ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».
по теме

Ерохина Лариса Евгеньевна

 

             Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает возможность сделать их равноправными членами общества, адаптироваться в нем.

Овладевая языком, глухой ребенок приобретает средство познания всех культурных ценностей своего народа. Глухой, овладев словесной речью, может вступать в более широкие и разнообразные связи с людьми, с обществом, может продолжать образование и совершенствовать свои знания. Я постаралась описать свой опыт работы с глухими учащимися на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, школа – интернат

I и II вида г. Армавира Краснодарского края

ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ

«Развитие и совершенствование речи  на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих

учащихся».

УЧИТЕЛЬ

русского языка и литературы

  ЕРОХИНА Л.Е.


ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ

«Развитие и совершенствование речи  на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих

учащихся».

                         Ведущую роль в обучении словесной речи глухих учащихся отводится  урокам чтения, развития речи и грамматики. На этих уроках более всего идет овладение речью, так как на обучение русскому языку отводится учебным планом значительное место.

             Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает возможность сделать их равноправными членами общества, адаптироваться в нем.

Овладевая языком, глухой ребенок приобретает средство познания всех культурных ценностей своего народа. Глухой, овладев словесной речью, может вступать в более широкие и разнообразные связи с людьми, с обществом, может продолжать образование и совершенствовать свои знания.

            Психофизические особенности глухого ребенка определяют своеобразие пути, которым он идет в овладении словесной речью. Перед глухими надо открыть возможность речевого общения, дать ему возможность овладеть всем социальным опытом, которым владеют слышащие дети. Это возможно только в том случае, если уделяется серьезное внимание развитию речи.

          У глухого ребенка есть потребность в общении с окружающими, как и у слышащего, но в силу своего физического недостатка он не может удовлетворить ее при помощи словесной речи.

          Для  успешного обучения глухого языку, развития его речи необходима совокупность условий, которые, с одной стороны, способствуют развитию у глухого желания пользоваться словесной речью, а с другой – обеспечивают практику в ней, закрепление полученных в классе знаний и навыков по русскому языку – это есть речевой режим. Без него успехов не будет.

ТРУДНОСТИ В УСВОЕНИИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ГЛУХИМИ УЧАЩИМИСЯ.

Хочу поделиться своим опытом работы с глухими детьми и многолетними наблюдениями над трудностями, которые встречаются в работе, и их преодоление. Все мои наблюдения связаны с изучением разделов русского языка: развития речи, чтения и грамматики.

    Наблюдений много, но остановлюсь только на некоторых.

   

Накопление словаря и развития значений слов у глухих детей.

    Первостепенное значение для развития речи имеет работа над развитием мышления глухого, над его общим развитием, уточнением его представлений, понятий, знаний об окружающем мире.

Серьезным источником развития речи является чтение. Наблюдения над тем, как понимают глухие дети слова в контексте рассказа, показали, что осмысление слов в широком значении, характерные для начальных классов, в дальнейшем сменяется чрезмерно узким их осмыслением в одном прямом их значении. Это связано с быстрым накоплением словаря, с запоминанием слов в связи с контекстом,

в котором они впервые встретились глухому.

          Например, Иван-дурачок стал красивым и высоким. Слово стал

дети воспринимают в значении стоять. Деревья стоят в богатом уборе. На деревьях стоят листья. Такое понимание затрудняет развитие понимания глухими речи и текста, а также и развитие его самостоятельной речи. Это учитываю и преодолеваю в своей работе.

Еще труднее осмысление слов, имеющих переносное значение.

          Бывают случаи, когда вместо предмета называется действие, но это бывает редко: напротив, обозначение действий (глаголов) названиями предметов (существительными), очень часто. В использу-

емом, таким образом, слове объединяются предмет и действия: Наташа письмо. Андрей молоток дверь. Можно библиотека

магазин. Река ломается на льду. На крыше капает сосулька. Ворона стоит на ветках. Мама положила суп в тарелках. Корова кормит в траве. На дереве стоят голые. Саша ломается на ветках.

Мама моет на тарелках. В избушке живет дикие животные.

. Это и понятно, на словесную оказывает влияние  и мимическая речь.

где предмет и действие недостаточно отделены друг от друга.

