоятельности регулируется только полученным заданием, которое может варьироваться от подбора иллюстративного материала по теме до выполнения проекта.

Из возможного перечня ЭОРов наибольшей востребованностью здесь будут отличаться наборы ЭОР к конкретным учебникам, а также предметные и тематические коллекции ЭОР - они являются полезным ресурсом для формирования разнообразного раздаточного материала, создания собственных заданий, подборки примеров к объяснению, дополнения системы классных и домашних работ, выступая в роли учебных пособий, которые, с одной стороны, дополняют традиционную систему средств обучения, расширяют инструментальную основу обучения и возможности учителя, позволяют варьировать классические модели уроков, внося разнообразие в учебный процесс. Например, гипертекстовые определения и правила, анимации и иллюстрации, интерактивные таблицы, правила и учебные тексты, электронные задания и тесты, фрагменты учебных словарей, справочников и учебников могут найти свое применение для подготовки печатного раздаточного материала, включающего таблицы и схемы, списки примеров, рисунки, задания и упражнения, для формирования комплекта материалов для работы в классе и домашних заданий. Если планируется урок в кабинете, оснащенном компьютером на рабочем месте учителя и интерактивной доской или проектором, можно говорить о подготовке выступления с опорой на мультимедиа презентацию.

Особую роль в подготовительной работе учителя-лингвиста играют электронные учебные словари и справочники. Они служат рабочим материалом, своеобразной базой данных для подбора примеров к уроку, составления собственных заданий и упражнений, подготовки разных видов раздаточного материала и т.д.; основой для организации самостоятельной словарной работы учащихся на уроке (подбор примеров, перегруппировка единиц, дополнение словаря и т.п.) и поисковой деятельности (сбор необходимого языкового материала, его анализ и синтез, поиск единиц в разных учебных словарях и т.п.).

Модель 2. Использование ЭОР на уроке в ситуации "один-пять компьютеров в рабочей зоне класса"

Эта модель в значительной мере рассчитана на использование индивидуального подхода в работе с учащимися. Такое оснащение вкупе с соответствующим программным обеспечением набором ЭОРов позволяет работать со слабыми учащимися в плане отработки определенных технических или предметных навыков, и с сильными учащимися, например, в плане организации индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения.

Кроме того, данная модель позволяет организовать групповую работу для выполнения определенных исследовательских и проектных заданий, а также для игровых форм урока (например, группа "аналитиков" проверяет достоверность представленной информации или обеспечивает информационную поддержку для выступающих в дискуссии товарищей, и т.д.) - в этом случае компьютер приходится на каждого участника группы. Работа может быть организована в малых группах по модели "один компьютер на группу". При этом учитель отбирает необходимые для проведения урока ЭОРы в зависимости от учебной задачи и ориентирует учащихся на проведение совместных исследований, разработку групповых проектов, коллективное выполнение электронных заданий.

В малых группах за одним компьютером учащиеся могут совместно:
• наблюдать, анализировать и обсуждать предметные явления, представленные в таблицах, интерактивных схемах;

• работать с гипертекстовыми определениями и правилами;
•  наблюдать за поведением некоторых единиц в динамичных схемах;
• искать решение задач, сопровождающих интерактивные тексты;
•   моделировать ситуации в виртуальной лаборатории или конструкторе;
•    коллективно выполнять электронные задания и тесты;

•    вести разнообразную словарную работу, текстовую деятельность и работу со справочниками;

•   готовить материалы для проектов и презентаций, используя текстовый и разнообразный иллюстративный материал.

Перечисленные виды работы могут проводиться как изолированно, так и в различных сочетаниях. По окончании работы ее результаты (в виде текстов, презентаций, планов, тезисов, или устных выступлений, докладов, сообщений) выносятся на обсуждение и коллективную оценку.

В техническом и программном обеспечении данной модели желательны, прежде всего, тестовые системы, инструменты учебной деятельности, коллекции информационных источников; для продвинутого уровня важны и наиболее ценны для достижения компетентностных результатов образования среды для моделирования и проектирования.

