Формирование универсальных учебных действий в работе с песней на уроке английского языка
методическая разработка (8 класс) по теме

Папуга Ирина Вячеславовна

Данное методическое пособие показывает, как посредством погружения школьников в иноязычную песенную культуру на уроках английского языка учитель решает проблему создания эффективной мотивационной среды и формирует у них универсальные учебные действия. Пособие включает в себя подборку англоязычных песен по разным темам и лексико-грамматические упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ………………………………………………………………....2                                                                             Требования к результатам ФГОС……………………………………….3                                                                

Психолого-педагогические особенности развития школьников

5-9 классов (11-15 лет)  ………………………………………………....6                                                                                    

Песня как один из способов поддержания и активизации

мотивации в изучении английского …………………………………...8

Методические приемы в работе с песней на уроках

 английского языка……………………………………………………...10

Развитие универсальных учебных действий в работе

с песней “What if”……………………………………………………….15

Развитие УУД в работе с песней  «Within you without you»………….22

Заключение ……………………………………………………………...32

Литература……………………………………………………………….33

Приложение……………………………………………………………...34

ВВЕДЕНИЕ

 В виду того, что целевой раздел федерального стандарта ориентирует всех участников образовательного процесса на «формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие их творческих способностей»[1], проблема создания эффективной мотивационной среды и формирования универсальных учебных действий представляется крайне важной.

Данная работа пытается показать, что использование песен на уроках английского языка – один из методов, который, как нельзя, лучше позволяет достичь поставленной цели, так как изучаемая иноязычная музыкальная социокультурная среда, в которую погружаются школьники посредством иностранного языка, не только образовывает, но и воспитывает их. Что первично, а что вторично, вопрос, не требующий ответа, все в комплексе. Следует заметить, что эффективность данного метода заключается в повышении уровня внешней и внутренней мотивации самой проблемной возрастной категории школьников 13-15 лет.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ФГОС

Рассмотрим в общих чертах сначала системно-деятельностный подход к обучению английскому языку, который согласно ФГОС ориентирован на результаты: личностные, метапредметные и, конечно,  предметные. Система планируемых результатов требует решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Данные задачи могут быть решены только в результате освоения школьниками универсальных учебных действий на базе учебного материала. Федеральный стандарт выделяет личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

В сфере формирования личностных УУД большое значение имеет:

  • Формирование  основ гражданской идентичности (Кто я такой в этом мире? В какой стране я живу? Что значит быть Россиянином?)
  • Воспитание морально-нравственных норм и ценностей (Что есть добро? Что значит семья для человека? Как и зачем нужно беречь свою семью, здоровье, окружающий мир?  итд)
  • Формирование готовности и способности школьника к выбору будущей профессии.
  • Приобретение практического опыта в процессе коммуникации, деятельности.

Развитие регулятивных УУД возможно через формирование

  • действий целеполагания,
  • планирования,
  • осуществления выбора эффективных путей и средств достижения целей
  •  контроля и оценки своих действий, с последующим внесением коррективы.

В развитии коммуникативных УУД наибольшее внимание уделяется:

  • Формирование  умения работать в группе в сотрудничестве с учителем и сверстниками,
  • Формирование коммуникативной компетентности с учетом позиции другого, с умением согласовывать свои действия с другими людьми,
  •  Развитие всех видов речевой деятельности  с использованием речевых средств для организации собственного речевого поведения.

Для формирования познавательных УУД требуется:

  • Развитие стратегии смыслового чтения и работа с информацией,
  • Практика основ проектно-исследовательской деятельности,
  • Освоение понятийного аппарата и инструментария, логических действий и операций (систематизация, сопоставление, анализ, синтез и интерпретация итд),
  • Совершенствование навыков работы с таблицами, графическими схемами, диаграммами, текстами и картами,
  • Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей, зависимостей в разных учебных ситуациях,
  • Развитие мотивации к самостоятельному поиску дополнительной информации.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 1115 лет, связанных

  • с осуществлением качественного преобразования УУД на каждом возрастном этапе благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, а также
  •  с формированием у обучающегося  типа мышления, ориентированного на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.

Определяющим для обучения английскому языку является:

1)  характер влияния общей деятельности на содержание, отбор и организацию учебного языкового и речевого материала;

2)  моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способы формирования речевых навыков и умений у обучающихся;

3)   способы  и  приемы  управления  их  учебной деятельностью на занятиях с преподавателем и в самостоятельной работе.

В процессе отбора и организации языкового и речевого материала и управления его эффективного усвоения следует использовать принцип оценки коммуникативной целесообразности и принцип активной коммуникации.

Песню можно и нужно рассматривать как живую иллюстрацию функционирования языковых структур, как образец мышления автора, как модель порождения нового речевого высказывания или сообщения, а также как инструмент управления смысловым восприятием и универсальных учебных действий в обучении аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике) и всем видам англоязычной речевой деятельности. 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-9 КЛАССОВ (11-15 лет)

Переход обучающегося в основную школу совпадает с переходом кризису  младшего подросткового возраста 11-13 лет, который характеризуется как первая ступенька от детства к взрослости. Именно в этот период подросток перестает ощущать себя ребенком, он обретает чувство взрослости, и как следствие, переоценивает свое мировоззрение на существовавшие в его сознании правила послушания, поведенческие установки и, связанные  с ними ограничения, пытаясь взять за образец нормы поведения взрослых.

