Решение коммуникативных задач на уроках иностранного языка по теме "Спорт в нашей жизни"
методическая разработка по английскому языку (8 класс) по теме

Рощина Ирина Николаевна

Коммуникативность является методическим содержанием современного урока иностранного языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях деятельного подхода. Научить иностранному языку можно только в условиях общения, то есть обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение коммуникативных задач на уроках иностранного языка

 по теме "Спорт в нашей жизни"

В последнее время значительно возрос интерес к изучению иностранных языков, так как владение ими позволяет быть равноправными партнёрами межкультурного общения. Изучение иностранного языка – процесс долгий и трудоёмкий. Помогать ученику изучать иностранный язык – это настоящий труд, но он может стать одним из самых благодарных занятий и огромным удовольствием для учителя и его учеников.

Коммуникативность является методическим содержанием современного урока иностранного языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях деятельного подхода. Научить иностранному языку можно только в условиях общения, то есть обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации. Только в этом случае будет возможен перенос сформированности навыков и умений в реальные условия. Разумеется, процесс обучения нельзя сделать полностью подобным общению. Коммуникативное обучение представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Вот основные свойства этих заданий:

Коммуникативные игры

Коммуникативные
имитации

Свободное общение

Игровой сюжет общения.

Проблемная ситуация.

Тема общения.

Игровая задача общения.

Коммуникативная задача общения.

Обсуждаемый вопрос.

Конкурирующие участники.

Коммуникативные отношения.

Межличностные отношения.

Правила игры.

Условия общения.

Свободный обмен.

Соревнование между участниками или командами.

Борьба за мнение, решение.

Высказывание участниками собственных мнений.

Сотрудничество внутри команды.

Речевое взаимодействие.

Поддержание темы разговора.

Победитель соревнования.

Разрешение проблемы.

Исчерпание темы общения.

Всё это возможно реализовать в условиях гуманистического подхода к обучению, когда создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. Учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения; каждый участник группового общения остаётся в центре внимания остальных; самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний. Хочу отметить, что речевые ошибки в условиях коммуникации не только возможны, но и нормальны. Гуманистический подход предполагает обучение, сосредоточенное на ученике, это означает, что ученик, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

При подготовке к урокам подбираются такие задания, что их невозможно выполнить без партнёра или партнёров, они выполняются в парах или малых группах; задания, предполагающие “информационное неравенство” участников; задания организованного ролевого общения в жизненных ситуациях; задания для спонтанного общения, когда учебная ситуация переходит в естественную. Организация различных учебных ситуаций предполагает активную совместную деятельность учащихся. В любой ситуации, требующей речемышления, взаимодействуют, как правило, три компонента: решаемая проблема, имеющиеся знания, исследовательские действия. В учебном процессе речемыслительная деятельность может начинаться с текста, в котором обнаруживается проблема. Она решается в ходе исследовательских действий с применением имеющихся индивидуальных знаний.

Развивая информативную компетенцию учащихся, одновременно формируем у них набор понятий для той или иной ситуации; языковую картину в мире; фоновые знания; общий кругозор и другие специальные знания. Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности, обеспечивая восприятие речевых произведений и их порождение в условиях устного или письменного взаимодействия участников общения.

Примеры наиболее распространённых коммуникативных задач. 

  • В класс пришёл зарубежный сверстник. Спроси, как его зовут, где он живёт, сколько ему лет, какая у него семья. Расскажи о себе, о других сверстниках. Опиши свою квартиру, дом, двор. Покажи фотографии и прокомментируй их.
  • Ты в гостях у зарубежных сверстников, попроси показать квартиру, дом, фотоальбом, Предложи свою помощь в уборке квартиры, покупках. Скажи, что ты хочешь посетить, посмотреть.
  • У тебя дома гости: предложи помыть руки, предложи чай, кофе, бутерброд и другую еду.
  • Пригласи друга в театр, кино.
  • У твоего друга день рождения. Поздравь его, напиши поздравление, вручи подарок.
  • Опиши достопримечательности своего города. Объясни дорогу. Попроси показать дорогу.
  • Поприветствуй при встрече товарища, взрослого. Правильно обратись, поинтересуйся, как здоровье, как дела.