В пятом –шестом классах сразу идет большое восприятие словесного материала, чем в начальных классах. Глухие учащиеся теряются в большом потоке словаря, им трудно усвоить значение многих абстрактных понятий.

           Очень трудно включаются в речь глухого ребенка имена прилагательные. Особые трудности связаны с пониманием и использованием местоимений. Особенно, в контексте идет ошибочное понимание местоимений: «И послал его царь искать жар-птицу». Спрашиваю : «Кого послал царь за жар-птицей?».

 В ответ: «Царя». В самостоятельной речи: «Я было вчера очень скучно!», «Я смешно».

Со значительными трудностями сопряжено и овладение предлогами, ведь в мимической речи они отсутствуют.

                                                 

Поэтому употребляют предлоги глухие дети часто неправильно. Для этого подготавливаю специальные карточки с картинками, на которых четко видно, когда надо употреблять предлог.

. В самостоятельной речи дети часто пропускают или употребляют неправильно:

 учительница писала доске, дети пошли школу, лампа висит в столе, девочка гуляла в улице, птица вылетела в гнездо и т.п.

Сейчас, благодаря использованию компьютерных технологий, можно показать учащимся примеры использования предлогов, схемы и опорные таблицы. Красочные рисунки, тесты и презентации помогают осваивать лексический материал быстрее и качественнее

 Учитываю это и работаю над овладением учащимися словарем и прочным усвоением значений слов, развитием мышления. Для этого

использую в своей работе индивидуальные карточки с определенными заданиями. Постепенно ошибок в предложениях с предлогами становится меньше. Но на первом этапе это выглядит так:

          учительница писала к доске,

          корабль плывет в морю,

          дети смотрели к театру,

          птица сидит из гнезда,

          папа работал на работу,

          дежурный раздал тетради на стол,

          пожар в возник телятнике.

          ходила в библиотеке, вышла на улице и т.п.

Глухим учащимся чрезвычайно трудно оформлять свою речь грамматически правильно. Находясь в условиях очень ограниченного речевого общения, глухой не пользуется изменением слов в самостоятельной речи. Они не чувствуют изменение окончаний слов.

Зная эти особенности, учу глухих наблюдать над языком, воспитываю внимательное, расчленяющее восприятие написанных слов. Сравниваю слова друг с другом по особенностям их строения.

         Это способствует закреплению их своеобразия, запоминанию присущих им отличий. Грамматических ошибок, которые делают глухие дети бывает много:

охотник побежал за лисом, я сижу с нетом, можно выйти в класс, корабль

лежит по морю и т.п.

Каждое слово должно быть осмысленно, объяснено. Глухому ребенку

не трудно овладеть склонением как таковым, ему трудно изменять слово в контексте. Поэтому изучаю с ними широко распространенные словосочетания, чтобы они могли ими оперировать в своей речи.

Овладение предложением в процессе обучения у глухих  

                        школьников.

     Ведущая роль в формировании и развитии речи принадлежит чтению.

     Чтение дает возможность накапливать значения  слов и развивать речь. Работа над содержанием читаемого тесно связана с работой по развитию речи.

      Потребность в слове, желание читать воспитывается у глухих всей системой мероприятий по обучению и воспитанию. Надо учить глухого ученика первого включаться в обучение. Нужно научить его спрашивать. Возможность для глухого спросить о том, что его интересует и получить ответ развивает пытливость, делает его более общительным, способствует развитию его речи и мышления.

Знание стандартных вопросительных предложений и умение применять их в соответствующей обстановке даст возможность глухому ученику войти в контакт с окружающими слышащими, помогает ему преодолеть робость, делает его активным.

        Первые успехи в общении с окружающими слышащими посредством словесной речи будут стимулировать глухого ребенка к дальнейшему усвоению языка.

        Одним из приемов, воспитывающих у глухих детей потребность в словесной речи, является систематическая переписка. переписка с родными, с друзьями. Письмо, полученное учеником от родных и близких, вызывает в нем желание поскорее ответить на него.