При наличии интерактивной доски или экрана и проекционного оборудования возможности эффективного использования модели существенно расширяются - в зависимости от учебной задачи, она может быть использована как в виде дополнения фронтальной работы с классом, представления и обсуждения индивидуальных результатов.

Наборы ЭОР к учебным пособиям и курсам, а также ЭОРы из тематических и предметных коллекций могут послужить предметом коллективного обсуждения, опорой для фронтального опроса учащихся, индивидуального опроса у доски или с места.

2.Характер деятельности учащегося при использовании ЭОР НП в учебном процессе

В соответствии с одним из подходов к классификации методов обучения (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин) по характеру деятельности учащегося в учебном процессе можно выделить следующие группы методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративные методы;
  • репродуктивные методы;
  • методы проблемного изложения изучаемого материала;
  • частично-поисковые методы;
  • исследовательские методы.

Рассмотрим более подробно особенности использования ЭОР НП в учебном процессе в соответствии с каждой группой методов обучения.

Объяснительно-иллюстративные методы. Учитель использует содержание отдельных электронных учебных модулей (ЭУМ) преимущественно информационного типа как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности.
Учащийся пассивно взаимодействует с содержанием ЭУМ на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания и т. д.

Репродуктивные методы. Данная группа методов предполагает использование учителем ЭОР НП для формирования у учащихся умений и навыков, а также для осуществления контроля знаний. При организации учебного процесса преимущественно используются:

  • практические ЭУМ, содержание которых предусматривает воспроизведение учащимся учебных действий по заранее заданному алгоритму;
  • контролирующие ЭУМ, направленные на повторение и закрепление пройденного.

Учитель использует ЭОР НП для демонстрации примеров образцов действий, а также для контроля и оценки знаний и умений на уровне воспроизведения усвоенного материала. При этом учащиеся включаются в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий по образцу, заранее заданному алгоритму, контроль и оценку качества воспроизведения знаний.

Методы проблемного изложения изучаемого материала. Построение учебного процесса на основе этой группы методов позволяет использовать ЭОР НП как на уроке, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся. Содержание ЭУМ (преимущественно информационного или практического типов) может выступать как источник создания проблемной ситуации, постановки учебной проблемы, демонстрации способов ее решения.

В ходе урока учитель, опираясь на проблемное содержание ЭУМ (отражение разных подходов к решению проблемы, история решения проблемы в науке и т. д.), активизирует деятельность учащихся по поиску учебной проблемы, помогает им сформулировать учебную проблему в форме проблемного вопроса, проблемного задания, проблемной задачи и т. д. Учитель может использовать ЭУМ для демонстрации способов решения проблемы, вскрытия логики научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления.

Организуя самостоятельную деятельность (например, выполнение домашнего задания), учитель предлагает учащимся самостоятельно познакомиться с проблемным содержанием ЭУМ и попытаться сформулировать проблему, например, в форме проблемного вопроса.

Частично-поисковые методы. Данная группа методов предполагает использование ЭОР НП преимущественно при организации самостоятельной деятельности учащихся под руководством учителя. При этом актуальным становится использование различных типов ЭУМ:

  • информационных ЭУМ, содержание которых носит проблемный характер;
  • практических ЭУМ, направленных на освоение учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали;
  • контролирующих ЭУМ, направленных на систематизацию, обобщение уже усвоенных знаний, стимулирование многоаспектного осмысления явлений.

Учитель, используя содержание разных типов ЭУМ, организует самостоятельную работу обучающихся поискового типа: анализ проблемной ситуации, постановку проблемы и поиск вариантов ее решения, «открытие» нового знания, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых.

Содержание ЭУМ может использоваться и на уроке для организации эвристических бесед, дискуссий, учебных конференций.

Исследовательские методы. ЭОР НП используются при организации самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей:

  • самостоятельное изучение материала;
  • организация и проведение лабораторных и практических работ;
  • написание учащимися исследовательских работ;
  • создание учебных проектов;
  • организация учебных игр.

  Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только самостоятельно изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни.

ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод. Лучше всего использовать интерактивные ЭОРы. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, интерактивный практический ресурс – для выявления способов ее решения. ЭОРы включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным.

Богатую коллекцию к урокам проблемного обучения можно найти на сайтах www.school-collection.edu.ru, www.fcior.edu.ru. 

Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель– класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

Как устроено содержание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС)?

В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ).

Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей(ЭУМ):

  • модуль получения информации (И-тип);
  • модуль практических занятий (П-тип);
  • модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

При этом каждый ЭУМ автономен

Представим следующую технологическую последовательность:

  • новый материал начинаем изучать не в классе, а предлагая очередной учебный блок из И, П, К-модулей в качестве домашнего задания;
  • выборочный опрос, с которого обычно начинается урок, проводить нет необходимости – достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса имеем гораздо больше, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса;
  • вместо одностороннего изложения учебного материала организуем ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, затем в процессе дискуссии, требующей от учителя детализации, дополнений, разъяснений, формулируем общие выводы;
  • если использовались индивидуальные образовательные траектории, разумно дать ученикам возможность сравнить и поспорить по поводу результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных, в общем случае, предметных областей.

В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения. Понятно, что подобная творческая работа педагога требует соответствующей подготовки. Зато главные преимущества – повышение эффективности учебного процесса, усиление воспитательной функции налицо.

Разумеется, рассмотренная модель имеет множество частных случаев. Например, компьютерный контроль на базе К-модулей можно провести в классе (во избежание сомнений в персонализации результатов).

Как можно получить электронные учебные модули? 

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:

http://fcior.edu.ru 

http://eor.edu.ru 

Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны.

Применение ЭОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

- активизируют познавательную деятельность учащихся;

- развивают творческий потенциал учащихся;

- осовременивают урок.

ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- закреплении;

- повторении;

- контроле знаний, умений и навыков.

 II. Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются электронные образовательные ресурсы.

Использование ЭОР на уроках литературы и русского языка можно представить схемой: 

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/41/40778/40778_html_m4818d203.png

Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках:

- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

- Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

- Тренажёр

- Контроль за умениями, навыками учащихся

- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достичь на уроках?

- Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путём участия ребёнка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций –опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

- Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

- Визуализация учебного материала;

- Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой;

- Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

- Разнообразие форм предоставления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

- Стимулирование воображения школьников;

- Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Рассмотрим конкретные примеры использования электронных образовательных ресурсов на уроках. 

Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем, для пояснения используются различные звуки и анимация (но при этом нужно помнить, что излишняя анимация мешает восприятию), быстрые ссылки на ранее изученный материал.

Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей. Это своего рода внешняя мотивация учения. Ребёнку становится интересно при помощи компьютера осваивать материал, проверять уровень компетенций, получать за свой учебный труд отметку независимого, объективного экзаменатора, коим является компьютер. Положительный эффект от использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов сегодня очевиден многим, потому что они позволяют:

  • используя разнообразные формы работы, активизировать познавательную деятельность обучающихся и не только на уроке,
  • выстраивая индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, реализовать на практике принципы личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуализированного обучения,
  • наполняя уроки новым содержанием, расширять образовательное пространство вокруг ребёнка,
  • формируя элементы информационной культуры у детей, совершенствовать их информационную компетентность,
  • идти в ногу со временем.

    Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Для учеников на уроках обобщения и повторения можно предложить кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, по творчеству писателей и поэтов, по теории литературы.

    На уроках литературы использование информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.

    Современный урок литературы нельзя сегодня представить без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно – наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

    Эту проблему нам могут помочь решить информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала. В рамках программы Power Point можно организовать на уроке литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими приёмами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

    Применение ЭОР на уроках литературы помогает создавать учителем и учащимися базы, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей, повышает качество обучения, усиливает интерес к изучению предмета, позволяет рационально распределять время урока, помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

    На уроках русского языка и литературы можно использовать готовые учебные компьютерные программы, которые позволяют решить ряд проблем:

- повысить интерес у учащихся к предмету;

- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

- сэкономить время на опрос учащихся;

-дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

    Особое внимание заслуживают продукты серии «Уроков Кирилла и Мефодия», которые используются как на уроках русского языка и литературы.