Методическая работа учителя не имеет границ. Методическая свобода учителя – это высокая личная ответственность. Нужно “влюбить” детей в иностранный язык.

Тема: “Спорт в нашей жизни”

Цели урока:

  • обучение иноязычной коммуникации;
  • развитие лингвистических способностей (фонематический и интонационный слух, имитация, коммуникативная игра);
  • развитие навыков монологической и диалогической речи, умение читать и извлекать полную информацию;
  • развитие навыков работы в группе;
  • развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения;
  • воспитание толерантности и уважения к чужой культуре;
  • воспитание личностных качеств: трудолюбия, активности, умения работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельности, личной и взаимной ответственности;
  • приобщение учащихся к занятиям физической культурой;
  • воспитание патриотизма.

Тип урока: урок коммуникативно-ориентированного обучения.

Методы: интерактивный, словесный, наглядный, практический.

Оборудование и оснащение урока: 

  • таблицы и карты

а) Word Web “Sports”;

б) “National Sports in Great Britain”;

в) глобус;

  • дидактический раздаточный материал:

а) подстановочные таблицы;

б) тексты;

в) карточки-задания;

  • ТСО (видеозапись “Олимпиада 2014”);
  • атрибуты (флажки, спортивный инвентарь)

Ход урока

I. Организация урока. 

  1. Проверка готовности группы к уроку.

II. Введение в тему (сообщение целей урока).

III. Речевая зарядка. Активизация имеющихся знаний у детей. 

  1. Мозговая атака.
  2. Опорная схема.

IV. Проблематизация. (перенос на жизненную ситуацию – развитие интереса к теме). 

  1. Просмотр видеозаписи.

V. Работа в малых группах. 

  1. Работа с текстом.
  2. Организация деятельностных заданий:

а) работа с подстановочными таблицами;
б) восстановление деформированного текста диалога.

  1. Коммуникативное общение (мини- диалоги).
  2. Познавательно – ролевая игра.

VI. Подведение итогов урока. 

  1. Общая оценка работы учащихся.

VII. Домашнее задание.

“Sports in Our Life”

I

Music («Закаляйся, если хочешь быть здоров…»)

T: – Good morning, everybody! I’m very glad to see you. How are you?

P1: – I’m fine, thanks. And how are you?

T: – I’m fine too. Thank you. (2-3 students).

II

T: –Don’t be surprised of music that you’ve listened to, because today we’ll speak on the topic “Sports in Our Life”. We’ll discuss how sports help us to be fit, healthy and strong. You will know something interesting and new for you. I hope that our co-operation will be important and useful for you and for me. “A sound mind in a sound body” the proverb says. It means: “В здоровом теле – здоровый дух”. These words will be a redline of today’s lesson.

III

T: – The President of the Russian Federation V.V.Putin and the Government pay great attention to the development of sports and healthy way of life in our country. You see that your health is in your own hands.By the way, what words can you use speaking about sports and health?

P1-7: 

  • To go in for sports.
  • To to run.swim,
  • To take care of yourself.
  • Olympic Games.
  • Health.
  • Physical training lesson.
  • Records and medals. (etc)

T: –You are well-done! It’s fantastic! You know a lot of words. I also think so and agree with you. When I think of sports I imagine health, stadiums and champions. What do you imagine when you think of sports?

P1: – When I think of sports I imagine Olympic Games.

T: – All right! And you?

P2: – I imagine our physical training lessons when I think of sports.

T: – Why?

P2: – Because our lessons are very interesting and useful.

T: – I’m proud of you! As for me I go in for tennis. Do you go in for sports?

P3: – Yes, I do. I go in for basketball.

T: – What sports do you go in for?

P4: – I go in for football. It gives me many moments of joy and helps me to keep fit.

T: – What winter sports do you know?

P5-8: 

  • Hockey.
  • Figure-skating.
  • Skiing.
  • Skating.(etc)

T: – Does sport help us to be in good health?

P 9: – Yes, I’m sure of this.