        Следующий возрастной этап подросткового развития 14-15 лет наиболее проблематичный и потенциально опасный, так как в сравнительно короткий срок, в подростке происходят глобальные качественные изменения. Именно этот период характеризуется как:

  • бурный скачкообразный физический рост и половое созревание, что в целом, приводит к тому, что у подростка возникают значительные субъективные трудности и переживания, в связи, с этим у подростка могут быть связаны такие  особенности состояния и поведения, как раздражительность, плаксивость, негативизм, дезадаптивное поведение в виде нарушения дисциплины,
  • более категоричная и эмоциональная оценка поступков окружающих людей (родных, учителей, сверстников),
  • критичное и самокритичное мышление, обостренная восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения в мире взрослых, хотя именно на данном этапе формируются способности к абстрагированию и рефлексии, а также нравственные понятия и убеждения, принципы, что говорит о морально-нравственном развитии личности,
  • развитие речи за счет расширения словарного запаса, которое варьируется в зависимости от стиля общения, личности собеседника, социальной группы. Как правило, речь саркастична и иронична, наполнена сленгом.

Терапевтическое воздействие на личность подростка оказывает воображение, на его эмоционально-волевую сферу, влияет на развитие познавательной активности и самосознания. Доминирующей группой интересов становится:

  • «эгоцентрическая» - интерес к собственной личности ,
  • «доминанта дали» - психологическая установка на большие масштабы, и как  следствие, не желание подростка решать сиюминутные проблемы, уход от их  решения,
  • «доминанта усилия», т.е. тяга волевому напряжению, к внешнему и внутреннему сопротивлению, проявляющееся в разных формах непослушания, протеста,
  • «доминанта романтики» - стремление подростка к риску, героизму,
  • «доминанта общения», - стремление  подростка к совместной деятельности со сверстниками.

Интересы подростков  данной возрастной категории усиливаются в связи с изменениями социальных условий развития, ростом информационных перегрузок, изменения характера  и способа общения и социальных взаимодействий с появлением Интернета, развития СМИ и телевидения.

Успешность формирования познавательной сферы, личностных качеств невозможно без учета особенностей данной возрастной категории школьников, а также без активной адекватной позиции учителя, его эффективной организации воспитательно-образовательного процесса, выбора методов и приемов обучения.

ПЕСНЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОДДЕРЖАНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ В  ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКГОГО ЯЗЫКА

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции подростков является музыка: она представляет собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка в силу ряда причин:

  • Песня, как один из видов коммуникации, является одним из эффективных средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включает новые слова и выражения. Уже знакомая лексика встречается в новом контексте, что помогает её активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова, что способствует расширению страноведческой информации, а также развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.
  • Музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата, поэтому песня на английском языке способствует совершенствованию произносительных навыков.
  • Трудно воспринимаемые школьниками грамматические конструкции оживают в песни, и как следствие, лучше ими усваиваются.
  • Благодаря музыке на уроке создается благоприятный эмоциональный психологический климат, что содействует раскрытию творческих способностей каждого учащегося и сплочению всего коллектива.
  • Песня мотивирует учащихся к размышлению и высказыванию своего мнения, как в форме диалога, так и монолога, т.е. способствует речевой компетентности.

Именно поэтому для школьников данной возрастной группы (в 8-9 классах) на уроках иностранного языка целесообразно обращаться к современной иноязычной музыкальной (песенной) культуре, которая имеет неисчерпаемые возможности для формирования УУД.  Иноязычные песни можно и нужно использовать в различных формах и с разнообразными целями для формирования всех видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), языковой компетентности (фонетики, орфографии, лексики, грамматики).

 Песня – это наиболее распространенный род вокальной музыки. Различают народную, авторскую и профессиональную песни. Изучая иностранные песни, обучающиеся узнают, что песни различаются по жанрам, складу и формам исполнения – бытовые, лирические, одноголосные и многоголосные, сольные и хоровые, с сопровождением и без него и т.д. Мелодия песни является обобщенным, итоговым выражением образного содержания текста в целом, с помощью смыслового ударения и интонации отражение чувства и эмоции. Оригинальный текст песни, ее фонограмма позволяет ученику различать на слух и адекватно произносить английские слова и предложения, британские и американские эквиваленты английского языка.

 В процессе обучения иностранным языкам можно использовать любой тип песни, но нужно учитывать сферу интересов подростков 13-15 лет и подбирать современные треки, либо такой песенный материал, который бы соответствовал особенностям психических функций данной возрастной категории. Это определенно повышает интерес не только к изучению иностранного языка, но и коммуникативную компетентность, стремление к саморазвитию через знакомство с творчеством того или иного исполнителя или группы, а это и есть формирование универсальных учебных действий, один из главных путей достижения планируемых результатов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ПЕСНЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

На уроках английского языка в 8-9 классах песни могут использоваться в самых различных целях:

  • для развития аудитивных навыков,
  • для активизации и закрепления  лексического и грамматического материала,
  • отработки речевых навыков,
  • для ознакомления учеников  с социокультурными элементами страны изучаемого языка в связи с изучением разных лексических  тем, например:
  • Politics -  "Wind of change"; “Imagine”, “What if”
  •  Drugs -  “Hotel California” (Eagles);
  •  Teenagers - “Numb” (Linking Park), “Radio”, “Moscow calling”
  •  Appearance  - “I’ve got two eyes”, “I’ve got no home”, “Popular”
  • Holidays, traditions – “Spooky spooky”, “Very superstitious”, “This is Halloween”, “Last Christmas”, “Happy New Year”
  • Travelling – “So far away”

 Также введение песни может быть органически связанно с изучением грамматической темы, например: Present Simple - песни из к/ф "Love Story"; Present Progressive – “I’m sitting in the morning”, Complex Object "I saw you dancing", Past Simple  — "Lady in Red" (Chris de Burg); Past Simple  — "Yesterday", “Hotel California” (Eagles), Past Continuous ‘Within you without you”, Subjunctive mood “If I could”,  “What if”, оборот there is - "Girl" (Beatles) и др.

