Формирование навыков аудирования и развитие свободного владения речью на уроках английского языка в начальной школе
статья по английскому языку по теме

Кравченко Юлия Михайловна

Опираясь на свой небольшой опыт могу сказать,что ученики младших классов начинают изучение английского языка с большим интересом, так как это совершенно новый для них предмет, который вызывает большой интерес. И в этой ситуации задача учителя сохранить этот интерес.

   Начальный этап очень важен, так как от него зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.

   В моей работе главное внимание обращено на  развитие навыка свободного владения речью, формирование навыков аудирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков аудирования и развитие свободного владения речью на уроках английского языка в начальной школе

   Так как в условиях массовой школы приходится работать с детьми разного уровня подготовки, я стараюсь придерживаться технологии разноуровнего обучения, с целью обеспечения усвоения учебного материала каждым учеником. Учитель, который хочет получить положительные результаты, должен соблюдать некоторые правила. Следует выбирать ситуации таким образом, чтобы они были понятны для учеников младших классов. Особое внимание нужно уделять тому, чтобы каждый ученик активно участвовал в образовательном процессе на уроке, а иначе будет потерян интерес к изучению английского языка.

   Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета, то есть 2 – 4-е классы. Чтобы заложить эти основы, необходимо время, так как учащиеся должны с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком. Следует чётко представлять себе конечные цели обучения – те результаты, достижение которых нужно обеспечить, а так же и промежуточные, что позволяет учителю формировать конкретные задачи урока. Цели обучения на начальном этапе должны соотноситься с конечными целями обучения в средней школе.

   Аудирование, говорение, чтение и письмо – это виды речевой деятельности, по которым должны быть сформированы навыки у учащихся, обеспечивающие возможность осуществлять общение в устной и письменной формах. Поэтому главной задачей при обучении английскому языку на начальной ступени является формирование навыков и умений пользоваться языком как средством коммуникации в различных видах речевой деятельности.

   У детей начальной школы уже имеется большой опыт слушания на родном языке. Обучение аудированию я стараюсь строить так, чтобы поддержать уже сложившиеся умения при этом их развивая. Я ставлю перед собой задачу на данном этапе научить детей понимать речь учителя, одноклассников или диктора. Детям раздаются тексты в виде загадок, что требует особого внимания. При обучении аудированию используются различные средства: наглядность, движения или мимика. Очень интересный подход как Total Physical Response. Задача детей в этом случае, слушая учителя изображать движениями то, что они слышат. Постепенно от описательных текстов я перехожу к фабульным, содержащим некоторое количество слов, о значении которых учащиеся могут догадаться, глядя на зрительные подсказки.

   Для проверки результатов аудирования мною используются различные виды упражнений: выбор рисунка подходящего под описание, рисунки, вопросы.

   Любой язык является средством общения. Что необходимо, чтобы изучаемый язык стал таким средством?   Необходимо знание лексической, произносительной, грамматической стороны речи. Дети младшего школьного возраста обладают необходимыми способностями для овладения звуковыми и интонационными компонентами (развитый фонематический слух и гибкий артикуляционный аппарат). Работая в школе, обучаю детей с разными видами восприятия информации и различными типами памяти.

   Одному ребёнку достаточно один раз услышать звук, слово или даже целую реплику для того чтобы воспроизвести, другому ребёнку необходимо подробно объяснить артикуляцию звука. А кому – то необходимо указать на различия в произношении между русским и английским языками.

   На одном из первых уроков я спрашиваю детей, хотят ли они произносить слова как настоящие англичане. Это вызывает удивление, но после того как дети ощущают разницу между звучанием русского и английского языка, все вопросы улетучиваются. Очень быстро дети привыкают к правильной артикуляции и, как показывает практика, и уже в среднем звене дети вырабатывают правильное произношение. Со второго полугодия первого года обучения английскому языку я провожу фонетическую зарядку.

Дети в школе получают большую умственную нагрузку из – за этого они быстро утомляются и отвлекаются. Вот почему на своих уроках я провожу физкультминутки с помощью английских песен и рифмовок, что позволяет восстановить внимание, память, а так же снимает умственное и физическое напряжение. Кроме того, позволяет отработать произношение и обогащает словарный запас детей.

   На раннем этапе дети решают элементарные коммуникативные задачи в пределах игровой, учебно – трудовой, семейно - бытовой сфер, в процессе общения между собой и со взрослыми. Умения в монологической и диалогической речи формируются взаимосвязано: фрагмент диалога может перейти в монологическое высказывание: T     P

T. – Can you fly like a butterfly?

P. – No, I can’t. But I can swim like a fish. I like to swim in the river.

P. – Yes, I can fly very well.

T. – Can you?

P. – Yes, I am an owl. I live in the forest and I like to fly.

   Монологу дети обучаются через составление текстов на примере образцов, задаваемых героями различных мультфильмов и героями сказок. Часто я использую элементы опорных схем. Даю задание, где дети должны выполнить рисунок – конспект работая индивидуально, в парах или группах. При этом в группы включаются дети разного уровня подготовки, как сильные, так и слабые. После того как задание выполнено ученики меняются своими работами и озвучивают рассказ своих одноклассников. Здесь также можно выстроить работу разными способами: один из вариантов это когда рассказ начинает слабый ученик, а остальные дети в группе его подхватывают и продолжают. Другой вариант, когда один начинает рассказ, другой повторяет предложение предыдущего и затем добавляет своё и так далее. Последний более сильный произносит весь рассказ.

   На начальном этапе обучения языку учениками вместе с учителем решается ряд задач, а именно: попросить, поблагодарить, извиниться, попрощаться, поздравить, согласиться, не согласиться. Для отработки данных умений можно также использовать игровые ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

Освоение навыков разговорной речи на уроках английского языка в начальной школе. Основные проблемы и способы их решения.

Английский язык является предметом филологического цикла и важной задачей  всего курса начального обучения предмету является формирование коммуникативной компетенции младшего школьника, навыков и...

Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

Презентация" Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)"

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС».

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных...

Исследовательская работа (форсайт-центр) Средства интенсификации обучения устной речи на уроках английского языка в начальной школе на примере темы “Мой питомец”.

Материал содержит микс средств, техник, направленных на повышение качества обучения и мотивации учеников начальных классов в разделе "говорение"....