Ситема организации исследовательской работы в гимназии"
статья по английскому языку по теме

Волошина Валентина Викторовна
Часто звучит вопрос: нужна ли исследовательская деятельность школе? Наша научная конференция является, безусловно, положительным ответом на этот вопрос. Исследовательская деятельность открывает новые возможности самореализации одарённых детей, развития их в сфере научного творчества, интеллектуальной деятельности. В концепции развития исследовательской деятельности учащихся указывается, что [организация исследовательской деятельности рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в социуме; средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством воспитания и развития интеллектуального потенциала общества].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnyy_podkhod.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

    Волошина Валентина Викторовна,

    учитель английского языка?

    МБОУ  «Гимназия №22» г Белгорода, Российская Федерация

  СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ГИМНАЗИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ  УЧАЩИХСЯ.

          Часто звучит вопрос: нужна ли исследовательская деятельность школе? Наша научная конференция является, безусловно, положительным ответом на этот вопрос. Исследовательская деятельность открывает новые возможности самореализации одарённых детей, развития их в сфере научного творчества, интеллектуальной деятельности. В концепции развития исследовательской деятельности учащихся указывается, что [организация исследовательской деятельности рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в социуме; средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством воспитания и развития интеллектуального потенциала общества].[1]

           С первого года работы гимназии помимо учебных целей и задач, ставились также задачи, направленные на развитие и формирование у гимназисток навыков исследовательской деятельности. В 2001г в гимназии было создано научное общество.

В его задачи входит:

1. Расширение кругозора в области отечественной и зарубежной науки.

2. Формирование познавательного интереса как главного мотива учебной деятельности.

3. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы гимназисток.

4. Организация учебно-исследовательской деятельности гимназисток.

5. Создание необходимых условий для профессионального самоопределения гимназисток.

         В течение учебного года проводится несколько (6-7) занятий. Они различны по своим целям и задачам, содержанию и формам проведения. Это круглые столы, интеллектуальные чтения, экскурсии и встречи со студентами и выпускниками ВУЗов. Работа в НОУ даёт возможность осознать свою значимость, свою причастность к науке, а при подготовке к выступлению докладчик приобретает умение выстраивать логику  сообщения, получает первые навыки научного выступления.

Овладение исследовательским методом даёт возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А.И. Савенкова [исследовательская практика ребёнка-это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте лежит исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвитии]. [2]

           Регулярная работа в научном обществе способствует совершенствованию профессиональных навыков у руководителей исследовательской деятельности гимназисток. Особое внимание обращается на то, [что главный результат выполнения исследовательской задачи учащимися-образовательный, т.е.реализация методики, получение численного результата – это лишь способ глубокого освоения учащимися проблематики той области, в которой выполняется исследование. Просто зафиксировать результат недостаточно - необходимо, чтобы учащийся, возможно, разносторонне осознал этот результат и выработал к нему собственное, личностное отношении].[3] Выполнение исследовательских работ развивает мышление обучающихся, раскрывает их творческий потенциал.  

[Педагог в данном случае выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой, возникающей перед ним научной или жизненной проблеме

с исследовательской, творческой позиции][4]. Поэтому очень значимым для гимназисток является общение с преподавателями ВУЗов, руководящими работниками организаций, являющимися консультантами их исследовательских работ.

         Результаты исследовательских работ, выполненные членами научного общества, имели успех на различных конференциях и конкурсах. Например, работа  «Молодёжный жаргон. Что стоит за явлением?» заняла почётное призовое 4-е место на XI Российской научной конференции школьников « Открытие» в г. Ярославле. Работа «Исследование флешмоба как социально-культурного элемента» стала победителем в номинации «Социально-политические науки» на XII Российской научной конференции школьников « Открытие» в г. Ярославле. Работа « Социологические особенности формирования неформальных молодёжных объединений (на примере молодёжи Белгородской области)» так же стала победителем на конкурсе исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» в Обнинске. Работы «Исследования влияния английских заимствований на современный русский язык» и «Исследование SMS-сокращений в современном компьютерном сленге» стали дипломантами на IV  научной конференции школьников образовательных учреждений Белгородской области.

           Действующая в гимназии система поощрений дополнительно стимулирует исследовательскую деятельность гимназисток. Осознание того, что твои успехи, даже

маленькие достижения будут замечены и публично оглашены на традиционном общегимназическом рейтинговом конкурсе в конце учебного года и вписаны в твоё личное портфолио, заставляет гимназисток упорно трудиться в течение учебного периода, активно участвовать в работе научного общества.

         Работе научного общества в области профессионального самоопределения способствуют проводимые БелГУ научные конференции, в которых ежегодно принимают участие наши гимназистки.

          Таким образом, сложившаяся в гимназии система организации исследовательской работы учащихся способствует формированию у гимназисток будущей социальной и профессиональной адаптации и более высокого уровня самосознания.

                                            Литература:

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. №1 С.24-33
  2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003. С.203.
  3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М., 2002. С. 17
  4. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры.// Развитие исследовательской деятельности учащихся \ под ред. А.С. Обухова. М., 2001.


[1] Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. \\  Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С.24-33

[2] Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003. С.203

[3] Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М.,

[4] Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. \\ Развитие исследовательской деятельности учащихся \ под ред. А.С. Обухова. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Методические рекомендации к исследовательской работе, которая заняла первые места на городской и региональной НПК в секциях "Литература", "Валеология", "Психология" и даже "Физиология"....

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Организация исследовательской работы с учащимися (система работы МАН).

В настоящее время  история нашего государства подверглась жесточайшей  ревизии: многие факты были пересмотрены и по-иному трактованы. Некоторые современные  ученые предлагают свою верси...

Организация исследовательской работы в экологическом научном объединении учащихся «Исследователи природы» ( обобщение опыта работы)

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. «Школа должна заниматься поиском индивидуальностей». Этот тезис ...

Организация исследовательской работы учащихся гимназии во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).

Организация исследовательской работы учащихся гимназии  во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).  Из ...