 Как стимул для развития речевых навыков и умений. Например, умение построить рассказ на основе сюжета песни.

 Как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащиеся устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

 По понятным причинам, учитывая возрастные особенности и интересы выше перечисленной возрастной категории, ориентированной на самопознание и познание музыкального мира рок и поп музыки, песенный материал лучше подыскивать из взрослого репертуара. Это либо произведения, ставшие современной классикой (песни "Beatles", "ABBA", “Pink Floyd”, “Eagles”, Dire Straits,  “Scorpions”, ‘Gorky Park”, Eric Clapton, Marlin Manson и т.д.), либо песни, которые постоянно на слуху у учащихся (они их слышат по радио, телевидению, на дискотеках и т.д.) –“Linking Park”, “Black Eyed Peas”, “Pink”, “Jonas Brothers”, George Michael, Michael Jackson, Stevie Wonder, Freddy Mercury.

Иногда на уроках по просьбе учащихся разбираются песни, которые особенно понравились им, поэтому интерес к песни у ребят большой. Происходит, как непроизвольное, так целенаправленное  запоминание слов и целых структур. Узнав слова, дети напевают их под знакомую мелодию и вне урока.

 Работа над песней может быть условно разделена на несколько этапов:

 — фонетический,

 — лексический,

 — грамматический,

 — страноведческий.

 Деление условно, потому что нет четких границ между этапами: один этап плавно перетекает в другой. Процесс работы над песней может занимать как несколько минут, так и целый урок. Существует множество упражнений и приемов использования песен в процессе обучения английскому языку.

  • Put the lines in the correct order – построчное составление песни. Разрезанный предварительно по строчкам текст всей песни (куплета или припева) необходимо составить в правильном порядке, так чтобы получился текст. После прослушивания учащиеся корректируют и прочитывают песню вслух. Данная работа может проводиться в разных формах (индивидуальной, парной и групповой).
  • Predict which problem the song is devoted to.  Прослушав песню в начале урока, можно вывести их на обсуждение той или иной темы. Этому могут способствовать Multiple choice exercises или Match the words and the sentences  
  • Linking words – dictation. Учащиеся пишут под диктовку один из куплетов или припев песни, содержащий изученную лексику по соответствующей теме, затем сверяют с оригиналом текста и корректируют ошибки. Незнакомые слова предварительно отрабатываются перед диктантом.
  • Fill in the gaps – прослушать песню и вставить пропущенные слова по изученной ранее теме.
  • Complete the phrase – учитель произносит начало строки, учащиеся заканчивают или наоборот. Задание выполняется как в устном так и письменном виде.
  • Guess the first word – в песне отсутствуют первые слова или просто первые буквы, прослушивая песню учащиеся восстанавливают  пропущенные буквы или слова.
  • Snowball – каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего ученика и добавляет свою строку. Упражнение требует сосредоточенного внимания, последний прочитывает или пропевает песню от начала до конца.
  • Divorced song - предварительно выбирается песня и делаются копии двух разных вариантов, первая копия для одного ученика и вторая для другого. В первом варианте пропускаются четные строчки, а во втором нечетные.  Это упражнение хорошо подходит для работы в парах. Трек проигрывается полностью и с паузами еще раз, и в это время учащиеся индивидуально заполняют пропущенные строчки своей копии. После этого учащиеся сравнивают свои варианты и сверяют их с оригиналом.
  • Find out the equivalents – упражнение для расширения словарного запаса, учащимся даны слова и выражения, к которым нужно подобрать синонимы из представленной песни, например, в такой как “Moscow  calling”
  1. Getting on the phone   - calling – getting a number
  2. To talk on the phone – to speak to someone using the telephone
  3. To realize – to understand
  4. To tease – to irritate
  5. To go (get) crazy – lose somebody’s mind
  6. Need to – want to
  7. To break the phone – to damage the telephone
  • Fill in the table – key words – упражнение для систематизации лексико-грамматических знаний по теме. Упражнение может выполняться в разных формах (индивидуальной, парной и групповой) в работе с такими песнями, как “I’ve got no home”, “Last Christmas” .

Таблица 1. “I’ve got no home”

People

Clothes

Parts of body

Other words

Father

Sweater

Head

God

Sister

Skirts

Nose

Freedom

Students

Shoes

eyes

Smile

Таблица 1.1. “I’ve got no home”

Countable nouns

Uncountable nouns

Country

god

Ticket

Freedom

Soul

Mind

        Таблица 2. Last Christmas

Present simple

Past simple

Future simple

I keep my distance

I gave you my heart

I’ll give it

It doesn’t surprise me

You kissed me (wrapped, sent, meant)

You’ll never full again

Таблица 2.1..

Nouns

Adjectives

Adverbs

Heart

special

Twice

Tears

happy

Once

Note

tired

now

Shoulder

Real

Again

  • Tell the story – С опорой или без учащиеся рассказывают историю из представленной авторской песни от третьего лица или лица автора песни “Last Christmas”
  • Make up your own song (at least the first part) change some words on your own words – творческое задание для повышения мотивации, придумать свой куплет или всю песню, заменив слова в песни “Tom’s diner.

