Главные вкладки

    «Формирование универсальных учебных действий (УУД) через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС».
    статья по английскому языку

    Неклюдова Елена Владимировна

    Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных программ и начального общего образования, которые представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования. 

    Согласно ФГОС в результате изучения английского языка на ступени начального общего образования у учеников должны быть сформированы

    •  иноязычная коммуникативная компетенция;
    •  лингвистический кругозор;
    •  основы коммуникативной культуры;
    •  положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Английский язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения.

    Темпы роста объёмов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения учащихся начальной школы. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

    Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения учащихся начальной школы, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    /Слайд 1/

    ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

    «Формирование универсальных учебных действий (УУД) через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС».

    Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных программ и начального общего образования, которые представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

    Согласно ФГОС в результате изучения английского языка на ступени начального общего образования у учеников должны быть сформированы

    •  иноязычная коммуникативная компетенция;
    •  лингвистический кругозор;
    •  основы коммуникативной культуры;
    •  положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Английский язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения.

    Темпы роста объёмов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения учащихся начальной школы. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

    Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня знаний.

    Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения учащихся начальной школы, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

    В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Игра для ребёнка - не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребёнок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

    Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

    «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее», - писала Надежда Константиновна Крупская. Она же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

    Для учащихся младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания.

    В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

    /Слайд 2, 3/

    В последние годы вопросы теории и практики игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Александрой Платоновной Усовой, Евгенией Ильиничной Радиной, Фаиной Наумовной Блехер, Зинаидой Михайловной Богуславской, Еленой Феликсовной Иваницкой, Валентиной Никитичной Аванесовой, Леонидом Абрамовичем Венгером, Даниилом Борисовичем Элькониным и другими.

    Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Теоретики игры называют следующие принципы, характеризующие обучение через игровую деятельность:

    1) активность играющих школьников. Это основной принцип игровой деятельности, предусматривающий активное проявление интеллектуальных и физических возможностей школьника как при подготовке к игре, так и в самом её процессе, а также в ходе обсуждения полученных результатов;

    2) эмоциональность дидактической игры, которая проявляется в сильном воздействии игры на учащихся, что, в свою очередь, является одной из основных причин их самостоятельных побуждений к участию в игре или наблюдению за её ходом;

    3) индивидуальную направленность игры. Этот принцип отражает сугубо личное отношение школьника к игре, в которой, наряду с интеллектуальными, развиваются те или иные его качества, имеющие вполне определённую ценность для учащегося;

    4) коллективность, которая отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности в группах или командах в условиях ролевого взаимодействия, где каждый школьник представляет собой индивидуальность. Дидактическая игра, в основе которой лежит коллективная деятельность интеллектуалов, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща, убеждает в необходимости и эффективности коллективной работы;

    5) целеустремленность, которая подчёркивает, что личные цели отдельного играющего должны совпадать с общими целями команды;

    6) результативность, отражающая осознание итогов дидактической игры как конкретных достижений школьника в усвоении новых способов учебной деятельности;

    7) развитие игровой динамики, реализующейся через правила поддержания игровой атмосферы;

    8) взаимосвязь игровой и неигровой деятельности, которая обеспечивает двуплановость игры. Совершение реальных учебных действий в игровых условиях приводит к переносу основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

    9)  переход от простейших игр к сложным игровым формам, который выражается в постепенном углублении содержания игровых заданий и правил, в переходе от подражательных игр к ролевым и деловым, от локальных игр к играм-комплексам.

    Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

    Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей, особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

    Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерскиеСюжетно- конструкторские игры и игры с элементами труда.

    Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо.

    Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. Игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений. Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры.

    Чрезвычайно важным и неоднозначным является вопрос о классификации дидактических игр. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на три группы:

    1. предметные (с дидактическими игрушками и материалами);
    2. настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или по принципу сложения целого из частей (типа разрезных картинок), настенные;
    3. словесные.

    К дидактическим играм относят: игры на внимание, развитие чувства времени, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей.

    Дидактические игры по способу организации деятельности делятся на:

    • игры-путешествия,
    • игры-поручения,
    • игры-предположения,
    • игры-загадки,
    • игры-беседы.