Учу правильно писать СМС-сообщения, общаться через компьютерную связь, правильно строить предложения

       Нужно сделать так, чтобы ребенок захотел общаться словесной речью, а для этого обеспечить для него речевую практику. Без этих

условий усилия учителей воспитать словесную речь только во время классной работы при пассивном отношении к этому учащихся будут мало эффективными.

        В более старших классах потребность в общении создается всем ходом обучения. Но здесь встает другая трудность, которой нет в младших классах, а именно, критическое отношение учащихся к своему произношению.

          Глухие ученики очень чувствительно относятся к тому, как слышащие понимают их устную речь. Они стесняются говорить, боясь, что их не поймут.

            Задача школы  глухих детей заключается в том, чтобы

вызвать у них понимание логики словесного языка, важно добиться того, чтобы глухой ученик понимал, что для выражения мысли, суждения в языке существуют предложения, чтобы глухие дети поняли смысл существующих в языке отношений, способность выражать отношения разными языковыми средствами.

            Стараюсь путем систематических и организованных упражнений и наблюдений над фактами языка добиться понимания, что в таком то случае надо сказать так, а в другом иначе:

    Положите книгу на стол. – Книга лежит на столе.

Выйди из класса. – Войди в класс. Подойди к доске, к окну, к столу.- Отойди от окна, стола, шкафа.

        Надо формировать и развивать речь, затрагивая одновременно и мысли. Помогают опорные схемы-таблицы, которые я составляю сама.

Речь нельзя привить и взрослому и ребенку, как нечто внешнее, несвязанное с содержанием мысли говорящего.

Поэтому моя задача заключается в том, чтобы во всех упражнениях, начиная с простейших и кончая сложными, осуществлялась связь между мыслью и речью, чтобы ребенок учился выражать свои мысли, чтобы выбор слова, его формы, построения предложения происходил в процессе формирования мысли.

   Исходя из этой задачи я использую такие формы речи, как рассказ о виденном и в связи с прочитанным, письма, записи в читательском дневнике, составление предложений разного рода, их перефразировка и восстановление, провожу наблюдения над предложениями, уточняю значения слов, учу детей рассуждать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать сходство, классифицировать и систематизировать, обобщать.

       Все это в результате систематических упражнений откладывается в сознании учащихся.

   В программе 5–6 классов есть такие виды работы, как краткое описание природы, событий из школьной жизни, умение писать записку, заявление, краткую автобиографию, заметку в стенгазету. В 7 классе – это уже составление характеристики, оценка действующих лиц. В старших классах уже широко применяю методы и приемы работы по развитию речи, употребляемые в массовой школе.

Деловому письму обучаю, используя и составляя свои презентации., где можно проследить историю развития письма с древних времен, составляю памятку, как правильно писать письма разным адресатам, какие слова необходимо употреблять, редактирование письма и другие виды работы. Наглядность позволяет лучше понять и запомнить материал, завладеть вниманием учащихся, сократить время на уроке и освободить его для практических заданий.

     Большое значение имеют для развития речи учащихся сочинения на основе личного опыта и наблюдения, сочинения-описания по картинам великих художников.

Но чтобы научить писать сочинение, для этого требуется большая предварительная подготовка.

Используя материалы информационных технологий, я составляю презентации по творчеству художников. Учащимся предлагается познакомиться с картинами художника,  фрагментами из его жизни.

А затем ведутся наблюдения за явлениями природы, временами года, рисуем пейзажные картинки, учу быть наблюдательными.

После накопления впечатлений в процессе отбора материала, обсуждения его, выделения важного, идет составление плана работы. Он осуществляется задолго до письменной работы, где ведется лексическая работа. При подготовке к сочинению особое внимание обращаю на логику  высказывания, развитие ее, умение улавливать главную мысль. Ввожу новые слова и выражения, показываю их правописание, составляем предложения, составляем коллективный рассказ по плану под руководством учителя.

     На начальных этапах (5 – 6 классы) можно записать этот рассказ на доске по мере его составления. Здесь показываю, как надо выделять красной строкой каждую смысловую часть текста, соблюдать правила аккуратного письма. А чтобы оторвать учеников от подражания составленному образцу, показываю, как можно этот текст перефразировать. В ходе письменной работы мне приходится оказывать индивидуальную помощь учащимся. Если в классе есть

очень слабо усваивающие материал дети, то ведется индивидуальная

работа. Учащимся дается дифференцированное задание. Слабым учащимся - сокращенный вариант текста.