Использование песенного материала повышает активность обучающихся, делает занятия по грамматике более увлекательными, помогает овладеть программным лексико-грамматическим материалом учебного курса легко и быстро.

 РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАБОТЕ С ПЕСНЕЙ“What if…” 

В 8-классе при изучении “Environmental problems” (Grammar Discoveries: Conditional II and III) можно использовать современную композицию из конкурса Евровидения 2013 “What if…” На доске выписывается название песни. В данном случае не имеет смысла выписывать слова на доске, так как лексический и фонетический материал не составляет трудностей, так он знаком.

1 этап – 7 мин.

До этапа прослушивания учащимся дается задание попытаться составить свои предложения на базе представленного образца: What if we listened to the song?  Если возникают трудности в формулировании фразы, предлагается первый куплет текста данной песни, учитель обращает внимание детей на то, каким образом выражается действие, реально или нереально (маловероятно) оно.

What if I could change the path of time?

What if I had a power to decide?

What if I could make us unified?

If I, if I…

What if we would open up the doors?

What if we could help each other more?

What if I could make you believe?

If we, if we…

С помощью учителя школьники делают вывод, что действия выражены глаголами в Past Simple и в сочетании с союзом «if» имеют нереальное или маловероятное значение, такая конструкция условного наклонения называется Conditional II . Для наглядного восприятия и лучшего усвоения на доске выписываются  глаголы  have – had, can –could, will –would. И только после сделанного самими учащимися вывода, они могут прослушать первый куплет песни.

2 этап – 7 мин.

Закрепление полученного знания в задании Match the words and the sentences во время прослушивания второго куплета. 

Таблица 3.

What if we all _________the arms?

aimed

What if we_________together as one?

chose

What if we_______ to stop the alarms?

always reach out

What if we_________ to bury our guns?

came

Why don’t we _________ ___to those

Who need us the most?

opened

Учащиеся читают свои варианты предложений, учитель при этом обращает их внимание на последнюю строку, в каком времени выражено сказуемое, относится ли данное предложение к изучаемому материалу. Дальнейшее прослушивание песни даст учащимся возможность проверить себя, а учителю выписать из песни глаголы в  Past Simple.

3 этап – 10 мин.

Контроль понимания и усвоения в заданиях: 17 мин.

  • Fill in the gaps, учащиеся просматривают предварительно задание с пропусками в определенной строке и при прослушивании вставляют пропущенные слова.

Together we can ________(change)  the path of time

Together we _______( have) рower to decide

The answer lies within our hearts and minds

Together, together…

Together we can ________(make) a better place

On this little island out of space

Together we can ______(change)  the world forever.

What if we all ______(opened)  the arms?

What if we _______(came)  together as one?

What if we _______(aimed)  to stop the alarms?

What if we _______(chose)  to bury our guns?

  • Complete the sentences
  1. If we could change the path of time, we would …….  (Example: If we could change the path of time, we would stop endangering of animals, we would avoid the world wars, we would live in safe world,  people would not destroy the ecology.
  2. If we had power to decide, we would……
  3. If we changed the world, we would….
  4. If we opened our arms, we would…..
  5. If we came together as one, we would…..
  6. If we choose to bury our guns, we would ……
  • Answer the questions.
  1. What would you do if you were the President of Russia?
  2. What would you do if an earthquake began?
  3. What would you do if you were a talented scientist?
  4. What people should not do if they wanted to help the planet?
  5. What people should not do if they wanted to protect the planet from the air pollution?
  6. What people should not do if they wanted to stop wars?

4 этап – 5 мин.

Совместное исполнение песни после прочтения последней ее части и всей песни.

Let’s unite and make a change!

Let’s unite around a new page!

Come on sinners, come on saints!

Have faith…

Why don’t we always reach out to those…

What if we all opened the arms?

What if we came together as one?

What if we aimed to stop the alarms?

What if we chose to bury our guns?

What if we all opened the arms?

What if we came together as one?

What if we aimed to stop the alarms?

What if we chose to bury our guns?

Why don’t we always reach out to those

Who need us the most…

5 этап – 7 мин.

После совместного исполнения – подведение итогов урока, что обозначает Conditional II, как оно выражается в речи.

Домашнее задание должно закрепить полученные знания с помощью учебника и рабочей тетради, а также может иметь и креативный,  и продуктивный характер, например, сочинить свою песню «What if».  Также можно добавить и такой вид работы, как сочинение – размышление на ту или иную тему, затрагиваемую в песне. В этом случае необходимо предъявить лексический минимум, который будет использован в процессе работы над песней.

Таким образом, использование песни является одним из методических приемов для введения нового грамматического материала, то есть  практическим инструментом в руках учителя. Учитель уходит от однообразного чтения и перевода песни (текста), а наглядно показывает учащимся, что изучение грамматики: ознакомление и отработка теоретического грамматического материала может быть интересным и нетрудным, как следствие, создает ситуацию успеха каждого школьника на уроке английского языка.  

Работая с данной песней, решается задача в сфере развития личностных универсальных учебных действий:

  • Воспитания общепринятых морально-нравственных и правовых установок  (мирного сосуществования на земле, забота о тех, кто в ней нуждается),
  • Формирования навыков взаимо- и самоконтроля, формирование рефлексии при совместном обсуждении сделанного вывода,

В сфере развития регулятивных УУД   в работе с данной песней решается задача: 

  • Формирования навыков основ прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса,
  • Развития способности планировать свои действия при выполнении домашнего задания,
  • Оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

В сфере развития коммуникативных УУД приоритетное внимание уделяется:

  • развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования данной грамматической структуры Conditional II для приобретения опыта собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетенции,
  •  работать в паре и группе — устанавливать продуктивные рабочие отношения.

