Главные вкладки

    Программа самообразования «ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство технического обеспечения и повышения эффективности урока»
    материал на тему

    В век высоких информационных технологий перед открытыми (сменными) общеобразовательными школами возникла необходимость в новой модели обучения: акцент переносится с  «усвоения знаний» на формирование ИКТ -компетентности, т.е. способности учащихся решать учебные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Новая модель обучения должна решить основную задачу школы - повысить качество образования.

    Открытые (сменные) общеобразовательные школы имеют свои особенности. Контингент обучающихся в данных школах разнообразен в возрастном, социальном, материальном и  образовательном плане: трудные дети из неблагополучных семей; молодые люди, по материальному положению вынужденные совмещать работу с учебой; юные мамы с малышами, учащиеся с разным уровнем подготовки. У данных учащихся слабый уровень знаний, отсутствие навыков учебного труда, педагогическая запущенность, наличие проблем общения со сверстниками и учителями, отрицательное отношение к учебе, пониженная работоспособность, ограниченные возможности здоровья, личностные проблемы, отклонения в поведении. Все это требует нового подхода к разработке образовательных программ, обновление содержания, форм и методов обучения.

    Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_samoobrazovaniyu_.docx56.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

    самообразования

      учителя русского  языка и литературы

    Стецкой Надежды Алексеевны

    на 2015 -2019  г.г.

    Пояснительная записка

        Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно   воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в моей работе играет профессиональная компетентность на современном этапе развития образования.

    Тема самообразования: «ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство технического обеспечения и повышения эффективности урока». 

    Срок реализации – 5 лет

        Перечень вопросов по самообразованию: наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов; работа над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата; самоанализ и оценка своей творческой деятельности; изучение педагогического опыта других преподавателей; умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.

    В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставлю перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.

     Цель:

    Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.

    Задачи: 

    • Продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка и литературы.
    • Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ
    • Улучшение подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ путем использования современных образовательных технологий.
    • Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности, в том числе для учащихся, находящихся трудной жизненной ситуации, а также одаренных детей.
    • Мониторинг деятельности по реализации деятельности, путем учета динамики достижению обучающихся, применяющих ИКТ на уроках русского языка и литературы.
    • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

    Источники самообразования:

    СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).

    Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки,  музеи.

    Методы процесса самообразования:

    1. Изучение ФГОС  среднего  общего  образования.
    2. Изучение проектирования универсальных учебных действий.
    3. Практическое применение УУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития УУД.
    4. Участие в Интернет форумах  по заявленной проблеме.
    5. Сбор   информационного материала по проблеме применения ОУД.

    Ожидаемые результаты:

        Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

    План мероприятий

    Сроки

    Отметка

    о

    выполнении

    Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

    1

    Теоретическое изучение темы. Журналы и газеты:«Русский язык и литература в школе», «Первое сентября. Русский язык» и др.

    2015- 2019 Систематически

    +

    2

    Повышение квалификации по предмету, курсы.

    2015- 2019

    +

    3

    Участие в вебинарах и семинарах различного

    уровня.

    2015- 2019

    +

    4

    Аттестация на высшую квалификационную

    категорию (подтверждение).

    2018

    5

    Изучение инновационных методов работы

    ведущих учителей России в области обучения и воспитания.

    Систематически.

    6

    Участие в комиссиях предметных олимпиад,

    научно-практических конференций.

    2015- 2019

    +

    Использование современных образовательных технологий и ИКТ области

    обучения и воспитания

    1

    Изучение статей, брошюр передовиков –

    новаторов.

    Систематически

    2

    Составление мультимедийных презентаций по

    предметам.

    3

    Использование на уроках русского языка и

    литературы Эоров и Цоров.

    Систематически.

    4

    Проведение уроков с использованием ИКТ.

    Систематически.

    5

    Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе, педагогике и психологии.

    Систематически.

    6

    Создание персонального сайта.

    +

    Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

    1

    Выступление перед коллегами на занятиях ШМО:

    1) «Анализ работы ШМО учителей русского

    языка и литературы за истекший учебный год»,

    2) «Пути повышения качества образования по

    русскому языку»;

    3) «Методы и формы работы со слабоуспеващими»;

    4)Обогащение творческой лаборатории учителя

    на уровне требований современности.;

    5)Составление рабочих программ;

    6)Новые идеи и предложения по рациональной

    подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ. (ШМО)

    2015- 2019

    2

    Проведение открытых уроков.

    2015 - 2019

    +

    3

    Взаимопосещение уроков.

    2015 - 2019

    +

    Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

    1

    Совершенствовать систему подготовки к

    экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ во всех классах.

    2015- 2019

    +

    2

    Систематически пополнять папки с КИМ для ЕГЭ

    и ОГЭ на основании ежегодных изменений

    кодификаторов и критериев к сочинениям –

    рассуждениям.

    2015 - 2019

    +

    3

    Создать условия для участия особо одаренных

    детей в дистанционной олимпиадах и конкурсах

    2015 - 2019

    +

    4

    Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на региональном уровне.

    2015 - 2019

    5

    Вовлекать больше обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, в исследовательскую деятельность для участия на муниципальных и

    региональных научно-практических конференциях.

    2015 - 2019

    Итоги деятельности  по самообразованию

    1.Повышение качественной и абсолютной успеваемости.

    2.Разработка методических разработок уроков, программ.

    3.Разработка новых форм и приёмов обучения.

    4. Выступление на ШМО, семинарах.

    5.Разработка и проведение открытых уроков.

    6.Обобщение опыта по исследуемой теме.

    Оценка уровня ИКТ - компетентности учащихся 10 класса (на основании регулярного мониторинга) - 2016 г

    Результативность использования ИКТ на уроках литературы  в 10 классе  ( по результатам контрольных тестирований и саморефлексии учащихся) - 2016

    По результатам проведенного тестирования в конце учебного года в  10 классах считают интересными уроки литературы  с применением ИКТ  94 % учащихся - 2016 г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

    «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

    Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников

    "Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...

    План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

    В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

    "Повышение эффективности уроков русского языка и литературы на основе ИКТ"

    В данной презентации представлен опыт работы с интерактивной доской на уроках русского языка и литературы....