Педагогические технологии для решения образовательных задач при обучении иностранному языку (на примере английского).
методическая разработка по английскому языку на тему

В современном образовании личность учащегося находится в центре образовательной пирамиды, что нацеливает педагога на расширение арсенала инструментов своей педагогической деятельности -  новых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_tehnologii_pravka.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Омарова Зарема Алибеговна
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 88 города Тюмени

Педагогические технологии
для решения образовательных задач при обучении иностранному языку (на примере английского).

В современном образовании личность учащегося находится в центре образовательной пирамиды, что нацеливает педагога на расширение арсенала инструментов своей педагогической деятельности -  новых технологий.

Современный мир выдвигает вполне определенные требования к человеку:

- умение адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- самостоятельно критически и креативно мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идея, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

А значит, эффективными мы будем считать те технологии, которые позволят нам помочь ученику стать успешным, современным и мобильным.

К таким педагогическим технологиям мы относим технологию сотрудничества, игровые технологии, технологию проектной деятельности, технологию интегрированного обучения,  информационно-коммуникативные технологии, технологию развивающего обучения, технологию разноуровневого обучения, технологию проблемного обучения

Мы остановимся на двух, наиболее интересных и результативных, на наш взгляд, примерах – это обучение в сотрудничестве и использование игровых технологий обучения.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, а другим нужно время и дополнительные разъяснения учителя. Эти дети обычно стесняются задавать вопросы при всем классе, а учителю порой бывает сложно оказать помощь каждому конкретному ученику. Учащиеся, работая в командах, учатся помогать друг другу и отвечать за успехи каждого.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

Сегодня все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции, поэтому важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, быть доброжелательными по отношению к учителю и друг к другу.

Использование технологии сотрудничества в образовательном процессе позволяет нам решать следующие задачи:

1. Вовлечь обучающихся в активное совместное основанное на критическом анализе обучение.

2. Организовать совместную работу учащихся в сотрудничестве для решения разнообразных проблем.

3. Научить учащихся пользоваться разнообразными источниками информации, в том числе информационными ресурсами Интернета.

4. Способствовать развитию творчески активной личности обучающихся.

Поэтому, если детей объединять в небольшие группы (по 4 человека) и дать им общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то тогда возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей команды. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные вопросы, сильные разъяснить трудности. Таким образом, совместными усилиями нивелируются проблемы, т.к. обучение в сотрудничестве - это совместное  расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

Роль педагога сводится к тому, что он задает тему для учащихся (ставит учебную задачу), а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых учащиеся могли бы работать в сотрудничестве. При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения - соучеником (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем).

Внедрение в практическую деятельность обучения в сотрудничестве обеспечило нам пока ещё не повышение качества образования, но и формирование коммуникативных умений и навыков, развитие устойчивого интереса к изучению предмета, успешную самореализацию, сотрудничество учителя и ученика.

На уроках английского языка я использую данную технологию при обучении школьников устной речи, письму и аудированию, чтению.

Наиболее эффективными в обучении иностранному языку являются, на наш взгляд, следующие структуры для развития навыков говорения на уроках иностранного языка:

CONERS  - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

Пример

  1. Which of the clubs in Bolton Middle school do you want to join? Why? «Free time», 6 класс
  2. Which places would you like to live in to experiment the way those people live? Explain why.   

После выполнения задания, учитель выбирает несколько учеников из разных углов, чтобы они озвучили мысли своего партнера, контролируя таким образом выполнение учебной задачи и правильность развернутого устного высказывания.

JOT THOUGHTS - «запишите мысли» - обучающая структура, направленная на генерирование идей, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

Пример

 Цель : давайте глубже изучим понятие.

Ход: 1. Придумайте слова по теме «Jobs»

2. Проговорите его громко для остальных членов вашей команды.

3. Запишите на листок. Положите листок на центр стола.

Каждый участник повторяет шаги 1-3 , пока не использует все 4 листочка. Не нужно  выполнять упражнение по очереди, по часовой стрелке или ждать друг друга. Как только у вас есть ответ, проговорите его, запишите, и положите на стол.

     Итого в центре стола получится 16 листочков. Слова не должны повторяться.