    Если попытаться свести воедино разработанные исследователями подходы к систематизации дидактических игр, то классификацию можно представить в следующем обобщенном виде.

    /Слайд 4/

    Классификация дидактических игр:

    По виду деятель

    ности

    По предметной области

    По этапу педагогического процесса

    По игровой методике

    По количеству участников

    По характеру познаватель

    ной деятельности

    интеллектуальные

    энергетические, социальные

    трудовые, психологические

    релаксационные

    математические

    физические

    химические

    лингвистические

    экономические

    литературные

    информационные

    тренинговые

    обобщающие

    контрольные

    диагностические

    драматизация

    соревнования

    деловые

    ролевые

    индивидуальные

    парные

    групповые

    коллективные

    репродуктивные

    продуктивные

    творческие

    По времени проведения

    часть урока

    урок полностью

    лонгитюдные

    (от нескольких дней до целого

    учебного года).

    Не в табличном виде:

    По виду деятельности:

    • интеллектуальные;
    • энергетические, социальные;
    • трудовые, психологические;
    • релаксационные.

    По предметной области:

    • математические;
    • физические;
    • химические;
    • лингвистические;
    • экономические;
    • литературные и т. д.

    По этапу педагогического процесса:

    • информационные;
    • тренинговые;
    • обобщающие;
    • контрольные;
    • диагностические.

    По игровой методике: драматизация, соревнования, деловые, ролевые.

    По количеству участников:

    • индивидуальные;
    • парные;
    • групповые;
    • коллективные.

    По характеру познавательной деятельности:

    • репродуктивные;
    • продуктивные;
    • творческие.

    По времени проведения: 

    • часть урока;
    • урок полностью;
    • лонгитюдные (от нескольких дней до целого учебного года).

    Изучив опыт передовых педагогов, уверена, что обучение английскому  языку на раннем этапе должно строиться на основе игры.

    Игра на занятиях по английскому языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию универсальных учебных действий (составляющие основу умения учиться). 

    /Слайд 5/

    Что дает игра? Ефим Израилевич Пассов в своей книге «Урок иностранного языка в школе» считает, что игра

    • формирует у детей мотивацию к обучению; 
    • раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке; 
    • позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся;
    • формирует речевые умения.

    Ученики получают мыслительную, двигательную и эмоциональную разрядку во время коллективной игры; развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи.

    Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, актуализируя потребность в самореализации и саморазвитии в области изучения иностранного языка. 

    Игра – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей.

    Игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке.

    После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия - весёлая игра – это идеальная возможность расслабиться. Игры направлены на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учеников, на усвоение получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому предмету при помощи воздействия на психику человека, производимого во время проведения игры. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Спонтанная игра повышает внимание. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Во всякой игре есть элемент неожиданности, элемент соперничества, а выигрывать мы все любим.

    Игра, как форма организации урока выполняет следующие задачи:

    • тренирует учащихся в выборе нужного речевого клише;
    • способствует многократному повторению языковых единиц;
    • создаёт психологическую готовность к реальному речевому общению.

    Можно начать урок с пятиминутной игры, чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала. И еще, можно спонтанно прервать урок, когда начинаешь чувствовать, что внимание пропадает, для создания краткой игровой ситуации. Игра в конце урока тоже очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом, что возможно подвигнет учеников ожидать следующего урока с нетерпением. 

    Таким образом, можно сказать, что игра – это наиболее эффективное средство формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

    Показателями  успешного применения игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе являются:

    • положительное влияние на развитие личности и состояние психологического здоровья учащихся;
    • совершенствование системы диагностики обучения, воспитания и развития обучающихся;
    • творческий характер совместной деятельности учеников и учителя; позитивное отношение учащихся к изучаемому предмету; оптимальный психологический климат на уроках английского языка.

    Продуктивность обучения подтверждается позитивными результатами исследований удовлетворённости учащихся и их родителей условиями и качеством обучения английскому языку.

