Программа самообразования «ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство технического обеспечения и повышения эффективности урока»
материал на тему
В век высоких информационных технологий перед открытыми (сменными) общеобразовательными школами возникла необходимость в новой модели обучения: акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование ИКТ -компетентности, т.е. способности учащихся решать учебные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Новая модель обучения должна решить основную задачу школы - повысить качество образования.
Открытые (сменные) общеобразовательные школы имеют свои особенности. Контингент обучающихся в данных школах разнообразен в возрастном, социальном, материальном и образовательном плане: трудные дети из неблагополучных семей; молодые люди, по материальному положению вынужденные совмещать работу с учебой; юные мамы с малышами, учащиеся с разным уровнем подготовки. У данных учащихся слабый уровень знаний, отсутствие навыков учебного труда, педагогическая запущенность, наличие проблем общения со сверстниками и учителями, отрицательное отношение к учебе, пониженная работоспособность, ограниченные возможности здоровья, личностные проблемы, отклонения в поведении. Все это требует нового подхода к разработке образовательных программ, обновление содержания, форм и методов обучения.
Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_.docx | 56.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
самообразования
учителя русского языка и литературы
Стецкой Надежды Алексеевны
на 2015 -2019 г.г.
Пояснительная записка
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в моей работе играет профессиональная компетентность на современном этапе развития образования.
Тема самообразования: «ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство технического обеспечения и повышения эффективности урока».
Срок реализации – 5 лет
Перечень вопросов по самообразованию: наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов; работа над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата; самоанализ и оценка своей творческой деятельности; изучение педагогического опыта других преподавателей; умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставлю перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
Цель:
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.
Задачи:
- Продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка и литературы.
- Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ
- Улучшение подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ путем использования современных образовательных технологий.
- Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности, в том числе для учащихся, находящихся трудной жизненной ситуации, а также одаренных детей.
- Мониторинг деятельности по реализации деятельности, путем учета динамики достижению обучающихся, применяющих ИКТ на уроках русского языка и литературы.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная).
Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.
Методы процесса самообразования:
- Изучение ФГОС среднего общего образования.
- Изучение проектирования универсальных учебных действий.
- Практическое применение УУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития УУД.
- Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
- Сбор информационного материала по проблеме применения ОУД.
Ожидаемые результаты:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
№ | План мероприятий | Сроки | Отметка о выполнении | |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | ||||
1 | Теоретическое изучение темы. Журналы и газеты:«Русский язык и литература в школе», «Первое сентября. Русский язык» и др. | 2015- 2019 Систематически | + | |
2 | Повышение квалификации по предмету, курсы. | 2015- 2019 | + | |
3 | Участие в вебинарах и семинарах различного уровня. | 2015- 2019 | + | |
4 | Аттестация на высшую квалификационную категорию (подтверждение). | 2018 | ||
5 | Изучение инновационных методов работы ведущих учителей России в области обучения и воспитания. | Систематически. | ||
6 | Участие в комиссиях предметных олимпиад, научно-практических конференций. | 2015- 2019 | + | |
Использование современных образовательных технологий и ИКТ области обучения и воспитания | ||||
1 | Изучение статей, брошюр передовиков – новаторов. | Систематически | ||
2 | Составление мультимедийных презентаций по предметам. | |||
3 | Использование на уроках русского языка и литературы Эоров и Цоров. | Систематически. | ||
4 | Проведение уроков с использованием ИКТ. | Систематически. | ||
5 | Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе, педагогике и психологии. | Систематически. | ||
6 | Создание персонального сайта. | + | ||
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | ||||
1 | Выступление перед коллегами на занятиях ШМО: 1) «Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за истекший учебный год», 2) «Пути повышения качества образования по русскому языку»; 3) «Методы и формы работы со слабоуспеващими»; 4)Обогащение творческой лаборатории учителя на уровне требований современности.; 5)Составление рабочих программ; 6)Новые идеи и предложения по рациональной подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ. (ШМО) | 2015- 2019 | ||
2 | Проведение открытых уроков. | 2015 - 2019 | + | |
3 | Взаимопосещение уроков. | 2015 - 2019 | + | |
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | ||||
1 | Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ во всех классах. | 2015- 2019 | + | |
2 | Систематически пополнять папки с КИМ для ЕГЭ и ОГЭ на основании ежегодных изменений кодификаторов и критериев к сочинениям – рассуждениям. | 2015 - 2019 | + | |
3 | Создать условия для участия особо одаренных детей в дистанционной олимпиадах и конкурсах | 2015 - 2019 | + | |
4 | Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на региональном уровне. | 2015 - 2019 | ||
5 | Вовлекать больше обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, в исследовательскую деятельность для участия на муниципальных и региональных научно-практических конференциях. | 2015 - 2019 |
Итоги деятельности по самообразованию
1.Повышение качественной и абсолютной успеваемости.
2.Разработка методических разработок уроков, программ.
3.Разработка новых форм и приёмов обучения.
4. Выступление на ШМО, семинарах.
5.Разработка и проведение открытых уроков.
6.Обобщение опыта по исследуемой теме.
Оценка уровня ИКТ - компетентности учащихся 10 класса (на основании регулярного мониторинга) - 2016 г
Результативность использования ИКТ на уроках литературы в 10 классе ( по результатам контрольных тестирований и саморефлексии учащихся) - 2016
По результатам проведенного тестирования в конце учебного года в 10 классах считают интересными уроки литературы с применением ИКТ 94 % учащихся - 2016 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...
Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников
"Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
"Повышение эффективности уроков русского языка и литературы на основе ИКТ"
В данной презентации представлен опыт работы с интерактивной доской на уроках русского языка и литературы....
Доклад на методическом объединении по теме: "Использование информационно-компьютерных технологий как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока".
Работа в открытом пространстве, создание творческих работ и комментирование презентаций....
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...