    Работа над сочинением, изложением продолжается и после написания работ: работа над ошибками. Это обязательный этап работы.

   В пятом классе такие сочинения пишем сначала по вопросам, затем по плану. Среди сочинений есть сочинения – описания ( предметов, времен года, экскурсий, работы в мастерских, отчет о дежурстве.

Такие  сочинения играют важную роль в развитии наблюдательности,

развивает мыслительные операции, учит выделять существенное и

типичное.

     Эти сочинения обогащают речь учащихся. При работе над рассказом и сочинением усваивают особенности  жанра и стиля практически без их теоретического осмысления.

      В шестом классе я обучаю детей использовать отрывки из стихотворений русских поэтов, при описании природы, времен года.

Пониманию содержания текста помогает работа с планом, ответы на вопросы, составление описания событий и явлений природы.

Так, например, прежде чем написать с учащимися рассказ о зиме, надо накопить сначала активный словарь по теме, уяснить приметы

зимы, познакомить учащихся с описанием зимней природы художниками, писателями, поэтами, выяснить, что не понимают учащиеся. И только после этого приступить к рассказу на основе своих наблюдений.

 Сочинение на тему « Наши зимние развлечения» будет написано на материале личных впечатлений и переживаний, оно может быть коллективным или индивидуальным ( в зависимости от подготовленности учащихся), от условий самих игр, которые послужат материалом для сочинения.

      Обучение глухих школьников связной речи на всех этапах

 должно быть подчинено главной цели: развитию у них самостоятельного, творческого, логически стройного мышления и на этой основе – точной и выразительной связной речи ( устной и письменной)

       Школьные сочинения – это творческая устная или письменная работа, в которой ученик излагает свои мысли и выражает индивидуальные склонности, интересы, это упражнение в развитии связной речи, в построении текста.

       В процессе обучения связной речи необходимо побуждать

 учеников к соблюдению строгой логической последовательности изложения событий в соответствии с конкретным пунктом плана или текста в целом. Не перебивая рассказчика вопросами последнюю сказанную им фразу, подсказывая следующую мысль или начало фразы, нужное слово, показывая указкой на новое выражение, написанное на доске, или на деталь картины и т. д. Таким образом,

школьники учатся строить именно связный текст, а не отвечать на

 отдельные вопросы.

       Формирование письменной речи на основе построения целостных текстов.

Так как письменная речь является специфической формой речи, со своими задачами и функциями, то в школе для глухих развитию письменной речи уделяется особое внимание. Целесообразно с самого начала формировать ее путем построения целостного текста,

которое включает  два действия: порождение текста и его выражение.

      Цель первого – получить черновой вариант рассказа, сочинения,

цель второго – привести текст в соответствие с требованиями,

которые к нему предъявляются. Установка первого действия – написать в черновике все, что можно сказать по теме, снимает скованность учащихся, повышает их творческие наклонности, а главное, дает возможность ученику в определенной последовательности изложить свои мысли в целом. Перед

построением текста в школе для глухих проводится словарная работа по теме, лексические и грамматические упражнения с использованием речевого материала темы.

         Установка второго действия – читать собственный текст глазами читателя, исправлять его, редактировать. После проверки учащимися

черновиков учитель подчеркивает в них ошибки, но не исправляет их.

Окончательную корректировку и редактирование своих письменных работ ученики проводят после их проверки учителем. В ходе проверки и корректировки своих рассказов школьники с помощью учителя устраняют лексическую монотонность путем замены некоторых слов синонимами или местоимениями, нарушения речи.

Такая работа помогает им понять специфику письменной речи, способствует выработке навыка самоконтроля.

         При знакомстве учащихся с новым видом письменной работы

я прежде всего связываю его с конкретной деятельностью.

        По программе в средних классах предлагается особая форма письменной речи, необходимая в жизни. В пятом классе учащиеся

учатся писать простейшие записки с вопросами, просьбами, сообщениями, извинениями, пожеланиями. Прежде всего необходимо показать образцы различных записок, обратить внимание на их краткость и лаконичность, объяснить, зачем и в каких случаях они нужны, привести конкретные примеры таких ситуаций.

