Использование информационно-коммуникационных технологий как фактор повышение мотивации учащихся к обучению
статья по английскому языку по теме

За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Признавая существование различных методов в современном процессе обучения иностранному языку, следует все же отметить, что лидирующее положение занимают методы и технологии, основанные на личностно ориентированном подходе в обучении, которые должны:

  • создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно;

стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом;

  • затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства,

эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;

  • активизировать ученика делая его главным действующим лицом в учебном

процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

  • создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой;

учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;

  • учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических

интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

  • предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую,

коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.

            Необходимо  отметить, что среди факторов, стимулирующих интерес учащихся школ и их родителей к изучению иностранного языка, существенную роль играют также политика вузов при отборе абитуриентов и собственно развитие общества, диктующее свои требования для успешной адаптации на рынке труда в рамках всемирной глобализации. Данные факторы взаимосвязаны, вузы обязаны реагировать на изменения в обществе через вырабатывание новых моделей идеального абитуриента, что в свою очередь ставит новые задачи перед школой. Таким образом, вступление России в Болонский процесс, выработка новых концепций образовательного процесса заставляет вузы ставить школы перед следующим фактом – без сдачи ЕГЭ по английскому языку поступление на ряды престижных и востребованных специальностей невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_kak_faktor_povysheniya_motivatsii.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В.Костишина

учитель английского языка

МОКУ «Хорогочинская СОШ»

Использование информационно-коммуникационных технологий

как фактор повышение мотивации учащихся к обучению

За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Признавая существование различных методов в современном процессе обучения иностранному языку, следует все же отметить, что лидирующее положение занимают методы и технологии, основанные на личностно ориентированном подходе в обучении, которые должны:

  • создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно;

стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом;

  • затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства,

эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;

  • активизировать ученика делая его главным действующим лицом в учебном

процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

  • создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой;

учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;

  • учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических

интеллектуальных и эмоциональных возможностей – следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

  • предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую,

коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.

         Необходимо  отметить, что среди факторов, стимулирующих интерес учащихся школ и их родителей к изучению иностранного языка, существенную роль играют также политика вузов при отборе абитуриентов и собственно развитие общества, диктующее свои требования для успешной адаптации на рынке труда в рамках всемирной глобализации. Данные факторы взаимосвязаны, вузы обязаны реагировать на изменения в обществе через вырабатывание новых моделей идеального абитуриента, что в свою очередь ставит новые задачи перед школой. Таким образом, вступление России в Болонский процесс, выработка новых концепций образовательного процесса заставляет вузы ставить школы перед следующим фактом – без сдачи ЕГЭ по английскому языку поступление на ряды престижных и востребованных специальностей невозможно.
        Таким образом, проблема перекладывается на плечи школьных учителей, которые решить ее не могут. Современное языковое образование в России переживает эпоху реформ, когда вскрываются определенные проблемы при подготовке школьников, когда предыдущая образовательная концепция считается изжившей себя, и к абитуриентам предъявляются совершенно новые требования. Следовательно, необходимо было разработать или адаптировать, такие педагогические технологии, которые позволило бы успешно реализовать поставленные выше задачи.         

Из разнообразия педагогических технологий мое внимание привлекла технология  ИКТ обучения, развивающая критическое мышление  учащихся, что создает условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечивает три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

 Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

         Посёлок Хорогочи и МОКУ «Хорогочинская СОШ» находятся в некотором удалении от районного центра (80 км). Около 80% детей из семей железнодорожников, 20% детей не посещали детский сад. В классах учатся дети из семей со средним достатком, из малообеспеченных семей. Они не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в изучении английского языка, считая,  что он не нужен для их будущей профессии. У части учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями  и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Некоторые ученики имеют положительную мотивацию к изучению английского языка, но не имеют возможности применять свои знания на практике. Поэтому существует проблема  невостребованности полноценных знаний английского языка, значительно снижающая мотивацию у  школьников при изучении предмета.

Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающаяся тенденция потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.

Противоречия:

  • между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках иностранного языка;
  • между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
  • между возрастающей практической значимостью школьного курса иностранного языка и дефицитом учебного времени.

      Передо мной встал вопрос как «замотивировать» учащихся на изучение английского языка? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя иностранного языка.

         Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению иностранного языка (английского языка) в условиях общеобразовательной школы. Проект – это продолжение моей работы по теме самообразования «Использование ИКТ при обучении английскому языку», соответственно поставленные задачи, причины, противоречия обозначили тему педагогического исследования:  «Использование информационно-коммуникационных технологий как фактор повышение мотивации учащихся к обучению»

Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.

Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся английскому языку через использование ИКТ.

Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся английскому языку будет эффективным, если:

  • определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
  • выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
  • разработана методика развития позитивной мотивации к обучению английскому языку через использование ИКТ;
  • обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся английскому языку через использование ИКТ;
  • процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся английскому языку через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  • изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения английскому  языку;
  • используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся;
  • выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению английского языка;
  • проверить эффективность предложенных средств в реальной практике;
  • провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

  • теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;
  • изучение и обобщение практического опыта по теме исследования;
  • изучение документов, определяющих политику государства в области образования;
  • педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент-анализ, тренинг, развивающие игры;
  • статистическая обработка результатов работы.

Научная новизна исследования состоит:

  • в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся английскому языку: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
  • в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
  • в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся английскому языку через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению.

        Перспективность исследования:

  • тема выбрана в рамках комплексной методической проблемы школы;
  • оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, в раскрытии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
  • формирование у учащихся системы научных знаний;

        Крайне важным в практическом применении  опыта является конструктивное использование внутрипредметных и межпредметных связей, как элементов активной методики преподавания.  

Методологической основой исследования являются:

  • теория продуктивного обучения (И. Беем и Е. Шнейдер, А.В. Хуторской, С.В. Кушнир и др.),
  • теория деятельностного подхода в обучении (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев и др.)
  • концепция информатизации образования (С.А.Бешенков, С.Г.Григорьев, Т.Б.Захарова, А.А.Кузнецов, И.В.Роберт, Е.К.Хеннер и др.).

 Опытно-экспериментальная база. Экспериментальная проверка результатов исследования проводилось на базе МОКУ «Хорогочинская СОШ». Педагогическим исследованием были охвачены учащиеся 2-11 классов, всего 35 учащихся.

Сроки исследования: 2010-2014г.г.

Основные этапы исследования

На первом (подготовительном) этапе (2010-2011 учебный год) была выделена проблема и намечена тема исследования. Происходило теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования. Осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализировались различные варианты организации активизации познавательной деятельности учащихся.

На втором (практическом) этапе (2011-2012 учебный год) проводилась:

  • практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся;
  • разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся английскому языку через использование ИКТ;
  • создавались презентации и другие необходимые дидактические материалы для практического использования ИКТ в повышении мотивации в обучении английскому языку;
  • разработка критериев оценки самостоятельных работ выполненных с использованием ИКТ при обучении английскому языку;
  • разработка требований к содержанию и оформлению самостоятельных работ выполненных с использованием ИКТ.

В период второго этапа происходило уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Прогнозируемые риски и методы их коррекции:

  • ухудшение креативной способности учащихся вследствие чрезмерного использования информаций от компьютеров. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала;
  • вред здоровью при невыполнении требований САнПиН. Коррекция:
  • Поддержание санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, освещенность, уровень электромагнитного излучения).
  • Выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту.
  • Грамотное построение уроков с использованием компьютера.
  • Выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения.
  • Создание психологически-комфортной среды в процессе обучения.
  • наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации. Перед учителем встает задача

профессионального экспертирования полученной информации в силу того, что Интернет сегодня является в значительной степени неконтролируемым с точки зрения достоверности информационным пространством.