    Показатели результативности:

    • уровень качества знаний учащихся по английскому языку;
    • развитие речевой деятельности учащихся;
    • повышение уровня учебно-познавательной мотивации учащихся.

    /Слайд 6/

    Формула успеха обучения английскому языку проста:

    новейшие

    технологии

    +

    индивидуальный

    подход

    +

    творчество учителя

    =

    увлекательное обучение

    А лучшим девизом для меня и учеников является: «Учителю легко, ученику интересно, вместе эффективно».

    Для того чтобы отследить формирование учебной мотивации, мною было проведено пилотажное исследование.

    (Что такое пилотажное исследование? Термин «пробное исследование» в литературе употребляется как: 1) синоним поискового (разведывательного) исследования; 2) синоним пилотажного исследования; 3) собирательное понятие, включающее как свои разновидности (подвиды) поисковое (разведывательное) и пилотажное исследования. Будем считать, что поисковое (разведывательное) и пилотажное — два основных подвида пробного исследования.

    Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез. Таким образом, по своей сути оно есть концептуальное исследование. Проведение его особенно желательно в том случае, если литература по интересующей вас тематике отсутствует или ее недостаточно. Разведывательное исследование - наиболее простой вид социологического анализа: круг задач ограничен, число опрошенных невелико, программа и инструментарий крайне упрощенные; данные нерепрезентативные. Учёный получает лишь прикидочные сведения об объекте исследования для общей ориентации в проблеме. Оно используется для мало изученных или вообще не изученных проблем. Его лозунг -  приблизительно, дешево и быстро.

    Поисковое исследование может проводиться следующими методами: интервью (лучше неформализованное) с потенциальными респондентами; наблюдение; фокус-группа по центральной проблеме исследования; опрос экспертов-специалистов или просто людей, имеющих отношение к интересующей вас проблемной области; изучение документов, статистических данных, содержащих необходимые сведения по выдвинутым задачам и гипотезам).

    В начале изучения новой темы я провела урок, не содержащий игр (не считая той, которую провожу в начале каждого урока, как фонетическую зарядку), и в конце урока проанализировала реакцию детей на урок по результатам «обратной связи» (рефлексии). По окончанию изучения данной темы провела урок в форме игры-состязания, когда в течение всего урока все учащиеся принимали участие в играх и конкурсах, призванных обощить и закрепить полученные по теме знания. В конце урока внимательно отследила результаты «обратной связи».

    /Слайды 7, 8/

    В процентном соотношении результаты оказались следующими.

    Урок изучения нового материала:

    •  активное участие в уроке приняли – 47,4 %;
    •  участие в уроке принимали – 25,3 %;
    •  были невнимательны – 27,3 %.

    Урок обобщения и закрепления знаний

    • активное участие в уроке приняли – 77,4 %;
    •  участие в уроке принимали – 12,5 %;
    •  были невнимательны – 10,1 %.

    Результаты анализа уроков показывают, что детям очень нравится играть на уроках.

    Данные результаты дают основание считать намеченные пути верными, а используемые методические приёмы и технологии заслуживающими внимания.

    Считаю, что уроки английского языка, на которых активно применяются игровые технологии, способствуют речевому развитию детей, следовательно, поднимают уровень знаний учащихся начальной школы в рамках изучения английского языка и достигает планируемых результатов, предусмотренных ФГОС НОО.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Арзамасцева Н.И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков: учебно-методическое пособие / Н.И.Арзамасцева, О.А.Игнатова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К.Крупской, 2007.

    2.  Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

    3.  Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения.

    4. Кувшинов В.И. Игры на занятиях английским языком / В.И.Кувшинов // Иностранные языки в школе.-1993. № 2. С. 26-28.

    5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И.Пассов.-М., 1991.

    6.  Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка....

    Формирования УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

    Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действ...

    Формирование универсальных учебных действий в работе с песней на уроке английского языка

    Данное методическое пособие показывает, как посредством погружения школьников в иноязычную песенную культуру на уроках английского языка учитель решает проблему создания эффективной мотивационной сред...

    Формирования УУД через Игровые Технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.

    Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат....

    Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

    Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

    Презентация" Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)"

    Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...