Применение ЭОР для решения различных образовательных задач на уроках иностранного языка
статья на тему

Лоськова Людмила Витальевна

Основной целью написания работы является исследовать и проанализировать, как применение электронных образовательных ресурсов решает  образовательные задачи по формированию и развитию коммуникативной культуры школьников, обучению практическому овладению иностранным языком. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МБОУ «СОШ №14»

МИКРОРАЙОНА НОВОУГОЛЬНЫЙ

ГОРОДА ДОНСКОГО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ,

ЛОСЬКОВА ЛЮДМИЛА ВИТАЛЬЕВНА

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ЗАДАЧ:
  1. Понятие ЭОР
  2. Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов
  3. Применение  электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка
  4. ЭОР на разных этапах урока
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  2. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Именно поэтому федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) содержащие требования к:

  • результатам освоения основной образовательной программы;
  • условиям реализации основной образовательной программы;
  • структуре основной образовательной программы

фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Выпускник  начальной школы должен:

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • вводить текст с помощью клавиатуры;
  • фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
  • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Таким образом, необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

Это предопределяет актуальность и важность выбранной темы.

Основной целью написания работы является исследовать и проанализировать, как применение электронных образовательных ресурсов решает  образовательные задачи по формированию и развитию коммуникативной культуры школьников, обучению практическому овладению иностранным языком. Отсюда вытекают следующие задачи:

  • Дать определение термину ЭОР
  • Изучить требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов
  • Рассмотреть применение электронных образовательных ресурсов для решения различных образовательных задач
  • Сделать выводы о применение ЭОР в обучении ИЯ

Объектом работы является процесс обучения ИЯ.

Предмет работы является место ЭОР в обучении ИЯ.

Структура работы: реферат состоит из введения, основной части, которая подразделена на параграфы, заключения, списка литературы. Работа изложена на 16 страницах. Во введении обосновывается актуальность темы, перечисляются цели и задачи, определяются предмет и объект работы. В первой главе рассматривается теоретические основы применения образовательных ресурсов в обучении. Во второй главе изучается ЭОР в обучении ИЯ. Заключение содержит основные выводы по теме работы.

  1. Понятие электронных образовательных ресурсов

ЭОР – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним можно отнести электронные издания, информацию на машиночитаемых носителях и ту, которую можно найти в сети как локальной, так и глобальной. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы национального проекта «Образование» именуют учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых довольно бытового магнитофона или CD-плейера. 

Максимально эффективные и современные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Чтобы выделить их из общей массы ЭОР, их часто именуют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи и воспроизведения информации. Таким образом, ЦОР – это представленные в цифровой форме фото, видеофрагменты и видеоруководства, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные символьные объекты и деловая графика, текстовые бумаги и другие учебные материалы, нужные для организации учебного процесса.

  1. Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов

Перечислим основные требования, предъявляемые к электронным ресурсам:

педагогические,

технические,

эргономические,

эстетические.

Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и правилах:

  • Наглядность:  познание окружающего мира с помощью аудио-, фото-, видео - и других видов мультимедийной информации через зрение, слух, абстрактное мышление;
  • Интерактивность: просмотр и прослушивание учебного материала, навигация по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, ответы на контрольные вопросы по ходу урока;
  • Практическая ориентированность: практические задания, которые становятся универсальным тренингом для учащегося;
  • Доступность: от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции;
  • Научность изложения материала: опора на новейшие представления наук, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;
  • Последовательность изложения. Логика содержания позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее;
  • Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.

Технические требования к программным средствам учебного назначения:

  • наличие упрощенного варианта (например, возможность работы с отключенными рисунками);
  • скорость загрузки («легкость» в Мбайтах текста и графики, оптимальный объем).
  • доступность с различных моделей ПК, в любое время, простота навигации, возможность доступа через информационно-поисковые системы;
  • высокая степень интерактивности;
  • использование оптимального и современного инструментария для создания;
  • качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами;
  • адекватность использования средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа-компонентов;
  • обеспечение устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя.

Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных ресурсов обусловливают необходимость:

  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;
  • обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с электронным ресурсом;
  • устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране.

Эстетические требования устанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначению ресурса; соответствие цветового колорита назначению и эргономическим требованиям; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов.