    Кроме того, одним из направлений моей работы в качестве применения ЭОР на уроках является развитие творческого потенциала школьников. Задания в виде рефератов и докладов являются примером. Ребята учатся находить нужную информацию в сети Интернет, при этом оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности.

    Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего  мною используются на уроке.

Во-первых, это презентации.

    Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики).

    Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением).

  В практике обычно используюся несколько вариантов презентаций:

  • лекционная презентация,
  • «плакаты»,
  • «тройное действие»,
  • интерактивные презентации

   Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся.

   «Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия.

   «Тройное действие» - на слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образный, связанный с фотографиями, слуховой, связанный с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением предлагаемого материала.

   «Интерактивные презентации» - подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке во время семинарских занятий и практикумов с использованием мобильного класса. Если презентация предназначена для самостоятельной работы детей, её навигация (способ управления по слайдам) должен быть хорошо продуман, поскольку управлять презентацией должны теперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы. Замечательно, если на слайдах будут гиперссылки на иные источники информации, в том числе и Интернет, которые ребёнок может использовать в ходе работы по теме.

     Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации, диаграммы и т.п.  

     Когда использую мультимедийные презентации?

– Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т.д.

– Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада.

– Совместное изучение источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.)

        При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.

Итак, использовать презентации можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

 Так, например, при изучении темы «Буквы о-а в корне -раст-,-рос-,-ращ-» в 5 классе по русскому языку мною была использована презентация (Приложение), с помощью которой  ребята наглядно  установили зависимость выбора гласных в корне  -раст-,-рос-,-ращ-.

Анимации и иллюстрации используемые  в данной презентации наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Слова-исключения, сопровождаемые красочными иллюстрациями запомнились ребятам намного быстрее, а найденные ими лексические значения этих слов из электронных словарей останутся в их памяти надолго.

Словари: 

Русские словари. Служба русского языка

Словари русского языка на портале "Грамота.ру"

Яндекс.Словари

Также иллюстрации можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки). Например, ребятам было предложено составить словосочетания по иллюстрации с корнем  -раст, -рос-, -ращ-).

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал.

Так итогом изучаемой темы в презентации ребятам предлагался распределительный диктант, заполнив правильно таблицу, ученик справлялся с заданием. Если же были допущены ошибки, можно было вернуться назад, вспомнив правило, исправить свой результат. В этом диктанте использовались слова и из предыдущей темы «Правописание корней -лаг-, -лож-», таким образом,  ребята установили сходство между правилами.

         Впрочем, можно таблицы и схемы использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Частица как часть речи»).

Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность.

Во-вторых, использование интерактивных тестов.

Несколько лет назад, когда формы выпускных экзаменов стали разнообразными и появилось централизованное тестирование, возникла необходимость научить детей выполнять тестовые задания. Компьютер помог решить эту задачу. На этапах повторения и закрепления материала можно использовать интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и самостоятельно разработанные, и тесты, содержащиеся на дисках. Наибольшим доверием пользуются диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. При проведении уроков использую  также СD-диски: 1С: Репетитор, тесты по орфографии и пунктуации «Фраза», а также другие он-лайн тесты.

 Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ЭОР предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

           Оригинальная, специально разработанная система компьютерных тестов, позволяющая контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогает избежать ошибок в дальнейшем. Тесты адресованы школьникам, абитуриентам, студентам, учителям-русистам, а также всем, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других. Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Конечно, преимущество использования на уроке компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы

В-третьих,  использование электронных словарей и энциклопедий, Интернет-ресурсов. 

            В процессе обучения русскому языку учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям и т.п. Основным ее источником перестает быть традиционная библиотека, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. Объемы размещенной там информации значительно превышают объемы любых печатных изданий. В Интернете множество сайтов, на которых можно найти любой текст. Кроме этого, учитель-словесник может использовать в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи, форумы, чаты, списки рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем образования.

         Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 11 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать, распечатывать отдельно от текста. Каждый курс снабжен журналом учета работы ученика, вопросами и задачами, имеет поисковую систему. Учитель имеет возможность составить индивидуальный тест в зависимости от потребностей ученика, а  журнал результатов позволит оценить уровень знаний учащегося по различным темам курса. Встречаются несколько видов контрольных заданий: вопросы с выбором ответа из предлагаемых вариантов и тесты с возможностью численного ввода результата. Уникальна электронная библиотека текстов "Хрестоматия по русской литературе", содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки, обращаться к культурно-историческим комментариям. В работе с поэтическим наследием предпочтение отдаю электронной хрестоматии "Русская поэзия XV -  XX веков".

По русскому языку из серии виртуальная школа "Кирилл и Мефодий" для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Можно подключить или отключить голос диктора. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес   тесты с выбором ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу. Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие "Страна Лингвиния". Беру из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников. Из серии "В помощь учителю" (издательство "Учитель") привлекает сборник дифференцированных заданий. На основании этого материала сформировала свой банк дифференцированных программ по русскому языку: разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы. Для подготовки к ГИА использую электронные пособия издательства "Дрофа"

На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками, как «Школьный курс русского языка», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др., а также различными электронными словарями. Например, Толковый словарь В.И. Даля. Уникальная поисковая система осуществляет поиск по заголовкам статей, по выделенным словам, система перекрестных ссылок позволяет найти толкование упоминаемых слов.

            Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, психологически настроить на атмосферу экзамена, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в частности, обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации. 

Таким образом, использование ЭОР на уроках повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников изучаемым материалом, развивать творческий подход к окружающему миру, формировать элементы информационной культуры.

Электронные образовательные ресурсы предлагают преподавателю множество обучающих программ учебного назначения:

  • Инновационный учебник «Русский язык, 5-7 класс» (авторы - О.И. Руденко-Моргун, А.Л. Архангельская, Л.А. Дунаева, К.М. Герасимова). Это учебный комплекс, который представляет собой гипермедиа-конструктор, предлагающий авторскую инновационную программу обучения и при этом оптимально поддерживающий весь набор стабильных комплектов учебников, входящих в Федеральный перечень.

  • Курс видеолекций по русской литературе 20 века «XX век – глазами российский поэтов» (автор – О. Парамонов).

  • «Радионяня. Весёлая грамматика» - 32 урока с интермедиями и песнями на все трудные правила русской грамматики, авторы – А. Хайт, А. Левенбук, Э. Успенский).

  • ЭОР по русскому языку серии «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» (ОМС) представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения. Они открывают доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов. Индивидуализируют обучение благодаря решениям,

Электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся:339_2

  • мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык»;

  • «Программа–тренажер по русскому языку «Фраза»; p25_scan10160

  • ЦОР к учебнику «Русский язык. 5-9 классы» (автор В.В. Бабайцева);
  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
  • Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности «Электронный репетитор – тренажёр «Курс русского языка (базовый)»;
  • Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;
  • Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия (серия «ГИА- 2012»);
  • Интерактивный курс подготовки к ГИА. Русский язык;
  • тренажёр «Русленг»;
  • орфоэпический тренажёр.
  • Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Мультимедийное приложение к методическому пособию.

Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что:

  • программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;
  • задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;
  • есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося;
  • в любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин, воспользовавшись системой "Справочник",
  • программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое явление,
  • дают возможность обучающемуся выбрать индивидуальный темп обучения,
  • благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи, может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу,
  • особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением навыков грамотного письма у обучающихся. Известно, чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила. Главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этом компьютер нам помогает,
  • в обучающих программах использованы разнообразные формы наглядности, демонстрируется не только статичная информация, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций. Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Достоинств у ЭОРов масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого ученика.