Ресурсное обеспечение процесса обучения английскому языку в свете мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:

  • кабинет иностранного языка снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, энциклопедии, словари, учебно-познавательная, занимательная литература);
  • осуществлён полностью переход на  УМК серии “English 2-11” под руководством В.П.Кузовлева, который в ещё большей степени способствует формированию положительной мотивации учения, формирует чувство успешности;
  • имеется компьютер, электронные пособия по английскому языку, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися. Кроме в кабинете имеется интерактивная доска INTERWRITE, имеется постоянный выход в Интернет через интернет-флешку МТС.

В 2010-2012 годах опытные результаты продуктивной и проектной деятельности учащихся через использование ИКТ были  представлены на конкурсах, конференциях и фестивалях различных уровней, где получили достойную оценку. 

По результатам I и II этапов педагогического исследования получила следующие результаты:

  • устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению английскому языку;
  • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
  • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
  • социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.

У  каждого  ученика  есть  как  некоторый   наличный   уровень положительной мотивации, на который  можно  опереться,  так  и  резервы ее развития.

Первое, с чего я начинаю -  это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т.е. качеств, влияющих на мотивацию.

Для анализа использую различные методы:

1.   Наблюдение. Цель наблюдения конкретизирую показателями мотивации учения. В качестве таких показателей выступают различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках.

2.   Анкетирование.

3.   Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся.

4.   Анализ результатов внешней экспертизы.

Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах. Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры.

Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии.  Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с учащимися на уроках английского языка, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.  

Использование ИКТ на уроках английского языка позволило разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, развивают интерес, делают урок более интересным.

Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе Microsoft Power Point и применение интерактивной доски.

Пришла к выводу, что при помощи этих программ можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Вначале появляется общая идея урока, а формы, полагаясь на фантазию учителя, можно легко разнообразить. Каждое задание будет помогать учащимся  выполнить все задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность.

На третьем этапе (обобщающем) (2012-2014 учебный год), когда педагогическая исследовательская деятельность вошла в фазу органически-составной части учебного процесса, наступило время обобщающего этапа исследования.

Использование ИКТ при обучении английскому языку, прежде всего, позволило мне:

1.  Значительно  сэкономить время на уроке и проводить его более эффективно;

2.   Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3.   Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

4.  Значительно повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка.

5.  Выполнить поставленные задачи.

Анализ результатов педагогического исследования дал следующие результаты:

  • выросло количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах по английскому языку;
  • учащиеся активно стали участвовать с Интернет-олимпиадах;
  • уровень качества знаний динамично рос при 100% успеваемости;
  • учащиеся 9 класса успешно сдавали ГИА по английскому языку (традиционная форма);
  • учащиеся 11 класса успешно сдавали ЕГЭ по английскому языку;
  •  активизировалось участие учащихся школы в различные муниципальных, областных, федеральных, дистанционных конкурсах;
  • учителем Костишиной Т.В. разработано 2 интерактивных образовательных продукта – сборник интерактивных тестов по подготовке к ЕГЭ по английскому языку – 70 тестов и сборник уроков для 2 и 3 классов для использования на интерактивной доске как пособие для учителя;
  • учащимися разработано около 100 различных презентаций, с которыми они выступали на различных конкурсах;
  • использование ИКТ активизировали самостоятельную деятельность учащихся;
  • анализ творческой активности и эффективности самостоятельной работы при использовании ИКТ показал, что 65% учащихся продолжают самостоятельную творческую исследовательскую и практическую деятельность в рамках избранной тематики.