      Научить школьников писать записки можно через систему упражнений.

      Изучаются еще деловые бумаги: адрес к почтовому отправлению, объявление, расписка, заявление, автобиография.

Деловая речь отличается высокой стандартизацией. Поэтому процесс овладения официально-деловым стилем речи строится прежде всего на усвоении стандартов этого стиля, штампов, которые в нем приняты. Школьники учатся использовать особую деловую лексику.

 Сначала знакомлю с документами, рассказываю, что собой представляет документ по своему содержанию, какой имеет вид, с какой целью он пишется. После наблюдения и анализа образцов, выясняю его назначение, далее следуют упражнения, направленные на точное воспроизведение готового текста, потом – на воспроизведение видоизмененное и, наконец, упражнения по созданию собственных текстов данного типа.

      Особое внимание уделяю закреплению и уточнению умений давать краткие и полные ответы на вопросы и просьбы, используя повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения. Важно, чтобы дети поняли, что на один и тот же вопрос можно ответить по-разному в зависимости от ситуации.

Например. на вопрос «Ты пойдешь на экскурсию?» могут быть даны ответы:

Да. Обязательно пойду. Не могу пойти, так, как… Я хотел бы пойти, но…

Обязательно! Конечно! А ты пойдешь? и т. п.

В 5-7 классах школы глухих закрепляются умения учащихся использовать

в речи выражения речевого этикета. С этой целью учитель ставит перед

 учениками задачу научиться говорить так, чтобы не обижать людей.

Ведется развитие и совершенствование навыков диалога и беседы.

О понятии «диалог» учащиеся узнают в пятом классе, выполняя упражнения по учебнику: «Прочитай разговор», «Спиши разговор»,

«Дополни разговор» После этого слово «разговор» заменяется словом «диалог», «Прочитай диалог двух товарищей», «Допиши разговор (диалог) двух подруг».

      Развитие диалога происходит по восходящей линии – от маленьких диалогов, к более сложным по содержанию и объему.

      В средних классах широко используется беседа, которая должна проходить при большой речевой и мыслительной активности школьников. Этому способствует связь с различными видами деятельности, использование наглядности.

Например, в 6 классе на уроке чтения и развития речи проводится беседа по иллюстрациям к повести «Муму». В ходе беседы стремлюсь привлечь к участию всех учеников, которые воспринимают вопросы и ответы товарищей слухо-зрительно. При изучении рассказа «Васюткино озеро» я составляю презентацию, в которую включаю картинки сибирского леса, его жителей, затем словарь новых слов, которые могут встретиться в тексте, затем дается описание действий мальчика в лесу, даются вопросы на размышление о поведении и поступках героя. А после прочтения всего рассказа даются тестовые задания.

      В 6-7 классах школьники учатся составлять в устной и письменной форме  беседы по плану, на данную тему. В процессе обучения диалогу глухих учащихся обеспечивается развитие языковой способности.

      Речевая деятельность учащихся совершенствуется в ходе развития разговорной речи на основе говорения, чтения, письма, дактилирования и слухо-зрительного восприятия.

      В 5-7 классах основное место в работе по развитию речи отводится формированию связной монологической речи при дальнейшем обогащении диалогической.

В средних классах школы глухих детей реализуется принцип коммуникации как основное условие продуктивности обучения языку. При этом предполагается тесная связь речевого развития с разнообразными видами деятельности, которая обостряет потребности в общении и ускоряет овладение языком слов.

 Современные требования к урокам  предполагают  развитие творческих способностей школьников. Поэтому в своей работе использую нетрадиционные методы обучения. Это разнообразные виды уроков, которые позволяют раскрыть способности учащихся.

Урок-конференция, урок-аукцион, урок-диспут, урок-представление,

урок-концерт, урок-путешествие и другие виды уроков.

         Такие уроки нравятся учащимся. Они с большим удовольствием готовятся к ним, принимают активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Программа самообразования «ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В век высоких информационных технологий перед открытыми (сменными) общеобразовательными школами возникла необходимость в новой модели обучения: акцент переносится с  «усвоения знаний»...

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока

Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....