В сфере развития познавательных УУД решается задача:

  • развитие умения анализировать и обобщать информацию, содержащуюся в тексте песни,
  • формирование умения установления причинно-следственных связей и зависимостей,
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи (to bury our guns, unite around a new page),
  • развитие умения строить умозаключения и вывод на основе данной песни (Let’s unite and make a change! Let’s unite around a new page! Come on sinners, come on saints!)
  • совершенствование навыка создания собственного высказывания в выражении собственного мнения, а также  письменного продукта (своей песни).

.

 РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАБОТЕ С ПЕСНЕЙ «Within you without you»

Работая с УМК «Enjoy English» в 8-м классе по теме “What can we do to save the Earth?” можно порекомендовать использовать песню Вeatles “Within you without you”, так как она помогает организовать деятельность учащихся на непроизвольной и произвольной основе, т.е. максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания и использование языковых средств в  речевых действиях. Целесообразно вводить её при закреплении грамматической темы Past Continuous и выше названного лексического материала.

Работа с незнакомой лексикой:

To hide oneself behind = to go somewhere where people cannot see you

To share something = to use (do) something with another person

To glimpse the truth = to catch sight of the truth = to see in the truth only what you want to see

Top pass away = to die

To gain the world = to get the world = to own

To lose the soul = to lose the belief in Got

Когда работа со словами закончена, даю установку на первое прослушивание:

  • Listen to the song and try to understand what it is about.

We were talking about the space between us all
And the people who hide themselves behind a wall of illusion
Never glimpse the truth, then it's far too late, when they pass away
We were talking about the love we all could share
When we find it, to try our best to hold it there with our love
With our love, we could save the world, if they only knew

Try to realize it's all within yourself
No one else can make you change
And to see you're really only very small
And life flows on within you and without you

We were talking about the love that's gone so cold
And the people who gain the world and lose their soul
They don't know, they can't see, are you one of them?

When you've seen beyond yourself then you may find
Peace of mind is waiting there
And the time will come when you see we're all one
And life flows on within you and without you

Школьники прослушивают песню и дают свои варианты ответов, они могут соответствовать ее содержанию или не в полной мере отражать ее понимание, задача учителя фиксировать на доске все предложенные идеи в виде спайдергаммы.

Диаграмма 1.

После этого учащимся раздаются тексты песни, в совместном переводе можно еще раз обратить внимание на выписанные на доске слова и их эквиваленты, что облегчит ее понимание. Учитель поясняет трудные места и исправляет ошибки по мере надобности. Затем он просит учеников взглянуть на текст песни ещё раз и  дополнить свои предположения, на доске спайдерграмму можно расширить. Учитель также обращает внимание,  какое время глагола они видят в начале каждого куплета. Получив правильный ответ, учитель с учениками ещё раз на примере предложений из песни рассматривают, как образуется  утвердительная формa Past Continuous (Progressive). “We were talking about…” ‘, что также можно наглядно отразить в спайдерграмме.

Диаграмма 1.1.

Цель повторного прослушивания - полное понимание содержания песни,  развитие механизма идентификации и дифференциации знакомых лексико-грамматических конструкций реализуется в упражнении 

  • Fill in the gaps.

(1) try our best,(2) realize, (3) change, (4) the space between, (5) hide, (6) truth, (7) illusion, (8) pass away, (9) share, (10) find, (11) save

We were talking

About the (a) the space between  us all

And people who  (b)______ themselves

Behind the wall of (c) __________

Never glimpse the (d) ___________

Then it’s far too late

When they (e) _____    _______

We were talking

About the love we all could (f) _________

When we (g) ________ it

To (i) _____  ______ to hold it there

With our love, with our love

We could  (j) ________ the world

If they only knew.

Try to (k) ________it’s all within yourself

No one else can make you  (l)__________

And to see you’re really only very small

And life flows on within you and without you.

Таблица 4.

a

b

c

d

e

f

g

h

j

k

l

4

 

  • Fill in the table with countable and uncountable nouns from the song

Таблица 4.1.

Countable nouns

Uncountable nouns

wall

space

life

illusion

soul

love

truth

peace

time

  • Match the words with the opposite meaning

Таблица 4.2.

  1. to find

a. to save

  1. to destroy

b. lie

  1. war

c. death

  1. truth

d. peace

  1. life

e. to lose

  1. to hide

f. to demonstrate

  1. cold

g. hot

  1. to pass away

h. to be born

  1. to flow

j. to stop

Данная песня также прекрасно служит основой развития речемыслительной деятельности учащихся, стимулирует монологические и диалогические высказывания, способствуют развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи. Следующие задания  нацелены  на развитие  речевых способностей учащихся посредством выражения самостоятельного суждения с опорой на лексический материал песни и изученной темы «Environment”.

  • Find out in the song the arguments “for” and “against” the following statement: It's far too late to do something for surviving, the Earth is on the destructive way, nothing can change it.  

Таблица 4.3.

Arguments for

Arguments against

We all could share love.

People hide themselves behind a wall of illusion. (TV, the Internet, bad habits and addictions)

We should try our best to hold peace on the Earth with our love.

Human beings never glimpse the truth.

You may find
Peace of mind is waiting there

We are really only very small.

Life flows on within you and without you.

No one else can make you change.

When people pass away, their children stay.

People lose their soul, they destroy everything around them.

With our love, we could save the world.

People gain the world because of money. Everything is sold and bought.

