Эвристические методы обучения иностранному языку (на примере курса “Happy English.ru”)
статья по английскому языку (5 класс) по теме

Данный материал посвящен использованию эвристической ситуации на уроках английского языка в 5-8 классах. Учебник К.И. Кауфман и М.Ю. Кауфман дает большие возможности для обучения детей способам нахождения и использования информации в различных ситуациях коммуникативного характера. Использую эвристический метод на различных этапах урока: от целеполагания до применения изученного материала  в измененной учебной ситуации. Актуальность эвристического обучения обусловлена тем, что оно предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на поиске информации, ее осмыслении. Федеральный государственный стандарт нового поколения устанавливает требования к предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, «включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета…, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами»[1]. В соответствии с этим требованием обучение должно ориентироваться на развитие эвристического мышления и эвристических способностей для успешной творческой самореализации обучающихся.



[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., Просвещение, 2013

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evristicheskie_metody_obucheniya_inostrannomu_yazyku.docx81.97 КБ

Предварительный просмотр:

Эвристические методы обучения иностранному языку (на примере курса “Happy English.ru”)

Актуальность эвристического обучения обусловлена тем, что оно предполагает отказ от готовых знаний, от их репродукции, основываясь на поиске информации, ее осмыслении. Федеральный государственный стандарт нового поколения устанавливает требования к предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, «включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета…, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами»[1]. В соответствии с этим требованием обучение должно ориентироваться на развитие эвристического мышления и эвристических способностей для успешной творческой самореализации обучающихся.

Учитель  иностранного языка использует определенные средства, формы, методы и технологии, принципы и закономерности для достижения цели – овладение обучающимися иностранным языком на уровне родного. Одним из способов является применение эвристических методов на уроках, что позволяет развивать эвристические (когнитивные, креативные и оргдеятельностные) способности обучающихся.

Основные элементы эвристического обучения – его формы и методы. Эвристические формы и методы обучения обеспечивают создание обучающимися новых для них образовательных продуктов в изучаемых предметах, в нашем случае – на уроках иностранного языка.

Формы и методы эвристического обучения представляют собой более широкую группу дидактических средств, так как они направлены не только на создание обучающимися образовательной продукции по иностранному языку, но и на подготовительную и сопровождающую творчество работу, планирование, оценку, контроль, рефлексию, усвоение базового содержания образования.

Приведем примеры заданий, реализованных в процессе обучения английскому языку на примере учебников К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман «Счастливый английский. ру».

Задания на формирование оргдеятельностных способностей

8 класс.

Look at the map. What information can you get from it? Try to predict the topic of the lesson. What can be the headlines of the lesson? (Цикл 3. Урок 6. Английский в современном мире).

C:\Users\User\Desktop\1 - копия.jpg

Цель задания: составить план решения проблемы о месте английского языка в современном мире.

Эвристические методы: научить определять наиболее значимые моменты в определенной теме исследования; метод «Если…», метод целеполагания.

Обучающиеся делают вывод, что тема урока «Английский язык в мире» и определяют ключевые вопросы для обсуждения на уроке: Where is English used as the first, a foreign language? In what spheres of life do we need to know English? What problems can you have if you don’t know English? Why study English?

Обучающимся предлагается высказаться, как они понимают название темы урока и составить вопросы для ее обсуждения. (Цикл 6.  Урок «Выбирай книгу, как выбираешь друга»).

Цель задания: научить определять наиболее значимые проблемы в определенной теме исследования; предлагать возможные способы решения данной проблемы.

Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод целеполагания, метод учета взглядов других людей.

Восьмиклассники предположили, что книга должна быть другом, и поставили перед собой проблемы урока: What can books help you do? How to choose a good book? What books are good? What is important while choosing a book?

Выскажите свое мнение о способах выбора книг, приведя аргументы «за» и «против» (групповая работа). Divide into groups. You are to discuss

Цель задания: формирование творческого и критического мышления, создание условий интерактивного взаимодействия между членами группы.

Эвристические методы: метод дискуссии, метод прогнозирования, метод списка свойств. 

7 класс

Посмотрите на слайды, изображающие разных людей за столом. Решите, есть ли в их поведении нарушения этикета. (Цикл 6. Игра «Поведение за столом», соревнование групп.)

Цель задания: создать условия интерактивного взаимодействия между обучающимися для реализации игровой деятельности; активизировать изученный лексический материал.

Эвристические методы: метод контроля, игровая технология.

Составьте как можно больше предложений в настоящем совершенном времени из слов на карточках. (Цикл 7. Игра Дрэгги», командное соревнование)

Цель задания: создать условия для интерактивного взаимодействия между обучающимися для реализации игровой деятельности; активизировать изученный грамматический материал.

Эвристические методы: метод контроля, метод игровой деятельности.