Адреса полезных сайтов:

  • http:/ school-collection.edu.ru / - Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе.
  • http://www.shpl.ru – полезную информация учитель - словесник может получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки,
  • огромный каталог информационных ресурсов по русскому языку расположен на сайте «Словесник» (http://slovtsnik-oka.narod.ru),
  • http://gramota.ru/ - можно обратиться к материалам Грамота.ру, при этом на занятиях помимо словарей можно пользоваться предлагаемыми интерактивными диктантами,
  • набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования (http://center.fio.ru),
  • http://www.it-n.ru/ - коллекция учебных проектов с применением ИКТ – на сайте «Сеть творческих учителей»,
  • http://www.1september.ru - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте,
  • http://www.openclass.ru/ - сетевое образовательное сообщество учителей,
  • http://www.biblioclub.ru/audio_books.php - университетская библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека),
  • http://prosv.ru/ - сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую помощь; новости образования и учебного книгоиздания; информационно-публицистический бюллетень «Просвещение»,
  • http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75 – проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны методические материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы уроков, тематические планирования, контрольные работы и тесты.

         

III. Заключение

В результате исследования моей проблемной темы «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации к предмету» я убедилась, что есть позитивная динамика качества знаний по предметам.

Половина  моих учащихся осваивают предметное содержание не только на базовом уровне, но и на повышенном (53,3% - 2010-2011г, 57,1% - 2011-2012г,66,6%-2012-2013г.).

  Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала. 

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. В приведенном примере итогового электронного тестирования явно просматривается контролирующая функция.

Предложенные ученикам 30 вопросов по теме "Наречие" (7 класс) были выполнены за 30 минут с качеством знаний -60% - это хороший показатель систематического и целесообразного использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения.

Систематическое использование таких тестов привело к тому, что качество знаний учеников 7 класса в течение 2012-2013 учебного года по четвертям существенно повысилось:

  • На конец 1 четверти – 40%,
  • На конец 2 четверти – 60 %,
  • На конец 3 четверти – 75%,
  • На конец 4 четверти (года) – 80 %.

 Серьёзное внимание уделяю привлечению учащихся к участию в школьных олимпиадах. Каждый год количество участников олимпиад увеличивается: если в 2010 году в олимпиаде приняли участие 20% учащихся, то в 2011-2012  40%, а в 2012-2013 уже 80 %  Победители школьного этапа олимпиады активно участвуют в олимпиадах муниципального уровня.

          Веду работу с одаренными детьми. Мои ученики добиваются результатов во Всероссийских, в Международных конкурсах:http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=267673015-43-72&n=21

- учащиеся ежегодно принимают участие в Международном   всероссийском конкурсе «Русский  

медвежонок- языкознание для всех».http://www.ces.edu.pl/konkursy/templates/nowyceswejscie/images/logoCES.jpg

- участие в III Всероссийских предметных олимпиадах по русскому языку (Центр талантливой молодежи)

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ III ВСЕРОССИЙСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД (5-11классы)

Номер

Учреждение

ИНН

Населенный пункт

Фамилия

Имя

Класс

Предмет

Набранный балл

По региону

По России

2 825

МОУ ООШ

7308003783

Чириково

ВАСИЛЬЕВА

ЕЛИЗАВЕТА

7 кл.

русский язык

47

9

47

3 139

МОУ ООШ

7308003783

Чириково

ВАСИЛЬЕВА

ТАТЬЯНА

5 кл.

русский язык

34

14

59

3 140

МОУ ООШ

7308003783

Чириково

ЗЫРЯНОВА

АНАСТАСИЯ

5 кл.

русский язык

60

8

33

3 141

МОУ ООШ

7308003783

Чириково

ФЕДОРОВА

ДАРЬЯ

5 кл.

русский язык

78

4

15

3 142

МОУ ООШ

7308003783

Чириково

ЕФАНОВА

НАТАЛЬЯ

7 кл.

русский язык

42

13

52

3 143

МОУ ООШ

7308003783

Чириково

ДЕМЕНТЬЕВА

НАТАЛЬЯ

7 кл.

