Программа самообразования «ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство технического обеспечения и повышения эффективности урока»
материал на тему

В век высоких информационных технологий перед открытыми (сменными) общеобразовательными школами возникла необходимость в новой модели обучения: акцент переносится с  «усвоения знаний» на формирование ИКТ -компетентности, т.е. способности учащихся решать учебные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Новая модель обучения должна решить основную задачу школы - повысить качество образования.

Открытые (сменные) общеобразовательные школы имеют свои особенности. Контингент обучающихся в данных школах разнообразен в возрастном, социальном, материальном и  образовательном плане: трудные дети из неблагополучных семей; молодые люди, по материальному положению вынужденные совмещать работу с учебой; юные мамы с малышами, учащиеся с разным уровнем подготовки. У данных учащихся слабый уровень знаний, отсутствие навыков учебного труда, педагогическая запущенность, наличие проблем общения со сверстниками и учителями, отрицательное отношение к учебе, пониженная работоспособность, ограниченные возможности здоровья, личностные проблемы, отклонения в поведении. Все это требует нового подхода к разработке образовательных программ, обновление содержания, форм и методов обучения.

Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu_.docx56.94 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

самообразования

  учителя русского  языка и литературы

Стецкой Надежды Алексеевны

на 2015 -2019  г.г.

Пояснительная записка

    Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно   воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в моей работе играет профессиональная компетентность на современном этапе развития образования.

Тема самообразования: «ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство технического обеспечения и повышения эффективности урока». 

Срок реализации – 5 лет

    Перечень вопросов по самообразованию: наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов; работа над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата; самоанализ и оценка своей творческой деятельности; изучение педагогического опыта других преподавателей; умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.

В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставлю перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.

 Цель:

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.

Задачи: 

  • Продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка и литературы.
  • Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ
  • Улучшение подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ путем использования современных образовательных технологий.
  • Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности, в том числе для учащихся, находящихся трудной жизненной ситуации, а также одаренных детей.
  • Мониторинг деятельности по реализации деятельности, путем учета динамики достижению обучающихся, применяющих ИКТ на уроках русского языка и литературы.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).

Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки,  музеи.

Методы процесса самообразования:

  1. Изучение ФГОС  среднего  общего  образования.
  2. Изучение проектирования универсальных учебных действий.
  3. Практическое применение УУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития УУД.
  4. Участие в Интернет форумах  по заявленной проблеме.
  5. Сбор   информационного материала по проблеме применения ОУД.

Ожидаемые результаты:

    Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

План мероприятий

Сроки

Отметка

о

выполнении

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1

Теоретическое изучение темы. Журналы и газеты:«Русский язык и литература в школе», «Первое сентября. Русский язык» и др.

2015- 2019 Систематически

+

2

Повышение квалификации по предмету, курсы.

2015- 2019

+

3

Участие в вебинарах и семинарах различного

уровня.

2015- 2019

+

4

Аттестация на высшую квалификационную

категорию (подтверждение).

2018

5

Изучение инновационных методов работы

ведущих учителей России в области обучения и воспитания.

Систематически.

6

Участие в комиссиях предметных олимпиад,

научно-практических конференций.

2015- 2019

+

Использование современных образовательных технологий и ИКТ области

обучения и воспитания

1

Изучение статей, брошюр передовиков –

новаторов.

Систематически

2

Составление мультимедийных презентаций по

предметам.

3

Использование на уроках русского языка и

литературы Эоров и Цоров.

Систематически.

4

Проведение уроков с использованием ИКТ.

Систематически.

5

Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе, педагогике и психологии.

Систематически.

6

Создание персонального сайта.

+

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1

Выступление перед коллегами на занятиях ШМО:

1) «Анализ работы ШМО учителей русского

языка и литературы за истекший учебный год»,

2) «Пути повышения качества образования по

русскому языку»;

3) «Методы и формы работы со слабоуспеващими»;

4)Обогащение творческой лаборатории учителя

на уровне требований современности.;

5)Составление рабочих программ;

6)Новые идеи и предложения по рациональной

подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ. (ШМО)

2015- 2019

2

Проведение открытых уроков.

2015 - 2019

+

3

Взаимопосещение уроков.

2015 - 2019

+

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

1

Совершенствовать систему подготовки к

экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ во всех классах.

2015- 2019

+

2

Систематически пополнять папки с КИМ для ЕГЭ

и ОГЭ на основании ежегодных изменений

кодификаторов и критериев к сочинениям –

рассуждениям.

2015 - 2019

+

3

Создать условия для участия особо одаренных

детей в дистанционной олимпиадах и конкурсах

2015 - 2019

+

4

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на региональном уровне.

2015 - 2019

5

Вовлекать больше обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, в исследовательскую деятельность для участия на муниципальных и

региональных научно-практических конференциях.

2015 - 2019

Итоги деятельности  по самообразованию

1.Повышение качественной и абсолютной успеваемости.

2.Разработка методических разработок уроков, программ.

3.Разработка новых форм и приёмов обучения.

4. Выступление на ШМО, семинарах.

5.Разработка и проведение открытых уроков.

6.Обобщение опыта по исследуемой теме.

Оценка уровня ИКТ - компетентности учащихся 10 класса (на основании регулярного мониторинга) - 2016 г

Результативность использования ИКТ на уроках литературы  в 10 классе  ( по результатам контрольных тестирований и саморефлексии учащихся) - 2016

По результатам проведенного тестирования в конце учебного года в  10 классах считают интересными уроки литературы  с применением ИКТ  94 % учащихся - 2016 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников

"Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

"Повышение эффективности уроков русского языка и литературы на основе ИКТ"

В данной презентации представлен опыт работы с интерактивной доской на уроках русского языка и литературы....