IV

T: – My dear friends! Do you know what the main sports event took place in February ?

P1: –It was the Olympic Games.

T: – Yes, you are right. You know that the XXII Winter Olympic Games took place in February in Russia? In our country. Let’s watch TV now.

(Video).

V

T: – I’ve prepared a text for you and I want you to read and understand what it is about. Will you read aloud one by one?

P1-5: (Reading the text).

T: – Do you understand the text? All groups will do different tasks to check up your understanding.

  • To answer the questions.
  • To put the sentences in the right order.
  • To finish the sentences.

T: – What is the text about? (Checking up the tasks).

T: – All right, let’s go on. It is known that the Americans and the British are great lovers of sports. Many kinds of sport were born in England. Do you know national English sports game? What kinds of sport were invented in Britain?

  • Football.
  • Tennis.
  • Cricket. (The pictures).

T: – Yes, you are right. Your task is to know some information about these kinds of sports. These cards will help you. Give your own examples.

Group 1: 

  • Football was invented in the UK.
  • It was introduced to other countries by British soldiers, seamen and businessmen.
  • Football is very popular game among the boys.
  • It is played by many people.

T: – Wonderful! And since 1863 football has been played with proper rules.

Group 2: 

  • Cricket is played in summer.
  • Cricket is one of the English national sports.
  • It is a very serious business in Britain.
  • Cricket is becoming more and more popular around the world.

Group 3: 

  • Tennis was invented in the UK too.
  • Tennis is very interesting to see.
  • It is played by people from all over the world.
  • It is popular in Britain too.

T: – I agree with you. Every summer a great International Tennis Festival takes place at Wimbledon near London. So football, cricket and tennis are English Sports, aren’t they?

P: – Yes, they are.

T: – I have already said that the British and the Americans are great lovers of sports. Our country needs healthy young people too. You and your friends are interested in sports, of course. If you are healthy you can learn and work and be active in life. You have cards with dialogues but the sentences are mixed. Put them in the right order to make up a dialogue.

Group 1:

– Are you interested in sports?

– Well, I don’t like very much to watch other people play. I like to play myself.

– Oh? What’s your favorite sport?

– Basketball.

Group 2:

– What is your favorite sport?

– I like figure-skating.

– Are you good at it?

– Oh, no, I’m not. I can’t skate at all. But I enjoy watching figure-skating competition

Group 3:

– To have a healthy mind you must have a healthy body.

– Do you really think so? Sport is very useful but it takes a lot of time.

– I wouldn’t say that. If you can plan your working day you’ll have a lot of time.

– Yes, you are right. I agree with you.

T: Now I want you to ask questions to each other in pairs. (Mini-dialogues).

Try to ask your friends from other groups.

Questions: 

  • Do you go in for sports?
  • Do you like our physical training lessons?
  • Do you do morning exercises?
  • What sports do you go in for?
  • Does it help you to be in good health?
  • Do you visit sports schools?
  • What is your favorite sport?
  • Can you swim?
  • Who is the best sportsman in your group?
  • Who is your favorite sportsman? (etc)

T: – You are good sportsmen, I see. Imagine that I’m a famous sportsman and you are journalists from different countries. What questions would you ask me?

Questions: 

  • Where are you from?
  • What is your name?
  • What sports do you go in for?
  • Does it take a lot of time?
  • What competitions did you take part in?
  • Did you lose or win?
  • Why do you go in for tennis (football, basketball)?

VI

T: – OK! Let’s sum up then. What have you learned today? What have you like or dislike at the lesson? I think our lesson was useful. Now you know more kinds of sport.

VII

T: – Now write down your home task: to prepare some information about different sports. And don’t forget that “Good health is better than wealth”. Good buy!

Приложение 1

Word Web

 

Приложение 2

Read the text and try to understand what it is about.

The original Olympic Games began in the year 776 BC in Olympia in Ancient Greece. They happened every four years. Only men could take part in the Olympics. Women were not allowed anywhere near them. The Games were good practice for soldiers. The ancient Olympic Games ended in the fourth century BC. The modern Olympic Games began in Athens in 1896. There were a lot of sports than in the ancient games. 311 sportsmen from 13 countries took part in it. Women started competing in 1912. The first Winter Olympic Games took place in 1924 in Chamonix, France. The XXII Winter Olympic Games were held in Russia in February  2014. The sportsmen from Europe and Asia came to Russia to take part in it. Now there are hundreds of different sports in the Olympic Games.