    Теперь оставьте на столе любые 9 карточек по три ряда.

TIC-TAC-TOE - «крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

SORT CARDS - в команде ученики сортируют карточки в зависимости от категорий и объясняют причины своего выбора. 

Пример

Посмотрите еще раз на свои слова и попробуйте сгруппировать их по каким-нибудь признакам. (Идет работа в течение 3 минут). Теперь посмотрите, что получилось у ребят других групп. (2 минуты). Рассаживаемся по местам. Что у вас получилось? На какие категории можно разделить слова по теме  “Jobs”? (part-time, full time , freelancer, etc.) Ответ записывают в тетрадях.

QUIZ-QUIZ-TRADE – учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Пример

можно отработать неправильные глаголы, толкования слов, перевод предложений/пословиц, слова синонимы/антонимы

SEE-THINK-WONDER –«посмотри-подумай-задай вопрос»- мыслительный прием, в котором ученики индивидуально или в команде отвечают на вопрос  с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого.

Пример

Тема: “Painting styles: cubism, surrealism” в 9 классе (УМК “SPOTLIGHT”)

1. Что ты видишь? Учитель представляет визуальный раздражитель классу (картина) 

2. Что ты об этом думаешь? Ученики рассматривают раздражитель и описывают свои наблюдения в деталях 

3. Что тебе хотелось бы узнать? Ученики размышляют, приводят толкование того, что они видят, и делятся своими идеями с другими

4.Ученики углубляются в изучение темы, задавая вопросы по своим наблюдениям и интерпретациям этих данных

А какой вывод мы можем сделать по увиденному  и какую тему мы планируем  сегодня изучить на уроке? Ваши размышления и предположения ребята?

STIR THE CLASS - «перемешай класс»-обучающая структура , в ходе выполнения которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

Данная структура является отличным инструментом для изучения префиксов и суффиксов в английском языке.

ROUND TABLE - обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.

Пример

Writing skills. Stories. (9 класс) “The Ghostly inn”

“It was a perfect sunny day at the festival and it felt like ”nothing could go wrong”

Каждая группа выполняет письменную работу по кругу на одном листе. Ученики составляют рассказ, записывая по одному предложению, а предложение второго ученика  зависит от того, что написал первый ученик.

FOUR-BOX SYNECTICS - структура, помогающая рассмотреть какую-либо тему/концепцию с разных сторон (не имеющих отношение к изучаемой теме) путем составления аналогий.

Пример

На уроках английского языка можно использовать данную структура для закрепления конструкции «as+adj+as»

A/R GUIDE – обучающая структура, в которой сравниваются знания по теме до и после выполнения упражнения для активизации мышления.

Пример

новым материалом послужит письмо, написанное в официальном стиле

 before

after

A formal letter should have personal, chatty style

A formal letter should have very specific greetings/endings

A formal letter should have everyday language

A formal letter should have advanced language/vocabulary

A formal letter should have short forms

A formal letter should have set phrases

A formal letter should have use of passive

A formal letter should have lots of phrasal verbs/idioms

A formal letter should have full forms

A formal letter should have formal linkers

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основное назначение предмета «иностранный язык» - формирование коммуникативной компетентности, способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Возможность использовать веселых фигурок помогает формировать коммуникативную компетенцию.

На уроках иностранного языка наборы Lego Education помогают преодолеть следующие проблемы: отсутствие естественной языковой среды; нежелание большинства учащихся владения языком, как средством общения. С помощью конструктора Lego появляется возможность заинтересовать ребят различными формами и приёмами как на уроке, так и во внеурочной деятельности, которые позволяли бы эффективно формировать коммуникативную компетенцию. Ни для кого не секрет, что навык монологической речи является одним из важнейших навыков при изучении иностранного языка. Однако, демонстрация этого навыка на иностранном кажется детям непреодолимой задачей. На уроках с конструктором Lego ребята получают возможность не только озвучивать своих героев, но и ненавязчиво развивать навыки выстраивания предложений, фраз и т.д..