And the time will come when you see we're all one.

 Love's gone, people are so cold.

  • Answer the questions:
  1. How could you describe the space between us all? Why? (polluted, dirty, unpredictable, dangerous, wonderful, exciting, extreme, mysterious…)
  2. Where can people hide themselves from their problems? (at home, in TV, in the virtual world of the Internet,  in the circle of friends and relatives, in their illusions, in hobbies, in creativity, in addictions such as alcohol and drugs…)
  3. Whom can people share their love with? (with their family, with their friends, with other people who need love and care, with homeless animals and home pets, with the surroundings…)
  4. How can we save forests and animals from disappearing? (stop cutting out the trees, plant new trees, recycle waste paper, use new technologies instead of natural things…)
  5. What should people realize if they want to survive on the Earth? (People should realize that the Earth does not belong to them, it belongs to the future generations. We are no guests on the Earth, we all are responsible for the dangerous actions and destructions of the planet.)

  • Make up your own themes for the essay using the words from the song:
  1. How do you understand the words by the Beatles life flows on within you and without you”?
  2. Do you really believe that with our love, we could save the world”?
  3. How can “people lose their souls”?
  • Retell the content of the song in your own words.

В данном случае, песня “Within you and without you” c философским проблемным содержанием использована как способ семантизации и актуализации ранее изученного лексико-грамматического материала. Работа с ней направлена на формирование коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей школьников, таким образом, развивая коммуникативную компетенцию обучающихся и формируя универсальные учебные действия.

Таблица 4.4. Формирование УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

  • формирование ответственного отношения к окружающей среде
  • нравственно-этическое оценивание содержание песни

  • тренинг коммуникативных навыков посредством развития всех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо)
  • передача и отображение предметного содержания песни
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач

  • построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей
  • освоение поискового и изучающего чтения

  • сбор и обработка информации для будущего сочинения
  • прогнозирование будущего Земли
  • подготовка предварительного наброска тем сочинения (плана, вопросов, аргументов «за и против»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно, использование песен на уроках английского языка требует от учителя дополнительной предварительной подготовки, поиск материала занимает много времени, но делать это можно и нужно. С появлением Интернета  возможностей у учителя сделать урок более интересным, вовлечь в учебную деятельность учащихся с разным уровнем обученности и мотивации становится намного больше, чем это было совсем недавно.

Все зависит от личности педагога, его профессиональной компетентности. Правильный подбор текстов повышает мотивацию учеников, особенно подросткового возраста, песня помогает им не только уйти от мысли о скучности урока, но и прийти к  выводу  о необходимости изучения английского языка. Самому учителю методически целесообразное использование песни на уроке тоже дает огромный простор для самообразования, личностной и профессиональной самореализации, повышает авторитет учителя в глазах детей.

На данном возрастном этапе школьник не теряет накопленный ранее учебный потенциал, кроме того именно в 8-10-х классах он осознает необходимость  овладения английским языком как средством общения, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к использованию его на практике как полезного инструмента.

Таким образом, оказавшись в ситуации успеха в учебной деятельности, у учащегося появляется возможность развивать свои познания в английском языке в дальнейшем в любом выбранном им направлении, что является одним из важных требований освоения основной образовательной программы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега-Л, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.  М. : Просвещение, 2013.- 25 с.
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В..В. Давыдова. М., 1991.
  5. Кон И.СПсихология старшеклассника, М., 1980.
  6. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е.,  Снежко Н.Д. Книга для учителя к учебнику  для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М.: Титул, 2012.
  7. Биболетова М.З. Книга для учителя к учебнику  для 8 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень). М.: Титул, 2012.
  8. Интернет ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Suzanne Vega TOM`S DINER (PRESENT CONTINUOS)


I am sitting in the morning

At the diner on the corner

I am waiting at the counter

For the man to pour the coffee
And he fills it only halfway

And before I even argue


He is looking out the window

At somebody coming in

"It is always nice to see you"

Says the man behind the counter

To the woman who has come in

She is shaking her umbrella

And I look the other way

As they are kissing they`re hellos

I`m pretending not to see them

And instead I pour the milk

I open up the paper

There`s a story of an actor
Who had died while he was drinking

It was no one I had heard of
And I`m turning to the horoscope

And looking for the funnies

When I`m feeling someone watching me

And so I raise my head

There`s a woman on the outside

 Looking inside does she see me?

No she does not really see me

Cause she sees her own reflection

And I`m trying not to notice

That she`s hitching up her skirt

And while she`s straightening her stockings

Her hair is getting wet

Oh this rain it will continue

Through the morning as I`m listening

To the bells of the cathedral…

I am thinking of your voice…

***

Eric Clapton Change “The World” (SUBJUNCTIVE MOOD)

If I could reach the stars I'd pull one down for you
Shine it on my heart so you could see the truth
That this love I have inside is everything it seems
But for now I find it's only in my dreams

CHORUS:
That I can change the world
I would be the sunlight in your universe
You will think my love was really something good
Baby if I could change the world

If I could be king even for a day
I'd take you as my queen I'd have it no other way
And our love will rule in this kingdom we have made
Till then I'd be a fool wishin' for the day

CHORUS:
That I can change the world
I would be the sunlight in your universe
You will think my love was really something good
Baby if I could change the world
Baby if I could change the world

- GUITAR SOLO -

CHORUS:
That I can change the world
I would be the sunlight in your universe
You will think my love was really something good
Baby if I could change the world
Baby if I could change the world
Baby if I could change the world


Roxette - It Must Have Been Love (Modal verbs, cогласование времен)

Lay a whisper on my pillow,
Leave the winter on the ground.
I wake up lonely,
There's air of silence in the bedroom
And all around
Touch me now, I close my eyes and dream away.