 Приложение 3

Задания к прочитанному тексту.

Group 1. 

Put the sentences in order according to the text.

  • The first Winter Olympic Games took place in 1924.
  • The Games were held every four years in Olympia.
  • The first Olympic Games of modern times were held in 1896 in Athens.
  • The original Olympic Games began in Ancient Greece.
  • Women started competing in 1924.

Group 2.

Finish the sentences according to the text. 

  • Women …

A) took part in the Games.

B) were not allowed to be present at the games.

C) watched the Games.

  • The ancient Olympic Games ended …

A) in the 3d century BC.

B) in the 5th century BC.

C) in the 4th century BC.

Women started competing...

A) in 1912.

B) in 1896.

C) after World War II.

The first Winter Olympic Games took place in…

A) 1912.

B) 1924.

C) 1946.

Group 3.

Answer the following questions. 

  • When and where did the original Olympic Games begin?
  • Did women take part in it?
  • When did the modern Olympic Games begin?
  • Women started competing in 1912, didn’t they?
  • Did the first Winter Olympic Games take place in France or in Greece?
  • What kinds of sports do you know?

Приложение 4

Работа с подстановочными таблицами.

1

Tennis

(It)

was

is

invented in the UK.

very popular in Britain.

very interesting to see.

played by people from all over the world.

2

Cricket

(It)

is

one of the English national sports.

played in summer.

a very serious business in Britain.

becoming more and more popular around the world.

3

Football

(It)

was

is

invented in the UK.

introduced to other countries by British soldiers, seamen and businessmen.

a very popular game among the boys.

played by many people.

Приложение 5

Put the sentences in the right order to make up a dialogue.

Group 1. 

  • Basketball.
  • Are you interested in sports?
  • Well, I don’t like very much to watch other people play. I like to play myself.
  • Oh? What’s your favorite sport?

Group 2. 

  • I wouldn’t say that. If you can plan your working day, you will have a lot of time.
  • Do you really think so? Sport is very useful but it takes a lot of time.
  • To have a healthy mind you must have a healthy body.
  • Yes, you are right. I agree with you.

Group 3. 

  • Oh, no. I’m not. I can’t skate at all. But I enjoy watching figure-skating competition.
  • What is your favorite kind of sport?
  • Are you good at it?
  • I like figure-skating.

Приложение 6

Proverbs: 

  • “A Sound Mind in a Sound Body”.
  • “Good Health Better Than Wealth”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по биологии 10 класс на тему: “ Решение генетических задач” Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).

Конспект занятия: «Решение генетических задач»  Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генети...

Применение ЭОР для решения различных образовательных задач на уроках иностранного языка

Основной целью написания работы является исследовать и проанализировать, как применение электронных образовательных ресурсов решает  образовательные задачи по формированию и развитию коммуникатив...

Статья "Решение коммуникативных задач в процессе изучения английского языка"

Коммуникативность является методическим содержанием современного урока  английского языка. В основу моей работы лёг принцип коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях д...

Подготовка к ОГЭ: Решение коммуникативной задачи.

Особый и важный критерий в развитии коммуникативных учений-это решение коммуникативной задачи. Для поколения учителей, которые учились и начинали работать в Советское время, это критерий новый. Поэтом...

Формирование навыков решения коммуникативной задачи и выработки индивидуального алгоритма принятия решения (problem-solving technique) в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности

Данная методическая разработка на примере конкретного урока рассмативает основные приемы формирования навыков решения коммуникативной задачи учащимися и выработки ими индивидуального алгорит...

Моделирование учителем ситуаций общения, стимулирующих учащихся к решению коммуникативных задач

Ситуативная направленность обучения иностранным языкам обусловлена высокой значимостью экстралингвистических параметров коммуникации и необходимостью использования речевых ситуаций, направленных на ра...