Работая с конструкторами LEGO Education на уроке и во внеурочной деятельности, ученики говорят на разные темы; создают, последовательно выстраивают и пересказывают рассказы, что позволяет им:

  • улучшить навыки устной речи и языкового восприятия;
  • развить навыки чтения и письма;
  • анализировать рассказы, персонажей и сюжеты;
  • естественным образом объединять классическое и цифровое обучение

Все занятия, проводимые с помощью конструктора, делятся на 4 категории: первые шаги, повседневное повествование, построение и рассказывание историй, пересказ и анализ рассказов.

Задания категории «Первые шаги» включают в себя работу по освоению технологии работы с конструктором, а также знакомят детей с деталями и возможностями набора. На данном этапе проводятся первые попытки построения небольших историй, содержащих в себе ответы на вопросы: “Что? Кто? Когда? Где?”

В заданиях категории «Повседневное повествование» я предлагаю ученикам поговорить о значимых событиях в жизни, например, о днях рождения, выездах на природу, а также обсудить события в жизни общества: фильмы, книги, телевизионные программы.

Выполняя задания категории «Построение и рассказывание историй», ученики знакомятся с основными элементами структуры рассказа. Общая структура рассказа, часто называемая «сюжетной линией», состоит из разных сцен. Каждая сцена является независимой частью последовательности событий в рассказе. В зависимости от уровня и возможностей учеников, структура рассказа может включать три сценические конструкции — начало (завязка), середина (действие) и конец (развязка) — или пять сценических конструкций: начало, завязка, кульминация, развязка и конец. В создании рассказ участвуют до пяти учеников — они вместе создают сюжет рассказа, а затем каждый ученик создаёт одну из сценических конструкций рассказа

В заданиях «Пересказ и анализ рассказов» дети адаптируют всем знакомые истории таким образом, чтобы они соответствовали их уровню и являлись основой для анализа и работы с разными жанрами. Для этого я прочитываю ученикам рассказ и прошу их переделать и пересказать сюжет. Это задание используется для анализа особенностей жанров и анализа персонажей.

Ученики могут добавить свою последовательность событий и окончания. Также можно изменить начало всем знакомой истории, поскольку это внесёт изменения в чувства, настроения персонажей и место действия. Ученики создают свою историю в рамках определенного жанра (страшилка, романтическая история, стихотворение, древняя легенда)

Этапы работы с конструктором определяются поставленной задачей и целями отдельного занятия:

1. На этапе подготовке к работе ученики читают вслух или пересказывают сценарий занятия с опорой на картинку (фотографию), определяют сюжетную линию рассказа, обсуждают основную идею.

2.  Следующий этап предполагает построение рассказа: построение персонажей и места события с помощью кубиков ЛЕГО.

3. На этапе размышления ученики обсуждают в группе и между группами, как можно изобразить события и как эти события будут развиваться; додумывают элементы рассказа в процессе строительства; определяют позиции, с которой будет вестись рассказ, подбирают лексику.

4. На этапе «совместное использование и оформление» ученики представляют свой рассказа аудитории, обсуждают его, дают рекомендации авторам. После этого ученикам дается возможность доработать сценарий и представить доработанные версии.

На примере темы «Мой день рождения» (внеурочная деятельность по английскому языку) в 4 классе рассмотрим задания категории «Повседневное повествование». Главная цель урока – развитие монологической речи, а также отработка новой и ранее изученной лексики.

Перед ребятами была поставлена задача придумать и рассказать историю, связанную с праздником «День рождения». При составлении рассказа ребята обращали свое внимание на «Модель 4х вопросов», которая помогла им сосредоточиться на основных элементах создания рассказа.

«Кто?» - вопрос, побудил учеников продумать персонажей рассказа

«Где это происходит?» Этот вопрос помог ученикам придумать подходящее место действия.

«Когда это происходит?» - вопрос о периоде и времени действия в рассказе.

«Что произошло?» Этот вопрос помог ученикам сосредоточиться на описании сюжета — событий, из которых состоит рассказ, и их взаимосвязи, комбинации или последовательности.

  В качестве примера приведу один из монологов ученицы 4 класса:

Пример

«My birthday is on the 20th of March. I am celebrating it in the country. My brother and sister are watering flowers. I am blowing out candles. They all are congratulating and kissing me».