It must have been love but it's over now.
It must have been love but I lost it somehow.
It must have been love but it's over now.

From the moment we touched, 'til the time had run out.
Make - believing we're together that I'm sheltered by your heart.
But in and outside I've turned to water like a teardrop in your palm.
And it's a hard winters day, I dream away.

It must have been love but it's over now.
It's all that I wanted, now I'm living without.
It must have been love but it's over now,
It's where the water flows, it's where the wind blows

***

BABARA STRAISAND – “POPULAR”  (How to become successful)

Whenever I see someone less fortunate than I,

And let's face it, who isn't less fortunate than I?

My tender heart tends to start to bleed.

And when someone needs a makeover,

I simply have to take over!

I know I know exactly what they need!

And even in your case,

Though it's the toughest case I've yet to face,

Don't worry, I'm determined to succeed!

Follow my lead,

And yes indeed, you will be...

POPULAR! You're gonna be popular!

I'll teach you the proper ploys,

When you talk to boys,

Little ways to flirt and flounce!

I'll show you what shoes to wear!

How to fix your hair!

Everthing that really counts to be...

POPULAR! I'll help you be popular!

You'll hang with the right cohorts,

You'll be good at sports,

Know the slang you've got to know.

So let's start,

You've got an awfully long way to go!

Don't be offended by my frank analysis,

Think of it as personality dialysis,

Now that I've chosen to become a

Pal, a sister and advisor,

There's nobody wiser!

Not when it comes to...

POPULAR! I know about popular.

And with an assist from me,

To be who you'll be,

Instead of dreary who you were...uh, are.

There's nothing that can stop you,

From becoming popular... lar...

La la, la la!

We're gonna make you pop-u-lar!

When I see depressing creatures,

With unprepossessing features,

I remind them on their own behalf

To - think - of

Celebrated heads of state,

Or specially great communicators!

Did they have brains or knowledge?

Don't make me laugh!

They were POPULAR!

Please! it's all about popular.

It's not about aptitude,

It's the way you're viewed,

So it's very shrewd to be,

Very very popular like ME!

And though you protest,

Your disinterest,

I know clandestinly,

You're gonna' grin and bear it!

You're new found popularity!

Ah!

La la, la la!

You'll be popular!

Just not quite as popular as ME!

***

Dire Straits – “Romeo and Juliet” (Books, Literature, Means of communication)

NARRATOR:
A love-struck Romeo sings the streets a serenade
Laying everybody low with a love song that he made.
Finds a streetlight, steps out of the shade
Says something like, "You and me babe, how about it?"

Juliet says, "Hey, it's Romeo, you nearly gave me a heart attack!"
He's underneath the window, she's singing, "Hey la, my boyfriend's back.
You shouldn't come around here singing up to people like that...
Anyway, what you gonna do about it?"

ROMEO:
Juliet, the dice was loaded from the start
And I bet when you exploded into my heart
And I forget I forget the movie song.
When you gonna realize it was just that the time was wrong, Juliet?

Come up on different streets, they're both the streets of shame.
Both dirty, both mean, yes, in the dream it was just the same
And I dreamed your dream for you and now your dream is real.
How can you look at me as if I was just another one of your deals?

Well you can fall for chains of silver, 
You can fall for chains of gold,
You can fall for pretty strangers 
And the promises they hold.
You promised me everything, you promised me thick and thin, yeah!
Now you just say, "Oh Romeo? Yeah, you know I used to have a scene with him".

Juliet, when we made love, you used to cry.
You said, "I love you like the stars above, I'll love you 'til I die".
There's a place for us, you know the movie song.
When you gonna realize it was just that the time was wrong, Juliet?

I can't do the talk, like the talk on TV
And I can't do a love song, like the way it's meant to be.
I can't do everything, but I'll do anything for you.
I can't do anything, 'cept be in love with you!
And all I do is miss you and the way we used to be.
All I do is keep the beat... and bad company.
Now all I do is kiss you through the bars of a rhyme,
Juliet, I'd do the stars with you any time!

Juliet, when we made love you used to cry.
You said, "I love you like the stars above, I'll love you 'til I die".
There's a place for us, you know the movie song.
When you gonna realize it was just that the time was wrong, Juliet?

NARRATOR:
And a love-struck Romeo sings a street-suss serenade
Laying everybody low with a lovesong that he made
Finds a convenient streetlight, steps out of the shade
He says something like, "You and me babe, how about it?"

ROMEO:
You and me babe, how about it?

***

Marlin Manson- “This Is Halloween”

Boys and girls of every age
Wouldn't you like to see something strange?
Come with us and you will see
This, our town of Halloween

This is Halloween, this is Halloween
Pumpkins scream in the dead of night
This is Halloween, everybody make a scene
Trick or treat till the neighbors gonna die of fright
It's our town, everybody scream
In this town of Halloween

I am the one hiding under your bed
Teeth ground sharp and eyes glowing red
I am the one hiding under yours stairs
Fingers like snakes and spiders in my hair

This is Halloween, this is Halloween
Halloween! Halloween! Halloween! Halloween!

In this town we call home
Everyone hail to the pumpkin song
In this town, don't we love it now?
Everybody's waiting for the next surprise
Round that corner, man hiding in the trash can
Something's waiting now to pounce, and how you'll...