 

Прокомментируйте просмотренный мультфильм. (Цикл 4)

Цель задания: формирование творческого и критического мышления посредством просмотренного видеоматериала.

Эвристические методы: метод рецензии.

5 класс

Вы должны встретить незнакомого человека. Как вы его узнаете? Выскажите свои предложения. (Цикл 4. Урок «Моя футболка желтая»)

Цель задания: формирование творческого мышления, выбрать подходящее решение проблемы; активизировать изученный лексический материал.

Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод планирования.

Задания на формирование когнитивных способностей

5 класс

Представьте себе, что вы можете задать вопросы своему домашнему любимцу (или любимцу своих друзей). Используйте данные выражения. (Цикл 5. Урок «Я – волшебник»)

Цель задания: формирование творческого мышления, закрепление изученного лексического материала, научить задавать содержательные вопросы.

Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод эвристических вопросов.

Соотнесите части домашней страницы Миши с их названиями.

Цель задания: изучение структуры текста для получения нужной информации с целью формирования познавательных способностей. (Цикл 1. Урок «Моя домашняя страница», упр. 3, стр. 6)

Эвристические методы: метод сравнения, метод символического видения.

Какое слово в каждой строчке лишнее? Почему?

Цель задания: формирование критического мышления, наблюдательности

Эвристические методы: метод исключения лишнего, метод сравнения, символического видения.

7 класс

Разыграйте в парах интервью: один из вас – репортер, другой – Миша Инин. Задайте Мише вопросы о его жизни, хобби, друзьях и России. Ответьте на вопросы. (Цикл 9. Урок «Покорение Антарктики Скоттом»)

Цель задания: формирование творческого мышления, научить задавать содержательные вопросы. 

Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод эвристических вопросов.

Задания на формирование креативных способностей

7 класс

Придумайте рекламу клуба, который вы посещаете или хотели бы посещать. (Цикл 8. Урок «Клубы по интересам»)

Цель задания: предоставить обучающимся пространство для придумывания собственных творческих идей.

Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод «мозгового штурма», метод гипотез, метод придумывания.

Напишите сочинение на тему «Мое летнее приключение». Вы можете рассказать о реальном путешествии или выдуманном. (Цикл 3. Урок «Я ездил в Турцию, а мой друг – в С.-Петербург»)

Цель задания: учить обучающихся придумывать рассказы, используя афоризмы, эпиграфы, заголовки.

Эвристические методы: метод придумывания, метод образной картины.

5 класс

Представьте, что Роб едет к вам в гости. В какой комнате вы его поселите? Почему?

Цель задания: дать обучающимся возможность высказать свое мнение, приведя аргументы.

Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод придумывания, метод «Если бы…»

На наш взгляд, применение эвристических методов обучения является одним из наилучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом его этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения иностранному языку.

Применение эвристических методов на уроках иностранного языка

  • позволяет индивидуализировать обучение и создавать проблемные ситуации с целью совершенствования речевых умений и языковых навыков в процессе обучения;
  • повышает творческую и познавательную активность обучающихся;
  • создает комфортную среду обучения;
  • способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала личности обучающегося и выработке самооценки;
  • создает условия для самостоятельной работы;
  • учит внимательно слушать и уважать мнение других.

Использованная литература

  1. Маглели А. Эвристические методы обучения иностранному языку как условие творческой самореализации учащихся. Английский язык. Приложение к газете «Первое сентября» № 7, 2011
  2. Скворцова С. В. Эвристические методы как средство развития творческих способностей учащихся в обучении иностранным языкам. http://tea4er.ru/home/volume3/3151-2013-03-03-14-11-39
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., Просвещение, 2013

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., Просвещение, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно – деятельностный подход ФГОС и его реализация в обучении иностранному языку (на примере УМК «Spotlight» - 5)

Презентация по теме: "Системно – деятельностный подход ФГОС и его реализация в обучении иностранному языку (на примере УМК «Spotlight» - 5)"...

Системно – деятельностный подход ФГОС и его реализация в обучении иностранному языку (на примере УМК «Spotlight» - 5)

Конспект-презентация урока английского языка для 5 класса по УМК «Spotlight» в рамках системно – деятельностного подхода при реализаци ФГОС в обучении иностранному языку...

Групповые методы обучения иностранным языкам (метод «брейнсторминга»)

Обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии предполагают групповую совместную работу учащихся. Cитуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгене...

Педагогические технологии для решения образовательных задач при обучении иностранному языку (на примере английского).

В современном образовании личность учащегося находится в центре образовательной пирамиды, что нацеливает педагога на расширение арсенала инструментов своей педагогической деятельности -  новых те...

Современные технологии обучения иностранным языкам на примере проектной методики.

В работе дано теоретическое обоснование проектной методики. Данная работа предназначена для учителей и преподавателей, применяющих в своей практике проектную работу с учащимися....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...