русский язык

64

3

30

- участие во Всероссийском  конкурсе «Олимпус».

- участие в Международном детском литературном конкурсе «Сказка в Новогоднюю ночь». 

 

 На сайте Вектор успеха находятся работы моих учеников:

http://вектор-успеха.рф/stuff/77-1-0-10372 Васильевой Елизаветы – сказка    «Рождественская история», Дементьевой Натальи – сказка «Рождественская ночь или чудеса в селе Морозово», Кузьминой Ульяны – сказка «Новогоднее желание Снежинки».

 Я распространяю свой опыт работы в социальной сети работников образования и имею благодарность за активное участие в работе социальной сети работников образования nsportal.ru

        Мой мини-сайт: http//nsportal.ru/eremina-olga-yurevna. Здесь находятся мои материалы, разработки уроков, презентации, работы учеников.

 Также прошла дистанционное обучение Виртуального университета и успешно сдала тестирование по курсу: «Электронные образовательные ресурсы: установка ЭОР, методика работы с ЭОР».

Перспективы:

  •  Развитие личностного потенциала ребенка: интеллектуального, творческого;
  •  Формирование информационной компетентности;
  • Содействие самореализации школьника через участие в интеллектуальных, творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах.

Мои стремления:

  • Соответствовать современным требованиям
  • Овладевать новыми технологиями
  • Повышать профессиональный уровень
  • Самореализовать творческий потенциал
  • Быть авторитетом для учеников

      В заключение хочется отметить, что использование компьютерных технологий:

  •  повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
  • повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;
  •  осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • обеспечивает гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;
  • расширяет объём предъявляемой учебной информации.

Вывод

Я считаю применение ЭОР необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают качество образования и осовременивают урок.  

При этом моя работа по использованию ЭОР на уроках русского языка и литературы будет продолжена и будет изучаться мной глубже, это обусловлено с переходом на  ФГОС.

Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

Словарь терминов

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).    

ЭОР НП - электронные образовательные ресурсы нового поколения.

ТЭ - тематический элемент.

ЭУМ -  электронные учебные модули.

 И-тип – модуль получения информации.

П-тип – модуль выполнения практических заданий.

К-тип – модуль контроля усвоения материала.

ОМС - открытые образовательные модульные мультимедиа системы.

ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (Центральное хранилище электронных образовательных ресурсов нового поколения).

Информационное обеспечение

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.1994г.  
  2. Бахарева Т.А. Конспект урока "Мерещится мне всюду драма. Н.А. Некрасов". 9 класс
  3. Беляева Н.В. Роль средств мультимедиа и интернет-ресурсов в развитии умений чтения, восприятия и понимания художественного текста читателем-школьником. [Текст] / Беляева Н.В. // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сборник научных статей. Выпуск 9, том 2. М.: МГПИ. – 2010. С. 20 – 28.
  4. Карасева Н. В. Электронные образовательные ресурсы в преподавании литературы
  5. Клипова Н.А. Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний» с использованием ЭОР 
  6. Котельникова   С.А. Творческая работа нетрадиционных жанров. РЯШ.1997г.   
  7. Малышкина Н.А. Использование ЦОР на уроках русского языка в начальной школе // (С) Вопросы Интернет-образования, 2011
  8. Обучение педагогов использованию ЭОР в учебном процессе-2011
  9. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Полат Е.С, Бухаркина М.Ю. – М.:Академия. 2007. – С.120. 
  10. Публикации в журнале «Цифровое образование» 
  11.  Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя
  12. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве
  13. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах
  14. http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692/
  15. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7095042-5b28-a814-baa1-d8eef096ba4e/p1aa1.html
  16. http://www.openclass.ru/master_class_work_page/186521

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме :"Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы"

Работаю  с  интерактивной  доской  4  год. Сначала  было  очень  много  вопросов.  Теперь  мне  очень  нравится  работать  с ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».

Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...

Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы".

Презентация к опыту работы по теме "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"....

«Использование инновационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний по предмету».

Цель самообразования: Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы. Чтобы поставленная цель...