3. Применение   электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка.

Используя электронные образовательные ресурсы можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
  • пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества.

Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, и тем самым способствовать развитию личности в процессе собственной деятельности, ориентированы на развитие исследовательских умений обучающимся, эффективно влияет на повышение уровня успешности овладения иностранным языком. Проекты, выполненные с использованием ЭОР, помогают разнообразить занятия, проводимые по учебным пособиям, а также реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Реализация проектов с помощью программ Microsoft PowerPoint, позволяет разнообразить работу, сделать занятия более динамичными.

4.  ЭОР на разных этапах урока

Говоря о самом уроке, ЭОР можно применять на разных этапах урока:

  • организационный,  
  • актуализация знаний,
  • целеполагание,
  • организация учебно-познавательной деятельности,
  • проведение физкультминутки,
  • самостоятельная работа,
  • проведение рефлексии.

Для развития познавательной активности школьников целесообразно применять видеофильмы и мультимедиа-презентации, которые дают возможность повысить степень активности и привлечь внимание учащихся. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании мультимедийных средств наглядности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала. Компьютер с проектором может полностью решить проблему реализации в учебном процессе принципа наглядности, причем наглядности интерактивной.

Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках английского языка включают: изучение лексики, обучение диалогической и монологической речи, отработку грамматических явлений. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Например, при изучении нового материала слайды позволяют иллюстрировать рассказ разнообразными наглядными средствами. Видеоряд можно использовать как средство эмоциональной разгрузки. При этом у учеников исчезает усталость, появляется заинтересованность, они ищут ответы, обращаются к учителю с вопросами, заряжаются энергией. Мультимедиа - программы смотрятся как видеофильм, но с возможностями вмешиваться в ход действий и вести диалог.

Использование средств наглядности обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач:

  • развитие у учащихся наглядно-образного мышления;
  • формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме;
  • концентрация внимания на урок, успешное усвоение учебного материала;
  • развитие познавательного интереса и активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • конкретизация изучаемых теоретических вопросов;
  • наглядная систематизация и классификация изученных явлений в таблицах и на схемах.

Заключение

Уроки с использованием ЭОР – важный результат инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Список использованной литературы

  1. Бухаркина М. Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения/ М. Ю. Бухаркина //Иностранные языки в школе. 2009. — № 5.
  2. Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку / Н. Е. Есенина// Информатика и образование. – 2006. – № 12. – С. 103-105.
  3. Кащук С.М. Использование сети Интернет на уроках французского языка в старших классах / С.М. Кащук // Иностранный язык в школе. – 2006. – № 7. – С. 50-53.
  4. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова// Иностранный язык в школе. – 2005. – № 8. – С. 102-103.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000 – С. 43-45.
  6. Хижняк Е.А. Предпосылки использования электронных образовательных ресурсов при обучении иностранному языку/ Е.А. Хижняк // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – 2010. iteach.stup.ac/node/21
  7. www.myshared.ru
  8. www.slavkrug.org

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение коммуникативных задач на уроках иностранного языка по теме "Спорт в нашей жизни"

Коммуникативность является методическим содержанием современного урока иностранного языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях деятел...

"Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет-технологий" в рамках реализации ФГОС на уроке иностранного языка

1. В разработке представлен урок английского языка то теме “Would you like to   go to Britain” под творческим названием “Express to England”.2. Проект разработан для учащихся 8 класса общеоб...

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на уроках иностранного языка

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспита...

Педагогические технологии для решения образовательных задач при обучении иностранному языку (на примере английского).

В современном образовании личность учащегося находится в центре образовательной пирамиды, что нацеливает педагога на расширение арсенала инструментов своей педагогической деятельности -  новых те...

Применение современных образовательных технологий на уроках иностранного языка

Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых наглядных пособий; использование новых игр и ...

Возможности цифровых платформ в решении различных образовательных задач в цифровом пространстве РФ

Возможности цифровых платформ в решении различных образовательных задач в цифровом пространстве РФ...

Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по предметам «Иностранный язык», «Физическая культура» и «Основы бе

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:- письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД 39/04 «О направлении методических рекомендаций»;- письмо депа...