На этапе внедрения результатов эксперимента полученный опыт был обобщен и распространён в ходе выступлений:

  • на районном методическом объединении учителей иностранного языка Тындинского района, 2010г.;
  • на районном семинаре  руководителей общеобразовательных учреждений на базе МОКУ «Хорогочинская  СОШ» Тындинского района, 2010г.;
  • на районном конкурсе «Педагог года – 2012;
  • на областном конкурсе «Педагог года Амурской области – 2012»

Публикации на темы промежуточных этапов исследования обобщались в статьях  районных педагогических чтения и других площадках:

2008г. – «Формирование положительной мотивации при обучении  английскому языку» (методический сборник УО – 2011);

2009г. – « Достижение современного качества образования на уроках английского языка» (методический сборник УО – 2012);

2010г. – « Использование интерактивных технологий в образовательном процессе как одно из условий развития компетенции учащихся» (методический сборник УО – 2012);

2013г. – «Компьютерные технологии в обучении иностранному языку» (http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/kompyuternye-tehnologii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku) с получением свидетельства о публикации в электронном СМИ №ФС77-43268 и размещенной в  социальной сети работников образования nsportal.ru

        - «НЛП (нейролингвистическое программирование) в обучении иностранному языку» (http://www.zavuch.info/metodichka/inostrann/english/nlp-v-inost-iaz) с получением свидетельства о публикации и размещенной на Интернет-портале «Завуч-инфо».

 

27 октября 2011г. Костишина Т.В.  в рамках представления своего опыта выступила перед слушателями курсов повышения квалификации учителей иностранного языка «Обучение иностранным языкам в начальной школе в условиях реализации ФГОС нового поколения», проходивших с 24.10.2011г. по 28.10.11г.  по теме: «Использование интерактивной доски на уроках английского языка в начальных классах» (справка №76 от 27.10.2011г. ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования).

Новым направлением в распространении и обобщении опыта стало участие во Всероссийских педагогических конференциях, организованных Интернет-порталом «Завуч-инфо». В 2011году Татьяна Владимировна приняла активное участие в следующих конференциях:

  • «Педагогика чтения: межпредметный и поликультурный подход» (диплом Б №14314\2010);
  • «Опыт оценки результатов при реализации ФГОС» (диплом Б №15843\2011).

В октябре 2012г. делилась опытом своей работы, став участницей Международной конференции по обмену педагогическим опытом Россия – Турция (диплом В №00355\2011) и участником Международного открытого урока по теме: «Работа в разноуровневых группах» (диплом В №00356\2011).

        В 2012г. приняла активное участие:

  • в межрегиональных методических чтениях «Современный педагог - новой школе»,

проводимые ГОУ «Научно-методический Центр» Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы (кафедра развития образовательных систем) и ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (Центр развития методической работы). Ее статья «культура профессионального мышления педагога» размещена на сайте ГОУ «Научно-методический Центр» (http://nmc-experiment-forum.ru/viewtopic.php?f=41&t=123) и утверждена для публикации в сборнике работ;

  • в ежегодной Всероссийской научно-практической конференции с международным

участием  «Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе»  в секции «Внедрение и использование инновационных технологий в деятельности образовательных учреждений: проблемы и перспективы».  Статья «Модульно – компетентносная технология как средство формирования исследовательского саморазвития учащихся» размещена на сайте конференции (http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/vnedrenie_i_ispolzovanie_innovacionnykh_tekhnologij_v_dejatelnosti_ou_problemy_i_perspektivy/modulno_kompetentnostnaja_tekhnologija_kak_sredstvo_formirovanija_issledovatelskogo_samorazvitija_uchashhikhsja/20-1-0-160) и  утверждена для публикации в научном сборнике;

  • в XII  Всероссийском Интернет-педсовете. Доклад «Метод проектов как средство

развития аналитических умений обучающихся» размещен на сайте    (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,47275/) и опубликован  в сборнике докладов №7 с получением авторского Свидетельства от 31.10.2013г. №8910;

Анализируя опыт своей педагогической деятельности по развитию устойчивого интереса к повышению мотивации по обучению английского языка через использование ИКТ, могу сделать вывод, что представленная система работы привела не только к определенным позитивным результатам, но и способствовала интенсивному развитию учебно-информационным умениям.  