Рассмотрим задания из категории «Построение и рассказывание историй». Группа детей делится на команды по 4-5 человек в каждой. Тема занятия – «Ночь в музее»

Дети начинают работать в командах, определяясь, кто и за какой аспект истории будет отвечать.

В каждой команде есть ответственные за сбор и запись информации о сюжете и героях, чтобы структурировать свой рассказ и не упустить важные детали. Ученики визуально создают начало, середину и конец истории, что в дальнейшем служит основой для развития сюжета их рассказа.

На платформах учащиеся конструируют иллюстрацию: главные герои, значимые предметы, создание фона и настроения.

Дополнительное условие – все детали называем по-английски, переговоры между собой – тоже по-английски. Команда, которая будет говорить между собой только на английском, получит дополнительные баллы!

Каждая из сцен-платформ готова, теперь дети приступают к обсуждению и доработке своих историй.

Далее - презентация историй, защита проектов и определение победителя.

Продуктом деятельности на уроке может быть: комикс, картинный план, мультфильм, репортаж, видеозапись, сказка, легенда, страшилка, стихи.

С помощью программного обеспечения StoryVisualizer ученики создают комиксы. Эта программа дает возможности редактирования фотографий, добавления текста. В дальнейшем этот комикс можно распечатать. Дети могут, опираясь на свой продукт, пересказать текст, построить творческий пересказ и придумать продолжение истории.

Комплекс  «Построй свою историю» позволяет развивать в учениках не только коммуникационные навыки, но и компетенции в следующих направлениях

•        Восприятие и анализ – необходимая база любого учебного процесса.

•        Грамотность, языковые способности, чтение и письмо.

•        Навыки взаимодействия и способность работать в коллективе.

•        Навыки работы с ПК и мультимедийными устройствами.

Анализируя свои уроки после использования конструктора Lego Education «Построй свою истории», я могу отметить высокую мотивацию детей во время занятий, желание выполнять задания. Важным моментом является атмосфера дружеского созидания, царящая на уроках, которая помогает деткам ближе узнать друг друга, учит общаться.

Конструкторы LEGO можно с успехом использовать на уроках английского языка, как инструмент, стимулирующий речевую деятельность.

Мы еще раз убедились, как легко можно поменять настроение на уроке, если предложить детям не просто зубрежку материала, а усваивание его через практический опыт моделирования и конструирования. Причем одновременно с развитием монологической речи мы потренировали такие важные навыки, как работа в группе и умение находить компромиссные решения.

Наша педагогическая практика позволяет констатировать эффективность использования данных технологий в обучении иностранному языку. В ходе работы мы наблюдали рост речевой активности учащихся, увеличение числа учеников активно участвующих в работе на уроке, заинтересованность в получении результата, расширении активного словаря, и, как следствие, повышение качественных показателей успеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку"

Развитие познавательного интереса  у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку...

Системно – деятельностный подход ФГОС и его реализация в обучении иностранному языку (на примере УМК «Spotlight» - 5)

Презентация по теме: "Системно – деятельностный подход ФГОС и его реализация в обучении иностранному языку (на примере УМК «Spotlight» - 5)"...

Системно – деятельностный подход ФГОС и его реализация в обучении иностранному языку (на примере УМК «Spotlight» - 5)

Конспект-презентация урока английского языка для 5 класса по УМК «Spotlight» в рамках системно – деятельностного подхода при реализаци ФГОС в обучении иностранному языку...

Эвристические методы обучения иностранному языку (на примере курса “Happy English.ru”)

Данный материал посвящен использованию эвристической ситуации на уроках английского языка в 5-8 классах. Учебник К.И. Кауфман и М.Ю. Кауфман дает большие возможности для обучения детей способам нахожд...

Применение ЭОР для решения различных образовательных задач на уроках иностранного языка

Основной целью написания работы является исследовать и проанализировать, как применение электронных образовательных ресурсов решает  образовательные задачи по формированию и развитию коммуникатив...

Программа реализации общечеловеческих ценностей в преподавании иностранных языков (на примере английского языка)

Обучение имеет два аспекта. Один касается приобретения мирских знаний – знаний об окружающем нас мире, другой же имеет отношение к духовным знаниям – знаниям о взаимодействии человека с ок...