Scream! This is Halloween
Red 'n' black, slimy green
Aren't you scared?
Well, that's just fine
Say it once, say it twice
Take a chance and roll the dice
Ride with the moon in the dead of night

Everybody scream! Everybody scream!
In our town of Halloween!

I am the clown with the tear-away face
Here in a flash and gone without a trace
I am the "who" when you call, "Who's there?"
I am the wind blowing through your hair
I am the shadow on the moonlit night
Filling your dreams to the brim with fright

This is Halloween, this is Halloween
Halloween! Halloween! Halloween! Halloween!
Halloween! Halloween!

Tender lumpings everywhere
Life's no fun without a good scare
That's our job, but we're not mean
In our town of Halloween

In this town
Don't we love it now?
Everyone’s waiting for the next surprise

Skeleton Jack might catch you in the back
And scream like a banshee
Make you jump out of your skin
This is Halloween, everybody scream
Won’t ya please make way for a very special guy
Our man jack is King of the Pumpkin patch
Everyone hail to the Pumpkin King

This is Halloween, this is Halloween
Halloween! Halloween! Halloween! Halloween!

In this town we call home
Everyone hail to the pumpkin song

La lala la, la la la la…

***

Beatles – “Hey, Jude” (Human conflicts)

Hey Jude, don't make it bad. 
Take a sad song and make it better.
 
Remember to let her into your heart,
 
Then you can start to make it better.
 

Hey Jude, don't be afraid.
 
You were made to go out and get her.
 
The minute you let her under your skin,
 
Then you begin to make it better.
 

And anytime you feel the pain, hey Jude, refrain,
 
Don't carry the world upon your shoulders.
 
For well you know that it's a fool who plays it cool
 
By making his world a little colder.
 

Hey Jude, don't let me down.
 
You have found her, now go and get her.
 
Remember to let her into your heart,
 
Then you can start to make it better.
 

So let it out and let it in, hey Jude, begin,
 
You're waiting for someone to perform with you.
 
And don't you know that it's just you, hey Jude, you'll do,
 
The movement you need is on your shoulder.
 

Hey Jude, don't make it bad.
 
Take a sad song and make it better.
 
Remember to let her under your skin,
 
Then you'll begin to make it better
 

Better better better better better better, oh...

***

Beatles –“Last Christmas” (Tenses of the verbs)

Last Christmas

I gave you my heart

But the very next day you gave it away

This year

To save me from tears

I'll give it to someone special

 

Once bitten and twice shy

I keep my distance

But you still catch my eye

Tell me baby

Do you recognize me?

Well

It's been a year

It doesn't surprise me

"Happy Christmas"

I wrapped it up and sent it

With a note saying "I love you"

I meant it

Now I know what a fool I've been

But if you kissed me now

I know you'd fool me again

 

Last Christmas

I gave you my heart

But the very next day you gave it away

This year

To save me from tears

I'll give it to someone special

 

A crowded room

Friends with tired eyes

I'm hiding from you

And your soul of ice

My god I thought you were

Someone to rely on

Me?

I guess I was a shoulder to cry on

 

A face on a lover

With a fire in his heart

A man undercover

But you tore me apart

oh oh

Now I've found a real love

You'll never fool me again

 

Last Christmas

I gave you my heart

But the very next day you gave it away

This year

To save me from tears

I'll give it to someone special

 

SPECIALLLLLL

 

A face on a lover

With a fire in his heart

(I gave you mine)

A man under cover

But you tore him apart

Maybe next year I'll give it to someone

I'll give it to someone special.

***

Gorky Park – “Moscow Calling” (Means of communication)

Getting on a phone with a busy line
Talking on a phone and losing my mind
Never never never never realize
It feels so far, like a millions miles
Give me give me give me give me little hand
Just listen to your heart, don't consider it
I'm looking out at the city night
I see your eyes in city lights

[Chorus:]
Moscow calling: Operator don't tease me
Moscow calling: Operator what's going on
Moscow calling: All the circuits are busy
Moscow calling: I'm going on ain't giving it up

Party party party party somewhere, going crazy
Night is calling me out, but I grip the phone
I'm having no choice
No coffee, no beer, no cigarettes, & line's still busy
Operator on the other end I need your voice
I need to hear your voice
I'm phono phono phono phonomaniac
When I hear your voice I wanna kiss the phone
I wanna get paid for the weeks I stayed alone
I have no one else to call, for you I wanna save it all
But it doesn't get through
I'm going on and on
I feel I'm gonna break this telephone

[Chorus:]
Moscow calling: Operator don't tease me
Moscow calling: Operator what's going on
Moscow calling: All the circuits are busy
Moscow calling: I'm going on ain't giving it up

***

Nina Simone – “Ain't Got No…..


I ain't got no home, ain't got no shoes
Ain't got no money, ain't got no class
Ain't got no skirts, ain't got no sweater
Ain't got no perfume, ain't got no bed
Ain't got no mind

Ain't got no mother, ain't got no culture
Ain't got no friends, ain't got no schooling
Ain't got no love, ain't got no name
Ain't got no ticket, ain't got no token
Ain't got no God

And what have I got?
Why am I alive anyway?
Yeah, what have I got
Nobody can take away?

Got my hair, Got my head
Got my brains, Got my ears
Got my eyes, Got my nose


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.  М. : Просвещение, 2013.- 25 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка....

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

Презентация" Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)"

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС».

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных...

Формирование универсальных учебных действий через организацию проектной деятельности на уроках английского языка.

С психологической точки зрения  в основе проектного обучения  лежит принцип «эго-фактора», который  предполагает такой подход к обучающимся, который может быть соотнесен с р...