        Современная социальная ситуация вызывает заинтересованность в усвоении английского языка в целях более успешного образования и трудоустройства. Это осознают родители, но в начале педагогического исследования многие учащиеся разделяли их установки только из послушания. Благодаря использованию ИКТ на уроках английского языка уровень мотивации учащихся достаточно изменился.

Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от недифференцированного мотива любознательности к специфическому интересу к языку и культуре другого народа, от послушания родителям к мотивам собственной смысложизненной ориентации.

Изучение мотивации при обучении английского языка позволило повысить качество знаний и интереса к предмету.

Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это

  • при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно –

энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

  • при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
  • в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
  • при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
  • при проведении интегрированных уроков по методу проектов;
  • во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

В процессе работы пришла к выводу, что ИКТ помогают:

  • привлекать пассивных слушателей;
  •  делать занятия более наглядными;
  • обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
  • приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
  • обеспечивать моментальную обратную связь;
  • повышать интенсивность учебного процесса;
  • воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
  • активизировать познавательную активность учащихся, желание изучать предмет;
  • объективно оценивать действия учащихся;
  • накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы;
  • дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.)

           Использование компьютерных технологий позволяет мне:

  1. Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).
  2. Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся.
  3. Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.
  4. Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.
  5. Снабдить курс необходимыми справочными материалами.

          Таким образом,  использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. На основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение ИКТ  для повышения мотивации при обучении иностранным языкам обосновано. 

Опыт работы с современными ИКТ показывает, что их использование является неотъемлемой частью учебно - воспитательного процесса, так как это способствует модернизации общего образования, повышает поликультуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся.

Необходимо отметить, что именно современные информационные и коммуникационные технологии успешно применяются во всем мире для изучения английского языка. Безусловно, внедрение ИКТ в современную школу потребует определенный административный ресурс, но нужно сказать, что многое уже сделано для школы со стороны государства – вложены деньги в компьютерные классы и подключение к Интернету, закуплены проекторы и интерактивные доски. Таким образом, реформа школы идет полным ходом, и самим школам тоже пора подключаться к данному процессу, проявляя собственную инициативу в управлении качеством образования.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого - педагогические разработки, обеспечивающие подход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

В период работы над педагогическим исследованием  были созданы:

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

Список литературы по теме педагогического исследования:

  1.   «Интернет-проект – важный элемент мотивации учащихся», Коптюг H.M. // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 5. - С. 29-32
  2.   «Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал. «Информатика и образование, №7, 1999г. - С. 18-22
  3.   «Лингводидактическая адаптация Интернет-ресурсов к обучению английскому языку», Лучина О.Б. // Иностранные языки в школе. – 2009 г.- № 6. - С. 12-17
  4.   «Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку», Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. // Иностранные языки в школе. – 2009 г.- № 2. - С. 8-16
  5.   «Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку», Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 6. - С. 1-10
  6.   «Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку», Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н.// Иностранные языки в школе. – 2009 г.- № 6. - С. 8-11
  7.   «Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся», Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 8. - С. 11-15
  8.  Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004

9.  Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994

10. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное   пособие для студентов высших  педагогических учебных заведений. - М., 2003

 11. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006

12.  Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. - 2007. - № 5. - с. 16-17

13.   Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39

14. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36

15.  Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205

16.   Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

  1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96
  2. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении     английскому языку // Педагог. - 2005. - № 2. - с .162-166

19.  Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Серия: Библиотека учителя иностранного языка.-М.: Просвещение; Издание 2-е, 1991 г.-223 c.

20.   Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые   педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001

22.    Синегубова Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. - 2006. - № 2. - с. 43-44

23.   Судаков А. В. Формирование информационно-образовательной среды// Школа. - 2006. - №2. - с. 49-        

         59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в обучении химии как фактор повышения мотивации учащихся

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ

                                      Аннотация В современном обществе резко повысился социал...

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках географии

По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная сист...

Педагогический проект "Повышение мотивации учащихся к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий".

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у...

Использование компьютерных технологий на уроке, как важный фактор повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реали...